Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Несколько упражнений




Перед тем, как начать заниматься настройкой, полезно (хотя, честно говоря, вовсе не обязательно) попрактиковаться в умении слышать в звучании струны обертоны. Нажмите клавишу ДО малой октавы, запомните, как она звучит. Теперь нажмите эту клавишу беззвучно, чтобы ее демпфер отошел от струны, и удерживайте в нажатом положении. Резко ударьте ДО первой октавы и отпустите ее. Вы услышите, что ДО первой октавы (первый обертон) продолжает звучать – на него "откликнулась" молчавшая струна. Запомните этот звук, затем отпустите и ударьте по клавише ДО малой октавы. Вслушиваясь в ее звучание, постарайтесь заметить в нем тот обертон, который Вы только что слышали.

Проделайте этот же опыт с ДО малой и СОЛЬ первой - услышите второй обертон.

Как по-вашему, что будет, если взять пару ДО малой – СОЛЬ малой? Убедитесь, что звучать будет СОЛЬ первой октавы – совпадают второй обертон ДО и первый обертон СОЛЬ. Поделайте это и на других клавишах.

Проще всего настраивать унисоны, немного сложнее – октавы, еще труднее – квинты и кварты. Может быть, есть смысл пригласить-таки один раз настройщика. Попросите его настроить по одной струне каждого хора в середине клавиатуры – зоне темперации, - а затем понаблюдать, как Вы возитесь с остальными струнами. Или, может быть, он настроит инструмент полностью, а потом Вы будете время от времени проверять строй и подстраивать унисоны в хорах. Такая практика полезна не только для Вашего образования, но и для сохранности инструмента. Не случайно многие опытные настройщики рекомендуют музыкантам – владельцам пианино - научиться подстройке унисонов. Позже, приобретя навык работы с ключом и развив слух, можно будет заняться настройкой в полном объеме. (Попытка взять быка за рога вряд ли останется безнаказанной: только по описанию уловить все тонкости настройки невозможно; разношенные гнезда вирбельбанка будут расплатой за Вашу самонадеянность.)

 

Настройка унисонов

Медленно, вслушиваясь в каждый звук, сыграйте все звуки подряд в середине диапазона (малая, первая, начало второй октавы). Остановитесь, как только Вам встретится расстроенный унисон, т.е. как только Вы услышите биения. Заглушая пальцем поочередно крайние струны хора, определите, какая из них звучит фальшиво. (Мы рассматриваем сейчас лишь тот случай, если Ваш инструмент недавно был настроен и подстройки требуют лишь отдельные струны. Чаще всего это именно крайние струны трехзвучных хоров.) К сожалению, заглушить только среднюю струну и прослушать звучание пары крайних струн невозможно. Поэтому, если обе пары (левая-средняя и правая-средняя) дают биения, то либо виновата только средняя, либо расстроены две или три струны этого хора. Без сравнения со звучанием других клавиш определить это Вам не удастся (см. Настройка октав).

Итак, Вы определили, какая из струн фальшивит. К примеру, левая. Тогда Вы заглушаете правую, вставив клинок между ней и левой струной соседнего хора. (Вообще-то нет принципиальной необходимости заглушать при подстройке одну из двух звучащих в унисон струн. Но биения слышны лучше между звуками одинаковой громкости, поэтому на первых порах подстраивать струну к одной струне легче, чем к двум.)

Клинки вставляются чуть выше демпферов, здесь они лучше глушат звук, чем в начале струны. В дискантах, где демпферов нет, клинки вставляют на том уровне, где располагались бы демпфера. Восемь-девять демпферов справа настолько близко находятся к месту удара молотков по струнам, что клинышек там не вмещается. Вот тут-то и пригодится Вам клинок на ножке. Пальцем отведите демпфер назад и вставьте клинок на уровне демпфера. Вставляйте клинок несколько наискось; так он лучше держится.

Встаньте правым боком к пианино, плотно наденьте ключ на вирбель (не перепутайте, на какой!!!). Ручка ключа должна при этом находиться несколько левее линии продолжения струны. Дело в том, что струна тянет вирбель вниз. Если ручку ключа расположить справа, то, вращая его, Вы прикладываете усилие, направленное также вниз; это усилие, суммируясь с натяжением струны, сминает гнездо вирбельбанка. Пальцами правой руки возьмитесь за ручку ключа, локтем обопритесь на пианино.

Со средней силой ударьте пальцем левой руки по клавише и, постоянно вслушиваясь в звук, медленно поворачивайте ключ по часовой стрелке. Биения при этом будут становится все более редкими и слабыми и, наконец, в один прекрасный момент исчезнут совсем. Если Вы не успели достигнуть унисона пока звук слышен, нажмите клавишу еще раз. Никогда не поворачивайте ключ, не слыша звук!!! Частые биения слышны очень отчетливо, чем реже они становятся, тем все труднее их различить. В момент исчезновения биений Вы услышите характерное изменение тембра, звук как бы становится тише, "проваливается". Если Вы сомневаетесь, достигли ли унисона, проверьте качество его настройки, сравнив по тембру звучание одной струны со звучанием двух струн хора. Если Вы ощутите разницу в тембре, унисон настроен плохо. Натренировав свой слух, Вы сумеете расслышать биения не только между основными тонами, но и между обертонами. С увеличением номера обертона частота биений увеличивается, и при небольшой расстройке хоть как-то заметны только они.

Когда в кино мимоходом показывают работу настройщика, выглядит это примерно так: жуткий диссонанс чуть ли не в полтона. Настройщик крутит ключ на пол-оборота, и диссонанс постепенно превращается в благородный унисон. Режиссера можно понять: настройка фортепиано для показа в кино непригодна. Во-первых, никто не станет доводить строй до такого состояния, что его "неидеальность" заметна даже зрителю с последнего ряда, во-вторых, движения ключа настолько малы, даже микроскопичны, что со стороны почти не видны. Если я говорю "поворот ключа", то имеется в виду движение ручки на миллиметры и доли миллиметра, а при подходе к унисону – даже не вращение, а почти незаметные толчки в направлении не вправо – влево, а вправо-вверх или влево-вниз, чуть-чуть как бы изгибая вирбель.

Многие слышали (вероятно от гитаристов), что перетянутую струну настраивают, предварительно спустив ее несколько ниже, чем надо – при подходе к унисону "снизу" строй держится лучше. Надо лишь добавить, что поворот ключа по часовой стрелке – не последнее, а предпоследнее движение. Дело в том, что после натягивания струны верхняя нерабочая ее часть из-за трения на клангштабике (см. рис.1) оказывается натянута чуть сильнее, чем рабочая; а вирбель несколько скручен. Легким нажатием пальца на рукоятку ключа влево-вниз Вы снимете это напряжение и оставите вирбель в более стабильном положении. В старом инструменте, в котором колки вращаются чересчур свободно, это действие приведет к незначительному понижению высоты звука. В таком случае Вам придется чуть-чуть перетянуть струну, чтобы она при последнем движении вернулась в нужное положение. Умение оставлять вирбель в устойчивом положении приходит с опытом. Ни в одной книге по настройке я не встречал исчерпывающего описания, да и сам не берусь изложить на бумаге ощущения кончиков пальцев. Настраивайте, и опыт придет сам собой.

Если Вы перетянули-таки струну, спускайте ее чуть-чуть, на 1-2 биения ниже унисона, не больше. И не забывайте: "Не поворачивайте ключ, не слыша звук!"

Сравнительно легко настраивать унисоны в середине клавиатуры. В дискантах Вас ждет несколько дополнительных трудностей. Во-первых, время звучания струны меньше, нет времени вслушаться в биения. Во-вторых, чувствительность уха к высоким звукам хуже, чем к середине диапазона. В-третьих, движения ключа мельче, легко проскочить нужное положение.

В-четвертых, в дискантах (как и в басах) заметнее так называемая негармоничность струн. Дело в том, что частоты обертонов не точно кратны основной частоте. Объясняется это неравномерностью струны, овальностью ее сечения и т.д. Причем дело не в плохом качестве инструмента. Впервые это явление было исследовано американским ученым О.Л. Рейлсбеком на фирме Стейнвей, где, надо полагать, не самые плохие струны. Из-за негармоничности струн точная настройка унисона невозможна в принципе: совмещаете основные тоны - биения дают обертоны, совмещаете одну из пар обертонов – биения дают все остальные. Встречаются струны, которые звучат с биениями даже в одиночестве. Настройте сначала две другие струны хора, а затем подстраивайте к ним вашу уродину, добиваясь минимума заметности биений.

Самые короткие струны, особенно на малогабаритных инструментах, настраивать очень трудно. Звук угасает настолько быстро, при этом стук от удара молотка настолько мешает, что расслышать биения практически невозможно. Возможно, Вы сумеете расслышать "ушедшую" струну, извлекая поочередно звуки хора щипком ногтя.

Несколько иные сложности при настройке басовых струн. Чувствительность уха к низким звукам невелика, и в звучании нот контроктавы и субконтроктавы мы слышим не столько основной тон, сколько массу высших обертонов. Разобраться в этой "звуковой каше", да еще и при негармоничности струн просто невозможно. Я бы посоветовал вслушиваться не в биения, а в общий тембр. Не знаю, как это называется научно, я бы сформулировал это так: при достижении унисона "злое рычание" превращается в "доброе рычание".

 

Настройка октав во многом сходна с настройкой унисонов. Но есть и некоторые отличия. В унисонах оба звука принадлежат одному хору, извлекаются одним ударом молотка, а в октавах – разные молотки, разные клавиши, разные пальцы. Как Вы помните, биения лучше слышны в звуках одинаковой громкости. При настройке унисонов (струна к одной струне) одинаковая громкость обеспечена. При настройке октав об этом придется позаботиться Вам. С той же целью удобнее всего брать октаву неодновременно: извлечь нижний звук чуть раньше верхнего. В том случае, если Вы подстраиваете верхний звук октавы к уже настроенному нижнему, оставьте в нижнем звуке незаглушенной только одну струну. Если, наоборот, эталоном служит верхний звук октавы, лучше сначала настроить в унисон все три струны его хора и потом подстраивать нижний звук к этому унисону.

 

Настройка квинт

Итак, прошло время, в течение которого Вы занимались только подстройкой. Это позволило Вам намного дольше сохранить строй в удовлетворительном состоянии. Кроме того, Вы приобрели полезный опыт - Вы уверенно владеете ключом, не вслушиваетесь напряженно, пытаясь понять: то ли это биения, то ли галлюцинации. При необходимости (или при желании) Вы теперь можете научиться настраивать пианино полностью.

Первое, что необходимо сделать – настроить ЛЯ первой октавы в унисон со звучанием камертона (частота 440 герц). О том, чем можно заменить камертон – см. ниже.

Теперь нужно настроить середину клавиатуры – т. наз. зону темперации. Вы должны поделить этот диапазон на равные части – полутоны. Настроить темперированный полутон (15/16) на слух невозможно. Поэтому обычно используют шаги в пределах этой зоны по квинтам, квартам, октавам. Есть несколько планов настройки зоны темперации. Вот два из них.

 

 

 

При полной настройке не очень удобно пользоваться клинками для заглушения струн: приходится или постоянно переставлять или иметь большое количество их. Удобнее длинная полоска резины (войлока, фетра) толщиной примерно четыре мм, шириной 1,5–2см, которая вталкивается между хорами, оставляя незаглушенными только средние струны. Настроив все средние струны, Вы будете постепенно вытаскивать ленту, освобождая все новые струны для настройки унисонов (см. рис.4).

Работа с ключом, вслушивание в биения – это все так же, как и при настройке унисонов и октав. Основных отличий два. Первое: настройка должна быть более точной. Настраивая последовательно ряд октав (например, ЛЯ первой – ЛЯ второй – ЛЯ третьей – ЛЯ четвертой), Вы можете почти безболезненно допустить три небольшие ошибки. В квинто-квартовом круге - полтора десятка шагов, поэтому такие же маленькие неточности, накапливаясь, дадут в результате значительную ошибку, круг не сойдется. Второе отличие: Вы помните, что квинты в темперированном строе несколько сужены, а кварты несколько расширены. Поэтому при настройке квинт и кварт нужно добиваться не исчезновения биений, а наличия определенного количества их (в квинте в зоне темперации – примерно одно биение в секунду, в кварте – примерно полтора). Понятно, что настраивать эти интервалы, подсчитывая биения с часами в руках – нереально. Надо слушать скорее тембр; причем, в отличие от спокойного, чуть приглушенного звучания хорошо настроенных октав, звучание темперированных квинт и кварт должно быть несколько напряженным. Меру этой напряженности, как бы "расстройки", необходимой для того, чтобы круг сошелся, Вы почувствуете не сразу. Это приходит с опытом, и первые несколько опытов неизбежно будут неудачными. Будьте к этому готовы. Если круг не сошелся, попробуйте пройти его еще раз. Можно попробовать пройти его в обратную сторону. Для контроля правильности настройки полезно использовать и другие интервалы: терции, сексты, мажорные трезвучия и их обращения в пределах настроенного уже диапазона должны иметь одинаковый тембр, одинаковую "напряженность" звучания – т.е. одинаковое отклонение от чистых интервалов.

Суженные и расширенные относительно чистых интервалы звучат одинаково. Не забывайте, с какой стороны Вы подходите к требуемому интервалу, и проходили ли Вы точку отсутствия биений. Те планы настройки, что я приводил, имеют удобство для начинающих: в квинтах верхний звук подстраивается к нижнему, в квартах – наоборот. Чтобы получить темперированный интервал, надо не переходить момент исчезновения биений, а чуть не доходить до него.

Какая точность требуется при настройке? Зависит от квалификации настройщика и от требований заказчика… В литературе приводятся различные величины – от одного биения за 2-4с. до биения за 10-12с. в среднем регистре. По краям – больше, до нескольких биений за секунду. До сих пор вспоминаю, как мой наставник проверял, чему я научился. Уверенно подтянув одну струну в унисон к другой, я с гордостью поглядел на него, ожидая похвалы. И дождался. "Молодец! – сказал он мне, - в зону отлично вошел. Теперь окончательная подстройка". Возможно, с его точки зрения я до сих пор лишь "вхожу в зону", но претензий пока никто не предъявлял.

Некоторые пианисты считают, что фортепиано должно иметь "розлив", некоторое отклонение от унисона, чуть расширенные октавы. Настроить инструмент с розливом – совсем не то же самое, что плохо настроить. Одинаковые по всей клавиатуре отклонения от чистого унисона – задача не простая. Начинающим я бы не советовал экспериментировать с розливом.

Существуют электронные приборы для настройки музыкальных инструментов. Найти и приобрести (или даже сделать своими руками) в принципе можно. Полезная вещь, пользуются ими не только начинающие, но и опытные настройщики. Не надо только ждать чудес от этих приборов. Из-за негармоничности струн настройка басов и дискантов по электронному частотомеру будет звучать фальшиво. С его помощью можно настроить 2-3 октавы в середине диапазона; некоторые приборы позволяют также подстроить одну струну в унисон к другой с приемлемым качеством и по краям клавиатуры.

Если у Вас нет ни электронного прибора, ни камертона, с приемлемой точностью можно настроить ЛЯ первой октавы по баяну или аккордеону, или синтезатору, но настраивать по ним всю зону темперации нельзя. Требуемой точности Вы не добьетесь; это же относится и к хроматическим духовым камертонам.

Если Вы не сами настраиваете пианино, понаблюдайте за работой приглашенного Вами настройщика. Настоящий настройщик (в отличие от киношного – помните?) очень экономно действует ключом, подтягивает струну до нужной высоты не блуждая вокруг да около.

Когда пианино настроено, у хозяина инструмента появляется естественное желание сыграть пару своих любимых произведений, чтобы оценить качество работы. Я посоветовал бы отложить музыку на потом: мелодии, гармонии не дадут Вам как следует вслушаться в идеальность или неидеальность интервалов. Возьмите какой-нибудь аккорд или интервал. Вслушайтесь в его тембр. Теперь послушайте, как звучит этот же аккорд или интервал, построенный от других, соседних, звуков. Тембр его должен быть таким же. Аккорд, интервал должен быть "узнаваемым" в других октавах. Унисоны, октавы – поиграйте не спеша, убедитесь в отсутствии биений. После этого поиграйте на всем диапазоне как можно громче – fff. Если колки оставались в неустойчивом положении, такой встряски будет достаточно, чтобы струны чуть расстроились. Что Вы в таком случае должны сказать настройщику – выходит за рамки этой книги.

Если через пару недель после настройки Вы не удовлетворены строем своего инструмента, причины могут быть таковы.

· Произошло резкое изменение температуры и влажности в комнате (отключили отопление, протек потолок и т.п.).

· Колки были оставлены настройщиком в неустойчивом положении – результат низкой квалификации или недобросовестности настройщика.

· Инструмент очень плохо держит строй. Настройщик не мог не заметить этого. Если он не сказал Вам об этом и не предложил укрепить строй – это должно Вас насторожить. Другая крайность – настройщик подбивает колки перед каждой настройкой. Строй держится долго, репутация настройщика – тоже, однако после нескольких таких настроек колки оказываются забитыми до предела. Таким образом, общий срок службы инструмента (без крупного ремонта) намного уменьшается. Анекдотичный пример из жизни: некий настройщик перед настройкой поливал вирбельбанк водой, объясняя клиентам, что так строй будет лучше держаться...

 

МЕЛКИЙ РЕМОНТ

 

Большинство неисправностей, как уже проявляющих себя, так и будущих, Вы уже устранили, регулируя инструмент. Но полностью исключить их появление - увы - невозможно. Постараюсь припомнить наиболее часто встречающиеся неисправности. Чтобы описать ВСЕ возможные неисправности, потребовался бы многотомник, но и эта главка, надеюсь, поможет в большинстве случаев.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных