Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Процесс подготовки выпускной квалификационной работы




Подготовка и защита выпускной квалификационной работы является одним из видов итоговой государственной аттестации выпускника, позволяющая установить соответствие уровня и ка­чества подготовки специалиста Государственному образователь­ному стандарту среднего профессионального образования.

Этапы и методы работы над выпускной квалификационной работой зависят от ее характера: практического, опытно-экспе­риментального или теоретического.

Выбор и утверждение темы выпускной квалификационной ра­боты. Подготовка выпускной квалификационной работы начина­ется еще на предвыпускном курсе с выбора темы. Следует помнить, что основным его критерием является науч­ный интерес студента, стремление расширить свои познания в определенной области. Этот выбор должен быть результатом соб­ственных размышлений и идей, возникших на основе личных на­блюдений, изучения теории и чтения педагогических изданий. Только в этом случае можно ожидать, что выполнение работы сыграет исключительно важную роль в формировании у студента профессиональной направленности, навыков самостоятельной работы с книгой и исследовательских умений. Вместе с тем избра­ние темы не может быть делом только самого студента. Здесь вели­ка и роль преподавателя, который в процессе аудиторных заня­тий, консультаций стремится пробудить у слушателей интерес к педагогической теории и актуальным вопросам технологии обу­чения и воспитания. При этом не следует забывать, что данная работа может стать логическим продолжением курсовой работы, только значительно превышая теоретический и практический уровни.

Тематика выпускных квалификационных работ зависит от при­сваиваемой выпускнику квалификации. Если ему присваивается только основная квалификация (учитель начальных классов), то темы выпускных квалификационных работ разрабатываются и ут­верждаются согласно основной образовательной программе по спе­циальности. Если выпускник наряду с основной квалификацией получает и дополнительную (учитель начальных классов, педагог-организатор), он может выбрать тему как по дополнительной под­готовке, так и комплексную, исходя из программ основной и до­полнительной профессиональной подготовки.

Тематику выпускных квалификационных работ определяют со­ответствующие предметно-цикловые комиссии (кафедры), но при ее разработке обязательно учитываются и научно-исследователь­ские интересы студентов.

Закрепленные за студентами темы выпускных квалификаци­онных работ, сроки их исполнения и научные руководители ут­верждаются приказом директора педагогического колледжа.

В отдельных случаях допускается выполнение выпускной ква­лификационной работы группой студентов. Как правило, это воз­можно по специальностям 0309 — Труд, 0310 — Музыкальное образование, 0311 — Изобразительное искусство и черчение и др. Прежде чем выбрать тему выпускной квалификационной рабо­ты, следует определить объектную область, объект и предмет исследования, так как каждая тема находится как бы в определен­ной системе координат.

Составление индивидуального плана подготовки выпускной квалификационной работы.

Успешно выполнить выпускную квалификационную работу помогает индивидуальный план подготовки, который каждый сту­дент разрабатывает совместно с научным руководителем.

Такой план помогает устанавливать логическую последова­тельность, очередность и сроки выполнения отдельных этапов выпускной квалификационной работы. К тому же план дисци­плинирует, лимитирует время на подбор и изучение литерату­ры, организацию и проведение наблюдений, постановку экспе­римента, ознакомление с опытом педагогов, анализ и прора­ботку полученных результатов, написание и оформление самой

работы.

Выполнение дипломной работы. До начала выполнения дипломной работы студент составляет календарный план-график ее подготовки с указанием сроков каждого этапа, согласует план-график с научным руководителем и представляет этот документ не позднее двух недель после закрепления за ним темы работы на утверждение заведующему кафедрой.

Подготовка дипломной работы начинается с подбора материалов и научных источников, которые, как правило, подразделяются на четыре группы:

1. Нормативные правовые акты;

2. Общегосударственные программы, проекты и иные официальные документы;

3. Научная литература (учебники, монографии, статьи, реферативные обзоры и т.д.);

4. Эмпирические материалы (статистические и социологические данные, конкретные факты и примеры, обобщения работы соответствующих предприятий и организаций, выступления СМИ и т.п.).

Работая с литературой и источниками, автору дипломной работы следует подбирать, прежде всего, то, что содержит наиболее ценную информацию теоретического и прикладного характера по теме работы, отражающую последние достижения в исследованиях соответствующей проблемы и перспективы ее дальнейшей разработки. Собранные материалы в виде ксерокопий и выписок систематизируются по разделам и вопросам работы и анализируются для использования при написании ее текста. Количество литературных источников в дипломной не должно быть менее 50.

Обязательная опора на эмпирический материал, официальные документы и труды теоретиков предполагает, однако, творческое применение всех этих источников. В дипломной работе недопустимы описательность, бездумный пересказ положений и норм, увлечение фактами и примерами. Для того чтобы работа носила самостоятельный и творческий характер, автору следует излагать собственное видение всех основных вопросов темы, не избегать спорных и дискуссионных аспектов проблемы. Большое значение имеет сравнение различных концепций и точек зрения специалистов, выявление достоинств и недостатков различных подходов и воззрений, что помогает выработке собственных позиций автора. При этом критика чужих представлений должна быть взвешенной и максимально уважительной, а собственные суждения и выводы обоснованными и убедительными.

Анализируя материалы практики, необходимо основное внимание обращать на выявление тенденций, как позитивных, так и негативных, вскрывать их причины, сложную совокупность различных социальных процессов и явлений, мотивирующих существующую действительность. Теоретическая составляющая дипломной работы призвана придать такому анализу высокую степень осмысленности, научности, подтвердить достоверность и глубину авторских выводов и практических рекомендаций.

Исключительное значение в любом научном исследовании имеет выбор его методологии, под которой обычно понимается совокупность конкретной постановки проблемы, различных подходов к ее раскрытию, приемов и способов анализа соответствующих вопросов. Чаще всего используются историко-логический, системно-структурный, сравнительный и другие методы научного исследования. Прикладные проблемы раскрываются также с помощью научного наблюдения, эксперимента, статистического, математического или технического моделирования, иных частных методологических приемов и способов.

Выбор конкретных теоретико-методологических основ дипломной работы осуществляется автором в зависимости от характера темы, определенных целей и задач, личных способностей и ранее полученных навыков научно-исследовательской деятельности. Научный руководитель должен помочь дипломнику с таким выбором, сориентировав его на наиболее оптимальные подходы, приемы и методы анализа конкретной проблемы.

В дипломном (выпускном) исследовании более чем в каком-либо другом виде письменных работ требуется умелое использование научно-справочного аппарата, цитирование мнений и высказываний специалистов, точность и правильность оформления ссылок на соответствующие источники.

Объем, структура и содержание дипломной работы. Объем дипломной работы - 50-80 страниц компьютерного или машинописного текста, в которые не входят список использованных источников и приложения.

Структура дипломной работы является универсальной и состоит из следующих элементов: 1) титульный лист; 2) аннотация; 3) оглавление (содержание); 4) введение; 5) основная часть; 6) заключение; 7) список использованной литературы; 8) приложения (при их наличии).

Форма титульного листа содержит перечень обязательных реквизитов.

Аннотация – краткое содержание дипломной (выпускной работы). В аннотации кратко излагается поставленная проблема, ее актуальность, изученность, новизна, предлагаемые пути решения или рассмотрения проблемы. Содержание аннотации не должно превышать одной страницы. Аннотация пишется на трех языках: казахском, русском, английском.

В оглавлении (иногда именуемом «содержанием») перечисляются разделы работы: введение, главы, параграфы, заключение, список использованных источников с указанием соответствующей страницы начала каждого раздела.

Во введении, состоящем обычно из 3-5 страниц, в сжатой форме раскрываются:

1. Определение темы работы.

2. Обоснование выбора темы, ее актуальности и значимости для науки и практики.

3. Краткий обзор литературы по данной теме.

4. Определение пределов исследования (конкретизация предмета, объекта, определение других рамок — территориальных, отраслевых и т. п.).

5. Определение основной цели работы и подчиненных ей частных задач.

6. Определение теоретических основ и методики исследования.

Раскрывая актуальность темы, автор должен кратко охарактеризовать объект и предмет своего исследования. Объект - это явление или процесс, порождающий проблемную ситуацию и требующий их изучения. Предмет - это то, что находится в границах объекта и отражает суть, основные качества последнего, исследование которых способно дать адекватное представление об объекте. Четко очертив предмет исследования, автор показывает важность, остроту и злободневность темы. Актуальность любой темы в определенной мере связана с состоянием ее научной разработки. Чем менее исследована та или иная правовая проблема, тем она, при других сопутствующих условиях, актуальнее. Потому во введении необходим краткий обзор научных трудов по конкретной проблеме, позволяющий автору прийти к выводу о том, что данная тема либо вообще еще не рассматривалась в науке, либо была раскрыта лишь частично, не в том аспекте, а значит, нуждается в специальном ее исследовании.

После этого автору необходимо сформулировать основную цель дипломной работы, а также ее частные и промежуточные задачи, решение которых позволяет достичь поставленной цели. На формулировку задач следует обратить особое внимание, поскольку их суть, во-первых, предопределяет название и содержание глав дипломной работы и, во-вторых, в известной мере обусловливает главные теоретические выводы и практические рекомендации исследования.

От поставленных целей и задач зависит также выбор автором инструментария своего исследования, то есть тех методологических подходов, приемов и средств научного анализа и обобщения, с помощью которых раскрываются все аспекты проблемы и делаются выводы. Указание на примененную методологию является критерием обоснованности теоретических положений и достоверности результатов дипломной работы.

