Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






История психологических воззрений в России




Отечественная психологическая наука внесла огромный вклад в развитие мировой психологии. На рубеже ХIХ-ХХ в.в. в России на фоне значительных успехов мировой психологии в отстаивании своей самостоятельности, шла напряженная дискуссия естественно - научного и идеалистического подхода к объяснению явлений психики. Работа И.М.Сеченова «Рефлексы головного мозга» склонила общественное мнение в сторону естествоиспытателей (по свидетельству Н.Е.Введенского, в России тогда не считался образованным человек, не прочитавший эту книгу). В различных странах создавались специальные лаборатории с целью объективного исследования психических процессов. В России первая такая лаборатория была организована в 1885 г. при Казанском университете молодым психиатром В.М.Бехтеревым, вслед за И.М.Сеченовым, В.М.Бехтерев и И.П.Павлов приступили и изучению целостного поведения человека, это направление приобрело мировую известность под названием «рефлексология». Условный рефлекс по Павлову и сочетательный по Бехтереву — это сформированное поведение в зависимости от внешних и внутренних условий (где внешние условия — стимулы среды, в внутренние — потребности организма). Данные исследования великих естествоиспытателей стимулировали как российских, так и зарубежных психологов на коренную перестройку представлений о предмете психологии - не субъективной психике, а объективном поведении.

Г.И.Челпанов, один из самых авторитетных психологов того времени утверждал, что предметом психологии является изучение субъективных состояний сознания, которые не могут быть сведены к физиологическим явлениям или выведены из них. Главным методом психологических исследований Г.И.Челпанов считал самонаблюдение, хотя и подчеркивал необходимость дополнения этого метода данными эксперимента. Проблема эксперимента обсуждалась очень остро на регулярных психологических съездах, которые собирались в Петербурге с 1906 по 1916 г. Огромная заслуга Г.И. Челпанова перед отечественной психологии в том, что его стараниями в 1912 г в Москве был открыт Институт экспериментальной психологии — равном которому по условиям работы и оборудованию в то время не было в мире. В стенах института под руководством Г.И.Челпанова сформировалась плеяда талантливых психологов, успешно развивавших впоследствии советскую психологию.

Под влиянием идей Павлова, Бехтерева, Ухтомского в 20-е годы ХХ века общий характер исследования нервно-психических функций человека определяла рефлексология. Никто из великих ученых не отрицал значимости внутренней субъективной стороны жизнедеятельности человека как важной цели научного познания, однако, последователи рефлексологии считали неприемлемым введение в данную науку понятий о субъективных явлениях. Вскоре авторитет рефлексологии среди психологов был утрачен.

Попытки выйти из тупика, созданного конфронтацией между психологией сознания, опиравшейся на субъективный метод самонаблюдения и рефлексологией, использовавшей объективный метод (эксперимент), предпринял К.Н. Корнилов, возглавивший Институт психологии после Г.И. Челпанова. Основным элементом психики К.Н.Корнилов предложил считать реакцию, тем самым якобы реформируя психологию на основе марксизма. Однако, реактология К.Н.Корнилова вскоре не выдержала проверку на научную ценность, от него ушло большинство сотрудников. Одни покинули Институт, не приняв программу превращения психологии в марксистскую науку, другие, считая диалектический материализм перспективной научной базой для психологии, пошли по пути разработки методологических основ советской психологии – Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, К.К.Платонов, П.Я.Гальперин, В.П.Зинченко, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин и другие.

Л.С. Выготский (1896-1934) – автор культурно-исторической теории развития высших психических функций. Согласно Л.С.Выготскому, психическое развитие человека опосредуется социальным фактором, который доминирует над биологическим. Присвоение человеком культуры в процессе коллективной деятельности и общения происходит в таких исторически сложившихся формах, как обучение и воспитание. Выготский ввел понятие «зона ближайшего развития», обозначающее такие действия индивида, которые он может первоначально успешно выполнять лишь во взаимосвязи с другим человеком, в общении с ним и с его помощью, а затем уже вполне самостоятельно и произвольно.

А.Н.Леонтьев (1904-1979) разработал психологическую теорию деятельности, рассматривающую психологию как науку о порождении, функционировании и структуре психического отражения в процессах деятельности индивидов. В контексте данной теории выделены критерии возникновения психики и стадии развития психики в филогенезе, разработаны представления о ведущей деятельности как основе и движущей силе развития психики в онтогенезе, о структуре деятельности, о значении, личностном смысле и чувственной ткани как образующих сознание, об иерархии мотивов и личностных смыслах как единицах строения личности.

В настоящее время развитие отечественной психологии связано с решением новых теоретических и практических задач на основе сохранения и приумножения научных традиций и достижений российских психологических школ, обогащенных опытом мировой психологии.

С необходимостью встал вопрос о развитии исследований таких проблем, как психология личности, ее социализация и формирование социальной и личностной идентичности. Именно эти направления в большей степени испытали давление со стороны официальной идеологии. Серьезные проблемы в настоящий период стоят перед отечественной практической психологией. Прежде всего, это вопросы диагностики, модификации тестов и психотерапевтических технологий. Научный потенциал отечественной психологии позволяет с оптимизмом оценивать перспективы ее дальнейшего развития и значительную роль в общественном прогрессе.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных