Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Принятие христианства Болгарией.




План.

1. Введение. Характеристика первоисточников.

2. Религиозные традиции в Болгарии до принятия христианства.

3. Необходимость новой веры.

3.1. Внутриполитические предпосылки.

3.2. Внешнеполитические факторы.

4. Крещение Болгарии:

4.1. Религиозный курс хана Бориса.

4.2. Становление церковной организации. Религиозные и культурные преобразования;

4.3. Попытка реставрации язычества при князе Владимире-Расате. Окончательная победа христианства.

5. Значение принятия христианства для Болгарии и болгарского народа.

Источники

1. Закон судный людем краткой редакции. М., 1961. С. 9-23.

2. Закон Судный Людем // Хрестоматия по всеобщей истории государства и права зарубежных стран (Древний мир и средние века)./ Составитель В. А. Томсинов. М.: изд-во ЗЕРЦАЛО, 1999. С. 376-380.(1ок173795-Л).

3. Константин Багрянородный. Об управлении империей. Текст, перевод, комментарии. М., 1989. С. 25—30, 41, 43, 51, 141-149.

4. Хрестоматия по истории южных и западных славян. Ответ. ред. Фрейденберг М. М. Мн., 1987. Т. 1. С. 32—41, 58—60.

5. Черноризец Храбр. Сказание о письменах. // Сказания о начале славянской письменности. М., 1981. С. 102—104, 174—189.

Литература

1. Ангелов О. Формирование болгарской народности. София, 1978.

2. Андреев И., Ангелов Д. История болгарского государства и права. М., 1962. С. 10—36.

3. История государства и права славянских народов (Ч. 1). Составиталь Новик Е. И. Гродно: Изд-во Грод. Филиала НИСЗ, 1997. 44 с.

4. История и культура Болгарии: к 1300-летию образования болгарского государства. Под ред. Улуняна А. А.. М., 1981. С. 40—50, 60—90.

5. Кочев Н. Христианство и политика Византии в отношении балканских стран в эпоху образования раннефеодальных государств // Этносоциальная и политическая структура раннефеодальных славянских государств и народностей. М., 1987. С. 195—204.

6. Краткая история Болгарии: с древнейших времен до наших дней. М., 1988. С. 42-100.

7. Литаврин Г. Г. Введение христианства в Болгарии / IX — нач. X в. // Принятие христианства народами Центральной и Юго-Восточной Европы и крещение Руси. М., 1988. С. 30-67.

8. Литаврин Г. Г. Особенности развития самосознания болгарской народности со второй половины X до конца XIV вв. //Развитие этнического самосознания славянских народов в эпоху зрелого феодализма. М., 1989. С. 36—70.

9. Литаврин Г. Г. Формирование и развитие Болгарского раннефеодального государства: кон.VII — нач.XI вв. // Раннефеодальные государства на Балканах VI—XII вв. М., 1985. С. 132—170.

10. Раннефеодальные государства и народности /южные и западные славяне VI—XII вв. М., 1991. С. 37—68, 137—149.


Документы

1. ИЗ ОТВЕТОВ ПАПЫ НИКОЛАЯ I
НА ВОПРОСЫ БОЛГАР О РЕЛИГИИ, БЫТЕ И ОБЫЧАЯХ
ДОХРИСТИАНСКОЙ БОЛГАРИИ

Вскоре после принятия Болгарией христианства, в 865 г., князь Борис направил в Рим посольство, стремясь получить от папы признание самостоятельности только что основанной болгарской церкви. Болгарский государь просил также разъяснений по множеству вопросов исповедания христианской веры, новой морали и правил поведения в общественной и частной жизни. Сохранились ответы папы Николая I на 115 вопросов, часто повторяющие сами вопросы. Последние особенно важны для изучения состояния болгарского общества в IX в.

4. Считаем излишним излагать вам подробно, сколько времени... в течение года необходимо воздерживаться от мяса, так как вы еще неопытны и молоды в вере... 14. Кроме того, вы сообщаете, что некий грек, ложно выдававший себя за пресвитера... окрестил многих на вашей родине. И вы, узнав по божьему вдохновению, что он не пресвитер, определили отрезать ему нос и уши, жесточайшим образом избить и изгнать из вашего отечества... 17. Итак, рассказывая, как вы приняли... христианскую веру и принудили к крещению весь народ, как он, однако, после крещения весь единодушно восстал с большим ожесточением против вас, утверждая, что вы дали ему плохой закон, и хотели убить вас и поставить себе другого князя; как вы, подготовленные против них с помощью божьей силы, победили их от мала до велика, захватили в свои руки, и как вся их знать и более влиятельные люди со всем их родом были уничтожены мечом, а не столь знатным и менее видным вы не причинили зла, вы хотите знать относительно тех, кто лишен жизни, есть ли грех на вас из-за них... 18. Вы говорите, что хотите знать, как следует поступить с теми, кто отрекся от христианского закона... 19. Что сделать по закону с теми, кто восстал, чтобы убить своего князя?.. 21. Если раб убежит от своего господина, следует ли простить его, когда он будет схвачен?.. 22. К тем, кто обратился в бегство, когда вы вступили в сражение с неприятелем... пусть смягчится суровость законов... 24. Как следует поступить с отцеубийцей, а также с тем, кто погубил брата своего или сестру, указывают законы. Но если он убежит в церковь, то... пусть определит местный епископ или поставленный им священник. 25. Вы заявляете, что по обычаю вашей родины воины всегда охраняют границу между вашим отечеством и другими, и если раб или свободный убежит каким-либо образом через один из постов, то немедленно воинов вместо него предают смерти... 26. Относительно того, кто убил близкого, т. е. родственника: брата, двоюродного брата или внука, пусть сохранят свою силу священные законы, но, если он убежит в церковь, пусть избавится от смерти... 33. Вы говорите, что, вступая в сражение, до сих пор несли в качестве знамени конский хвост и хотите знать, что следует носить вместо него. Что же иное, как не знак святого креста?.. 34. Кроме того, вы спрашиваете, следует ли сразу же выступить, получив весть, что надо идти на войну, или есть определенные дни, когда не следует отправляться на войну... 35. Вы рассказываете, что перед выступлением на бой собирались, соблюдая определенные дни и часы, чтобы предаться заклинаниям, играм, песням и неким гаданиям... 39. Вы спрашиваете о кровном родстве между родами, чтобы ясно понять, с какими женщинами следует вступать в брак... 40. Вы говорите, что на вашей родине есть обычай: перед боем ваш повелитель посылает самого верного и благоразумного человека для осмотра всего оружия, коней и снаряжения... и те, у кого они окажутся небрежно подготовленными, осуждаются на смерть... 42. Вы говорите, что, когда ваш князь по обычаю садится за стол для трапезы, никто, даже его жена, не садится с ним есть; вы же садитесь далеко от него на низкие сиденья и едите на земле... 49. Кроме того, вы хотите знать, позволено ли давать, как раньше, в приданое невестам золото, серебро, волов, лошадей и прочее... 51. Вы спрашиваете, позволено ли иметь одновременно двух жен, а если не позволено, хотите знать, что следует сделать с теми, у кого окажется две жены... 59. Ваш вопрос о штанах[1] мы считаем излишним, ибо хотим изменить не внешний облик вашей одежды, а... нравы... 62. Вы говорите, что до принятия христианства у вас был найден камень, который, если от него принять часть против болезни, обычно служил лекарством для тела, но иногда все же оставался бесполезным... 66. Вы утверждаете, что греки[2] запрещают вам входить в церковь в повязке из льняной ткани, которую вы носите на голове... 67. Вы говорите, что... когда вы хотели связать кого-либо клятвой ради некоего дела, то клали перед ним меч, и он над ним давал клятву... 79. Говорите, что у вас есть обычай: больные берут для выздоровления некую повязку и, повесив, носятеена шее... 86. Если будет схвачен вор или разбойник и откажется от того, в чем его обвиняют, вы утверждаете, что у вас судья бьет его по голове бичом и колет в бок железными шипами, пока не добьется от него истины... 90. Вы спрашиваете, позволено ли употреблять в пищу животных и птиц, если они убиты без ножа и погибли только от удара человека... 96. Что бы ни задумала или ни сделала жена против тебя, даже если она обвинит тебя, не следует... отвергать ее или сильно ненавидеть... 97. Это же должно относиться и к рабу, обвинившему своего господина перед властями... 100. Следует ли перенести обратно в свою землю того, кто погиб в сражении?.. 101. Вы спрашиваете, кому следует давать милостыню... 103. Вы спрашиваете, что следует сделать с нечестивыми книгами, полученными, как вы заявляете, от сарацинов[3] и находящимися у вас…

Взято из: Хрестоматия по истории южных и западных славян. Том 1. Эпоха феодализма. Мн.: «Университетское», 1987. С. 34—36.

2. Из «Апокрифической болгарской летописи»

Данный документ — легендарно-фантастическая интерпретация болгарской истории с VII по XI вв. Он отражает патриотические настроения в болгарском обществе во время византийского господства. Памятник анонимен, связан с устной народной традицией, близкой к богомильским верованиям. Летопись создана в XI или начале XII в.

…принял царство Болгарское…Борис, и был он благочестив и весьма благоверен. И этот царь крестил всю землю Болгарскую, и воздвиг церкви... на реке Брегальнице[4], и здесь он принял царство, на Овчем поле[5] на западе создал белые церкви, и пришел в Добрич[6], и там окончил жизнь свою. Царствовал же он 16 лет, и ни греха не знал, ни женщины. И благословенно было царствование его...

Потом же принял царство Болгарское Симеон, брат его. И воздвиг грады великие у моря, и великий град Преслав он воздвиг, и здесь принял царство... Преслав-град он строил и воздвиг его за 28 лет. И много замечательного сотворил царь Симеон. Он царствовал 130 лет и родил святого Петра, царя болгарского, мужа святого и весьма праведного... Вот сколько дани взимал он со всей земли... под властью его царства пребывавшей: охапку пряжи, ложку масла и яйцо в год. Такова была дань ему от земли его людей, и ничего более не брал он. И было изобилие великое при том царе...

Взято из: Хрестоматия по истории южных и западных славян. Том 1. Эпоха феодализма. Мн.: «Университетское», 1987. С. 45—46.

3. Из «Летописи Попа Дуклянина»

Сочинение, известное в науке под таким назвинием (также именуемое «Барский родослов»), возникло во второй половине 12 в. в Дукле — современной Черногории. Летопись — один из наиболее известных латинских источников по истории Первого Болгарского царства. Анонимный автор (или авторы) повествует о политике болгарского хана Бориса.

Борис[7], как на его языке называли его „каган", а на нашем „император", подчинил своей власти девять князей, которые правили и осуществляли правосудие над народом, так как был многочислен. И так они (болгары) напали на Силодузию[8] и завладели ею. Потом заняли и целую Македонию.[9]

Взято из: Хрестоматия по истории южных и западных славян в трех томах. Т. 1. Эпоха феодализма. Мн.: «Университетское». 1987. С. 81.

4. Из летописных заметок (глоссов) болгарского переписчика
на полях его рукописи — перевода стихотворной
византийской хроники Константина Манасия

Константин Манасия (2-я половина XII в.) написал хронику, которую довел до 1081 г. Около 1345—1350 гг. популярная хроника была переведена на болгарский язык, скорее всего, для болгарского царя Иоанна Александра. На полях своей рукописи болгарский летописец написал замечания из истории болгар от заселения славянами Балкан (конец 5 в.) до падения Первого Болгарского царства (1018 г.). Памятник содержит много сведений о взаимоотношениях болгарских правителей с Византийской империей.

9. [При описании царствования императора Михаила, сына Феофилова, 842—867 гг.] При этом Михаиле царе и при матери его крестились болгары. Некогда, не знаю как, сестра болгарского князя была взята в плен греками и предана в царский дворец и была крещена и научена читать. В царствование же этих царей, так как был великий мир между греками и болгарами, она была обменена на одного боярина, Федора Куфару. Вернувшись же на родину, она не переставала наставлять брата своего в вере христовой, пока не крестила его. Против него же, крестившегося, восстали болгары, желая убить его за то, что веру их оставил. Но он, выйдя на брань, победил их и с тех пор крестил одних добровольно, а других силою.

Взято из: Хрестоматия по истории средних веков. Т. 1. Раннее средневековье VI—IX вв. М.: Соцэкгиз, 1961. С. 305—307.

5. Сказание "О письменах" Черноризца Храброго

Сказание Черноризца Храброго "О письменах" — важный источник о создании славянской азбуки. Личность автора неизвестна.

Раньше у славян не было письма, они чертами и бирками считали и гадали, так как были язычники. С тех пор, как приняли христианство, они старались писать славянские слова римскими и греческими буквами без устройства. А как можно хорошо написать греческими буквами: Бог или жизнь, или зьяло, или церковь, или чаяние, или широта, или горечь, или там, или юность, или язык и другие похожие слова? И так это было в течение много лет. Поэтому человеколюбец Бог, который управляет всем и не оставляет человеческий род без разума, а всегда приводит к разуму и спасению, смиловавшись над родом славянским, прислал им святого Константина Философа, нареченного Кирилла, мужика справедливого и правдолюбивого, который создал им тридцать восемь букв, одни по образцу греческих букв, другие в соответствии с славянской речью. От первой буквы начал по-гречески: они (греки)говорят альфа, а он аз; от аз две (азбуки) начинаются. И как они (греки) создали свои буквы по примеру еврейских, так и он (Кирилл) создал их по примеру греческих. Поэтому у евреев первая буква называется алеф, а это говорит о том, что те, кто дает наставления детям насчет учебы, говорят: учи, что значит алеф! И греки наподобие этому говорят: альфа. И оказанное по-еврейски согласовалось с греческим языком, так что ребенку, вместо того, чтобы сказать: учи, они ему говорят: ищи, потому, что альфа на греческом языке значит: ищи. По их примеру святой Кирилл как первую букву создал аз. И как первая буква аз была дана Богом славянскому роду, чтобы ему открылся рот и чтобы поняли те, кто учит буквы,так что озпроизносится с большим открытием рта, тогда как другие буквы произносятся с небольшим открытием рта. Эти славянские буквы и так следуетписать и произносить: а, б, в, г. Некоторые говорят: зачем он создал 38 букв, когда можно писать и с меньшим числом букв, как пишут греки — с 24 — а те самые (которые это говорят) и не знают, сколько букв употребляют греки в своем письме. Имеются 24 буквы, но они недостаточны для письма, так что у греков имеются догголительно еще 11 двуголосных букв и еще три буквы для чисел: 6, 90 и 900. И таким образом получается 38 букв. Подобно этому и по тому образцу Кирилл создал 38 букв. Другие же говорят: к чему славянские буквы? Их и Бог не создавал, ни ангелы не создавали, и не существуют они с самого начала как еврейские, римские и греческие, которые существуют испокон веков и приняты Богом. Третие же думают, что сам Бот создал буквы, а они не знают; что говорят, а также то, что Бог велел, чтобы письмо было на трех языках, как и пишет в евангелии: „И было письмо написано на еврейском, римском и греческом языках", но славянского языка там нет. Поэтому славянское письмо не от Бога. Что ответить им или что сказать этим безумникам: Мы ответим им по святым книгам, как мы учили, что от Бога все случается по очереди, а не сразу. Бедь и Бога не было созданного вначале ни еврейского, ни римского, ни греческого языков, а был сирийский язык, на котором говорил Адам, и потомки Адама до потопа и от потопа далее, пока Бот не разделил языки при строительстве башни, как и написано; что языки были смешаны. Как были смешаны языки, так были смешаны и привычки, обычаи, устройство, законы и науки между народами: египтяне измеряли землю, а персияне, халдеи и ассирияне занимались чтением звезд, поэзией, медициной, гаданием в всеми человеческими науками; евреиже занимались святыми книгами, в которых написано, что Бог создал небо и землю и все, что находится на ней, и человека, и все по очереди, как и пишет; греки занимались грамматикой, риторикой, философией. Но до этого у греков не было букв для их языка, а феникийски-ми буквами писали на своем языке. И так продолжалось много лет. Наконец пришел Паламид, который, начиная с альфа и вита, придумал для греков только 16 букв. К этим буквам Кадем Милетский добавил еще три буквы. Таким образом в течение много лет греки употребляли 19 букв. И затем Симонид открыл и дополнил две буквы, а Эпихарм толмач дополнил еще три буквы, и таким образом их было 24. Много лет после этого Дионисий грамматик придумал шесть двугласных букв, а после него другие еще пять, и третие (придумали) еще три буквы для чисел. И так многие люди в течение много лет составили 38 букв. Затем, после много лет, по божьему велению нашлось семьдесят человек, которые перевели (святые книги) с еврейского на греческий язык. А славянские книги сам святой Константин, нареченный Кирилл, и буквы создал и книги перевел в течение несколько лет. А они (греки) многие и в течение много лет (создали это): семь человек создали буквы, а семьдесят перевод. Поэтому славянские буквы более святые и более достойные почета, так как их создал святой человек, а греческие — эллины язычники. А если кто-либо скажет, что создал их нехорошо, так как все еще улучшаются, мы ему ответим: и греческие также много раз улучшали Акила и Симах и многие другие. А легче после этого улучшать, чем сначала создавать. Если спросишь у греческих писателей: кто придумал ваши буквы или же кто перевел книги, или в какое время? — редко кто из них это знает. Если спросишь славянских грамотных людей: кто создал ваши буквы или кто перевел книги — об этом все знают и вам ответят: святой Константин Философ, нареченный Кирилл, он создал наши буквы и перевел наши книги, и Мефодий, его брат. Еще живы те, кто их видел. И если опросишь у них: в какое время? — и об этом все знают и вам скажут: во время греческого царя Михаила[10] и болгарского князя Бориса[11], и моравского князя Растица[12], и блатенского князя Коцеля[13] в 6363 году от создания мира. Имеются и другие ответы, о них расскажем другой раз, а сейчас у нас нет времени. Таким образом, братья, Бог просветил славян. Слава ему, и честь, и сила, и поклон, сейчас и всегда и в бесконечных веках, амин!

Взято из: Хрестоматия по истории южных и западных славян в трех томах. Т. 1. Эпоха феодолизма. Мн.: «Университетское». 1987. С. 71—74.

6. Из "Обширного жития Климента" Феофилакта Охридского

Феофилакт Эфест (или Феофилакт Охридский) — известный византийский писатель 11—12 вв. Был архиепископом Охридским в 1081/1082 — ок. 1115 гг. Написал много трудов, наиболее известными из которых являются "Обширное житие Климента" и "Житие Тиверипольских мучеников". Эти работы были написаны на основе недошедших до нас славянских источников.

Борис не переставал направлять все свои помыслы к тому, как создать для святых людей[14] полную возможность для божьего дела, с тех пор, как Бог внушил ему эту мысль, он отделил Кутмичевицу[15] от Котокия, а также освободил от правления и назначил правителем Дебету. Ему передал блаженный Климент, а еще более верно говоря, передали друг другу: один послушный во всем, а другой, чтобы воспользоваться первым как помощником в принятии своих решений. Климент был направлен учителем в Кутмичевицу[16], и было отдано распоряжение жителям этой земли, чтобы приняли святого[17] с почестью и чтобы достоили его подарками...

И в целях большего поощрения (другим) сам Борис подарил триблаженному Клименту три дворца в Деволе, которые отличались своей раекошью и принадлежали комитскому роду. Кроме того, он подарил ему и место для отдыха в окрестности Охрида и Главиницы[18].

А каковы были дела Климента?... (Он) никогда не переставал заботиться од том, чтобы не обмануть княжеских надежд, которые он возлагал на него. И в самом деле, обрабатывая все упомянутые области он на весь голос проповедывал язычникам[19] божье спасение...

Он имел в каждой энории[20] и избранников среди других и их ни в коем случае не было мало, так как насчитывали около трех тысяч пятьсот. С ними он проводил большую часть своего времени, толкуя им более глубокие места писаний... Он или учил детей, причем по-разному, одним он показывал формы букв, другим объяснял смысл написанного, а третьим показывал как надо писать рукой, причем не только днем, а и ночью, или же отдавался молитвам, или же читал, или писал книги, а иногда в одно и то же время выполнял две работы: писал и проповедывал детям какое-нибудь знание…

Поэтому его ученики и были лучше других в жизни и учебе. И в самом деле с божьей помощью они возрасли столь хорошо и внимательно подготовленные. Многие из них стали чтецами, помощниками дьяконов, дьяконами и священниками. В каждой области он использовал триста учеников без их помощников и они ничего не платили князю, а служили Богу и были определены платить ему или поскорее выкупиться. Этим делом Климент занимался в течение целых семи лет[21].

Взято из: Хрестоматия по истории средних веков в трех томах под ред. академика С. Д. Сказкина. Т. 1. М., 1961. С. 352.

7. «Закон Судный людем»

Глава 1

До любой правды необходимо поговорить о божьей правде. Поэтому святой Константин написал в первом законе и определил, говоря так: Каждое село, в котором совершаются языческие жертвоприношения и колдовства, пусть будет передано божьему храму с совокупной собственностью, которой обладают властелины. И те, кто совершает жертвоприношения и колдовства, пусть будут проданы с совокупным своим имуществом, и полученная от этого сумма пусть будет разделена беднякам.

Глава 2

При каждом опоре, тяжбе или иске князь и судья не должны принимать обвинение без много свидетелей, они должны сказать спорящимся 'сторонам, обвинителям и обвиняемым: если не докажете свидетелями под присягой, как приказывает и божьи закон, в таком случае ожидайте таковое же наказание, какого вы требовали для другого. Так повелевает божий закон, а кто его не придерживается, пусть будет проклят.

Глава 7а

О свидетелях

Все это князь и судья должны в каждом споре исследовать с большим вниманием и терпеливостью и не выносить приговора без свидетелей, должны искать правдолюбивых, богобоязненных и видных свидетелей, у которых нет никакой вражды, ни злобы, ни ненависти, ни ссоры, ни спора с тем, о котором дают показания, они должны судить ради страха божьего и во имя его правды. Свидетелей пусть будет одиннадцать и больше этого числа, а в меньших спорах от семи до трех, и не меньше этого числа. Судья обязан.взять заклад у того, против которого они высказываются и определить для свидетелей или присягу, или штраф, или такое же наказание, если в любое время будут пойманы в лжи. Не следует ни в одном опоре брать свидетелями тех, для кого когда-либо было доказано, что лгут и что нарушают божий закон, или ведут развратную жизнь, или которые и безрассудны, так что исключаютсяиз присяги.

Глава 3

О трофее

Кто пойдет в борьбу с врагом, тот должен сторониться всех плохих разговоров и дел, свои помыслы должен натравить к Богу и молиться, чтобы боролся с рассудком, так как Бог помогает тому, у которого хорошее сердце и рассудок. Победа в борьбе приходит не от большой силы, а от помощи божьей. И так, если Бог даст победу, шестую часть возьмет князь, а все остальное пусть возьмут все воины и пусть разделят его на одинаковые доли для маленьких и больших. Потому, что жупанам довольно княжеской доли и увеличенного пайка их дружины. Если среди них найдутся такие, у которых будет смелости совершить храбрые и героические подвиги, все равно — крепостные ли они или обыкновенные воини, в таком случае князь, который тому 'присутствует, или воевода, пусть дополнит их долю от княжеской доли и пусть наградит их как полагается. В соответствии с долей участников в боях, определяется и доля для тех, кто остался в лагере. Так сказал и определил пророк Давид.

Глава 4

Если у кого-либо, при своей жене, имеются отношения с рабой, то, когда об этом станет известно, в таком случае князь земли должен продать ее в другой земле, а полученную сумму денег разделить беднякам. Князь должен то же самое отдалить и блудника от божьих слуг на семилетнее раскаяние: два года пусть стоит на улице перед божьим храмом во время богослужения, два года пусть входит в церковь до святого Евангелия, а остальное время пусть стоит на улице и слушает богослужение. Следующие два года до Верую в Бога единаго, а седьмой год пусть стоит, но пусть не принимает причастия. Когда пройдет седьмой год, в восьмом году пусть примет причастие. В течение семи лет он не должен кушать ничего другого, кроме своего хлеба и воды.

Глава 6 (5)

Кто совершает блуд с чужой рабой, пусть заплатит властелину рабы 30 червонцев. Он сам пусть подвергнется семилетнему раскаянию, как мы уже сказали, чтобы не был наказан продажей. Если он несостоятельный, пусть даст властелину рабы соответствующую часть своего имущества и сам пусть подвергнется упомянутому раскаянию.

Глава 7 (6)

Кто совершает блуд с монахиней, пусть ему, по светскому закону, будет отрезан нос, а по церковному закону пусть раскаивается 15 лет.

Глава 8 (7)

Кто возьмет в жены мать своего крестника, пусть обоим, по светскому закону, будет отрезан нос и пусть они раздвоятся, а по церковному закону — пусть раздвоятся и пусть подвергнутся пятнадцатилетнему раскаянию. Порядок этого раскаяния следующий: пять лет пусть стоят на улице, пусть плачут и слушают богослужение, четыре года пусть входят в церковь до святого Евангелия, три года до Верую в Бога единого, а три до конца. Все это только на хлебе и воде. И так, когда закончится их срок, в шестнадцатом году пусть возьмут причастие.

Глава 9 (7).

Такое же наказание принадлежит и тому, кто возьмет в жены свою крестницу или кто согрешит с замужней женщиной.

Глава 10 (8)

Кто возьмет явно девственную девушку против волиее родителей, которые после этого разберутся, хочет ли он взять ее в жены, и согласны ли и ее родители, пусть будет свадьба. Если один из них этого не желает, в таком случае тот, кто пользовался уважением из-за его богатства, пусть даст девушке один литр золота, т. е. 72 червонца, из-за того, что ее обесчестил. Если он не столь богат, пусть даст половину своего имущества. Если же он бедный, пусть накажет его судья земли побоями и пусть вышлет его за пределы своей области. Виновник должен подвергнуться раскаянию в течение семи лет, как и написано.

Глава 11 (9)

Кто насилует девственную девушку на пустом месте, где нет никого, чтобы помочь ей, пусть будет наказан продажей его имущества и пусть деньги будут отданы девушке.

Глава 12 (10)

Кто соблазнит несовершеннолетнюю девушку моложе 20 лет, пусть будет наказан продажей целого его имущества и эта сумма денег пусть будет передана девушке. Этот, как и тот, кто насиловал совершеннолетнюю девушку, должен по церковному закону подвергнуться раскаянию, как мы сказали выше в отношении замужней женщины.

Глава 13 (11).

Кто соблазнит совершеннолетнюю девушку, хотя и вошел к ней с ее согласия, пусть ему будет отрезан нос.

Глава 14 (12).

Кровосмесители которые совершают бракосочетание с ближайшими родственниками, пусть будут разделены.

Глава 15 (13).

У кого две жены, пусть он выгонит меньшую вместе с ее детьми. И пусть он будет наказан розгами. Раскаяние — семь лет.

Глава 16 (14).

Кто зажигает чужой лес или рубит дрова нем, должен воз-меетать в двойном размере.

Глава 17 (15).

Кто из-за какой-нибудь вражды или в целях ограбления имущества поджигает дома, если это делается в городе, пусть его сожгут в огне, если это делается на селе или на имении, пусть его убьют мечом. А по церковному закону он передается на раскаяние в течение 12 лет, так как он враг. Если кто-либо, желая зажечь жнивье или стерню на своей ниве, а огонь перейдет на чужую ниву или чужой виноградник и загорится, необходимо разобраться, в следующем: если случилось так, что это сделал нечаянно или необдуманно, в таком случае пусть возместит 'вред. Или, если зажег огонь в ветреный день и не был внимателен, думая, что огонь не распространится дальше, или ему было лень, а мог... (в таком случае то, что 'сгорело пусть возместит и пусть будет высечен розгами). А если старался, а неожиданно началась буря, и ввиду этого огонь распространился далеко, то пусть он яе осуждается. Если у кого-то загорелся дом от молнии и сгорело что-то от его собственного дома, а огонь распространился дальше и сгорели и дома его соседей, которые находились вблизи, так как возник непредвиденный пожар, этому не судить.

Глава 18 (16).

Никто не имеет права силой (выводить) того, кто спрятался в церкви. Спрятавшийся сюда знакомит священника со своим делом и совершенным преступлением, который принимает его как беглеца с такой целью, чтобы расследовать и утвердить по закону его злодеяние. Если же кто-нибудь попытается силой вывести из церкви спрятавшегося, кто бы это ни был, пусть получит 140 розог, а потом пусть расследуется, как полагается, злодеяние спрятавшегося.

Глава 19 (I)

Если у юого-либо имеется спор с кем-нибудь и об этом ничего не сообщает владыкам, а действует самовластно, и либо посредством власти, либо силой добивается своего, если он так делает, то пусть потеряет свой предмет и пусть вернет его, даже если и в самом деле он принадлежит ему. Если же кто-либо возьмет что-то чужое, пусть подвергнет его розгам владыка земли, так как не в его власти мстить самому себе. Кто делает так, пусть возместит взятое.

Глава 20 (18)

Если родители и дети говорят друг против друга, им ненадо верить. Ни на стороне властелина, ни против властелина, ни раб, ни освробоаоденный, не может быть свидетелем.

Глава 21 (19)

Если кто-либо купит у иностранца военнопленного и если вернет его в прежнее состояние, если у военнопленного имеется сумма денег, которые заплачены за него, и он даст их за себя, пусть будет свободным. Если же у него таких денег нет, пусть работает у него как наемная рабочая сила, чтобы выкупить себя таким образом, что отработает эти деньги. Возмещение пусть будет определено перед свидетелями и пусть будет на каждый тод по три червонца. Икак только выкупится, пусть будет свободным.

Глава 22 (20)

Свидетели по слышанному пусть не свидетельствуют, говоря: мы услышали от кого-то, что он является должником, или чтобы свидетельствовали о чем-то другом по услышанному, даже если свидетелями являются жупаны.

Глава 23 (21)

Если кто-либо от воинов, которого взяли в плен,откажется от нашей святой христианской веры, когда вернется в свою страну и в свое гражданское право, пусть будет передан церкви.

Глава 24 (22)

Если кто-либо возьмет лошадь, чтобы воспользоваться ею до определенного места (и уведет ее) или направит ее (дальше определенного места) и если случится, что лошадь поранится или сдохнет, тот, кто пользовался услугой, должен возместить вред собственнику лошади.

Глава 25 (23)

Кто закроет чужой скот и голодом уморит его, или каким-либо другим образом погубит его, пусть будет приговорен двойной мерой наказания.

Глава 26 (24)

Кто на войне ворует, если это оружие, пусть будет наказан, розгами, если это лошадь, пусть будет наказан продажей.

Глава 27 (25)

Если хозяин раба, который ворует, желает держать такого раба, пусть возместит убыток. Если же не желает держать такого раба, пусть его передаст в рабство тому, кого он ограбил.

Глава 28 (26)

Если кто-либо каким-то образом угнал чужой скот, и еслион это сделал впервые, пусть его накажут розгами; если же он это сделал вторично, пусть будет выслан из страны; если это сделал третий раз, наказать его продажей, но после возвращения всего угнанного.

Глава 29 (27)

Кто раздевает мертвых в могиле, пусть будет наказан продажей.

Глава 30 (28)

Кто днем или ночью войдет в алтарь и возьмет что либо из святых сосудов или одежы, или что-либо другое, пусть будет наказан продажей. А кто возьмет из церкви что-либо вне алтаря, пусть его накажут розгами и пусть он будет острижен и выслан из страны как безбожник.

Глава 31 (29)

Кто украдет свободного человека и превратит его в раба, пусть будет сам превращен в раба; Как он поработил свободного человека, пусть и сам вступит в то же самое рабство.

Кто привлекает к себе чужого раба и скрывает его и ничегоне говорит о нем, он должен возместить собственнику другого такогораба, или дать ему в деньгах его стоимость.

Глава 33 (30)

Жизнь супругов создана Богом, как неразделимая. Так учит нас премудрость нашего спасителя Господа Бога. Тот, кто создал бытие человека от его несуществования, таким образом не создал и женщину, взяв дтрязь со земли, а мог. Он ее создал, взяв ребро мужа и так премудро, соединяя в одном теле два лица, узаконил неразделимую связь. Поэтому и жена, которая, уговоренная дьяволом, первой попробовала горечь и дала и мужу попробовать ту же самую горечь (не разлучил ее от него, а ни мужа), который имеете с супругой нарушил божий закон, не разлучил его от жены. За этот грех Бог определил им страдание, но объединения не разделил. Это, уже объявленное, вторично подтверждается евенгелистом: Тогда, когда спросили фарисеи нашего Бога Христа, может ли иоза какого-либо греха отпустить собственную жену, Иисус им ответил: Что Бог составил, человек пусть не разделяет, кроме из-за прелюбо-деяния. Следуя Христа Бога, мы, как его верные ученики, не смеем ничего другого узаконить. Однако так как дьявол внедряет между супругами ненависть, чтобы усилились взаимные обвинения, а также из-ва телесных и других пороков, поэтому к числу причин, из-за которых разлучаются супруги, законом определяем следующее:

Разлучается муж от своей супруги изоа вышеупомянутого греха и если будет доказано, что жена готовит какой-то заговор против его жизни, и если будет доказано какое-либо другое плохо дело против мужа, но она не говорит ему об этом, и если она заболеет проказой.

Точно тапк же разлучается жена от мужа, если он готовит какой-либо заговор против нее, или, если будет доказано что-либо другое, а ей он ничего не говорит об этом, и если он заболеет проказой, и если случится, что перед сношением один из них заболеет опасной болезнью.

Все это должны разобрать судьи при помощи свидетелей, как и пишет; и мы всегда говорим, что всем злодеяниям людей будет судить великий божий суд. И поэтому не полагается никому применять его, а все должны повседневно учиться у божьего закона, надеясь в Христоса Бога, слушая блаженный голос вселенского суда:

Придите благословенные верные слуги, займите ваше место во всем, войдите с радостью в вашему Господу Боту, чтобы веселиться с ангелами на вечные времена. Амин.

Взято из: «Закон Судный людем» краткой редакции. Подготвили к печати М. Н. Тихомиров и Л. В. Милое под редакцией академика М. Н. Тихомирова. Москва, АН СССР, 1961. С. 35—40.

Тема 2.

Сербское феодальное общество и государство
во время правления Стефана Душана

План

Введение. Характеристика источников.

1. Экономические отношения.

1.1. Сельское хозяйство.

1.2. Ремесло и города.

1.3. Торговля.

2. Социальная структура сербского средневекового общества

2.1. Феодальное сословие.

2.2. Духовенство

2.3. Крестьянство

2.4. Горожане

3. Государственное устройство

3.1. Король (царь)

3.2. Аппарат управления страной

3.3. Суд

4. Внешняя политика Стефана Душана.

5. Выводы.

Источники

1. Законник Сербского царя Стефана //Хрестоматия по всеобщей истории государства и права зарубежных стран (Древний мир и средние века) / Составитель В. А. Томсинов. М.: изд-во ЗЕРЦАЛО, 1999. С. 404-425. (1ок173795-Л).

2. Законник Стефана Душана // Москаленко А. Е. Возникновение и развитие феодальных отношений у южных славян. М.: 1978. С. 79-102.

3. Законник Стефана Душана // Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Учебное пособие./ Составитель В. Н. Садиков. Под ред. З. М. Черниловского. М.: Фирма Гардарика, 1994. С. 146-153. (1ок57939-Л)

4. Законник Стефана Душана // Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Учебное пособие / Составитель В. Н. Садиков. Под ред. З. М. Черниловского. М.: Фирма Гардарика, 1996. С. 146-153. (1ок76882-Л).

5. Законник Стефана Душана // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Под ред. Черниловского З. М. М.: «Юридическая литература», 1984. С. 115-123. (4056-Л)

6. Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы / Под редакцией В. М. Корецкого. М.; 1961. С. 889-926.

7. Хрестоматия по истории южных и западных славян. Под ред. М. М. Фрейденберга. Т. 1. Мн.: 1987. С. 81-85, 90-97.

Литература

1. Боброва С. П. Некоторые вопросы крестьянского землевладения в Сербии 12-14 вв.// Вопросы истории славян. Воронеж, 1963. Выпуск 1. С. 9-42.

2. Боброва С. П. Ремесло в сербском поместье в 13 - первой половине 14 в. / по данным хрисовул // Труды Воронежского университета. Воронеж, 1957. Том 59.С. 30-41.

3. Грачев В. П. Сербская государственность в 10-14 вв. Критика теории «Жупной организации». М.: 1972.-332 с.

4. История государства и права зарубежных стран (рабовладельческое и феодальное государство и право). Под ред. П. Н. Голанзы и Б. С. Громакова. М.: «Юридическая литература», 1980. С. 421-433 (ау601970-Л).

5. История государства и права зарубежных стран. Под ред. О. А. Жидкова и Н. А. Крашенинниковой. М.: МГУ, 1988. Т. 1. С. 268-274; 297-299 (241791-Л).

6. Наумов Е. П. Господствующий класс и государственная власть в Сербии 13-15 вв. М.: 1975. С. 170-210.

7. Наумов Е. П. Процессы развития этнического самосознания в Сербии и Боснии в 12-14 вв.//Развитие этнического самосознания славянских народов в эпоху зрелого феодализма. М.: 1989. С. 94-116.

8. Наумов Е. П. Экономическое положение Сербского государства в середине 14 в. // Хозяйство и общество на Балканах в средние века. Калинин, 1978. С.16-34.


Документы

1. Из „Истории" Лаоника Халькондила.[22]

Степан стал царем трибалитов.[23] С тех пор как он пошел к Ионическому морю, огнем уничтожил Эпидамн,[24] вернулся в Македонию и сделал Скопье своей столицей …[25]

Царь покинул Скопье, взял с собой очень опытных людей в военном деле и большое войско, подчинил своей власти соседние с Касторией[26] места. Затем, тамада поднял лагерь он подчинил все в Македонии. Кроме Термы,[27] он расширил войну даже до Савы, и совершая большие дела вдоль реки Истар,[28] завоевал эту область в целом. Затем по Европе[29] разместил, где это было необходимо, своих подчиненных[30] и завоевал большую силу, так что напал и на эллинов,[31] желая отнять у них их государство, и так как послал войско в области Бизантиона,[32] он отступил и вернулся... Области в Македонии, вдоль реки Аксий, он доверил Жарко, человеку, по достоинству первому у него. Территорию же от Фери до реки Аксий[33] (он дал) Богдану, честному человеку и опытному воину. Территорию от Фери[34] к Истару он предоставил братьям Кралу[35] и Иглеше,[36] из которых один был царским погребщиком, а другой — конюхом. Области около Истара он доверил Вулку Элэазару, сыну Бранко, а (области) около Трики[37] и Кастории жупану Николе и около Этолии[38] — Прелюбу. Территорию около Охрида и так назы-вамую Прилепскую область он доверил Плаииду — человеку выдающегося рода.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных