ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ИТАЛИЯ В XVI И В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII В. 2 страницакусстве и некоторых отраслях науки сложились уже такие тради- ции и профессионально-технические навыки, которые не мог- ли бесследно исчезнуть. Развитие итальянской культуры тесно связано С XIII в. среди многочисленных местных диалектов на первое место начинает выдвигаться тосканский, или флорентийский, диалект, ко- торый лег в основу итальянского литературного языка. Творчество великих поэтов и писателей - Данте, Петрарки, Боккаччо, просла- вившихся повсюду, содействовало этому. Трактаты Данте <О народ- ной речи> и <Пир>, его <Божественная комедия> положили начало складыванию единого, общенародного языка. После Данте большин- ство итальянских писателей пользуются флорентийским диалектом. Леонардо да Винчи, Джордано Бруно, Галилео Галилей, Кампанелла и другие писатели и ученые Возрождения развивали итальянский язык. В 1582 г. во Флоренции была создана Академия Круска, выпу- стившая в 1612 г. первый большой словарь итальянского языка.
Изобразительное искусство в XVI - XVII вв. Одной из наиболее ярких, характерных фигур среди множества блестящих талантов Высоко- го Возрождения, <титанов по силе мысли, стра- сти и характеру, по многосторонности и учености>^ являлся Леонар- до да Винчи (1452-1519) -гениальный мыслитель, многосторонний ученый-исследователь, архитектор, инженер, конструктор и худож- ник. Биография его раскрывает все своеобразие условий культурной деятельности в Италии того времени. Леонардо - внебрачный ребенок бюргера Флоренции, нотариуса, члена одного из привилегированных цехов, владельца поместья в окрестностях местечка Винчи, близ Флоренции. Мать Леонардо - простая крестьянка из горного местеч- ка Анкано. В 14 лет Леонардо был отдан в ученики в мастерскую Верроккьо, флорентийского скульптора, живописца и золотых дел мастера. Здесь Леонардо вместе с другими талантливыми учениками проходил десятилетний курс общения. В 1476 г. кончаются годы уче- ничества Леонардо, наступает самостоятельная жизнь. Леонардо работает на заказчиков. В 1481 г. Леонардо получает заказ от монахов монастыря Сан- Донато написать картину на тему <Поклонение волхвов>. В процессе работы у него возникает множество научных проблем, которые он должен разрешить: это вопросы анатомии человека, перспективы и т. д. Леонардо работает над художественным произведением как ученый-исследователь. Но во Флоренции Леонардо не мог найти за- работка, он вынужден обратиться к правителю Милана Лодовико Мо- ро с предложением своих услуг, главным образом в качестве военного инженера. Леонардо был принят на службу в звании <герцогского инженера>. Миланский период жизни Леонардо да Винчи отмечен не только его работами, связанными с придворной службой, но и рядом круп- ных картин, прославивших его имя как художника. К этому периоду относится величайшее произведение Леонардо <Тайная вечеря>, на- писанное им на стене трапезной миланского монастыря Санта Мария Делле Грацие. Монахи заказали Леонардо картину на религиозный сюжет. Из евангельского рассказа о <тайной вечере> Леонардо выбрал момент, когда Иисус сказал ученикам: <Один из вас предаст меня>. С поразительным реализмом и художественной силой переданы те чувства, которые вызвали слова о предательстве у апостолов. Него- дование, гнев, изумление, горе простых честных людей, узнавших, что среди них нашелся предатель, - вот подлинный сюжет картины Леонардо. Это глубочайший протест гениального сына итальянского народа против измены, вероломства, предательства, царивших среди тогдашних правителей, Кроме живописных работ Леонардо продолжает свои записи, ко- торые он вел всю жизнь о живописи, анатомии, механике и т. д. В Милане Леонардо встречается с гениальным архитектором Бра- манте, с ученым математиком Паччиоли. В 1499 г. обрывается миланский период жизни Леонардо. Фран- цузская армия захватывает Милан. Для Леонардо наступают годы скитаний. Он едет в Венецию, затем возвращается после 18-летнего отсутствия во Флоренцию и поступает на службу к Чезаре Борджа. С 1503 г. Леонардо снова во Флоренции. Он получает от Сеньории крупный заказ - расписать одну из стен нового зала дворца Сеньо- рии. Сюжет должен был прославить победу флорентийских наемных войск над миланскими наемными войсками в битве при Ангиари 29 июля 1440 г. Леонардо сделал лишь эскиз, но фрески не написал. Он отдает свое время другим занятиям, которые не приносили ника- кого дохода и казались современникам просто блажью: он работает над проектом канала по реке Арно, отдает много времени проектам летательных аппаратов. В этот же период Леонардо пишет знамени- тый портрет Джоконды, но на <Битву при Ангиари> у него времени не находится.
Тяжелая нужда заставляет Леонардо принять приглашение фран- цузского правителя Милана герцога Шомона приехать в Милан для выполнения архитектурных, гидротехнических и художественных ра- бот. В Милане Леонардо разработал проект судоходного канала от Милана до озера Комо. Но вскоре испанцы вытеснили французов из Милана и отдали город под власть герцога Массимильяно Сфорца, сына Лодовико Моро. Леонардо приходится бежать из Милана в Рим. Здесь он не выдержал обстановки невежества, разврата и хан- жества папского двора. Леонардо согласился на приглашение фран- цузского короля Франциска 1 переехать во Францию. Великий сын итальянского народа умер во Франции в 1519 г. Не- утомимый исследователь, всю свою жизнь стремившийся принести практическую пользу своему народу - осушить болота, провести ка- налы, улучшить условия земледелия, наконец, создать разнообразные свою энергию на удовлетворение прихотей мелких тиранов, на уст- ройство для них празднеств и развлечений или служить им в качест- ве военного инженера в междоусобных войнах, разорявших страну. Гениальные проекты и гипотезы Леонардо да Винчи в области техни- ки (целый ряд проектов механизмов, станков, аппаратов для усовер- шенствования производства, для ирригации, вплоть до проектов ле- тательной машины тяжелее воздуха), в области медицины, архитек- туры и многих других отраслей знания не могли быть осуществлены в условиях того времени. Одновременно с Леонардо да Винчи живут и работают множество талантливых художников и скульпторов, инженеров, писателей, уче- ных. Среди деятелей итальянского Возрождения всемирную извест- ность получили Микеланджело Буонарроти (1475-1564), Рафаэль (1483-1520), Тициан (1477-1576), Джорджоне (1477-1510), ар- хитектор Браманте (1444-1514) и целая плеяда других талантливых художников. По своему социальному положению все они были це- ховыми ремесленниками, выполняли заказы тогдашних властителей Италии - римских пап, кардиналов, монастырей, правителей италь- янских государств, богатых горожан. Поэтому сюжеты их произведе- ний чаще всего носили религиозный характер. Но и в форме библей- ских сюжетов и персонажей художники реалистически изображают человеческие чувства, прогрессивные идеи, создают образы современ- ников. В <Тайной вечере> Леонардо да Винчи моделью художнику служили итальянские крестьяне. Многочисленные <мадонны> Рафа- эля, в особенности знаменитая <Сикстинская мадонна>, воплощают образ женщины-матери, отображают земную материнскую любовь и нежность. Микеланджело в своих скульптурах и картинах дает яркое воплощение мужества и силы человека, пафоса борьбы и сози- дания. Тициан, художник венецианской школы, один из самых заме- чательных колористов, на своих многочисленных полотнах ярко, реа- листически воспевал красоту человека и окружающей его обстанов- ки. Его <Кающаяся Магдалина> - прекрасная молодая девушка - является полной противоположностью аскетическому идеалу класси- ческого средневековья. Портреты Тициана раскрывают не только внутренний мир его современников, но отображают напряженную тя- желую историческую атмосферу эпохи. Страшное впечатление взаим- ной подозрительности, недоверия, коварства вызывает знаменитый групповой портрет художника <Папа Павел III с племянниками>. В бессмертных произведениях Джорджоне - <Спящая Венера>, <Юдифь>, <Сельский концерт> - красота человека сливается воедино с прелестью пейзажа, что создает впечатление чудесной гармо- нии. Разорение, феодально-католическая реакция и контрреформация во второй половине XVI в. привели к упадку изобразительного ис- кусства. С разложением цехового строя изменяется положение худож- ников в итальянском обществе. Вырабатываются новые формы обуче- ния художников. Ранее художники проходили обязательный курс ученичества в мастерских цеховых мастеров, по окончании учениче- ства сами становились мастерами, членами цехов. Во второй половине XVI в. создаются художественные академии (<Академия рисунка> во Флоренции в 1563 г.: <Академия Св. Луки> в Риме в 1577 г.; <Ака- демия вступивших на верный путь> в Болонье в 1585 г.) как объеди- нения художников для изучения искусств древности и мастеров Воз- рождения. В академиях пытаются установить непререкаемые худо- жественные каноны исходя из убеждения, что в искусстве уже достигнут высший предел совершенства, что остается лишь рабски следовать имеющимся образцам. Академии становятся рассадниками оторванных от природы и далеких от жизни народа условных форм искусства. Художники отходят от реалистического изображения при- роды и людей. Фигуры и лица приобретают утонченный характер, формы изображаются неестественно хрупкими, изощренно изящными. Новое художественное направление, получившее название <манье- ризм>, особенно распространилось в Риме и Флоренции. Парадный портрет, парадные алтарные образа, декоративные росписи, бьющие на эффект, торжественные религиозные и исторические компози- ции - главные формы академической живописи. Условная, торжест- венно придворная манера академий вполне удовлетворяла вкусам, господствовавшим в придворных кругах Италии, и служила делу ка- толической контрреформации, придавая особую торжественность цер- ковным обрядам. Господствующие классы и церковь хорошо оплачи- вают служащее их классовым интересам искусство. Получившие из- вестность, вошедшие в моду художники не только приобретают богатство, но и причисляются к кругу привилегированных людей. Наиболее видными представителями академической живописи были братья Караччи, основатели Болонской школы живописи. Но реакции не удается побороть и задушить реалистические традиции итальянской живописи. Виднейшим представителем реали- стического течения был Караваджо (1573-1610). Отвергая академи- ческие каноны, он снова провозглашает требования тщательного изу- чения природы, народного быта. Караваджо писал натюрморты, бы- товые и религиозные сцены в смелой реалистической манере, с простой, лишенной всякой изощренности композицией. Влияние Ка- раваджо на современников было очень велико. В большинстве круп- ных итальянских городов появляются художники, выступающие про- тив придворного условного искусства и маньеризма. Реалистические произведения Караваджо нашли последователей в Испании, Фланд- рии, Голландии и Франции. В конце XV - начале XVI в. итальянская ^^ философская, историческая и политическая мысль имеет блестящих представителей. Профессор Падуанского, а затем Болонского университета Пьетро Помпонаиди (1462-1524), рационалист и скептик, в своем нашумевшем трактате <О бессмертии души> (1516) открыто выступил против христианского учения о бес- смертии души, обосновал ряд положений материализма о неразрыв- ной связи мышления с материей, о подчинении материального мира естественным законам. Он развил теорию двойственной истины и обосновал этой теорией необычайно смелое для того времени требо- вание разграничить области науки и религии, требовал невмешатель- ства религии в научное исследование. Характерно для обстановки первой четверти XVI в., что Помпонацци преследованиям не подвер- гался и до конца своих дней оставался профессором Болонского уни- верситета. Это были последние годы кратковременного периода <вольномыс- лия> верхов католической церкви. Начиная со второй трети XVI в. представители материалистической философии подвергаются жесто- ким преследованиям инквизиции, кончают жизнь на костре, как Джордано Бруно (1548-1600) (см. гл. 36), Джулио Ванини (1585- 1619) и др. Галилео Галилей (1564-1642) -астроном, физик и фи- лософ-материалист - был условно осужден инквизицией на пожиз- ненное тюремное заключение и до конца жизни находился под наб- людением. Но жестокий террор не задушил передовой мысли. Джор- дано Бруно - последователь и продолжатель космологического учения Коперника - выступал против церковного учения о сотворе- нии мира богом. Джулио Ванини в своих философских сочинениях, главное из которых носило название <Об удивительных тайнах при- роды-царицы и богини смертных> (1617), утверждал, что церков- ное учение о боге выдумано духовенством с целью обмана народа, чтобы держать его в рабстве и невежестве.
Большую известность приобрел политический мыслитель, историк и дипломат Никколо Макиавелли (1469-1527). Его главное произ- ведение <Государь> предназначалось для практического руководства государственным людям. Коренным злом, губящим Италию, он счи- тал ее политическую раздробленность, а основной причиной этого зла - существование светской власти римского папы. Макиавелли рассматривал в своем сочинении те качества, которыми должен обла- дать диктатор, способный объединить Италию. Для достижения этой цели Макиавелли считал пригодными все средства - обман, веролом- ство, клятвопреступление, убийство, предательство. Наилучший в условиях его времени государь, учил Макиавелли, должен сочетать в себе качества льва и лисицы, обладать великим искусством лжи и лицемерия, устранять противников при помощи яда и кинжала, бес- пощадно расправляться с непокорными подданными. Взгляды Макиа- велли получили широкое распространение среди феодальных и бур- жуазных правителей. Термин <макиавеллизм> стал нарицательным и обозначает веро- ломную политику, не брезгующую никакими средствами ради дости- жения поставленных целей. Макиавелли написал также <Историю Флоренции>, в которой про- водит идею, что Италию губят тираны, кондотьеры, а главное - язва папства, препятствующая объединению страны. В трактате <О воен- ном искусстве> Макиавелли доказывал, что наемные войска и кондо- тьеры приведут итальянский народ к гибели: спасение он видел в переходе к системе постоянной народной армии. Те же характерные для государственных деятелей XVI в. взгляды на историю как на арену преступлений и борьбы низменных страс- тей отдельных лиц - жажды власти, корысти, зависти, вероломства и т. п.-развивает и Франческо Гвиччардини (1483-1540), автор крупных работ: <История Италии>, <Заметки политические и граж- данские>. Италия этого периода дала человечеству и политического мысли- теля противоположного направления. В условиях испанского ига и католической реакции XVII в. в Южной Италии выдающийся пред- ставитель утопического социализма Томмазо Кампанелла (1568- 1639) пишет в тюрьме, где он провел 27 лет, свое знаменитое произ- ведение <Город Солнца, или Идеальная республика> (первые изда- ния вышли в 1623, 1637, 1642 гг.). В этом сочинении нашли свое от- ражение мечты об уничтожении социального неравенства и частной собственности, о справедливой общественной организации производ- ства и распределения, о признании труда делом почетным и обяза- тельным для всех. В <Городе Солнца>, о котором рассказывает вернувшийся из даль- него плавания генуэзец, нет частной собственности, все трудятся, люди гармонично развиты в физическом и духовном отношении, каждый получает по потребности, для защиты от нападений мужчи- ны и женщины проходят военное обучение, народ избирает прави- телей государства, нет праздных тунеядцев. Такими чертами харак- теризует Кампанелла свой идеал человеческого общества, противо- поставляя его тяжкой действительности. Кампанелла не только ранний социалист-утопист, он был актив- ным борцом против испанского ига, против схоластики и иезуитов. Кампанелла подвергался преследованиям инквизиции за свой ранний философский трактат <Философия, доказанная чувствами> (1590). В 1598 г. он был арестован по обвинению в заговоре против испанцев и приговорен к пожизненному заключению. Однако в 1628 г. по при- казу папы его выпускают из тюрьмы, в 1634 г. он эмигрирует во Францию, где умирает в 1639 г. В итальянской литературе XVI и первой поло- вины XVII в. ясно намечаются два направле- ния: одно - придворное, аристократическое, другое - отражающее настроения, враждебные установившемуся в Италии режиму. Уже в XV в. в связи с подавлением демократических городских движений и установлением власти тиранов многие писатели и ученые стремятся приспособить литературу ко вкусам новых властителей, сделать ее достоянием узкой касты. Центром литературной жизни была Флоренция, в которой господствовали банкиры Медичи. Меди- чейский кружок поэтов - Лоренцо Медичи (1448-1492), Анджело Полициано (1454-1494) и другие-культивировал утонченный эстетизм, аристократическую мораль, воспевал рыцарские подвиги и турниры (<Стансы на турнир> Полициано). В Ферраре при дворе гер- цогов Д'Эсте Маттео Боярдо (1434-1494) создавал рыцарскую поэму <Влюбленный Роланд>. В противоположность аристократической тен- денции Боярдо, идеализировавшего рыцарство, один из крупнейших поэтов Высокого Возрождения Лодовико Ариосто (1474-1533), тоже служивший при дворе Д'Эсте, в своей поэме <Неистовый Роланд> иронически освещает рыцарские похождения Роланда, потерявшего разум от любви. Феодально-католическая реакция XVI в. утвердила господство аристократического направления в итальянской литературе. В отли- чие от гуманистического идеала совершенного гармонического челове- ка аристократия выдвигает свой идеал <совершенного придворного>, изображенный в произведении Д. Б. Кастильоне (1478-1529) <При- дворный>. Развивается вычурная галантная поэзия, пасторальный роман и драма (Саннадзаро <Аркадия>, 1502; Торквато Тассо <Амин- та>, 1573). Во второй половине XVI в. в атмосфере контрреформации, преследования инквизицией и иезуитами всего несогласного с католи- ческой догматикой появляется поэма Торквато Тассо (1544-1595) <Освобожденный Иерусалим> (1593). В ней драматично отразился кризис гуманизма: еще живы гуманистические мотивы - жизнера- пают перед прославлением католицизма и фанатической религиозной борьбы крестоносцев с неверными, напоминавшей современникам борьбу против Реформации. В официальной поэзии получает господство вычурный, манерный, упадочный стиль, получивший название <маринизм> по имени неапо- литанского поэта Марине (1569-1625). Поэтическое творчество оскудевает, ничего крупного, талантливого не создается. Литературе, культивируемой при дворах правителей, противостоит направление, борющееся против зол, разъедающих Италию того вре- мени. К произведениям этого направления относятся <Сонеты> гени- ального скульптора и художника Микеланджело Буонарроти, про- никнутые гневным гражданским пафосом, содержащие острую сати- ру на римских пап, духовенство, монашество, рыцарство. Лучшими произведениями этого жанра являются <хвостатые сонеты> и паро- дийные поэмы Франческо Берни (1498-1535), <Бальдус> Теофило Фоленго (1491-1544). В XVII в. мужественную борьбу с реакцией ве- ли в своих статьях и письмах Галилео Галилей; сатирик Траяно-Бок- калини (1556-1613), выступавший против испанского гнета; борец за лучшее будущее, автор утопического произведения <Город Солн- ца> Кампанелла и множество других писателей и ученых. Ни жесточайший террор инквизиции, ни гнет испанских завоева- телей не сломили их веры в торжество разума, в великую силу наро- да. Крупнейший представитель этого направления Томмазо Кампа- нелла в своих сонетах (<К поэтам> и др.) требует от искусства слу- жения народу, выполнения высокого гражданского долга. п. Театральное искусство Италии также развива- ется по двум линиям. Одна - народная <Коме- дия масок>, близкая по сюжетам к народной жизни, с элементами острой социальной сатиры. Характерной особенностью <Комедии ма- сок> было широкое применение свободной импровизации актеров. Традиции народного фарса сочетаются здесь с элементами гумани- стической комедии и драмы. Традиционные персонажи, подвергаю- щиеся осмеянию: купец Панталоне, дворянин Капитан, лже-ученый Доктор и др. Коллективы актеров <Комедии масок> образовали пер- вые профессиональные театральные группы. К концу XVI в. в связи с наступившей реакцией сатирическая острота <Комедии масок> при- тупляется, актерское искусство вырождается, застывает в трафарет- ных формах, устанавливаются стандартные типы масок. К народному театру примыкают по социальной направленности сатиры и лучшие драматургические произведения этого времени - комедии Макиавелли <Мандрагора> (1514), Аретино <Лицемер> (1512), Джордано Бруно <Подсвечник> (1582), бичующие ханжество католического духовенства, суеверие, бессмыслицу схоластики. Другая линия развития итальянского театра XVI в. - придвор- ный театр. Здесь главное внимание обращено на пышность и рос- кошь постановок, которые сопровождаются музыкой, танцами, пени- ем, необычайными декоративными эффектами, фейерверками. В при- дворных театрах ставятся античные пьесы, создаются специфические жанры-драматическая пастораль <Аминта> Торквато Тассо (1573), <Верный пастух> Гварини (1585), мифологическая и пасторальная опера (<Дафна>, текст Рипуччини, музыка Пери, 1594). Влияние итальянского театра сказалось на театрах Франции, Англии и Ис- пании. Успехи в экономическом развитии, достигнутые итальянскими го- родами в XIV - XV вв., не привели к объединению страны, к созда- нию единого национального рынка. В связи с тем что не создалось общности экономической и общности территории, складывание итальянской нации затормозилось. Городское сословие разобщенных итальянских областей, несмотря на его политическое преобладание в отдельных городах-государствах (во Флоренции, Венеции, Генуе, Сиене, Пизе и т.д.) и на появление в этих городах зачатков капита- листического производства, не развилось в класс национальной бур- жуазии. Провинциальный сепаратизм, ожесточенная междоусобная борьба с соседними городами-государствами характеризуют политику стоя- щих у власти представителей городского сословия. Ни один город не выдвинулся в качестве столицы, объединившей всю страну; древняя столица Италии Рим под властью пап, которые стремились к всемир- ному господству католической церкви, превратился в препятствие национальному объединению. Ради сохранения светской власти в своем феодальном владении - в Церковной области - папы вели по- литику ослабления других мелких феодальных владетелей, натравли- вая их друг на друга, призывали сильные соседние государства к вмешательству во внутренние дела Италии. Экономически и полити- чески раздробленная территория в XVI в. становится легкой добычей крупных централизованных монархий - Франции и Испании, кото- рые вступают из-за нее в длительную кровавую борьбу. Испанский абсолютизм вышел победителем в этой борьбе и фактически превра- тил большую часть итальянских земель в испанскую провинцию. Господство Испании и наступление католической контрреформа- ции повлекли за собой тяжелые последствия. В обстановке феодаль- но-католической реакции гибнет блестящая гуманистическая куль- тура итальянских городов, оказавшая громадное влияние на культур- ное развитие всей Европы. Итальянский народ, разоренный иноземными армиями, церковными поборами, собственными феодаль- ными властителями, не покоряется, он ведет борьбу против своих угнетателей и испанских захватчиков. Наряду с действиями мелких, разрозненных вооруженных отрядов вспыхивают более крупные вооруженные восстания, но они подавляются объединенными сила- ми испанцев и местных властей.
Глава 30 АНГЛИЯ В XVI В.
Развитие промышленности Англия XVI в. отличалась от других стран Ев- ропы тем, что разложение феодальных отноше- ний и зарождение капиталистического производства происходили в ней более интенсивно, и не только в городе, но и в деревне. Это было началом того процесса экономического развития страны, который привел ее в середине XVII в. к буржуазной революции, а через два столетия, в XIX в., Англия превратилась в самую могущественную капиталистическую державу. Экономическому развитию Англии в XVI в. способствовало то об- стоятельство, что после связанного с велики- ми географическими открытиями, она оказалась в центре новых ми- ровых морских торговых путей. Однако решающее значение имели явления, происходившие во внутренней жизни Англии. "Ликвидация в XV в. барщинной системы хозяйства и освобождение крестьян от личной зависимости создали благоприятные условия для развития мелкотоварного крестьянского хозяйства и его разложения как важ- ного фактора процесса образования капиталистического уклада в стране, а также для перехода формирующегося нового дворянства к буржуазным методам ведения хозяйства. Успехам развития капита- лизма в деревне и городе способствовало и то, что первоначальное накопление - эта предыстория капиталистического способа произ- водства - происходило в Англии гораздо интенсивнее, чем в других странах. Экспроприация крестьянства, составлявшая основу этого процесса, совершалась здесь в классической форме. Колониальный грабеж соседней Ирландии был другим рычагом первоначального накопления в Англии. В XVI в. главной отраслью английской промышленности стало сукноделие, и ему прежде всего обязана Англия ростом своего бо- гатства с этого времени. Крупные суконные предприятия, утверждал один памфлетист начала XVII в., <являются источником жизни и краеугольным камнем для всей торговли и промышленности королев- ства>. Уже в XI в. главную статью английского вывоза составляли шерсть и овчины. К середине XIV в. из Англии вывозилось около 32 тыс. мешков шерсти и только 5 тыс. кусков сукна, но не прошло и ста лет, как соотношение изменилось - вывоз шерсти снизился до 9 тыс. мешков, а сукна вырос до 55 тыс. кусков. К середине XVI в. ежегодный вывоз сукна возрос почти в 3 раза (147 тыс. кусков), тогда как вывоз шерсти почти не увеличился (5-6 тыс. мешков). В 60-х годах XVI в. экспорт английского сукна в другие страны со- ставлял 81,6% всего экспорта Англии; в конце 90-х годов только че- рез лондонский порт ежегодно вывозилось в другие страны более 152 тыс. кусков сукна различных сортов. Английское сукно в это вре- мя вывозилось в Нидерланды, Францию, страны Северной Европы, Ближнего Востока, Африки. В Россию <сукно-лундыш> (лондонское Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|