Важный элемент введения составляет указание на характер, объем и источники эмпирического материала исследования.

Основная часть включает две-три главы, разбитых, в свою очередь, на параграфы в соответствии с логикой раскрытия основных вопросов темы, чаще всего переходом от общего к частному. Вместе с тем, в зависимости от специфики предмета исследования, допускается комбинированная структура работы, когда одни главы делятся на параграфы, а какая-то сохраняет целостность. В любом случае автору необходимо подыскать содержательные названия глав и параграфов, точно отражающие суть и пределы таких вопросов. При этом названия глав и параграфов должны быть лаконичными и емкими. Названия глав должны детализировать, но не повторять название дипломной работы, а названия параграфов должны уточнять содержание, но не повторять названия глав. Желательно, чтобы текстуальные размеры глав и параграфов не создавали дисгармонии содержания работы. Иначе говоря, на каждую главу и каждый параграф необходимо отводить примерно равное количество страниц текста.

Основная часть включает следующие разделы:

— теоретическую часть;

— исследовательскую часть.

В теоретической части на основе изучения соответствующих документов, литературных источников, результатов научно-исследовательских работ и т. п. студент должен раскрыть сущность рассматриваемой проблемы и состояние ее решения на современном этапе развития науки, экономики.

Объем раздела должен составлять 15-20 страниц.

Исследовательская часть должна содержать результаты проведенного иссле­дования рассматриваемой проблемы в реальных условиях, непосредственно в организации и т.д.

При выполнении исследовательской части дипломной работы следует ши­роко применять экономико-математические методы и модели, современные информационные технологии, средства оргтехники и т. п.

Объем раздела — 40—50 страниц.

Основная часть работы должна быть систематизирована и рубрицирована. Для повышения компактности и наглядности используются таблицы и иллюс­трации. Язык изложения должен обладать характерными чертами делового стиля с использованием соответствующей терминологии, определенностью форму­лировок, полным отсутствием эмоциональных речевых средств и т. д.

Содержание дипломной работы необходимо излагать доступным литературным языком, избегая, с одной стороны, упрощенчества и примитивизма, но, с другой, не усложняя конструкции предложений вычурными, псевдонаучными оборотами, выражениями и терминами.

В заключении, объемом в 3-5 страниц, обобщаются результаты проведенного исследования, формулируются основные выводы и предложения автора, которые не должны механически суммировать или повторять мысли, изложенные в основной части работы. В заключении автор должен соотнести полученные выводы с целями и задачами, поставленными во введении, соединить выводы в единое целое, оценить ус­пешность проделанной работы. Иногда целесообразно построить заключение как перечень выводов, разбив его по пунктам, в каждом из которых выделив и обосновав один конкретный вывод. Подобные результаты являются так называемым выводным знанием, составляющим новую ступень по сравнению с исходным знанием. Именно выводное знание выносится на обсуждение и оценку в процессе публичной защиты дипломной работы.

Перечень (список) использованной литературы составляет непременную часть дипломной работы, отражающую ее теоретические и методологические основы, эмпирическую базу, объем и характер проведенного исследования.

В научной деятельности существуют различные классификации источников: алфавитная, порядковая, систематическая, хронологическая, по видам источников и др. Часто применяются и смешанные группировки. В дипломных работах наиболее приемлемой является группировка источников, основанная на видовом и алфавитном принципах. В таком случае список использованных источников, как уже говорилось, обычно подразделяется на три раздела.

В первом разделе указываются международно-правовые документы, а также нормативные правовые акты и официальные документы государства. Акты и документы располагаются по их значимости (юридической силе), а внутри каждой подгруппы - в хронологическом или алфавитном порядке.

Во втором разделе перечисляются в алфавитном порядке по фамилиям авторов и названиям работ (не имеющих на титульном листе фамилий авторов) учебные пособия, монографии, научные статьи по исследованной проблеме.

Третий раздел включает в себя эмпирические материалы исследования: архивные, статистические, социологические и др.

При необходимости, после списка использованных источников, могут даваться различные приложения, иллюстрирующие положения дипломной работы (схемы, чертежи, таблицы и т.п.). Приложения следует выполнять на стандартных листах бумаги или наклеивать на них. Подписи и пояснения к схемам и таблицам необходимо помещать на лицевой стороне приложений.

Перед перепечаткой чернового варианта работы рекомендуется тщательно вычитать текст от начала до конца, выверить ссылки, цитаты, использованные эмпирические данные. Отпечатанный начисто текст нуждается в сверке с рукописью и устранении допущенных опечаток. Дипломник несет полную ответственность за любые фактические и технические недостатки работы, поэтому ее следует вычитывать не один раз.

Выверенная дипломная работа отпечатывается в одном экземпляре, который брошюруется в твердую обложку. Работа подписывается автором и сдается научному руководителю в месячный срок до дня защиты.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных