Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






В Республике Беларусь




Бюджетно-налоговая политика в предстоящем пятилетии будет направлена на создание макроэкономических условий для стимулирования экономического роста и структурной перестройки экономики, снижение налоговой нагрузки и повышение жизненного уровня народа.

В области налоговой политики в 2006–2010 гг. будет продолжена налоговая реформа, которая обеспечит закрепление сложившихся положительных тенденций в области налогообложения и повышение эффективности налоговой системы в целом, ориентацию ее на экономическое развитие и дальнейшее наращивание конкурентоспособности национальной экономики.

Одним из важнейших направлений налоговой реформы станет упрощение налоговой системы и реальное снижение налогового бремени на экономику.

В целях совершенствования налоговой системы будут реализованы следующие мероприятия:

­ улучшение налоговой структуры за счет повышения доли и значения прямого налогообложения, применения общепринятых моделей построения основных налогов и сборов, пересмотра применяемых налоговых льгот, расширения налоговой базы каждого из установленных налогов и сборов;

­ снижение нагрузки на фонд заработной платы;

­ оптимизация ставок и совершенствования механизма уплаты страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и отчислений в государственный фонд содействия занятости;

­ повышение стимулирующей роли таможенной политики;

­ выравнивание условий налогообложения для всех категорий плательщиков путем оптимизации налоговых ставок;

­ совершенствование системы налогового администрирования, которое должно обеспечивать снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для плательщиков;

­ оптимизация соотношения республиканских и местных налогов и сборов с ориентацией на повышение роли и расширение самостоятельности местных бюджетов за счет увеличения удельного веса имущественных налогов и экологических платежей.

При сохранении высокого уровня социальных расходов бюджетная политика в 2006–2010 гг. будет направлена на:

­ создание условий для полного и устойчивого выполнения финансовых обязательств государства и концентрацию ресурсов бюджета на решении ключевых задач при одновременном сокращении неэффективных расходов;

­ обеспечение эффективной работы системы управления государственными финансами на всех стадиях бюджетного процесса, включая формирование новых систем финансовой поддержки регионов;

­ принятие мер по совершенствованию процедур государственных закупок, устранению нарушений в данной сфере.

Основные положения программы социально-экономического

развития Республики Беларусь на 2006–2010 годы

Основные выводы

1. Бюджетно-налоговая политика – это система регулирования экономики посредством формирования величины и структуры государственных расходов и налоговых платежей. Методы бюджетно-налоговой политики различаются в зависимости от того, какая цель признается главной: стабилизация в краткосрочном периоде или достижение макроэкономического равновесия в долгосрочном периоде. В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, выделяют стимулирующую бюджетно-налоговую политику, которая предполагает увеличение государственных расходов, снижение налогов или комбинирование этих мер для преодоления циклического спада экономики, и сдерживающую бюджетно-налоговую политику, предполагающую снижение государственных расходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер с целью ограничения циклического подъема экономики.

2. Дискреционная фискальная политика – целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо госбюджета в результате решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства и темпов инфляции. Государство может оказывать на экономику прямое воздействие через изменение величины государственных закупок и косвенное – через изменение величины налогов и трансфертов (в том числе субсидий), поскольку они воздействуют на экономику опосредовано – через изменение величины потребительских и инвестиционных расходов. Государственные расходы делятся на государственные закупки и трансфертные расходы, отличие между которыми состоит в том, что государственные закупки изменяют величину национального дохода, а трансфертные платежи лишь означают его перераспределение.

3. Эффект мультипликатора предполагает, что следствием бюджетно-налоговой политики может быть большее, в сравнении с изменением объема государственных расходов, увеличение совокупного спроса и равновесного дохода.

Отношение изменения национального дохода к вызвавшему его изменению государственных расходов называется мультипликатором государственных расходов – он равен: .

Мультипликатор трансфертов – отношение изменения объема выпуска к вызвавшему его изменению трансфертных расходов, равен .

Рост государственных расходов ведет к увеличению спроса на товары и услуги, но следствием данного процесса может быть вытеснение инвестиций. Уменьшение совокупного спроса, вызванное повышением процентной ставки вследствие бюджетной экспансии, называется эффектом вытеснения.

Эффект мультипликатора означает усиление влияния бюджетно-налоговой политики на совокупный спрос, а эффект вытеснения – уменьшение ее воздействия.

4. Одним из инструментов дискреционной фискальной политики являются изменения в налогообложении. Налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством для выполнения своих функций. В макроэкономике налоги делятся на автономные (аккордные) и подоходные. В рамках кейнсианской модели налоги, так же, как и государственные расходы, действуют на объем национального производства с мультипликативным эффектом: – налоговый мультипликатор – отношение изменения объема выпуска к вызвавшему его изменению налогов.

5. Если расходы государства превышают его доходы – образуется бюджетный дефицит. Различают циклический и структурный бюджетный дефицит. Структурный дефицит госбюджета – разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости при существующей системе налогообложения. Циклический дефицит оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом. Если государственные расходы и автономные налоговые отчисления возрастают на одну и ту же величину, то и равновесный объем производства возрастает. В этом случае говорят о сбалансированном бюджете. Мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1.

6. Существуют три основные концепции регулирования бюджетного дефицита: ежегодное балансирование, балансирование в ходе экономического цикла и концепция функциональных финансов.

Концепция ежегодного балансирования основана на равенстве, в соответствии с которым объемы налоговых поступлений настоящего и будущего периодов должны быть равны расходам аналогичных периодов.

Концепция циклического балансирования бюджета предполагает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно балансирует бюджет. Правительство снижает налоги и увеличивает государственные расходы, т. е. сознательно идет на допущение дефицита бюджета, а затем проводит противоположную политику, при этом возникшее положительное сальдо бюджета использует для возмещения предыдущего дефицита.

Концепция функциональных финансов основана на том, что государство должно заботиться не о балансировании бюджета, а о макроэкономической стабильности экономики.

7. Фискальная политика, предполагающая автоматическое изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате циклических колебаний совокупного дохода, называется недискреционной фискальной политикой. К встроенным (автоматическим) стабилизаторам относятся подоходный налог, косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость), пособия по безработице и социальные выплаты. В период спада встроенные стабилизаторы приводят к уменьшению налоговых поступлений в государственный бюджет, росту социальных выплат и дефициту государственного бюджета.

8. К способам финансирования бюджетного дефицита можно отнести: увеличение налогов, что приводит к росту государственных доходов; эмиссию необходимого количества денег (монетизация бюджетного дефицита); выпуск облигационных займов; привлечение внешних займов. Источником покрытия бюджетного дефицита могут быть внешние займы, при условии их использования для структурной перестройки экономики и развития производства. В условиях перехода к рыночной экономике источником финансирования бюджетного дефицита могут быть денежные средства, вырученные от продажи государственной собственности.

9. Бюджетный дефицит порождает государственный долг. Государственный долг – это сумма задолженности государства своим или иностранным физическим и юридическим лицам, которая состоит из общей суммы бюджетных дефицитов за вычетом бюджетных излишков и суммы финансовых обязательств иностранным кредиторам (за вычетом той части, которая пошла на покрытие бюджетного дефицита) на определенную дату. Различают внутренний и внешний государственный долг. Внутренний долг – это долг государства населению, предприятиям, организациям своей страны; внешний – это задолженность гражданам, организациям и правительствам других стран. Погашение государственного долга и процента по нему производится путем рефинансирования, конверсии, унификации и консолидации.

Основные понятия


Аккордный налог

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика

Бюджетный дефицит

Внешний государственный долг

Внутренний государственный долг

Встроенный (автоматический) стабилизатор

Государственный бюджет

Государственный долг

Дискреционная фискальная политика

Мультипликатор государственных расходов

Налоговая система

Налоговый мультипликатор

Недискреционная фискальная политика

Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция)

Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия)

Структурный бюджетный дефицит

Циклический бюджетный дефицит


Вопросы для самопроверки

1. Почему при выборе инструментов фискальной политики необходимо проводить различие между государственными закупками и трансфертами?

2. Проанализируйте преимущества и недостатки подоходного налога по сравнению с аккордным налогом. Какой налог предпочтительнее с точки зрения эффективности?

3. Всегда ли текущее значение профицита бюджета может служить основанием для принятия решений относительно будущей экономической политики? Может ли служить таким основанием значение профицита бюджета при полной занятости?

Вопросы для обсуждения

1. Какой из нижеперечисленных показателей следует рассматривать как основной критерий эффективности бюджетно-налоговой политики?

а) размер реального дефицита (излишка) государственного бюджета;

б) размер бюджетного дефицита (излишка) при полной занятости ресурсов;

в) уровень личного подоходного налога;

г) величина инфляционного воздействия встроенных стабилизаторов в экономике с полной занятостью ресурсов

Ответ обоснуйте по каждому пункту.

2. Исходя из кейнсианской модели макроэкономического равновесия, выразите значения следующих мультипликаторов: государственных расходов, автономных налогов, трансфертных платежей. Определите знаки полученных мультипликаторов, сравните их величины.

3. Верны ли приведенные ниже утверждения?

- «С увеличением налогов при сохранении величины трансфертов, величины государственных закупок и инвестиций на прежнем уровне объём сбережения уменьшится».

- «Уменьшение торгового баланса может привести к росту инвестиций, если дефицит бюджета и объем сбережений в экономике не изменятся».

- «Одновременный рост потребления и сбережений может быть связан только с увеличением трансфертов».

4. Подтвердите или опровергните следующие утверждения:

-«Уменьшение налогов обязательно приведет к увеличению дефицита бюджета».

-«Правильная экономическая политика состоит в том, чтобы постоянно поддерживать баланс бюджета».

-«Стимулирующая фискальная политика сама обеспечивает компенсацию издержек на ее проведение, поскольку увеличение доходов предприятий и граждан в стране приводит и к увеличению налоговых поступлений в бюджет».

Задачи и тесты

1. Первоначально государственный бюджет имел нулевое сальдо. В результате одновременного снижения государственных расходов и ставки налогов в два раза равновесный доход сократился на 10 %. Как в этих условиях изменится сальдо государственного бюджета:

а) станет положительным;

б) не изменится;

в) возникнет дефицит государственного бюджета?

Определите правильный ответ и докажете его математически.

2. Четко выраженная антиинфляционная фискальная политика предполагает:

а) повышение уровня налогообложения и сокращение государственных расходов;

б) сокращение и налоговых поступлений, и государственных расходов;

в) рост налогов и более высокий уровень государственных расходов;

г) снижение налогов и более высокий уровень государственных расходов.

3. Согласно концепции мультипликатора сбалансированного бюджета, равное сокращение налогов и государственных закупок:

а) не изменит уровень национального дохода и производства;

б) будет способствовать вытеснению частных инвестиций;

в) увеличит равновесный уровень национального дохода и производства;

г) вызовет движение ранее сбалансированного бюджета к дефицитному состоянию.

4. Правительство сократило свои расходы на 60 млрд руб. В результате дефицит бюджета сократился на 20 млрд руб., сбережения возросли на 10 млрд руб., располагаемый доход уменьшился на 15 млрд руб. Как и на сколько изменились следующие показатели:

а) инвестиции;

б) потребление;

в) ВВП.

5. Предположим, что правительство приняло решение сократить трансфертные платежи и одновременно увеличить государственные закупки на ту же величину, т.е. ΔG = ΔTR:

а) увеличится или уменьшится значение равновесного дохода? Проверьте это при MPC = 0,8; t = 0.25; Y0 = 600; ΔG = 10;

б) найдите значение изменения равновесного дохода ΔY0;

в) будут ли изменения в сальдо государственного бюджета?

6. Функция потребления задана следующим образом: C = 0,8 Yd + 100. Объем инвестиций равен 50, государственные расходы равны 200, трансферты составляют 62,5, ставка подоходного налога равна 25%:

а) вычислите равновесный уровень дохода;

б) вычислите мультипликатор;

в) чему равен бюджетный дефицит (профицит)? Чему будет равен бюджетный дефицит (профицит), когда инвестиции возрастут до 100? Как экономически объяснить его изменение вследствие роста инвестиций?

г) чему равен бюджетный дефицит (профицит), соответствующий полной занятости, если выпуск при полной занятости равен 1200? Вычислите его значение для случаев, когда инвестиции равны 50 и 100;

д) как изменится бюджетный дефицит (профицит) при полной занятости для случая, когда инвестиции равны 50, если государственные расходы возрастут на 50?

7. Рассмотрим экономику, которая функционирует только в течение двух периодов. В этой экономике предпочтения домохозяйств таковы, что они полностью выравнивают свое потребление во времени. При этом временной горизонт правительства больше, чем у домашнего хозяйства, т.е. к концу второго периода правительство имеет ненулевую величину государственного долга, в первом периоде долг отсутствует. Известно, что доход домохозяйства в первом периоде равен 200, во втором – 150, государственные закупки первого периода – 50, второго периода – 110, чистые налоги первого периода – 40, второго – 55, ставка процента – 10%. Определите:

· величину государственных расходов и величину чистых налогов, приведенных к настоящему моменту времени, величину государственного долга к концу второго периода;

· оптимальный уровень потребления домохозяйства в первом и втором периодах;

· допустим, государство изменило величину чистых налогов: в первом периоде чистые налоги равны 50, во втором – 44, но государственные расходы остались прежними. Изменилась ли при этом величина приведенных налогов, государственного долга? Каковы при этом будут личные, государственные, национальные сбережения в каждом периоде?

Литература

1. Тарасевич Л.С., Гальперин В.М., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика / Общая редакция Л.С. Тарасевича. – СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 1999. – 656 с.

2. Мэнкью Н.Г. Принципы макроэкономики. – СПб.: Питер, 2003. – 576 с.

3. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, Издательство «Дело и Сервис», 2000. – 416 с.

4. Сакс Дж. Д., Ларрен Ф.Б. Макроэкономика. Глобальный подход. – М.: Дело, 1996. – 848 с.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных