Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Вятская матрёшка. Из древесины.




Думается, главный секрет притягательности деревянной Матрены в том, что ее внешний образ — русской многодетной полной женщины — как нельзя лучше дополняется внутренним строением — ее повторениях-вкладышах, входящих друг в друга. Этот прием, по мнению некоторых искусствоведов, тоже якобы заимствованный у восточных ремесленников, на самом деле бытовал в русских промыслах. Известно, что в Сибири в XVIII в. из крепкого капа вытачивали сосуды «один из другого», а вятские кустари в XIX в. для удобства транспортировки своих изделий делали их разными в размере так, чтобы бураки входили друг в друга — «трубами», а сундуки «складнями» по 5— 7 штук.

Упоминания о вятской матрешке в письменных источниках относится к 1924 году. В фондах Кировского областного краеведческого музея сохранилась матрешка, относящаяся к началу XX века в красной юбке, синей кофте, зеленой косынке. Однако точного года выпуска ее не установлено. Первые матрешки были не только раскрашены, но и оформлены выжиганием! В современных кировских и нолинских матрешках этот прием оформления не сохранился. В настоящее время оформление матрешек выжиганием сохранилось и развивается в городе Тверь. До 1960 года выпускались только два вида матрешек — четырех- и пятипредметные. С 60-х годов образцы матрешки в старокрестьянской одежде оказались не востребованы и остались лишь в истории. С этих пор стало преобладать направление максимальной декоративности оформления. Матрешка, являясь игрушкой, стала уже изделием декоративно-прикладного искусства — интересным сувениром.

В 70-е годы семью авторами-художниками было разработано более сорока видов новых образцов вятских матрешек. Многие были рекомендованы в производство, в том числе два образца 14- и 15-предметных матрешек, инкрустированных соломкой, положивших начало новому направлению в развитии сувенира. Авторами этих матрешек, получивших первую премию конкурса, стали художник Халтуринской фабрики культтоваров Георгий Алексеевич Кырчанов и заведующий производством Нолинской фабрики объединения «Вятка» Валерий Николаевич Никонов.

Первыми инкрустаторами матрешек в цехе стали шесть работниц цеха, среди них Валентина Андреевна Максимова. Надежда Ивановна Верещагина, Ираида Николаевна Зевакина. По прошествии многих лет они все еще помнят то радостное чувство, которое наполняло их при работе, когда даже не хотелось уходить на обеденный перерыв.

Технический прогресс медленно входил в производство матрешек. Кустари с начала века до пятидесятых годов двуручной пилой спиливали, раскряжевывали деревья, перевозили древесину на лошадях. Точили матрешки на токарных станках с ножным приводом из чурочек, наколотых топором. М. Н. Шатров в своей книге «Кировские кустари» так описал токарный промысел, который являлся основой производства матрешек: «Материалом для игрушек служили тонкие «кругляши» березы, ольхи, липы, осины, заготовленные в ближайших лесных дачах, а также обыкновенная олифа и простые землистые краски: мумия, охра, умбра, мел». «Орудия производства кустарей были самыми примитивными: самодельные токарные станки с ножной педалью (функцию приводного ремня выполняла вожжевая веревка). Колесо из точильного камня служило маховиком и точилом. Максимальная стоимость всего оборудования кустаря-токаря выражалась в 10—12 рублях». В пятидесятых годах появились токарные станки с электроприводом, но точение матрешек по-прежнему выполнялось ручным инструментом.

Как рождается новая матрешка? Жизненные пути художника многообразны. Как говорят, у творческих людей нет выходных. Разве можно освободиться от творческих мыслей, что приносят чувство удовлетворения и наполняют смыслом жизнь художника? Нельзя предопределить, где и когда родится очередная творческая задумка — на работе или на отдыхе, а может, в повседневных семейных заботах, кто это знает?

Проследим за всеми процессами оформления от начала до конца, постараемся ничего не упустить. Вкладыши матрешки выточены токарями по дереву вручную на токарных станках из липы, осины или на импортных токарных автоматах из березовых брусков. После сушки и шлифовки вкладышей производится их грунтовка для заполнения пор в древесине и создания хорошей основы для росписи. Высушенные вкладыши-белыши комплектуют и приступают к росписи. Каким получится лицо матрешки? Это зависит от мастерицы, от ее вдохновения, способностей, настроения и аккуратности — от всего, чем наполняется процесс творчества. Контур лица делают тушью при помощи рейсфедера, вставленного в циркуль. Это придает линиям аккуратность и четкость. Вручную расписывают лицо. Когда роспись завершена, матрешки надо хорошо высушить, а затем отлакировать. Заблестит тогда матрешка своим расписным нарядом. А если после росписи оформить сарафан матрешки орнаментом из соломки, то после лакирования еще сильнее заиграет она бликами. В производстве еще много операций: контроль и сборка матрешек, подшлифовка донышка, нанесение маркировки, упаковка в полиэтиленовый пакет, целлофан, или красочную упаковку. Тогда только матрешка готова к встрече с покупателем.

Хотя родиной русской матрёшки считается город Загорск, вятская матрёшка ничуть не уступает ей как в художественном плане, так и по своей популярности. Если загорская классическая матрешка, расписанная гуашевыми красками, довольно спокойна по расцветке, то вятская матрешка, близкая по типу загорской, наряду с росписью украшена узором из соломки.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных