Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






РАЗДЕЛ XVI. Два урока по зарубежной литературе




Уроки 67-68 (135-136)

Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832) и его трагедия «Фауст»

Цель: помочь учащимся осмыслить вечные философские проблемы бытия: что есть добро и зло, жизнь и судьба.

Метод: лекция учителя, сообщения учащихся, беседа.

Ход урока

План.

1. Страницы жизни Иоганна Вольфганга фон Гете.

2. «Исторический» Фауст и его «предшественники».

3. История написания трагедии «Фауст».

4. Народные истоки произведения, переосмысление их Гете.

5. Отражение в системе образов «Фауста» осмысления писателем различных жизненных ценностей.

6. 3 временных плана изображения жизни в трагедии: исторический (16 век), современный Гете (18-19 века), вечный.

7. Фауст и Мефистофель как вечные образы.

8. Фаустовские мотивы в русской литературе 19 века.

 

I. Слово учителя.

Имя великого Иоганна Вольфганга Гете, чьи творения принадлежат не только немецкой, но и мировой литературе, во многом характеризует идейно-художественное содержание искусства второй половины 18-го — первой трети 19 века. Изучая Гете, мы получаем возможность приобщиться к мировой литературе и размышлять над вечными проблемами бытия: что есть жизнь, смерть, как сделать общество справедливым. Об этом идет речь в течение всего учебного года при изучении творчества Тургенева, Некрасова, Достоевского, Толстого. У каждого писателя эти проблемы получают свое звучание, каждый подходит к ним по-своему, но в конечном итоге они приходят к одной цели: к поискам истины, смысла жизни. Вечные образы трагедии «Фауст», величайшего творения Гете, которым, как определяют словари, «художественная обобщенность и духовная глубина сообщают всечеловеческое звучание» и служат не одному поколению для осознания собственных переживаний, стремлений, противоречий.

Чтобы понять, какую страницу вписал Гете в мировую литературу, надо обратиться к жизни и творчеству поэта, философа.

 

II. Сообщение учащегося:

Иоганн Вольфганг фон Гете (1749-1832) родился в то время, когда эпоха Просвещения в Европе достигал своего расцвета. Родился поэт во Франкфурте-на-Майне в состоятельной семье.

Ранее обучение Гете было домашним. Отец, находившийся не у дел имперский советник, сам занимался им. Потом были учителя. В 16 лет Гете отправляется в Лейпциг, чтобы получить в университете юридическое образование. В отличие от Франкфурта, столица Саксонии — современный европейский город, живущий по французской моле.

Будущий поэт увлечен светской жизнью, театром. Три года в Лейпциге (1765-1768) завершились не университетским дипломом, а душевным потрясением. Пришлось на год возвратиться домой. Вообще для Гете всю жизнь будут характерны чередования периодов бурной деятельности с необходимостью в покое и уединении восстановить силы. Диплом он получит в 1771 г. в Страсбурге. Большое влияние на юношу оказала материалистическая философия Баруха Спинозы, открывшая ему «великий и свободный вид на умственный и нравственный мир».

Гете начинает свой литературный путь лирическими стихотворениями, наполненными весельем и жизнерадостностью, в подражание древнегреческому поэту Анакреонту. Анакреонтика у Гете звучит в духе народной песни. Так с юности античное и национальное навсегда сходятся в поэзии Гете. Из раннего творчества сохранилась «Песнь странника в бурю», сложенная разностопными античными строфами, исполненная душевной потрясенности и ощущения полноты бытия. Странник — слово, стоящее в названии нескольких знаменитых стихотворений поэта. Это его лирический герой — образ человека, бросившего обыденное и привычное, бегущего от людей, но не к одиночеству, а к всеобъемлющей жизни природы.

В 1777 г. происходит встреча с И. Г. Гердером, сопровождающая беседами о всемирном и народном, чтением Шекспира и фольклора. Как результат — новая школа в немецкой литературе, бросающая вызов всему, что сковывает, ограничивает, привязывает к старому. Название нового движения — «Буря и натиск», или штюрмерство. Во исполнение штюрмерской программы созревает первый завершенный замысел молодого Гете — «Гец фон Берлихинген», где поэт обращается к событиям Великой крестьянской войны 16 века. Драма выдержана в духе шекспировских хроник, высоко ценимых Гете, и рассказывает об одном из самых мощных революционных движений в Германии. Позиция автора противоречива. Он принимает право народа на существование, достойное, свободное и безбедное, но вместе с тем осуждает его борьбу как посягательство на доброе, разумное начало жизни, кровопролитие отпугивает Гете. С этого произведения в 1773 г. начинается литературная известность поэта, которая перерастет в европейскую славу после публикации романа «Страдания юного Вертера» (1774). Этот роман вершина штюрмерства и одновременно прощание с ним. Этот роман социально-психологический. Чувствительный, впечатлительный юноша остро чувствует несовершенство мира, отрицает трезвый, сухой рационализм, отождествляя его с бездушием, и не находит в себе сил даже для борьбы за личное счастье. Верность чувству, глубина и тонкость переживаний возвышают его над грубой расчетливостью тех, кто правит судьбами людей и подавляет всякое проявление свободы духа, откровенной чувствительности. Поэтому несчастная безответная (но глубокая и многокрасочная в своих проявлениях, сердечно обогащающая) любовь побуждает героя к самоубийству. Гете впоследствии говорил, что он был в том же самом положении и хорошо помнил муки, которые претерпел, и каких усилий стоило от них избавиться. Написав его, он пережил душевный кризис вместе с героем, хотя все еще не решил для себя, где и чем будет заниматься. Этот роман принес славу, и он через год после его публикации получил приглашение от герцога Карла Августа переехать в Веймар. Как оказалось, он переехал туда на всю оставшуюся жизнь.

Решение о переезде далось не просто. Отец был категорически против того, что сын променял дух вольного города Франкфурта на придворную зависимость. Эти опасения не были безосновательны. Хотя позже Гете станет министром и даже первым министром Сак сен-Веймарского герцогства, первые годы его положение оставалось неопределенным. Гете приходится измениться. Он уже распрощался со штюрмерством и искал для себя практической деятельности. Его убеждения можно назвать просветительскими, но он никогда не был человеком, увлеченным лишь жизнью разума. Он воспринимает мир как великую тайну и откликается ему всей глубиной душевной жизни. Свидетельство тому — его стихи, хотя их не так много. Среди них «Ночная песнь странника» (1780), настроенная на тишину, исполненная готовности к трудностям и терпению. Она так звучит в вольно м подражании М. Лермонтова:

 

Горные вершины

Спят во тьме ночной.

Тихие долины

Полны свежей мглой:

Не пылит дорога,

Не дрожат листы,

Подожди немного —

Отдохнешь и ты.

 

Первые любовные стихи Гете написал, когда ему не исполнилось двадцати лет, последние — за семьдесят. И все же лирическая манера поэта, однажды определившись, оставалась узнаваемой. Он влюблен в античность, воспринимает ее не как строгую норму, а как идеал высшей и естественной красоты, не как чужое, а как свое.

Гете вернул жизнь античному прошлому, одухотворил природу и, опережая романтиков, настроил свои любовные признания в лад с голосом мировой души. Особое место в его жизни и творчестве занимает трагедия «Фауст», начатая в 1771 г., которая завершилась в год смерти Гете.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных