ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Диагностика компетенций студентапо учебной дисциплине «Семьеведение» Для диагностики сформированности социально-педагогических компетенций студентов используются следующие основные средства: критериально-ориентированные тесты, творческие задания, рефераты, доклады, эссе, презентации, другие средства диагностики. Формой итогового контроля уровня и качества сформированности у студентов социально-педагогических компетенций является экзамен. Оценка учебных достижений студента на экзамене по учебной дисциплине «Социально-педагогическая работа с семьей. Семьеведение» производится по десятибалльной шкале. Критерии оценки результатов учебной деятельности: 10 баллов — (превосходно): - систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы, а также по основным вопросам, выходящим за ее пределы; - точное использование научной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы; - умение ориентироваться в теоретико-методологических основах исследования семьи и семейных отношений, социокультурных моделях и практике семейных отношений и давать им критическую оценку, использовать научные достижения других дисциплин; - полное и глубокое усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины; - творческая самостоятельная работа на семинарских занятиях, активное участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий. 9 баллов — (отлично): - систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы; - точное использование научной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы; - умение ориентироваться в теоретико-методологических основах исследования семьи и семейных отношений, социокультурных моделях и практике семейных отношений и давать им критическую оценку; - полное усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины; - активная самостоятельная работа на семинарских занятиях, творческое участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий. 8 баллов — (почти отлично): - систематизированные, глубокие и полные знания по всем поставленным вопросам в объеме учебной программы; - использование научной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы; - умение ориентироваться в теоретико-методологических основах исследования семьи и семейных отношений, социокультурных моделях и практике семейных отношений и давать им критическую оценку; - усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины; - активная самостоятельная работа на семинарских занятиях, систематическое участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий. 7 баллов — (очень хорошо): - систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы; - использование научной терминологии, лингвистически и логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы; - умение ориентироваться в теоретико-методологических основах исследования семьи и семейных отношений, социокультурных моделях и практике семейных отношений и давать им сравнительную оценку; - усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины; - самостоятельная работа на семинарских занятиях, участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий. 6 баллов — (хорошо): - достаточно полные и систематизированные знания в объеме учебной программы; - использование необходимой научной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы; - умение ориентироваться в теоретических основах семьеведения, типологии и моделях семейно-брачных отношений и давать им сравнительную оценку; - усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины; - активная самостоятельная работа на семинарских занятиях, периодическое участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий. 5 баллов — (почти хорошо): - достаточные знания в объеме учебной программы; - использование научной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать выводы; - умение ориентироваться в теоретических основах семьеведения, типологии и моделях семейно-брачных отношений и давать им оценку; - усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины; - самостоятельная работа на семинарских занятиях, периодическое участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий. 4 балла — (удовлетворительно): - достаточный объем знаний в рамках образовательного стандарта; - использование научной терминологии, стилистическое и логическое изложение ответа на вопросы, умение делать выводы без существенных ошибок; - умение ориентироваться в теоретических основах семьеведения, типологии и моделях семейно-брачных отношений; - усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины; - работа под руководством преподавателя на семинарских занятиях, допустимый уровень культуры исполнения заданий. 3 балла — (неудовлетворительно): - недостаточно полный объем знаний в рамках образовательного стандарта; - знание части основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины; - использование научной терминологии, изложение ответа на вопросы с существенными лингвистическими и логическими ошибками; - неумение ориентироваться в теоретических основах семьеведения, типологии и моделях семейно-брачных отношений; - пассивность на семинарских занятиях, низкий уровень культуры исполнения заданий. 2 балла — (неудовлетворительно): - фрагментарные знания в рамках образовательного стандарта; - знания отдельных литературных источников, рекомендованных учебной программой дисциплины; - неумение использовать научную терминологию дисциплины, наличие в ответе грубых стилистических и логических ошибок; - пассивность на семинарских занятиях, низкий уровень культуры исполнения заданий. 1 балл — (неудовлетворительно): - отсутствие знаний и компетенций в рамках образовательного стандарта или отказ от ответа. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СЕМЬЕВЕДЕНИЕ» 1. Сущность семьи и брака. Формы организации брачно-семейных отношений в истории общества. 2. Основные направления эволюции семьи и семейного воспитания. Особенности детско-родительских отношений в историческом контексте. 3. Динамика развития семейно-брачных отношений. 4. Жизненный цикл семьи. Стадии жизненного цикла. 5. Динамика развития супружеских отношений. Супружеская совместимость: основные компоненты. Удовлетворенность браком. 6. Добрачные и брачные факторы, детерминирующие гармоничность семейно-брачных отношений. 7. Факторы и условия семейного благополучия. 8. Роль семьи в современном обществе. Функции семьи, их характеристика. 9. Основные периоды развития семьи и функции членов семьи. 10. Особенности функционирования современной семьи. Нормально функционирующие и дисфункциональные семьи. 11. Типичные нормы традиционной и современной семьи. 12. Типология семьи и брака. 13. Традиционные и альтернативные формы семейно-брачных отношений в современном обществе. 14. Социально-психологические детерминанты брачного поведения. Выбор брачного партнера. 15. Культурологические и социологические факторы брачного выбора. 16. Социально-психологические теории брачного выбора. 17. Зависимость супружеских отношений от модели родительской семьи. 18. Любовь как основа брачно-семейных отношений. 19. Кризисные периоды семьи и брака. 20. Нормативные семейные кризисы. Семейные трудности на разных этапах жизненного цикла семьи. 21. Ненормативные семейные кризисы. Факторы возникновения и закономерности протекания. 22. Родительские установки и стили семейного воспитания. Причины возникновения детоцентризма. 23. Типология стилей семейного воспитания. 24. Родительское отношение к ребенку: определение, типы, влияние на психическое развитие. 25. Влияние стиля воспитания на развитие личности ребенка. 26. Детерминация родительских установок и стилей семейного воспитания. 27. Родительские директивы и формирование личности ребенка. 28. Семья и социализация личности. Роль отца и матери в социализации детей. Роль сиблингов в социализации. Порядок рождения в родительской семье и социализация. 29. Прародители в системе семейных отношений. Типология прародительского поведения. 30. Специфика внутрисемейного взаимодействия в различных типах семьи. 31. Нарушения жизнедеятельности семьи. 32. Сущность понятия «семейное неблагополучие». Внешние и внутрисемейные факторы семейного неблагополучия, механизмы их минимизации. 33. Специфика внутрисемейного взаимодействия в проблемной семье. Типология неблагополучных семей. Роли, навязываемые ребенку в неблагополучной семье. 34. Социально-психологическая характеристика ребёнка из неблагополучной семьи. 35. Неполная семья как фактор психологического неблагополучия ребенка. Личность ребенка в семье разведенных родителей. Ребенок в осиротевшей семье. Психологические проблемы внебрачных детей. 36. Супружеские конфликты: причины возникновения и типологии супружеских конфликтов. Способы разрешения супружеских конфликтов. 37. Супружеская неверность как признак супружеского неблагополучия. 38. Развод как социально-психологическая проблема. Причины и последствия развода для членов семьи. Психологические проблемы повторного брака. 39. Семейные конфликты в диаде «родители-дети»: причины возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика семейных конфликтов. 40. Понятие смыслового барьера в общении родителей и детей, его типы. Способы преодоления смысловых барьеров. 41. Манипуляции в семье, их виды. 42. Причины манипуляций в общении родителей и детей, пути преодоления. 43. Деятельность государства по поддержке семьи и минимизации семейного неблагополучия. 44. Социально-психологическая готовность к браку и созданию семьи, ее основные компоненты. 45. Формирование готовности к будущей семейной жизни как социально-педагогическая проблема. Критерии готовности к браку и созданию семьи. 46. Индивидуальные, групповые и массовые формы работы в процессе подготовки молодежи к семейной жизни. 47. Современное состояние и проблемы семьи в Республике Беларусь. 48. Государственная семейная политика в Республике Беларусь. 49. Законодательство Республики Беларусь о браке и семье. 50. Нормативно-правовые акты и государственные программы, направленные на защиту и укрепление семьи. 51. Аксиологический, культурологический и системный подходы в работе с семьей. 52. Специфика социально-педагогической работы с семьёй. 53. Функции социального педагога в работе с семьёй. 54. Основные направления, формы и методы работы социального педагога с семьёй. 55. Межведомственное взаимодействие в работе с семьей. 56. Диагностика семьи и семейных отношений. 57. Семейное консультирование. Основные модели консультативной работы с семьей. 58. Основные этапы семейного консультирования. Методы и приемы работы специалиста с семьей. 59. Специфика групповой работы с семьёй. 60. Этические нормы профессионального поведения специалиста в работе с семьёй.
Список рекомендуемой литературы по дисциплине «Семьеведение» Основная литература 1. Агапов, Е.П. Семьеведение / Е.П. Агапов, О.А. Нор-Аревян. – М.: Дашков и К., 2010. – 400 с. 2. Андреева, Т.В. Психология современной семьи: монография / Т.В. Андреева. – СПб.: Речь, 2005. – 436 с. 3. Андреева, Т.В. Семейная психология: учеб. пособие / Т.В. Андреева. – СПб.: Речь, 2004. – 244 с. 4. Гаранина, Е.Ю. Семьеведение / Е.Ю. Гаранина, И.А. Коноплева, С.Ф. Карабанова. – М.: Флинта, 2009. – 384 с. 5. Дивицына, Н.Ф. Семьеведение: учеб. пособие / Н.Ф. Дивицына. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 325 с. 6. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2006. – 176 с. 7. Зритнева, Е.И. Семьеведение: учеб. пособие / Е.И. Зритнева, Н.П. Клушина. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 246 с. 8. Зритнева, Е.И. Социология семьи: учеб. пособие / Е.И. Зритнева. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2006. – 150 с. 9. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб. пособие / О.А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2006. – 320 с. 10. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье. – Минск: Амалфея, 2009. – 168 с. 11. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь // Праблемы выхавання. – 2007. - №2. – С. 3-19. 12. Крюкова, Т.Л. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними / Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская, Е.В. Куфтяк. – СПб., Речь, 2005. – 240 с. 13. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учеб. пособие / Т.А. Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 232 с. 14. Лукьянова, И.Е. Семьеведение: Учебное пособие / И.Е. Лукьянова, Э.М. Прохорова, Л.П. Шиповская. – Минск: Инфра-М, 2010. – 272 с. 15. Мартынова, В.В. Основы социально-педагогического взаимодействия социального педагога с семьей / В.В. Мартынова, А.Н. Ходосок // Сацыяльна-педагагiчная работа.– 2006. – №1. – С.45-52. 16. Олифирович, Н.И. Психология семейных кризисов / Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкевич-Куземкина, Т.Ф. Велента. – СПб.: Речь, 2006. – 360 с. 17. Основы психологии семьи и семейного консультирования / Л.Г. Жедунова [и др.]; под общ. ред. Н.Н. Посысоева. – М.: ВЛАДОС–ПРЕСС, 2004. – 328 с. 18. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Е.И. Артамонова [и др.]; под ред. Е.Г. Силяевой. – М: Издательский центр «Академия», 2005. – 192 с. 19. Седракян, С.А. Социальная психология семьи / С.А. Седракян. – М.: МПСИ, 2011. - 368 с. 20. Солодовников, В.В. Социология социально-дезадаптированной семьи / В.В. Солодовников. – СПб.: Директ, 2007. – 384 с. 21. Социология семьи / А.И. Антонов и др.; под ред. проф. А.И.Антонова. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 640 с. 22. Холостова, Е.И. Эволюция семьи / Е.И. Холостова, Е.М. Черняк, О.Г. Прохорова. – М.: Каро, 2011. – 224 с. 23. Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей / В.М. Целуйко. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 272 с. 24. Чечет, В.В. Педагогика семейного воспитания: учеб. пособие / В.В. Чечет. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2003. – 196 с. 25. Шилов, И.Ю. Фамилистика. (Психология и педагогика семьи) Практикум / И.Ю. Шилов. – СПб.: ООО «Издательство «Метрополис», 2000. – 416 с. 26. Шнейдер, Л.Б. Основы семейной психологии / Л.Б. Шнейдер. – М.: МПСИ, 2010. – 928 с. Дополнительная литература 1. Борисов, В.А. Демография: учеб. пособие / В.А. Борисов. — М.: Издательский дом NOTABENE, 2001. — 272 с. 2. Видра, Д. Помощь разведенным родителям и их детям / Д.Видра. – М.: Изд-во института психотерапии, 2000. – 224 с. 3. Колесникова, Г.И. Социология и психология семьи: учеб. пособие / Г.И. Колесникова, И.А. Кабарухина, В.Н. Мирошниченко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 508 с. 4. Кон, И.С. Отцовство как социокультурный институт / И.С. Кон // Педагогика. - 2005. - №9. – С.3-16. 5. Лофас, Ж. Повторный брак: дети и родители / Ж. Лофас, Д. Сова. - СПб.: Питер, 1996. – 320 с. 6. Никончук, А.С. Неблагополучная семья как социально-педагогическая проблема / А.С. Никончук // Сацыяльна-педагагiчная работа.– 2004. – №4. – С. 29 – 41. 7. О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственной защиты детей в неблагополучных семьях: Закон республики Беларусь // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2006. – №1. – С. 3-5. 8. О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях: Декрет Президента Республики Беларусь №18 от 24 ноября 2006 г. // Сацыяльна-педагагiчная работа.– 2007. – №1. - С.3 – 10. 9. О правах ребенка: Закон Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. №2570-XII с изменениями и дополнениями. - Минск: Дикта, 2007. – 20 с. 10. О президентской программе “Дети Беларуси” на 2006- 11. О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 14 апреля 2000 г. № 185 «О предоставлении гражданам льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений»: Указ Президента Республики Беларусь от 10.06.2009 г. № 301 // Экспресс-бюллетень [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2009. 12. Об утверждении Основных направлений государственной семейной политики Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 21 января 1998 г. №46 [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 1998. 13. Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В. Овчарова. – М.: Академия, 2005. – 362 с. 14. Подросток: подготовка к взрослой жизни: программа курса для учащихся 6-11 классов / Ж.В. Булаева. – Минск: БГАТУ, 2004. –64 с. 15. Положение о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования Республики Беларусь 27 апреля 2006г. №42 // Настаунiцкая газета.– 2006. – 3 чэрв. – С.7. 16. Психология и психотерапия семейных конфликтов: хрестоматия: учебное пособие для вузов / Под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Бахрах-М, 2008. – 736 с. 17. Психология семьи: хрестоматия: учебное пособие для вузов / Под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2002. – 752с. 18. Родители и дети: хрестоматия / Сост. Д.Я. Райгородский. – Самара: БАХРАХ-М, 2003. – 784 с. 19. Ребенок в карусели развода / С.К. Нартова-Бочавер, М.И. Несмеянова, Н.В. Малярова, Е.А. Мухортова. - М.: Дрофа, 2001. – 192 с. 20. Тюгашев, Е.А. Семьеведение: учеб. пособие / Е.А. Тюгашев. – Новосибирск: СибУПК, 2006. – 194 с. 21. Фигдор, Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой / Г. Фигдор. - М.: Наука, 1995. - 376 с. 22. Филиппова, Г.Г. Психология материнства: учеб. пособие / Г.Г. Филиппова. – М.: Изд-во института психотерапии, 2001. – 240 с. 23. Целуйко, В.М. Родители и дети: психология взаимоотношений в семье / В.М. Целуйко. – Мозырь: Содействие, 2006. – 224 с. 24. Черняк, Е.М. Социология семьи: учеб. пособие / Е.М. Черняк. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – 248 с. 25. Чечет, В.В. Пути сокращения социального сиротства в Беларуси / В.В. Чечет // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2009. – №2. – С. 10-13. 26. Чечет, В.В. Социально-психолого-педагогическая поддержка современной белорусской семьи и детей / В.В. Чечет // Праблемы выхавання. - 2005. - №6. – С.36-40.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|