Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Диагностика компетенций студента




по учебной дисциплине «Семьеведение»

Для диагностики сформированности социально-педагогических компетенций студентов используются следующие основные средства: критериально-ориентированные тесты, творческие задания, рефераты, доклады, эссе, презентации, другие средства диагностики.

Формой итогового контроля уровня и качества сформированности у студентов социально-педагогических компетенций является экзамен. Оценка учебных достижений студента на экзамене по учебной дисциплине «Социально-педагогическая работа с семьей. Семьеведение» производится по десятибалльной шкале.

Критерии оценки результатов учебной деятельности:

10 баллов — (превосходно):

- систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы, а также по основным вопросам, выходящим за ее пределы;

- точное использование научной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы;

- умение ориентироваться в теоретико-методологических основах исследования семьи и семейных отношений, социокультурных моделях и практике семейных отношений и давать им критическую оценку, использовать научные достижения других дисциплин;

- полное и глубокое усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;

- творческая самостоятельная работа на семинарских занятиях, активное участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.

9 баллов — (отлично):

- систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы;

- точное использование научной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы;

- умение ориентироваться в теоретико-методологических основах исследования семьи и семейных отношений, социокультурных моделях и практике семейных отношений и давать им критическую оценку;

- полное усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;

- активная самостоятельная работа на семинарских занятиях, творческое участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.

8 баллов — (почти отлично):

- систематизированные, глубокие и полные знания по всем поставленным вопросам в объеме учебной программы;

- использование научной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы;

- умение ориентироваться в теоретико-методологических основах исследования семьи и семейных отношений, социокультурных моделях и практике семейных отношений и давать им критическую оценку;

- усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;

- активная самостоятельная работа на семинарских занятиях, систематическое участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.

7 баллов — (очень хорошо):

- систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы;

- использование научной терминологии, лингвистически и логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы;

- умение ориентироваться в теоретико-методологических основах исследования семьи и семейных отношений, социокультурных моделях и практике семейных отношений и давать им сравнительную оценку;

- усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;

- самостоятельная работа на семинарских занятиях, участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.

6 баллов — (хорошо):

- достаточно полные и систематизированные знания в объеме учебной программы;

- использование необходимой научной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы;

- умение ориентироваться в теоретических основах семьеведения, типологии и моделях семейно-брачных отношений и давать им сравнительную оценку;

- усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;

- активная самостоятельная работа на семинарских занятиях, периодическое участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.

5 баллов — (почти хорошо):

- достаточные знания в объеме учебной программы;

- использование научной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать выводы;

- умение ориентироваться в теоретических основах семьеведения, типологии и моделях семейно-брачных отношений и давать им оценку;

- усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;

- самостоятельная работа на семинарских занятиях, периодическое участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.

4 балла — (удовлетворительно):

- достаточный объем знаний в рамках образовательного стандарта;

- использование научной терминологии, стилистическое и логическое изложение ответа на вопросы, умение делать выводы без существенных ошибок;

- умение ориентироваться в теоретических основах семьеведения, типологии и моделях семейно-брачных отношений;

- усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;

- работа под руководством преподавателя на семинарских занятиях, допустимый уровень культуры исполнения заданий.

3 балла — (неудовлетворительно):

- недостаточно полный объем знаний в рамках образовательного стандарта;

- знание части основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;

- использование научной терминологии, изложение ответа на вопросы с существенными лингвистическими и логическими ошибками;

- неумение ориентироваться в теоретических основах семьеведения, типологии и моделях семейно-брачных отношений;

- пассивность на семинарских занятиях, низкий уровень культуры исполнения заданий.

2 балла — (неудовлетворительно):

- фрагментарные знания в рамках образовательного стандарта;

- знания отдельных литературных источников, рекомендованных учебной программой дисциплины;

- неумение использовать научную терминологию дисциплины, наличие в ответе грубых стилистических и логических ошибок;

- пассивность на семинарских занятиях, низкий уровень культуры исполнения заданий.

1 балл — (неудовлетворительно):

- отсутствие знаний и компетенций в рамках образовательного стандарта или отказ от ответа.


ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СЕМЬЕВЕДЕНИЕ»

1. Сущность семьи и брака. Формы организации брачно-семейных отношений в истории общества.

2. Основные направления эволюции семьи и семейного воспитания. Особенности детско-родительских отношений в историческом контексте.

3. Динамика развития семейно-брачных отношений.

4. Жизненный цикл семьи. Стадии жизненного цикла.

5. Динамика развития супружеских отношений. Супружеская совместимость: основные компоненты. Удовлетворенность браком.

6. Добрачные и брачные факторы, детерминирующие гармоничность семейно-брачных отношений.

7. Факторы и условия семейного благополучия.

8. Роль семьи в современном обществе. Функции семьи, их характеристика.

9. Основные периоды развития семьи и функции членов семьи.

10. Особенности функционирования современной семьи. Нормально функционирующие и дисфункциональные семьи.

11. Типичные нормы традиционной и современной семьи.

12. Типология семьи и брака.

13. Традиционные и альтернативные формы семейно-брачных отношений в современном обществе.

14. Социально-психологические детерминанты брачного поведения. Выбор брачного партнера.

15. Культурологические и социологические факторы брачного выбора.

16. Социально-психологические теории брачного выбора.

17. Зависимость супружеских отношений от модели родительской семьи.

18. Любовь как основа брачно-семейных отношений.

19. Кризисные периоды семьи и брака.

20. Нормативные семейные кризисы. Семейные трудности на разных этапах жизненного цикла семьи.

21. Ненормативные семейные кризисы. Факторы возникновения и закономерности протекания.

22. Родительские установки и стили семейного воспитания. Причины возникновения детоцентризма.

23. Типология стилей семейного воспитания.

24. Родительское отношение к ребенку: определение, типы, влияние на психическое развитие.

25. Влияние стиля воспитания на развитие личности ребенка.

26. Детерминация родительских установок и стилей семейного воспитания.

27. Родительские директивы и формирование личности ребенка.

28. Семья и социализация личности. Роль отца и матери в социализации детей. Роль сиблингов в социализации. Порядок рождения в родительской семье и социализация.

29. Прародители в системе семейных отношений. Типология прародительского поведения.

30. Специфика внутрисемейного взаимодействия в различных типах семьи.

31. Нарушения жизнедеятельности семьи.

32. Сущность понятия «семейное неблагополучие». Внешние и внутрисемейные факторы семейного неблагополучия, механизмы их минимизации.

33. Специфика внутрисемейного взаимодействия в проблемной семье. Типология неблагополучных семей. Роли, навязываемые ребенку в неблагополучной семье.

34. Социально-психологическая характеристика ребёнка из неблагополучной семьи.

35. Неполная семья как фактор психологического неблагополучия ребенка. Личность ребенка в семье разведенных родителей. Ребенок в осиротевшей семье. Психологические проблемы внебрачных детей.

36. Супружеские конфликты: причины возникновения и типологии супружеских конфликтов. Способы разрешения супружеских конфликтов.

37. Супружеская неверность как признак супружеского неблагополучия.

38. Развод как социально-психологическая проблема. Причины и последствия развода для членов семьи. Психологические проблемы повторного брака.

39. Семейные конфликты в диаде «родители-дети»: причины возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика семейных конфликтов.

40. Понятие смыслового барьера в общении родителей и детей, его типы. Способы преодоления смысловых барьеров.

41. Манипуляции в семье, их виды.

42. Причины манипуляций в общении родителей и детей, пути преодоления.

43. Деятельность государства по поддержке семьи и минимизации семейного неблагополучия.

44. Социально-психологическая готовность к браку и созданию семьи, ее основные компоненты.

45. Формирование готовности к будущей семейной жизни как социально-педагогическая проблема. Критерии готовности к браку и созданию семьи.

46. Индивидуальные, групповые и массовые формы работы в процессе подготовки молодежи к семейной жизни.

47. Современное состояние и проблемы семьи в Республике Беларусь.

48. Государственная семейная политика в Республике Беларусь.

49. Законодательство Республики Беларусь о браке и семье.

50. Нормативно-правовые акты и государственные программы, направленные на защиту и укрепление семьи.

51. Аксиологический, культурологический и системный подходы в работе с семьей.

52. Специфика социально-педагогической работы с семьёй.

53. Функции социального педагога в работе с семьёй.

54. Основные направления, формы и методы работы социального педагога с семьёй.

55. Межведомственное взаимодействие в работе с семьей.

56. Диагностика семьи и семейных отношений.

57. Семейное консультирование. Основные модели консультативной работы с семьей.

58. Основные этапы семейного консультирования. Методы и приемы работы специалиста с семьей.

59. Специфика групповой работы с семьёй.

60. Этические нормы профессионального поведения специалиста в работе с семьёй.

 


Список рекомендуемой литературы по дисциплине «Семьеведение»

Основная литература

1. Агапов, Е.П. Семьеведение / Е.П. Агапов, О.А. Нор-Аревян. – М.: Дашков и К., 2010. – 400 с.

2. Андреева, Т.В. Психология современной семьи: монография / Т.В. Андреева. – СПб.: Речь, 2005. – 436 с.

3. Андреева, Т.В. Семейная психология: учеб. пособие / Т.В. Андреева. – СПб.: Речь, 2004. – 244 с.

4. Гаранина, Е.Ю. Семьеведение / Е.Ю. Гаранина, И.А. Коноплева, С.Ф. Карабанова. – М.: Флинта, 2009. – 384 с.

5. Дивицына, Н.Ф. Семьеведение: учеб. пособие / Н.Ф. Дивицына. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 325 с.

6. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2006. – 176 с.

7. Зритнева, Е.И. Семьеведение: учеб. пособие / Е.И. Зритнева, Н.П. Клушина. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 246 с.

8. Зритнева, Е.И. Социология семьи: учеб. пособие / Е.И. Зритнева. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2006. – 150 с.

9. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб. пособие / О.А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2006. – 320 с.

10. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье. – Минск: Амалфея, 2009. – 168 с.

11. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь // Праблемы выхавання. – 2007. - №2. – С. 3-19.

12. Крюкова, Т.Л. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними / Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская, Е.В. Куфтяк. – СПб., Речь, 2005. – 240 с.

13. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учеб. пособие / Т.А. Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 232 с.

14. Лукьянова, И.Е. Семьеведение: Учебное пособие / И.Е. Лукьянова, Э.М. Прохорова, Л.П. Шиповская. – Минск: Инфра-М, 2010. – 272 с.

15. Мартынова, В.В. Основы социально-педагогического взаимодействия социального педагога с семьей / В.В. Мартынова, А.Н. Ходосок // Сацыяльна-педагагiчная работа.– 2006. – №1. – С.45-52.

16. Олифирович, Н.И. Психология семейных кризисов / Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкевич-Куземкина, Т.Ф. Велента. – СПб.: Речь, 2006. – 360 с.

17. Основы психологии семьи и семейного консультирования / Л.Г. Жедунова [и др.]; под общ. ред. Н.Н. Посысоева. – М.: ВЛАДОС–ПРЕСС, 2004. – 328 с.

18. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Е.И. Артамонова [и др.]; под ред. Е.Г. Силяевой. – М: Издательский центр «Академия», 2005. – 192 с.

19. Седракян, С.А. Социальная психология семьи / С.А. Седракян. – М.: МПСИ, 2011. - 368 с.

20. Солодовников, В.В. Социология социально-дезадаптированной семьи / В.В. Солодовников. – СПб.: Директ, 2007. – 384 с.

21. Социология семьи / А.И. Антонов и др.; под ред. проф. А.И.Антонова. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 640 с.

22. Холостова, Е.И. Эволюция семьи / Е.И. Холостова, Е.М. Черняк, О.Г. Прохорова. – М.: Каро, 2011. – 224 с.

23. Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей / В.М. Целуйко. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 272 с.

24. Чечет, В.В. Педагогика семейного воспитания: учеб. пособие / В.В. Чечет. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2003. – 196 с.

25. Шилов, И.Ю. Фамилистика. (Психология и педагогика семьи) Практикум / И.Ю. Шилов. – СПб.: ООО «Издательство «Метрополис», 2000. – 416 с.

26. Шнейдер, Л.Б. Основы семейной психологии / Л.Б. Шнейдер. – М.: МПСИ, 2010. – 928 с.

Дополнительная литература

1. Борисов, В.А. Демография: учеб. пособие / В.А. Борисов. — М.: Издательский дом NOTABENE, 2001. — 272 с.

2. Видра, Д. Помощь разведенным родителям и их детям / Д.Видра. – М.: Изд-во института психотерапии, 2000. – 224 с.

3. Колесникова, Г.И. Социология и психология семьи: учеб. пособие / Г.И. Колесникова, И.А. Кабарухина, В.Н. Мирошниченко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 508 с.

4. Кон, И.С. Отцовство как социокультурный институт / И.С. Кон // Педагогика. - 2005. - №9. – С.3-16.

5. Лофас, Ж. Повторный брак: дети и родители / Ж. Лофас, Д. Сова. - СПб.: Питер, 1996. – 320 с.

6. Никончук, А.С. Неблагополучная семья как социально-педагогическая проблема / А.С. Никончук // Сацыяльна-педагагiчная работа.– 2004. – №4. – С. 29 – 41.

7. О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственной защиты детей в неблагополучных семьях: Закон республики Беларусь // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2006. – №1. – С. 3-5.

8. О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях: Декрет Президента Республики Беларусь №18 от 24 ноября 2006 г. // Сацыяльна-педагагiчная работа.– 2007. – №1. - С.3 – 10.

9. О правах ребенка: Закон Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. №2570-XII с изменениями и дополнениями. - Минск: Дикта, 2007. – 20 с.

10. О президентской программе “Дети Беларуси” на 2006-
2010 годы: указ Президента Респ. Беларусь от 15 мая 2006 г.
№318 // Эталон-WIN: банк данных правовой информации
Респ. Беларусь [электрон. ресурс] / Нац. центр правовой
информации Респ. Беларусь. – Минск, 2006.

11. О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 14 апреля 2000 г. № 185 «О предоставлении гражданам льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений»: Указ Президента Республики Беларусь от 10.06.2009 г. № 301 // Экспресс-бюллетень [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2009.

12. Об утверждении Основных направлений государственной семейной политики Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 21 января 1998 г. №46 [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 1998.

13. Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В. Овчарова. – М.: Академия, 2005. – 362 с.

14. Подросток: подготовка к взрослой жизни: программа курса для учащихся 6-11 классов / Ж.В. Булаева. – Минск: БГАТУ, 2004. –64 с.

15. Положение о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования Республики Беларусь 27 апреля 2006г. №42 // Настаунiцкая газета.– 2006. – 3 чэрв. – С.7.

16. Психология и психотерапия семейных конфликтов: хрестоматия: учебное пособие для вузов / Под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Бахрах-М, 2008. – 736 с.

17. Психология семьи: хрестоматия: учебное пособие для вузов / Под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2002. – 752с.

18. Родители и дети: хрестоматия / Сост. Д.Я. Райгородский. – Самара: БАХРАХ-М, 2003. – 784 с.

19. Ребенок в карусели развода / С.К. Нартова-Бочавер, М.И. Несмеянова, Н.В. Малярова, Е.А. Мухортова. - М.: Дрофа, 2001. – 192 с.

20. Тюгашев, Е.А. Семьеведение: учеб. пособие / Е.А. Тюгашев. – Новосибирск: СибУПК, 2006. – 194 с.

21. Фигдор, Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой / Г. Фигдор. - М.: Наука, 1995. - 376 с.

22. Филиппова, Г.Г. Психология материнства: учеб. пособие / Г.Г. Филиппова. – М.: Изд-во института психотерапии, 2001. – 240 с.

23. Целуйко, В.М. Родители и дети: психология взаимоотношений в семье / В.М. Целуйко. – Мозырь: Содействие, 2006. – 224 с.

24. Черняк, Е.М. Социология семьи: учеб. пособие / Е.М. Черняк. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – 248 с.

25. Чечет, В.В. Пути сокращения социального сиротства в Беларуси / В.В. Чечет // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2009. – №2. – С. 10-13.

26. Чечет, В.В. Социально-психолого-педагогическая поддержка современной белорусской семьи и детей / В.В. Чечет // Праблемы выхавання. - 2005. - №6. – С.36-40.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных