ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Понятие процесса управления
Процесс управления представляет собой последовательность действий работников аппарата управления, направленных на достижение целей организации. Процесс можно рассматривать с различных точек зрения: 1) с содержательной, анализируя сущность и последовательность деятельности на каждом из этапов процесса управления; 2) с информационной, анализируя процессы обработки, передачи и хранения информации, происходящие в системе управления; 3) с модельной, используя математические модели описания процесса управления; 4) с критериальной, анализируя преемственность и взаимозависимость целей и критериев оценки деятельности системы управления на различных этапах процесса управления. Содержательная сторона процесса управления
С содержательной точки зрения в процессе управления можно выделить следующие этапы (см. рис. 15.1): прогнозирование, планирование, организация, координация, стимулирование (мотивация), учет и контроль, анализ. Прогнозирование представляет собой процесс исследования, направленный на выяснение тенденций развития предприятия и его внешней среды. Планирование - это процесс разработки планов деятельности и развития предприятия. План – это система, включающая: 1) цели деятельности или развития; 2) описание этапов и способов достижения целей; 3) расчет требуемых для достижения целей ресурсов; 4) показатели, по значению которых можно судить о степени достижения целей и расходе имеющихся ресурсов. Организация - это процесс расстановки в пространстве и во времени ресурсов, необходимых для достижения целей, и определение способов их интеграции и взаимодействия. Координация - это регулирование взаимодействия ресурсов в процессе достижения цели. Стимулирование представляет собой совокупность действий субъекта управления, побуждающих людей делать то, что считает нужным субъект. Учет и контроль представляют собой фиксацию на каком-либо информационном носителе значений показателей, по которым можно судить о степени достижения цели, о состоянии субъекта и объекта управления и о состоянии внешней среды. Анализ - это сравнение результатов учета и контроля с запланированными значениями контролируемых показателей.
Информационная сторона процесса управления С информационной точки зрения процесс управления представляет собой последовательность следующих этапов (см. рис. 15.2): 1) сбор первичной (начальной) информации; 2) ее регистрация, передача и сохранение на информац. носителе; 3) логическая и математическая обработка первичной информации, в результате чего получается синтетическая информация, которая может быть оформлена в виде документа; 4) предоставление синтетической информации субъекту управления; 5) если субъект управления считает, что предоставленной информации достаточно для принятия управленческого решения, то осуществляется переход к пункту (6), инчае происходит сбор доп. информации, ее регистрация, обработка и предоставление субъекту управления вновь полученной синтетической информации; 6) принятие субъектом управленческого решения; 7) документальное оформление решения; 8) архивизация документов; 9) доведение решения до исполнителей. Технология процесса управления Технология процесса управления представляет собой порядок взаимодействия работников аппарата управления, информации и технических средств управления при выполнении какой-либо управленческой деятельности. Если технология процесса управления оформляется документально, то это представляет собой документ, в котором указывается: 1) что должно быть сделано; 2) когда это должно быть сделано; 3) кто это должен делать; 4) какие ресурсы для этого необходимы; 5) по какой методике это должно быть сделано; 6) где это должно быть сделано; 7) как должен быть оформлен результат. Именно с помощью технологии каждый из этапов процесса управления может быть расчленен на различные операции и процедуры.
Технология процесса управления Операция является первичным (минимальным) элементом процесса управления. И под операцией понимается законченное действие, выполняемое вручную или с помощью технических средств и направленное на достижение поставленной цели. В настоящее время выделяют три основных метода сочетания операций друг с другом 1) последовательный, когда каждая последующая операция начинается только после завершения предыдущей (наиболее наглядный пример такого сочетания операций - это передача какого-либо распоряжения с выше стоящего уровня управления на ниже стоящие); 2) параллельный, когда различные операции могут выполняться одновременно несколькими исполнителями (примером такого сочетания операций может являться составление балансового отчета предприятия); 3) параллельно-последовательный, предусматривающий частичное совмещение операций во времени и пространстве (наиболее наглядный пример такого сочетания операций - это разработка бизнес-плана предприятия.
Совокупность логически взаимосвязанных и приводящих к решению какой-либо задачи операций представляет собой процедуру. Процедуры м. б. как формальными, т.е. закрепленными в каких-либо нормативных актах, так и неформальными. Пример формальной процедуры – прием на работу нового сотрудника, а пример неформальной процедуры - проведение переговоров с партнерами по бизнесу. Классифицировать операции и процедуры можно по различным критериям. Во-первых, их подразделяют на: – повторяющиеся, постоянно выполняемые работниками управления, и эти процедуры поддаются измерению, анализу, нормированию и проектированию; – неповторяющиеся, в виде творческих процессов в управлении. Во-вторых, по степени автоматизации выделяют ручные, автоматизированные и автоматические операции и процедуры. В-третьих, по содержанию управленческие процедуры подразделяются на: – информационные, связанные с обработкой, передачей, хранением информации; – логико-мыслительные, связанные с выработкой и принятием управленческих решений; – организационные, связанные с кадровой работой, постановкой задач исполнителям и администрированием. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|