Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Проблемные и логические задания




1.Дискуссия «Место и роль социологии в современной России»

1)Роль социологических исследований в проведении политических кампаний

2)Роль социологических исследований в формировании отношений «Власть – Общественность»

Творческие задания:

1. Охарактеризуйте исторические причины и факторы, обусловившие выделение социологии в самостоятельную отрасль знания.

2. Напишите эссе на тему: «Место социологии в профессиональной подготовке специалистов»

3. Напишите программу, составте инструментарий социологического исследования.

Основная литература:

Арон Р. Этапы развития социологической мысли.М., 1993.

Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Попов А.В., Самыгин С.И. Социология: Курс лекций: Учебное пособие – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

Волков Ю.Г.,Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов.- М.: «Гардарики», 2000.

Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М., 1997.

Денисова Г.С., Радовель М.Р.Этносоциология: Учебное пособие.- Ростов н\Д, 2000.

Дмитриев А.В. Конфликтология. Учебное пособие.- М., «Гардарики». 2001.

Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. В 3-х т. М., 2000.

История социологии: Учебное пособие/ Под общ.ред.А.Н.Елсукова. Минск, 1997.

Казаринова Н.Ф.,Филатова О.Г., Хренов А.Е. Социология: Учебник для вузов/ Под общ.ред.Г.С.Батыгина.М., 1999.

Рысь Ю.И., Степанов В.Е.Социология: Учебник.- С.,2003.

Тощенко Ж.Т. Социология.- М., 2001.

Энциклопедический социологический словарь/ Под общ.ред.Г.В.Осипова. М., 1995.

Дополнительная литература:

1.Смелзер Н.Социология. М., 1994.

2.Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество.М., 1992.

3.Тернер Д. Структура социологической теории. М., 1985.

 

Семинарское занятие по теме: Предистория и социально-философские предпосылки социологии как науки.

 

Цель занятия: знакомство с историей возникновения социологии; изучение основных этапов ее развития.

Основные положения:

Интерес к изучению проблем общества связан с разными именами и традициями в истории науки: Платон, Аристотель – в античной философии, Н.Макиавелли, Т.Мор в эпоху Возрождения, Ш.-Л.Монтескье – новое время.

 

План семинара:

1.Учение Аристотеля об обществе.

2.Идеи социальной справедливости в раннем христианстве.

3.Воззрения и характер общественного устройства гуманистов эпохи Возрождения.

 

Темы рефератов

1.Творческое наследие Аристотеля.

2.Творческое наследие Платона.

3.Взгляды Н.Макиавелли на правителя государства.

4.Взгляды Ш.-Л. Монтескье на форму правления.

 

Основная литература:

Арон Р. Этапы развития социологической мысли.М., 1993.

Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Попов А.В., Самыгин С.И. Социология: Курс лекций: Учебное пособие – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

Волков Ю.Г.,Мостовая И.В. Воциология: Учебник для вузов.- М.: «Гардарики», 2000.

Денисова Г.С., Радовель М.Р.Этносоциология: Учебное пособие.- Ростов н\Д, 2000.

Дмитриев А.В. Конфликтология. Учебное пособие.- М., «Гардарики». 2001.

Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М., 1997.

История социологии: Учебное пособие/ Под общ.ред.А.Н.Елсукова. Минск, 1997.

Казаринова Н.Ф.,Филатова О.Г., Хренов А.Е. Социология: Учебник для вузов/ Под общ.ред.Г.С.Батыгина.М., 1999.

Рысь Ю.И., Степанов В.Е.Социология: Учебник.- С.,2003.

Тощенко Ж.Т. Социология.- М., 2001.

Энциклопедический социологический словарь/ Под общ.ред.Г.В.Осипова. М., 1995.

 

Дополнительная литература:

Вебер М. Избранные произведения. М., 1994.

Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность: Социология М.Вебера и веберовский ренессанс. М., 1991.

Дюркгейм Э. Оразделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991.

Култыгин В.П. Французская классическая социология Х1Х – начала ХХ веков. М., 1991.

Осипова Е.Г. Огюст Конт и возникновение позитивной социологии. М., 1995.

Сорокин П. Человек.Цивилизация.Общество.М., 1992.

Смелзер Н.Социология. М., 1994.

Тернер Д. Структура социологической теории. М., 1985.

 

Семинарское занятие по теме:: Социологический проект О.Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль.

 

Цель занятия: выявление специфики различных школ и направлений в социологии.

Основные положения: термин «социология» был использован О.Контом в 1824 году. Подход О.Конта и Г.Спенсера к обществу был основан на убежденности в толм, что принципы позититвизма могут стать фундаментом научного исследования общества. В Х1Х веке уже складываются направления, получившие распространение в нашем столетии – функционализм и конфликтная социология. Функционализм в том или ином виде присутствовал во всех социальных теориях, которые использовали принципы системного исследования общества. (О.Конт, Г.Спенсер, Э.Дюркгейм). На основе критики структурного функционализма Т.Парсонса создавались современные конфликтные парадигмы (основоположниками считаются К.Маркс, М.Вебер).Российская социология возникает в конце 60-х годов Х1Х века, на начальном этапе развиваясь в традиции постконтовского позтивизма (А.Стронин, П.Лавров, Н.Михайловский, Н.Кареев и др.). В конце Х1Х в. складывается антипозитивизм (Б.Кистяковский, П.Новгородцев,Л.Петражицкий и др.). В начале ХХ в. появляется неопозитивизм (П.Сорокин). После 1917 г. до конца 80-х годов история социологии в России складывалась противоречиво. В настоящее время открыта возможность развивать социологию на уровне мировых стандартов.

Основные понятия: позитивизм, эволюционизм, органицизм, психологизм, социал-дарвинизм, социальная статика, социальная динамика, механическая и органическая солидарность, антипози тивизм, понимающая социология, парадигма, макросоциология, микросоциология, символический интеракционализм, феноменология, этнометодология.

План семинара:

1.Основные направления европейской социологии Х1Х века

2.Социологическая мысль в России: особенности становления и развития.

Темы рефератов:

1..Принципы системного исследования общества. (О.Конт, Г.Спенсер, Э.Дюркгейм).

2. Структурный функционализм Т.Парсонса.

3.Конфликтные парадигмы (К.Маркс, М.Вебер).

4.Постконтовский позтивизм в России (А.Стронин, П.Лавров, Н.Михайловский, Н.Кареев и др.).

5.Антипозитивизм в России (Б.Кистяковский, П.Новгородцев, Л.Петражицкий и др.).

6.Неопозитивизм в России (П.Сорокин).

Основная литература:

Арон Р. Этапы развития социологической мысли.М., 1993.

Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Попов А.В., Самыгин С.И. Социология: Курс лекций: Учебное пособие – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

Волков Ю.Г.,Мостовая И.В. Воциология: Учебник для вузов.- М.: «Гардарики», 2000.

Денисова Г.С., Радовель М.Р.Этносоциология: Учебное пособие.- Ростов н\Д, 2000.

Дмитриев А.В. Конфликтология. Учебное пособие.- М., «Гардарики». 2001.

Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии Х1Х-ХХ вв.М., 1995.

Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М., 1997.

Громов И., Марцкевич А., Семенов В. Западная социология СПб., 1997.

История социологии: Учебное пособие/ Под общ.ред.А.Н.Елсукова. Минск, 1997.

История социологии в Западной Европе и США / Отв. ред. Г.В.Осипов.М., 1993.

Казаринова Н.Ф.,Филатова О.Г., Хренов А.Е. Социология: Учебник для вузов/ Под общ.ред.Г.С.Батыгина.М., 1999.

Медушевский А.Н. История русской социологии: Учебное пособие. М., 1993.

Рысь Ю.И., Степанов В.Е.Социология: Учебник.- С.,2003.

Тощенко Ж.Т. Социология.- М., 2001.

Энциклопедический социологический словарь/ Под общ.ред.Г.В.Осипова. М., 1995.

Дополнительная литература:

Вебер М. Избранные произведения. М., 1994.

Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность: Социология М.Вебера и веберовский ренессанс. М., 1991.

Дюркгейм Э. Оразделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991.

Култыгин В.П. Французская классическая социология Х1Х – начала ХХ веков. М., 1991.

Осипова Е.Г. Огюст Конт и возникновение позитивной социологии. М., 1995.

Сорокин П. Человек.Цивилизация.Общество.М., 1992.

Тернер Д. Структура социологической теории. М., 1985.

 

Семинарское занятие по теме: Методы социологического исследования.

Цель занятия: знакомство с основными видами прикладных социологических исследований; изучение методики подготовки и проведения прикладных социологических исследований; формирование представлений об основных методах обработки и обобщения социологических данных.

Основные положения: Прикладные социологические исследования ориентарованы на получение конкретных эмпирических данных о социальных явлениях или социальных процессах. В зависимости от целей прикладных исследований они подразделяются на разведывательные, описательные и аналитические. К методам прикладного социологического исследования относятся: наблюдение, анализ документов, экспертная оценка, социологический эксперимент и социологический опрос. Существуют две разновидности опроса: анкетирование и интервьюирование. Для проведения опроса необходимо точное определение генеральной и выборочной совокупности. Надежность и достоверность результатов исследования будет зависеть от репрезентативности выборки. Проведение социологического исследования требует тщательной подготовки. Первоначально создаются программа и план социологического исследования. В программе определяется актуальность исследования, ставятся цели и задачи, разрабатываюся рабочие гипотезы, определяется методика исследования. Затем разрабатывается инструментарий (анкета, выборка). И только после этого проводится собственно опрос. Обработка, полученной в ходе исследования информации, осуществляется в специальных компьютерных программах. Основные понятия: наблюдение, анализ документов, экспертная оценка. Эксперимент, опрос, анкетирование, интервьюирование, генеральная совокупность, выборочная совокупност, репрезентативность, программа и план исследования, предмет исследования, гипотеза, количественные и качественные методы анализа и обобщения данных. Основные теории и концепции: концепция количественных и качественных методов социологического анализа, понятие теории и гипотезы, методы анализа и обобщения эмпирических данных.

План семинара:

1.Виды прикладных социологических исследований.

2.Методы прикладных социологических исследований.

3.Программа и план прикладных социологических исследований.

4.Обобщение результатов исследования.

Темы рефератов:

1.Место и роль прикладных исследований в структуре социологического знания.

2.Методика подготовки и проведения социологического эксперимента.

3.Организация группового опроса в студенческой группе.

4.Методы определения выборочной совокупности.

5.Основные правила построения рабочей гипотезы.

6.Методы моделирования социальных процессов.

7.Социальное прогнозирование.

8.Требования к построению социологической теории.

9.Эмпирические исследования и разработка теорий.

 

Вопросы для закрепления материала

Вопрос 1.Что изучает наука социология?

Социальное взаимодействие и организации

Военные действия

Социально-экономические отношения

Международные отношения

 

Вопрос 2.В каком веке была оформлена социология как наука?

ХУШ в.

Х1Х в.

ХХ в.

ХУ1 в.

 

Вопрос 3.Кто из социальных мыслителей впервые предложил конструкцию «идеального государства»?

Аристотель

Платон

Конфуций

Макиавелли Н.

 

Вопрос 4.Кто из социальных мыслителей определил социальной базой политии средний класс?

Аристотель

Монтескье Ш.-Л.

Платон

Макиавелли Н.

 

Вопрос 5. Кто из социальных мыслителей впервые выдвинул теорию разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви?

Макиавелли Н.

Монтескье Ш.- Л.

Платон

Аристотель

 

Вопрос 6. Социология – наука…

Естественная

Гуманитарная

Общественная

Социальная

 

Вопрос 7. Теории среднего уровня – это…

Промежутосные теории

Военные теории

Социально-экономические теории

Международные теории

 

Вопрос 8. Что является предметом социологического исследования?

Военные структуры

Социальное поведение и социальные структуры

Социально-экономические структуры

Международные структуры

 

Вопрос 9. Основные направления в развитии социологии?

Культурное и историческое

Фундаментальное и прикладное

Социальное и экономическое

Международное и интеграционное

 

Вопрос 10. Эмпирический уровень – это…

Сбор респондентов

Сбор общественных организаций

Сбор международных организаций

Сбор многочисленных фактов

 

Вопрос 11. Кто из социологов сформулировал закон трех стадий истории познания?

Конт О.

Вебер М.

Дюркгейм Э.

Спенсер Г.

 

Вопрос 12. Как называется социология О.Конта?

Марксизм

Позитивизм

Объективизм

Субъективизм

 

Вопрос 13. Кто из социологов разработал теорию аномии?

Вебер М.

Дюркгейм Э.

Парето В.

Гумплович Л.

 

Вопрос 14. Кто из социологов является автором «понимающей социологии»?

Вебер М.

Спенсер Г.

Зиммель Г.

Шюц А.

 

Вопрос 15. Кто из русских социологов является автором «интегральной социологии»?

Сорокин П.

Лавров П.

Михайловский А.

Петражицкий Л.

Основная литература:

Батыгин Г.С.Лекции по методологии социологических исследований. Учебник для студентов гуманитарных вузов и аспирантов. М., 1995.

Бутенко И.А. Организация прикладного социологического исследования. М., 1998.

Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Попов А.В., Самыгин С.И. Социология: Курс лекций: Учебное пособие – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

Волков Ю.Г.,Мостовая И.В. Воциология: Учебник для вузов.- М.: «Гардарики», 2000.

Денисова Г.С., Радовель М.Р.Этносоциология: Учебное пособие.- Ростов н\Д, 2000.

Дмитриев А.В. Конфликтология. Учебное пособие.- М., «Гардарики». 2001.

Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург. 1998.

Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Социология М., 1995

Ильин В.И. Драматургия качественного полевого исследования:Учебно-научное издание. СПб., 2006.

Казаринова Н.Ф.,Филатова О.Г., Хренов А.Е. Социология: Учебник для вузов/ Под общ.ред.Г.С.Батыгина.М., 1999.

Ноэль Э. Массовые опросы. М., 1993.

Основы прикладной социологии: Учебник для вузов/ Под ред. Ф.Э.Шереги и М.К.Горшкова. М.,1996.

Рысь Ю.И., Степанов В.Е.Социология: Учебник.- С.,2003.

Тощенко Ж.Т. Социология.- М., 2001.

Ядов В.А.Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995.

Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 2003.

Дополнительная литература:

Баранова Т.С. Психосемантические методы в социологии// Социология: методология, методы, математичесике модели. 1994. № 3-4.

Давыдов А.А. Объем выборки // Социологические исследования. 1988. № 6.

Кэмпбелл Дж. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. СПб., 1996.

Ньюман Л. Неопросные методы исследования // Социологические исследования. 1998. № 7.

Ньюман Л. анализ качественных данных// Социологические исследования. 1998. № 12.

Степанов А.С. Метод контент-анализа и производные принципы в исследовании актуальных проблем современного общества. М.,1995.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных