Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Присвоение полномочий должностного лица (ст. 288 УК)




Суть рассматриваемого преступления в том, что виновный, выдавая себя за должностное лицо, т.е. вводя в заблуждение ок­ружающих, совершает действия с использованием присвоенного должностного положения, которые причиняют существенный вред правоохраняемым интересам.

С объективной стороны преступление характеризуется дея­нием в форме действия, наступившими общественно опасными последствиями и причинной связью между действием и послед­ствиями. В законе не указывается конкретная форма присвоения полномочий — устно, с предъявлением фиктивных документов и т.п. Текстуально ст. 288 УК сформулирована таким образом, что позволяет судить, будто виновный сначала присваивает полномо­чия, т.е. вводит окружающих в заблуждение относительно того, является ли он должностным лицом, а уже затем совершает дей­ствия, повлекшие указанные в законе последствия. Однако вре­менной разрыв между присвоением звания должностного лица и использованием вытекающих из него должностных полномочий не всегда обязателен — фактическое совершение действий, кото­рые может совершить только должностное лицо, и есть присвое­ние его полномочий1.

Полномочия должностного лица присваиваются для соверше­ния неправомерных действий, о чем говорит указание закона на наступившие в результате этих действий последствия — сущест­венное нарушение прав и законных интересов граждан или орга­низаций. Эти действия могут соответствовать признакам должно­стного злоупотребления (ст. 285 УК), превышения должностных полномочий (ст. 286 УК), получения взятки (ст. 290 УК), а также признакам ряда специальных должностных преступлений, пося­гающих на иной объект (например, на интересы правосудия). Квалифицировать содеянное по совокупности рассматриваемого и иного должностного преступления (за исключением служеб­ного подлога) нельзя из-за отсутствия признака специального

1 См.: Егорова Н Присвоение полномочий должностного лица РЮ. 1999. №6. С 46.

570

субъекта, хотя возможна совокупность с преступлениями против личности, собственности и т.п.

Действия виновного должны совершаться вопреки интересам службы, т.е. присвоенные полномочия должны быть им исполь­зованы во вред интересам граждан либо организаций. В ином случае, если служащий и присваивает полномочия должностного лица, но для достижения общественно полезной (объективно ли­бо по его мнению) цели, состав рассматриваемого преступления отсутствует.

Если служащий предварительно сфальсифицировал какие-либо официальные документы (например, приказ о назначении на должность), содеянное не охватывается составом присвоения полномочий должностного лица и должно быть квалифициро­вано по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 288 и 292 УК. Если виновный сам не изготавливал поддельный доку­мент, но фактически использовал его в процессе присвоения полномочий, налицо совокупность преступлений, предусмот­ренных ст. 288 и ч. 3 ст. 327 УК.

Состав преступления материальный, оно окончено в момент наступления указанных в законе последствий — существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций1. Конкретно указанные последствия могут быть аналогичны по­следствиям, свойственным основным составам злоупотребления должностными полномочиями и превышения должностных пол­номочий (ст. 285, 286 УК).

Примером присвоения полномочий должностного лица могут служить действия виновного, выдающего себя за следователя и производящего обыск в квартире в целях похищения имущества, в ней находящегося.

Субъективная сторона преступления характеризуется пря­мым умыслом.

Субъект преступления специальный — государственный служащий или служащий органа местного самоуправления,

1 В отличие от ст 285, 286 и 293 УК в ст. 288 УК ничего не говорится об охраняемых законом интересах общества и государства Тем самым, вероят­но, презюмируется, что присвоение полномочий должностного лица не может причинить вреда интересам публичной власти в целом, ее авторитету. Такое решение представляется более чем спорным

 

не являющиеся должностными лицами. Если лицо не является государственным служащим или служащим органа местного са­моуправления, оно не несет ответственности за это преступление.

Приговор Верховного суда Республики Башкортостан, по кото­рому К. осужден по ст. 288 УК за самовольное присвоение полно­мочий должностного лица, был отменен Верховным Судом РФ с прекращением дела за отсутствием состава преступления, посколь­ку К. не являлся субъектом преступления (не был государственным служащим или служащим органа местного самоуправления)1.

Если должностное лицо присваивает полномочия иного должностного лица, оно должно нести ответственность за пре­ступление, предусмотренное ст. 286 УК.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных