ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
РЕФОРМАЦИЯ В ШВЕЙЦАРИИ
В XVI в. территория Швейцарского союза увеличилась за счет еще трех кантонов - Ба- зеля, Шаффгаузена (1501) и Аппенцелля (1513), а также некото- рых земель, присоединенных в ходе борьбы Берна с Савойей (Ваадт и др.). Теперь в союз входило тринадцать полноправных кантонов, и население страны к 1500 г. достигло примерно 850 тыс. человек. Политический строй Швейцарского союза остался прежним - кон- федерация, без постоянных органов центральной власти и без объе- диненных вооруженных сил. Общие вопросы решались полномоч- ными депутатами кантонов на союзных сеймах - тагзатцунгах. Кантоны представляли также свои союзные земли, а фогтства, которые были завоеваны отдельными кантонами или конфедерацией в целом, управлялись фогтами, назначавшимися соответственно конфедерацией или властями кантонов. Земли эти были лишены всяких политических прав и являлись объектами эксплуатации и вымогательств правящей олигархии кантонов.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТРОЙ ШВЕЙЦАРСКИХ КАНТОНОВ Экономическая структура швейцарских кан- тонов была весьма пестрой, но для значитель- ной части их характерна неразвитость фео- дальных отношений, длительное сохранение общины-марки и нали- чие довольно большой по сравнению с другими странами прослойки свободного крестьянства.
Лесные кантоны - Швиц, Ури, Унтервальден, Цуг и Люцерн - это районы дремучих лесов, недоступных горных вершин и тучных альпийских лугов. К XVI в. по мере развития торговли и улучше- ния дорог земледелие здесь стало нерентабельными уступило место молочному животноводству, продукция которого сбывалась на рын- ках Швейцарии и европейских стран. Особенно славились швейцар- ские сыры, пользовавшиеся спросом даже в Русском государстве. В целях сохранения местной продуктивной породы коров вводились строгие ограничения, а то и полные запреты ввоза и вывоза живого рогатого скота. Хлеба в лесных кантонах не хватало даже у кресть- ян, и потребность в нем покрывалась за счет ввоза через Цюрих и Люцерн из-за рубежа.
В ходе освободительной борьбы XIII-XIV вв. большинство кре- стьянских общин в лесных кантонах либо захватило земли свет- ских и духовных феодалов, либо выкупилось у них, что привело к преобладанию здесь свободного крестьянского хозяйства. Зато в фогтствах феодально-крепостнические порядки сохранялись в пол- ной неприкосновенности даже в тех случаях, когда место феодаль- ных сеньоров заняли отдельные кантоны или конфедерация в целом. Господствующей системой землепользования было трехполье, при- чем преобладали принудительные севообороты, и после сбора уро- жая поля превращались в пастбища для скота.
Община-марка заметно разложилась, особенно в земледельче- ских районах. Леса, рыбные ловли, альпийские луга использовались сообща, но количество полноправных, полнонадельных членов об- щины (полноупряжников) сократилось, тогда как число полуупряж- ников, малоземельных и безземельных крестьян возросло. Две пос- ледние категории могли пользоваться альмендой лишь на условиях несения повинностей и отработок в пользу общины, т. е. в первую очередь ее зажиточной верхушки. Богатые крестьяне постепенно узурпировали пользование альмендой и превратили ее в средство за- кабаления деревенской бедноты.
Многие представители крестьянской верхушки, занимавшие офицерские должности в наемных войсках иноземных государей, добились дворянских званий. Правда, официально на родине это не давало привилегий, но тем не менее содействовало образованию в лесных кантонах экономически и политически господствовавшей там олигархии богатых землевладельцев. Из городов лесных кантонов выделялся Люцерн. Здесь разви- лось сукноделие, покрывавшее местные потребности и с конца XV в. попавшее в зависимость от торгово-раздаточной конторы. Главной отраслью деятельности горожан было обслуживание транзитной торговли через перевал Сен-Готард, в частности транспортировка грузов. В остальном же малоземелье, сохранение патриархальных пережитков, отсутствие сети торговых и промышленных центров сковывали в лесных кантонах развитие производительных сил и со- здавали значительную прослойку населения, не находившую себе места в сфере производительной деятельности. Результатом этого было развитие военного наемничества как <отхожего промысла>, что имело далеко идущие социальные и политические последствия.
Экономический строй городских кантонов - Цюриха, Базеля, Берна и таких союзных земель, как Сен-Галлен и Женева,- был иным. В долинах и равнинных местах здесь было развито хлебопа- шество. Одной из житниц считалась зависимая от Берна область Ваадт. В округе Цюриха и Женевы (городов, особенно нас интере- сующих в связи с развитием в них реформационного движения) феодальные поземельные отношения были гораздо больше развиты, чем в лесных кантонах. В частности, в кантоне Цюрих до реформа- ции насчитывалось до 270 сеньорий. Общинные отношения заметно разложились, площадь альменды сократилась и составляла 25% зе- мель. Большие лесные массивы превращались в пастбища. Луга занимали 21% всех удобных земель. Зависимые крестьяне платили чинши и десятины, несли некоторые натуральные повинности и от- работки. Хлеб крестьяне обязаны были продавать только на рынках своих кантональных городов. В сельских округах Женевы и других городов, а также в районе Цюрихского озера широкое распростране- ние получили виноградарство и виноделие, пользовавшиеся в XVI в. особым покровительством властей. Господствующей формой аренды являлась испольщина, а арендаторами выступали и горожане, объе- диненные в специальные цехи виноградарей.
Центр экономической жизни многих городских кантонов и со- юзных земель лежал не в сфере сельского хозяйства, а в ремесле и торговле. Берн, крупнейший город конфедерации, формировался как важный торгово-ремесленный и финансовый центр. Поблизости от него, в Бернской Юре, располагались самые крупные в Швейца- рии железорудные шахты, на которых в 1520 г. насчитывалось до 400 участников разработок (Erzgenossen), а в соседнем с рудниками городке Лауфенбурге работало 18 кузниц. Значительная группа участников горных разработок зависела от крупных купцов, их фи- нансировавших. Второй по размерам город конфедерации Базель (до 15 тыс. жителей в XVI в.) складывался как крупный центр транзитной по преимуществу торговли. В XV - первой четверти XVI в. здесь действовало несколько крупных торговых компаний, ведших операции в Германии, Англии, Нидерландах, Италии. Зна- чительного развития достигло цеховое ремесло, а в отдельных отрас- лях, например бумажной, сложились и капиталистические мануфак- туры. К концу первой четверти XVI в. усилившиеся цехи добились ликвидации большинства торговых компаний, использовавших моно- польные привилегии для повышения цен, в частности на хлеб.
Экономической базой Цюриха было цеховое ремесло, в первую очередь текстильное. В окрестностях города развивались подсобные промыслы, работа надомников по заказам раздатчиков. Захват по- литической власти цехами в 1336 г., политическая борьба внутри города и столкновения Цюриха с лесными кантонами имели след- ствием упадок всех отраслей текстильного ремесла. Важным торгово-ремесленным и финансовым центром до конца
XV в. была Женева - наследница пришедших в упадок средневеко- вых шампанских ярмарок. Число жителей в Женеве к началу XVI в. составляло около 10 тыс. человек. На ее ежегодные семь ярмарок съезжались купцы из Италии, Франции, Германии с самыми раз- личными товарами. Здесь же сбывали львиную долю своей продук- ции цеховые фрейбургские сукноделы, производившие в конце XV в. до 10 тыс. кусков сукна в год. На денежном рынке Женевы активно действовали агенты крупнейших итальянских банкиров - Медичи, Перуцци, Сосетти. В городе значительное развитие получили шелко- ткачество, ювелирное дело и другие ремесла. Все они были свобод- ны от стеснительных цеховых пут. Учреждение лионских ярмарок нанесло сильный удар всей хозяйственной жизни Женевы и цехо- вому сукноделию Фрейбурга, объем продукции которого в начале
XVI в. сократился на 75%.
Следует отметить развившуюся в конце XV - начале XVI в. льнополотняную промышленность Сен-Галлена и сукноделие в Лу- гано, превратившиеся в экспортные отрасли. В них наряду с цехами энергично действовал купеческий капитал.
В целом в земледелии, ремесле, торговле и отдельных отрас- лях промышленности Швейцарии конца XV в. были заметны как прогрессивные (раннекапиталистические), так и реакционные тен- денции. Борьба между ними, переплетавшаяся с межкантональны- ми противоречиями и конфликтами, определила социально-полити- ческое развитие Швейцарского союза в последующие годы.
ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ШВЕЙЦАРСКИХ КАНТОНОВ Политический строй швейцарских кантонов соответствовал их социально-экономическому облику. В лесных кантонах в ходе разложе- ния марки и развития военного наемничества советы общин все явственнее становились орудием политического господства землевладельческой верхушки. Она эксплуатировала ма- лоземельных общинников, находившихся вне рамок общины при- сельников <тагвнеров> и зависимых крестьян фогтств. Кантональ- ные советы пополнялись путем кооптации; должности в них были пожизненными. Спаянная узами родства и совместно совершаемых беззаконий правящая олигархия беспощадно угнетала своих сооте- чественников.
Военное наемничество после заключения договора 1516 г. с ко- ролем Франции Франциском 1 стало организованным в государст- венном масштабе промыслом и превратилось в проклятие свободо- любивого народа Швейцарии. Каждый кантон получал от инозем- ных государей за поставку наемников огромные суммы, которые распределялись частью между общинами, частью между членами магистратов городов. Это порождало коррупцию, беззастенчивую торговлю кровью сограждан, пренебрежение интересами страны. Лихоимство и присвоение пенсий вдов и сирот наемников, по- гибших на чужбине, стали обычными в практике кантональных властей.
В магистрате Цюриха господствовали цехи. Внешне это была демократичная форма правления, на деле же, представляя интере- сы цеховых мастеров и богатых бюргеров, городской магистрат про- водил политику сохранения и укрепления средневекового корпора- тивного строя, подавления ростков нового и прогрессивного. Воен- ное наемничество и коррупция здесь также свили гнездо.
В Берне, Базеле, Фрейбурге, Женеве политическое преоблада- ние оставалось в руках патрицианских фамилий, главное богатство которых составляли земли, ренты и наличные деньги. Хотя между кантонами существовали некоторые торговые отношения, а цехи Цюриха, Базеля, Винтертура, Шаффгаузена, Фрейбурга и Берна заключали друг с другом межгородские союзы, экономические свя- зи кантонов были слабыми, общешвейцарского рынка не сложилось. Объединенная преимущественно военно-политическими целями и главным образом стремлением кантонов отстоять свое независимое положение от соседних держав, в первую очередь австрийских Габ-
сбургов, разноязычная конфедерация не имела солидных предпосы- лок укрепления национальной общности.
Пользуясь своим экономическим могуществом, отсталостью лес- ных кантонов, их зависимостью в снабжении хлебом и другими това- рами от крупных городов, Цюрих и особенно Берн претендовали на господствующее положение в конфедерации и впоследствии добились своей цели. <...Упрямые альпийские пастухи..., - писал Энгельс, - освободились от господства австрийского дво- рянства, чтобы попасть под иго цюрихских, люцернских, берн- ских и базельских мещан> ^
ПРЕДПОСЫЛКИ РЕФОРМАЦИИ В ШВЕЙЦАРИИ Влияние местных условий на возникновение и конечный исход реформации в Швейцарии сказалось очень заметно. Медленное социаль- но-экономическое развитие, политическое господство кучки богатых землевладельцев под покровом патриархальных традиций, система военного наемничества, выводившего во вне <беспокойный эле- мент>, притупляли остроту классовых противоречий в лесных кан- тонах, придавали устойчивость их политической организации, при- вязывали их на внешнеполитической арене к католическим вербов- щикам: королям Франции, австрийским и испанским Габсбургам, папе римскому. Лишь борьба внутри правящих групп колебала по- рой затхлую атмосферу политической жизни лесных кантонов. В подвластных фогтствах угнетенные крестьяне не раз поднимали восстания, но все они жестоко подавлялись. Лесные кантоны так и остались в основном не затронутыми реформацией и сопровождав- шими ее классовыми битвами.
Иной была обстановка в городских кантонах и близких к ним по уровню развития союзных землях, где уже пробивались ростки ка- питалистических отношений. Оппозиционно настроенные по отно- шению к правившим в городах цеховым и патрицианским олигар- хиям передовые слои бюргерства все решительнее требовали запре- щения военного наемничества, которое отвлекало рабочие руки и усиливало группировку враждебного городам дворянства, занимав- шего офицерские должности в наемнических отрядах. Острота этого вопроса станет ясной, если учесть, что к 1519 г. население Цюриха сократилось на 25%.
Среди прогрессивных слоев бюргерства, интересы которых выхо- дили за узкие рамки отдельных кантонов, появилось стремление к превращению Швейцарии в федерацию с центральной властью, где ведущее место принадлежало бы городским кантонам, к секуляриза- ции церковных земель. Городской плебс страдал от произвола пра- вящей верхушки и вымогательств церкви, а зависимое крестьянство городских кантонов и фогтств ждало лишь повода, чтобы сбросить с себя цепи феодального угнетения.
Авторитет католического духовенства упал из-за злоупотребле- ний, разврата и невежества клириков. Монопольное положение церкви в области идеологии было подорвано успехами светского об- разования и гуманизма. Оплотом последнего стал основанный в 1460 г. Базельский университет. В первой трети XVI в. с ним были связаны имена таких выдающихся гуманистов, как Иоганн Рейхлин, Эразм Роттердамский, Себастьян Брант, Беатус Ренанус и др. При- мыкавшие к гуманистическому кружку издатели Фробэн и Амербах публиковали труды гуманистов. Хотя почти все гуманисты остались верны католицизму и покинули Базель после проведения в нем ре- формации, их деятельность помогала критике догматов католициз- ма, разоблачению невежества попов и монахов.
УЛЬРИХ ЦВИНГЕ И ЕГО УЧЕНИЕ В обстановке роста социально-политических противоречий в кантонах, чреватых неизбеж- ными классовыми боями, в Цюрихе разверну- лась реформационная и политическая деятельность Ульриха Цвинг- ли (1484-1531). Сын деревенского старосты, он окончил универси- тет в Вене, после чего, преподавая латынь в Базеле, увлекся гумани- стическими идеями. В 1506 г., приняв сан, Цвингли стал священни- ком в Гларусе, а в 1515 г. в качестве полкового священника принял участие в трагической для швейцарцев битве при Мариньяно, что укрепило его отрицательное отношение к военному наемничеству. Отдельные реформационные положения Цвингли начал высказы- вать еще в 1516 г., до выступления Лютера, произведшего на него огромное впечатление. По возвращении в Цюрих в 1518 г. Цвингли, не порывая открыто с католической церковью, ограничивался крити- кой ее догм и выработкой"собственной богословской доктрины.
ством. Как и Лютер, Цвингли основывал свое учение на положениях Священного писания, Библии, а не на позднейших папских поста- новлениях и трудах схоластических теологов. Он отрицал индуль- генции, безбрачие духовенства, поклонение,.. святым мощам, церковного клира, монашество, пышный церемониал католического богослужения, гораздо последовательнее, чем Лютер, проводил идею <дешевой> церкви. Порывая в ряде случаев с мистикой, Цвингли стремился националистически истолковывать догматы, таинства, в частности причастие. Он видел не магическое таинство передачи <благодати божией>, а лишь воспоминание о <тайной вечери>, во никам о своих предстоящих страданиях во искупление грехов чело- вечества.
Но в организацию цвинглианской церкви, в отличие от лютеран- ской, был положен республиканский "принцип. Проповедники были светскими лицами, руководители общин выбирались прихожанами, церковь в целом подчинялась выборным властям - магистрату горо- да Цюриха. Эти и другие обстоятельства обусловили последующий разрыв бюргерско-республиканской реформации Цвингли с рефор- мацией Лютера, ставшей княжеской.
Значительно отличалась от лютеровской также система экономи- ческих, социальных и политических взглядов цвинглианства, в кото- рой отразилась внутренняя противоречивость чаяний бюргерской оппозиции Цюриха. Цвингли отрицал монастырское землевладение
и стяжательство церкви, ростовщический процент и порицав крепо- стнические порядки, но защищал мелкую собственность и был убеж- денным республиканцем. Князей олигархов он рассматривал как тиранов, а в военном наемничестве, пенсиях и других подачках ино- земных государей видел источник коррупции и морального разложе- ния. Цвингли призывал возвратиться к чистоте нравов и простоте жизни <доброго старого времени> (этот призыв в современных ему условиях согласовывался с идеалом буржуазной бережливости), к обособленности цюрихской общины. Но это последнее требо- вание вступало в противоречие с планами самого Цвингли, на- правленными к созданию (в союзе с протестантскими князьями Германии) сильной швейцарской федерации.
РЕФОРМАЦИЯ В ЦУРИХЕ Учение Цвингли нашло живой отклик среди бюргерства, городского плебса, а также кре- стьянства, особенно в фогтствах. Под давле- нием его приверженцев в 1522 г. магистрат приказал отменить по- сты, безбрачие духовенства и объявил Цюрих независимым от ду- ховной власти епископа Констанцского. В январе 1523 г. Цвингли, подражая Лютеру, обнародовал свои <67 тезисов>, в которых были изложены основы его учения. Передавая дело реформы в руки маги- страта, Цвингли заявлял в своих тезисах, что всякие притязания церкви на светскую власть лишены какой-либо основы. Заключи- тельный тезис гласил, что Цвингли <готов вести свободное обсужде- ние с теми лицами, которые выдвигают вопросы относительно обо- снованности чиншей, десятин, крещения детей и причащения>. Это означало, что он готов был идти на уступки требованиям крестьян об отмене феодальных повинностей, а также более радикальной про- грамме анабаптистов, начавших свои выступления в Цюрихе.
Но магистрат, в котором заседали люди, сами эксплуатировав- шие городскую бедноту и крестьян из фогтств, вел себя гораздо осторожнее - осуществлял программу, выдвинутую Цвингли, частич- но и постепенно.(в 1523 г. дело свелось к секуляризации церковно- монастырских имуществ в пределах кантона, реорганизации и по- степенному закрытию монастырей. Повинности бывших монастыр- ских крестьян остались неизменными, но использовались на нужды городской благотворительности, чем вбивался клин между крестьян- ством и городским плебсом.
В 1524 г. состоялись два религиозных диспута, победителем из которых вышел Цвингли, и в течение 1524-1525 гг. реформация в Цюрихе была в основном завершена: прекратилось служение мес- сы, иконы и прочие принадлежности ^католического культа были удалены из церквей, а светские лица.. получали причащение под обоими видами.
Одновременно осуществлялись и некоторые социально-политиче- ские принципы цвинглианства: запрещалось ростовщичество, военное наемничество, получение пенсий от иноземных государей. Патрициат и дворянство были почти полностью вытеснены из не- сколько демократизированного магистрата. Цехи и представители прогрессивных слоев бюргерства, образовавшие ядро цвинглианской
партии, составляли в нем решающее большинство. Цвинглианство объявлялось обязательным для всех жителей кантона, а проведение реформационных мероприятий и контроль за их выполнением воз- лагались на магистрат, которому подчинялась вновь созданная цер- ковная организация. Церковь и государство-город сливались воеди- но под главенством последнего.
Успехи цвинглианства в Цюрихе и распрост- ранение его в других кантонах и союзных городах, создали напряженное положение вну- три конфедерации. Лесные кантоны, связан- ные с католическими державами, подавляли всякие проблески реформационного движения у себя и требовали того же от городских кантонов. Особенно острым было положение в фогтствах, часть которых управлялась совместно и попеременно го- родскими и лесными кантонами. Фогтства превратились в центры антифеодального и реформационного движения. Городские кантоны поддерживали последние вопреки репрессиям лесных кантонов, но антифеодальные выступления крестьян приводили в замешательст- во и тех и других, что сказалось уже в 1523 г. Тогда ряд сельских общин в фогтствах, кантонах - Цюрихе, Базеле, Шаффгаузене, Зо- лотурне - и союзной земле Сен-Галлен отказались платить чинши и церковные десятины, подстрекаемые к тому анабаптистскими и близкими к ним радикальными цвинглианскими проповедниками. В фогтстве Тюргау летом 1524 г. восставшие крестьяне разгромили монастырь Иттинген.
Великая Крестьянская война в Германии нашла живейший от- клик в пограничных районах Швейцарии. Весной 1525 г. все фогт- ства и многие общины кантонов - Цюрих, Базель, Шаффгаузен, Золотурн и союзной земли Сен-Галлен - стали ареной крестьянско- го движения. В кантоне Цюрих им были охвачены Грюнинген, Гау- зен, Штейн, Кибург и др. Численность отдельных отрядов достигала нескольких тысяч человек. Крестьяне выдвинули умеренные требо- вания, близкие к содержанию немецких <12 статей>,-отмена кре- постничества, малой десятины, снижение налогов, упорядочение судопроизводства, право крестьян на охоту и рыбную ловлю, выбо- ры деревенских пасторов. Умеренность требований объясняется тем, что во главе движения здесь были зажиточные элементы. Предъявив эти требования по запросу городских властей в мае - июне 1525 г., крестьяне кантона Цюрих разошлись по домам, ожидая решения.
Широкое крестьянское движение развернулось в фогтствах кан- тона Базель. Крестьяне выдвинули требования,' очень близкие по содержанию к программе цюрихцев. Кроме того, они резко протесто- вали против практики военного наемничества, <за которое одни по- лучают деньги, а другие лишь удары мечами>. Волновались и со- бирались в вооруженные отряды крестьяне ряда общин Сен-Галлена и в фогтствах Золотурна. В кантоне Шаффгаузен центром движе- ния стал округ Галлау, где крестьяне, находясь под влиянием ана- баптистских проповедников, потребовали не только отмены крепо- стничества, но и всех прочих повинностей. К ним примкнул цех
виноградарей, арендовавших исполу монастырские виноградники, расположенные близ города.
Почти повсеместно крестьянские выступления встречали под- держку городского плебса. В Цюрихе анабаптисты, возглавлявшие плебейскую оппозицию, выдвинули требования раздела имуществ, отмены налогов и роспуска всех властей. Здесь сложилась сильная анабаптистская община, выступившая с четко сформулированной богословской и социально-политической платформой. Она сыграла значительную роль в истории общеевропейского анабаптистского движения. Преследования принудили анабаптистов бежать из го- рода; часть их примкнула к крестьянским отрядам. Нередко ана- баптисты становились вожаками отрядов. Сильное брожение среди цеховых подмастерьев и городского плебса отмечалось весной 1525 г. в Базеле, где имели место их тайные сходки. На одной из сходок была намечена следующая программа действий: установить связь с восставшими крестьянами фогтств, организовать погромы монастырей и домов клириков, насильственно свергнуть магистрат города. Однако заговор был раскрыт, его участники и другие <бун- товщики> репрессированы, и лишь цехам, как корпорациям масте- ров, были сделаны некоторые уступки. Большое число горожан и крестьян кантона Базель примкнули к немецким крестьянским отрядам, сражавшимся против князей в Эльзасе и Южном Шварц- вальде.
Швейцарские власти были очень обеспокоены расширением дви- жения. Лесные кантоны блокировали перевалы и горные проходы, чтобы помешать объединению немецких и швейцарских крестьян, а их лицемерное <посредничество> между восставшими немецкими крестьянами и князьями имело целью дать последним выиграть вре- мя и собрать силы для разгрома крестьянских отрядов.
Городские реформированные кантоны вынуждены были прибег- нуть 'к более сложной тактике. С одной стороны, они помогали рас- пространению реформации в католических кантонах и фогтствах, старались подорвать позиции дворян и монастырей, давая некото- рые поблажки зависимым от них крестьянам. С другой стороны, и города в целом как коллективные сеньоры, и их привилегирован- ная верхушка, состоявшая из землевладельцев, эксплуатировали крестьян фогтств и муниципальных земель, а также всех крестьян кантонов и фогтств посредством городских пошлин, привилегий и т. п. Поэтому, опираясь на сельскую верхушку, городские рефор- мированные кантоны делали мелкие уступки крестьянам, оттяги- вали время, раскалывали движение, с тем чтобы по изменении об- становки покончить с ним.
Поражение крестьянской войны в Германии послужило сигналом к этому. Католические кантоны подавили крестьянское и реформа- ционное движение в фогтствах, восстановив в них католицизм. Го- родские реформированные кантоны, пойдя на некоторые уступки (отмена крепостной зависимости, малой -десятины и церковной юрис- дикции на землях, подвергшихся секуляризации), оставили все ос- тальные феодальные и большинство муниципальных поборов. Одно-
временно подверглись преследованиям анабаптисты, руководителе и рядовые участники крестьянско-плебейских выступлений.
ИТОГИ ЦВИНГЛИАНСКОЙ РЕФОРМАЦИИ В ШВЕЙЦАРИИ Подавление крестьянско-плебейского движе- ния сузило и без того не слишком прочную базу цвинглианской реформации, предопреде- лило ее провинциальную ограниченность, хотя это сказалось и не сразу. Ближайшие годы даже ознаменовались серьезными ее успе- хами. В 1528 г. цвинглианство было введено в Берне, а затем в Базе- ле, Сен-Галлене, Гларусе и Шаффгаузене. Протестантские кантоны создали особый союз внутри конфедерации. Приверженцы Цвингли уже готовились к объединению Швейцарии под главенством Цюри- ха. Однако эти планы были враждебно приняты лесными кантонами и недоверчиво - Берном, который претендовал на такую же роль. В 1531 г. дело дошло до военного столкновения с пятью лесными кантонами. Плохо к этому подготовленный, расколотый внутренне, Цюрих проиграл войну. В битве при Каппеле его войска были раз- громлены, погиб в ней и сам Цвингли.
Союз протестантских кантонов распался, решение вопроса о по- литической централизации и укреплении национальной общности страны задержалось на столетия. Центр реформационного движения переместился в юго-западную часть Швейцарии.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА В ШВЕЙЦАРИИ ПЕРЕД КАЛЬВИНИСТСКОЙ РЕФОРМАЦИЕЙ В первой трети XVI в. экономика Женевы переживала тяжелый застой. Обострилась и политическая обстановка. Герцог Савойский и епископ Женевский, пользуясь ослаблени- ем города, попытались расширить свои политические и администра- тивные прерогативы, опираясь на содействие дворян и титулованно- го патрициата. Бюргерство и городской плебс воспротивились этому. Возникла длительная политическая борьба, шедшая с переменным успехом. В конфликт вмешались протестантский Берн и католиче- ский Фрейбург, причем каждый из них стремился закрепить свое политическое влияние и свое вероучение в Женеве. Перевес остался на стороне более сильного Берна, а это означало, что распростране- ние реформации в Женеве получало отныне сильную опору. Ее про- водниками были покровительствуемые Берном странствующие пропо- ведники, французские эмигранты, Фарель и Фроммен, действовавшие в Женеве в 1532-1535 гг. После победы реформатов цвинглианского толка в религиозном диспуте в мае 1535 г. католическое богослуже- ние в Женеве было заменено цвинглианским, монастыри ликвиди- рованы, их земли секуляризованы, а жившие на них крестьяне освобождены от наиболее тяжелых повинностей. Военное наемниче- ство было запрещено. Женева, однако, сумела сохранить независи- мое политическое положение по отношению к Берну, открыла воро- та притоку эмигрантов-реформатов из Италии и Франции, что ока- зало решающее влияние на последующее развитие событий.
В 1536 г. в числе прочих французских рефор- матов-эмигрантов в Женеву приехал Жан Кальвин. Родился он в 1509 г. в семье епископского секретаря в го- роде Нуайоне (Северная Франция). Окончил юридический факультет
Буржского университета, примкнул к гуманистическому течению и существовал на средства от преподавательской и литературной дея- тельности. В протестантизм перешел, видимо, в 1534 г., дружил с наиболее радикальными протестантами и, спасаясь от религиозных преследований, вскоре эмигрировал сначала в Германию, а затем в Женеву. В это же время в Базеле вышло его главное теологическое сочинение - <Наставление в христианской вере>, где излагались ос- новные положения нового реформационного учения, получившего название кальвинизма.
В Женеве кипела острая социально-политическая борьба, шли диспуты, на которых перевес нередко оставался на стороне анабап- тистов. Городской плебс волновался и учинял иконоборческие по- громы, не дожидаясь, когда наконец магистрат полностью покончит с <идолопоклонством>.
Кальвин и его приверженцы оказали магистрату действенную помощь в борьбе на два.фронта- и против католической реакции, и против плебейской оппозиции. Кальвин стал вводить с помощью ма- гистрата жесткие религиозно-бытовые нормы, насаждать аскетизм и принцип верховенства церковных властей над светскими. Такая по- литика вызвала сильное сопротивление со стороны коренных женев- ских бюргеров, жизнелюбивых, не привыкших к религиозному аске- тизму, опасавшихся засилья пришельцев, и со стороны Берна, которому не нравились <теократические> замашки Кальвина. Каль- вин и ставший его помощником Фарель в 1538 г. были высланы из Женевы, где к власти пришли их противники. Однако вскоре в ста- не последних произошел раскол, позиции сторонников Кальвина усилились, и в 1541 г. он с триумфом возвратился в Женеву, где окончательно восторжествовал кальвинизм.
вероучение Кальвина было заострено и про- тив католического, и против радикальных тече- ний" народной^ реформации, последователей которых он обвинял в безбожии и материализме. Краеугольным догматом кальвинизма" было учение о божественном предопределе- нии, понимавшемся Кальвином как абсолютное. Бог, утверждал Кальвин, в своем предвидении будущего предопределил одних лю- дей к вечному блаженству, других--к вечным мукам в загробном мире. Это предопределение фатально, не зависит от субъективных действий человека, и никто не может знать, какая судьба ему угото- вана, или изменить эту судьбу. Но каждый верующий должен ^ду- мать, что он является божьим избранником, и напрягать все силы, чтобы успехом своей деятельности, в том числе и профессиональной, доказать свою избранность, в чем проявлялось не зависящее от воли человека, но заключенное в нем действие божества. И богатство и бедность, согласно учению Кальвина, являются испытанием веры в бога. Богатство заставляет верующего показать, что он добросерде- чен, отзывчив к нуждам бедных, не возгордился своим богатством и не поставил стяжательство выше своих обязанностей перед богом и общественным долгом. Бедняк должен проявить терпение, уметь даже в крайней бедности противостоять нечестности и искушениям
всякого рода. Но бедность - не заслуга, и недостаточно быть бед- ным, чтобы быть угодным богу. Работа в любой области почетна и необходима, но не следует ее отождествлять с призванием, каковое шире по своему содержанию и заключается в служении общему бла- гу. Неудача верующего в профессиональной деятельности есть не что иное, как показатель греховности его исходных намерений, от- клонения верующего от правильно понятого призвания.
Такая трактовка теории предопределения исключала фаталисти- ческую пассивность, побуждала к активной деятельности. Кальви- низм с самого начала отличался от других реформационных учений своей целеустре.мленностью и действенностью. <Его учение о предоп- ределении,-писал Энгельс,-было религиозным выражением того факта, что в мире торговли и конкуренции удача или банкротство зависят не от деятельности или искусства отдельных лиц, а от об- стоятельств, от них не зависящих. Определяет не воля или действие какого-либо отдельного человека, а милосердие могущественных, но неведомых экономических сил. И это было особенно верно во время экономического переворота, когда все старые торговые пути и тор- говые центры вытеснялись новыми, когда были открыты Америка и Индия, когда даже наиболее священный экономический символ веры - стоимость золота и серебра - пошатнулся и потерпел кру- шение> ^
Критика Кальвином всякого рода потребительских излишеств, его призывы к бережливости, скромности быта, сокращению числа нерабочих праздничных дней также определялись социально-эконо- мическими моментами. В период первоначального накопления"и"ран- него капитализма размеры капиталов по большей части были неве- лики, затраты на средства производства невысоки, и главный доход извлекался из прибавочной стоимости, создаваемой физическим тру- дом наемных рабочих. Поэтому максимальная капитализация при- бавочной стоимости и минимальные личные расходы капиталиста представлялись решающими условиями расширенного воспроизвод- ства. Все, что мешало этому, рассматривалось как противоречащее <божественному промыслу> и общественному благу.
Эта сторона учения Кальвина была в своем завершенном виде сформулирована уже его преемниками, чем дальше, тем больше вы- двигавшими на первый план утилитарные моменты и создавшими теорию о <мирском призвании> и <мирском аскетизме>. Согласно этой теории, истинный кальвинист должен целиком-отдаваться сво- ей профессиональной деятельности, презирать наслаждения, ком- форт, расточительность, быть бережливым и прижимистым хозяи- ном. Если перед кальвинистом возникнет возможность приобрести посредством своей профессиональной деятельности большой доход, а он пренебрежет такой возможностью, то он совершит греховный поступок, уклонившись от своей <обязанности перед богом>. В свете теории предопределения теряли свое значение благородство проис- хождения и сословные привилегии всякого рода, ибо не ими опреде- лялась предызбранность к спасению. Следовательно, буржуазия получила религиозное обоснование своих прав на руководящее по- ложение в политической жизни общества в качестве наиболее пре- успевающей его части.
Кальвинизм был в то же время и весьма гибкой формой воздей- ствия на массы. Беднякам кальвинисты внушали, что, усердно ра- ботая на Хозяина, ведя благочестивый и смиренный образ жизни, они достигнут успеха и заслужат благословение божие.
Кальвинистская церковь В соответствии с этими постулатами были перестроены жизнь и быт в кальвинистской Женеве. Число праздников было значительно сокращено. В оставшиеся праздничные дни предписывалось зани- маться не играми, танцами и прочими развлечениями, не наря- жаться в красивое платье, а в скромной, но опрятной одежде идти в церковь, а затем в семейном кругу предаваться отдыху, про- водя его в чтении книг религиозного содержания, благочестивых беседах и занятиях. Церковные власти придирчиво контролиро- вали исполнение всех этих предписаний и не стеснялись подвер- гать ослушников разного рода наказаниям. Первоначально Кальвин считал ненужным создавать свою особую церковную организа- цию. Однако потребности ведения борьбы против усиливавшегося натиска контрреформации и революционных плебейских ересей побудили Кальвина признать необходимость со- здания собственной церкви. В противоположность монархическому принципу построения католической церкви кальвинистская церковь строилась на республиканских основах. Во главе кальвинистской церковной общины Стояли старшины (пресвитеры), которые избира- лись, а позднее кооптировались обычно из числа наиболее богатых светских лиц, и проповедники, произносившие проповеди религиоз- но-нравственного содержания. Проповедники не имели специального священнического сана. Это была их служебная обязанность (mini- sterium)^ отсюда и их название-министры.
Пресвитеры и министры в своей совокупности составляли кон- систорию, которая ведала религиозной жизнью общины и рассма- тривала все проступки членов общины против религии и морали. Позднее в других странах Европы консистории стали управлять все- ми делами общины в целом. Вопросы, касавшиеся догматов кальви- низма, обсуждались и решались на особых собраниях министров - конгрегациях. Впоследствии конгрегации превратились в местные и общенациональные съезды представителей общин - синоды, зада- чей которых было бороться с ересями и охранять единство культа и вероучения. Такая организация кальвинистской церкви придавала ей большую сплоченность, гибкость и боеспособность.
Следует подчеркнуть, что кальвинистская церковь отличалась не меньшей нетерпимостью по отношению к радикальным сек- тантским учениям, чем католицизм к <еретикам>. Казни в Жене- ве не были исключительным явлением. Так, в 1553 г. по настоя- нию Кальвина был сожжен на костре крупный испанский ученый- гуманист Сорвет, который отвергал учение о троичности бога (антитринитаризм), критиковал догматы кальвинизма и поддержи- вал связи с анабаптистами.
Политические взгляды Кальвина Острая социально-политическая борьба угне- тенных народных масс в Германии и Швей- царии, опыт Лютера, Цвингли и свой собст- венный показали Кальвину, сколь опасно без всяких оговорок взы- вать к Священному писанию и идеям раннего христианства, которые угнетенные массы понимали по-своему, усматривая в них обоснова- ние собственных требований. Поэтому если, исходя из условий поли- тической действительности Франции, где реформаты-гугеноты от- стаивали право на самостоятельное существование в вооруженной борьбе с абсолютизмом, Кальвин первоначально выдвинул тезис о полном подчинении светских властей церкви, то неудачи и опыт пер- вого периода реформационной деятельности в Женеве побудили его внести существенные коррективы. Он не только отказался от демо- кратического устройства общины, создав церковную организацию, но и предоставил светским властям значительно большую, чем прежде, компетенцию.
Кальвин весьма осторожно подходил к трактовке проблем госу- дарства и социально-политического устройства общества. Он пори- цал князей, монархов и феодалов за их насилия, произвол, считал, что в тех случаях, когда государь или правительство устанавливают тиранический режим, попирают божеские законы и оскорбляют цер- ковь, рано или поздно они испытают на себе карающую десницу божью, орудием которой могут стать их собственные подданные. В то же время всякое государственное устройство и власть, в том числе абсолютную феодальную Кальвин объявлял боже- ственными. Право сопротивления тирании он признавал лишь в за от- дельными лицами, за такими организациями, как церков и за представительными органами. При этом он считал, что сначала должны быть исчерпаны легальные формы борьбы и пассивное сопротивление; открытое восстание и ак- тивные выступления за свержение тирании допустимы лишь как исключение.
Демократию Кальвин считал наихудшей формой^ правления>, а лучшей - аристократическую, приводившую со временем практи- чески к олигархии. Правда, он допускал сочетание последней с <умеренной демократией>. В соответствии с этим и политическая власть в Женеве чем дальше, тем больше сосредоточивалась в руках узкой группы лиц. Кальвин жестоко преследовал анабаптистов, а их требование ликвидации всех властей и установления общности имущества оценивал как <возмутительную дикость> и <присвоение чужого>. Одновременно Кальвин допускал существование самой же- стокой формы эксплуатации человека человеком- рабства, находя этому оправдание в Священном писании и практике поработителей колониальных народов. Кальвинизм складывался, таким образом, в весьма стройную и последовательную систему взглядов буржуазии времен первоначального накопления.
ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ РЕФОРМАЦИИ В ШВЕЙЦАРИИ Реформационное движение в Швейцарии бы- ло частью того социально-политического и идеологического движения, которое охватило в той или иной мере большинство европей- ских стран в XVI в. Историческое значение двух реформационных течений, исходивших из Швейцарии, неодинаково. Цвинглианство, порожденное местными условиями жизни городских кантонов, не вышло в основном за их пределы; оно постепенно утратило свой первоначальный боевой дух, превратилось в типичную бюргерскую реформацию, к тому же провинциально узкую и рутинную.
Иным был кальвинизм, вышедший на общеевропейскую арену и распространившийся в тех странах, где успешно развивался капи- тализм. Кальвинизм дал в руки поднимающегося класса буржуазии религиозно-философские и политические идеи, которые стали иде- ологией самой смелой части буржуазии мануфактурного периода. Под знаменем кальвинизма совершались Нидерландская буржуазная революция XVI в. и Английская буржуазная революция XVII в.
Кальвинизм вместе с тем отразил внутренние противоречия со- временной ему эпохи, классовую незрелость буржуазии мануфактур- ного периода, ограниченность ее роли как класса, хотя в тех усло- виях и прогрессивного, но способного лишь заменить одну форму эксплуатации человека человеком другой. Кроме того, кальвинизм, как и всякая религиозная идеология, освящающая эксплуататор- ский строй общества и внедряющая в сознание человека чувство бессилия перед стихийными законами развития общественных отно- шений, содержал в себе и реакционные моменты. Именно это и сде- лало кальвинизм приемлемым не только для буржуазии, но и для реакционных феодальных кругов некоторых стран Европы того вре- мени. Отодвигая на задний план социально-этические и философ- ские догмы кальвинизма, они использовали его республиканизм и организационные принципы для сплочения феодальной оппозиции укрепляющемуся королевскому абсолютизму. Так действовали во Франции дворянские или <политические> гугеноты, которых совре- менники отделяли от гугенотов <религиозных>, выходцев из буржу- азии и городского плебса. Подобными же соображениями (а также стремлением к секуляризации церковно-монастырских имуществ) ру- ководствовались некоторые князья Германии и реакционно-феодаль- ные слои венгерского, польского и шотландского дворянства, стано- вившиеся под знамя кальвинизма. Кальвинизм одержал победу первоначально в Женеве, что объясняется главным образом исто- рически сложившимся стечением обстоятельств. И сам Кальвин, и значительная часть (если не большинство) поддерживавшей его в Женеве политической партии были пришельцами, и они выдержали ожесточенную борьбу против консервативных слоев местного бюр- герства.
Значение реформации для последующего социально-экономиче- ского развития подпавших под ее влияние кантонов было в основ- ном положительным. Вторая половина XVI-XVII вв. ознаменова- лась в них экономическим подъемом. В Цюрихе во второй половине
XVI в. сложилось процветавшее цеховое льноткачество с годовым производством до 192 тыс. <локтей>, возникла рассеянная мануфак- тура в хлопчатобумажном деле и централизованная - в шелкотка- честве. В изготовлении легких шерстяных тканей было занято свы- ше тысячи одних только прядильщиц. В Базеле на предпринима- тельской основе развилось шелкоткачество и галантерейное производство, а от участия в посреднической транзитной торговле местные купеческие компании перешли к ведению крупных само- стоятельных операций. В Женеве возникли рассеянные и централи- зованные мануфактуры в шерсто- и шелкоткачестве, а в XVII в.- в часовом деле, которое приобретало постепенно общеевропейскую известность. Организовывались большие торговые компании и бы- стро возникали крупные состояния. Во всех этих городах ведущую роль в большинстве отраслей производства играли реформаты-эми- гранты из Италии, Франции и Фландрии. Сен-Галлен превратился в крупный центр экспортного цехового льноткацкого производства, продукция которого с 1524 по 1564 г. возросла с 7 до 19 тыс. кусков в год, и полотно отсюда шло почти во все европейские страны. Со- ответствующий прогресс отмечался и в развитии сельского хозяйства.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|