ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Превышение должностных полномочий (ст. 286 УК)С объективной стороны преступление характеризуется действием, явно выходящим за пределы полномочий должностного лица и повлекшим общественно опасные последствия, текстуально указанные в законе идентично с должностным злоупотреблением. В отличие от злоупотребления должностными полномочиями, при превышении полномочий совершаемые действия не находятся в рамках компетенции виновного. Об этом свидетельствует указание закона на явный характер несоответствия действий должностным полномочиям. Таким образом, здесь речь идет о действиях, которые в данной ситуации или в принципе должностное лицо совершать не могло. В судебной практике выделяются три типовые формы превышения должностных полномочий — это совершение должностным лицом действий, которые: 1) относятся к полномочиям другого должностного лица (например, судебный пристав-исполнитель самовольно изменяет решение суда); 2) могли быть совершены им только при наличии особых условий, указанных в законе или подзаконном акте и отсутствовавших в данной ситуации (например, задержание сотрудниками ГИБДД автомобиля и помещение его на штрафную стоянку при отсутствии аптечки, а не в случае управления автомобилем в нетрезвом состоянии; проведение обыска с нарушением условий, указанных в ст. 182 УПК РФ); 3) никто ни при каких обстоятельствах не может совершить (например, издание ректором государственного вуза приказа, обязывающего всех студентов перед началом занятий произносить молитву). В теории уголовного права справедливо выделяют еще одну форму превышения полномочий — единоличное совершение должностным лицом действий, которые могут быть совершены лишь коллегиально (например, судья единолично пересматривает гражданское дело в кассационном порядке)1. Во всех этих случаях действия должны явно, т.е. совершенно очевидно для виновного, выходить за пределы его полномочий и при этом быть с ними связанными, иметь их в виде своеобразного фундамента, из которого превышение и вытекает. Если же те или иные действия должностного лица никак не связаны с его полномочиями по службе, они не являются признаком состава рассматриваемого преступления. Общественно опасные последствия как признак состава превышения должностных полномочий формально в законе описаны аналогично ст. 285 УК. Следует иметь в виду, что здесь более характерен именно нравственный или материальный вред личности, нарушение ее конституционных прав и свобод. Вместе с тем в отдельных случаях не исключается и иной вред — имущественный, экологический и т.п. Например, Е. был,признан виновным в превышении должностных полномочий при следующих условиях: являясь должностным лицом государственной лесной охраны, в нарушение требований закона он разрешил спилить деревья во вверенном ему обходе лесничества, в связи с чем лесному хозяйству был причинен существенный вред2. 1 См.: Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть Под ред Б В Здравомыслова М, 1999 С 400 2БВСРФ 1999 №2. С. 22. Ранее (применительно к ст. 171 УК РСФСР) в литературе отмечалось, что превышению свойствен физический вред личности1. По действующему же законодательству физический вред личности является признаком не основного, а особо квалифицированного состава превышения полномочий. Состав преступления материальный, поэтому оно окончено в момент наступления указанных последствий. С субъективной стороны преступление характеризуется прямым умыслом. Косвенный умысел не характерен для данного преступления, поскольку, как указывается в законе, превышение носит явный характер. Следовательно, лицо не может не предвидеть именно неизбежности наступления указанных в законе последствий2. Субъект преступления специальный — должностное лицо. Квалифицированный вид превышения должностных полномочий предполагает совершение преступления лицом, занимающим государственную должность РФ или субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления (см. § 1 настоящей главы). Особо квалифицирующими признаками рассматриваемого преступления являются: а) применение насилия или угроза его применения; б) применение оружия или специальных средств; в) причинение тяжких последствий (ч. 3 ст. 286 УК). Применение насилия означает нанесение потерпевшему побоев, причинение физической боли, легкого и средней тяжести вреда здоровью, ограничение свободы (например, связывание), истязание. Умышленное причинение смерти или тяжкого вреда здоровью не охватывается составом превышения должностных полномочий и требует квалификации по совокупности с соответствующими преступлениями против личности (п. 12, 13 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. № 4)3. Угроза применения насилия (включая и угрозу убийством) означает высказанное или иным образом выраженное вовне намерение 1 См Комментарий к Уголовному кодексу РСФСР М.1994 С 322. В теории уголовного права высказано мнение, что умысел в рассматриваемом преступлении может быть и косвенным (см.. Комментарий к Уголовному кодексу РФ Под ред. Ю И. Скуратова и В М Лебедева М, 1996 С. 665. 3 См Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (РФ) по уголовным делам С. 310. виновного причинить потерпевшему вред здоровью, когда у последнего имелись действительные основания опасаться приведения ее в исполнение. Оружием являются предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой цели, подачи сигналов. В данном случае квалифицирующим признаком является применение именно оружия в собственном смысле этого слова, а не предметов, используемых в качестве оружия. Судебная практика обоснованно исходит из того, что сам по себе факт незаконного применения оружия связан с существенным нарушением прав граждан, вне зависимости от наступления каких-либо иных последствий. Специальные средства — это средства, предназначенные для применения на определенных законом основаниях в целях пресечения правонарушений и нейтрализации правонарушителей (наручники, слезоточивый газ и т.п.). Основания и порядок их применения предусмотрены в ряде нормативных актов, например в ст. 14 Закона РФ от 18.04.91 № 1026-1 «О милиции» с изм. на 08.12.2003. Под применением оружия и специальных средств следует понимать как фактическое их использование для физического воздействия на потерпевшего, так и угрозу их применения, если у потерпевшего имелись основания считать, что его жизни и здоровью грозит опасность1. Тяжкими последствиями превышения должностных полномочий являются крупные аварии, длительные остановки транспорта или производственного процесса, дезорганизация работы учреждения, нанесение материального ущерба в особо крупных размерах, резкое осложнение социальной обстановки в конкретной местности, причинение тяжкого вреда здоровью или смерти хотя бы одному человеку. При этом следует иметь в виду, что психическое отношение к смерти и причинению тяжкого вреда здоровью может быть выражено только в форме неосторожности2.
Пленум Верховного Суда СССР в постановлении от 30.03 90 № 4 разъяснял, что оружие может быть использовано «для физического воздействия на потерпевшего путем причинения ему смерти или нанесения тяжких телесных повреждений» (п 12) Это явная редакционная неточность, поскольку, как указывалось выше и как отмечал сам Пленум, умышленное причинение смерти и тяжкого вреда здоровью не охватывается составом превышения должностных полномочий 2 БВС РФ 2002 № 5 С 20, № 7 С 7 566 Вина по отношению к иным тяжким последствиям может быть как умышленной, так и неосторожной.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|