Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Свобода выбора, суверенитет и рациональность потребителя.




На первый взгляд может показаться, что главными действующими субъектами в экономичес­кой системе являются производители, ведь именно они определяют объем и структуру производства, име­ют возможность оказывать влияние на уровень цен на товары и услуги, результатом их эффективной дея­тельности является возможность получения прибы­ли. В таких условиях допустимо производство лишь такого товара, который может быть продан на рынке по цене, превышающей издержки производства. Имен­но этот принцип ведет к смещению акцента из сферы производства в сферу потребления. Если потребитель отдал за товар сумму денег, превысившую издержки производства, значит, производитель получит при­быль и сможет продолжать свою деятельность. В про­тивном случае производитель не реализует свой то­вар, потерпит убытки и в конце концов разорится. Именно это свидетельствует о суверенитете потреби­теля, т.е. о возможности влиять на объем и структуру производства посредством формирования спроса на конкретные товары и услуги.

Необходимым моментом суверенитета потребите­ля выступает свобода потребительского выбора. В действительности часто встречаются ограничения такого рода свободы, причем они могут быть весьма различ­ными по масштабам и формам: от жесткого нормиро­вания потребления определенных благ (введения кар­точной системы) до законодательного запрещения производства и потребления какого-либо вида това­ров. В основе этих ограничений могут лежать весьма разнообразные мотивы: чрезвычайные обстоятельства (голод, война), желание уберечь население от вредно­го блага (алкоголь, наркотики, сигареты), стремление обеспечить гражданам равенство в потреблении. Ре­зультатом же такого рода действий станет отказ от принципа суверенитета потребителя. Люди уже не смогут сигнализировать производителю о своем отно­шении к конкретным товарам и услугам и передавать ему ту сумму денежных средств, которую сочтут нуж­ной. Производитель же не сможет расширить произ­водство благ, необходимых потребителю. Все решения о производстве будут приниматься административны­ми органами исходя из их собственных предпочтений.

Считается, что каждый потребитель име­ет свою субъективную шкалу предпочтений, т.е. зна­ет, что ему нравится больше, а что меньше. Из всей товарной массы он выбирает наиболее предпочти­тельный товар или их набор, а также определяет объем этого выбора. Такой принцип называется гипоте­зой рациональности. Термин "рациональность" нель­зя толковать в плане того, что человек, истративший весь свой доход на покупку цветов любимому челове­ку, нерационален, а индивид, отложивший деньги на автомобиль, рационален. С точки зрения экономиста они оба ведут себя рационально, если только дей­ствительно самостоятельно выбрали для себя эти ва­рианты. Ученые не оценивают шкалу предпочтений потребителя, для них важен лишь тот факт, что она реально существует и человек пытается получить максимум удовлетворения в соответствии со своим доходом. Если мы обозначим это удовлетворение вслед за теорией предельной полезности как "полез­ность", то принцип рациональности потребителя можно сформулировать следующим образом: при за­данных ценах и доходе потребитель стремится рас­пределить свои денежные средства так, чтобы полу­чить максимум полезности.

Перед каждым потребителем стоят три вопроса: 1.Что купить? 2. Сколько стоит? 3. Хватит ли денег, чтобы осуществить покупку?

Чтобы ответить на первый вопрос, надо выяснить полезность вещи для потребителя, чтобы ответить на второй — исследовать цену, чтобы решить третий вопрос — определить доход потребите­ля. Эти три проблемы — полезность, цена и доход — и составляют содержание теории поведения потребителя. Попытаемся опреде­лить их взаимосвязь.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных