Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методические рекомендации по изучению дисциплины;




Тема 1. Методические рекомендации:

Подготовку к семинару следует начать с изучения рекомендуемой литературы. В ходе подготовки первого вопроса необходимо рассмотреть эволюцию взглядов экономистов на предмет истории экономических учений. Необходимо определить, какое место занимает дисциплина «История экономических учений» среди других экономических дисциплин. При этом следует обратить внимание на то, что данную дисциплину изучают раньше всех других экономических наук и почему так происходит. Также следует указать роль данной дисциплины при изучении других наук, объяснить, что именно экономисты прошлых времен и современности осуществляют вклад в науку, предлагают различные теории – ошибочные и нет. Проиллюстрировать, как доказываются теории, как они опровергаются и т.п.

Готовясь ко второму вопросу, постарайтесь охарактеризовать содержание наиболее известных методов познания хозяйственных явлений. Обратите внимание на особенности методологии экономической науки.

В третьем вопросе вы должны рассмотреть основные этапы развития экономической мысли. Необходимо указать, что этапов огромное количество, при этом а рамках данного курса изучаются самые основные

 

Тема 2. Методические рекомендации:

Подготовку к семинару следует начать с изучения рекомендуемой литературы.

В ходе подготовки первого вопроса необходимо рассмотреть самую первую научную школу экономической теории. Дать характеристику тем условиям, которые привели к ее появлению, теми факторам, которые способствовали появлению первых экономистов. Объяснить происхождения названия данного направления. Также необходимо рассмотреть время и условия возникновения раннего меркантилизма. Проанализируйте, что предлагали ранние меркантилисты для достижения положительного сальдо во внешней торговле. Следует узнать, как называли политику раннего меркантилизма.

Готовясь ко второму вопросу, постарайтесь охарактеризовать поздний меркантилизм. Для этого определите время и условия его возникновения. Проанализируйте рекомендации поздних меркантилистов для достижения активного торгового баланса. Появление количественной теории денег. Затем необходимо разобрать особенности позднего меркантилизма в разных странах, охарактеризовать экономические учения ярких представителей меркантилизма в разных странах.

При рассмотрении третьего вопроса следует определить место меркантилизма в истории экономических учений. Указать, какой вклад меркантилисты внесли в изучение экономических процессов. Стоит обратить внимание, что первая научная школа в основном проводила наблюдения за практикой хозяйственной жизни, не описывая теоретически происходящие явления. Именно меркантилисты оставили первые методики изучения практической стороны экономики. Также следует указать на заблуждения меркантилистов.

 

Тема 3. Методические рекомендации:

Подготовку к семинару следует начать с изучения рекомендуемой литературы.

В первом вопросе необходимо проанализировать этапы развития классической политической экономии, начиная с Ф.Кенэ. Также следует описать те условия, в которых находилась Англия на момент зарождения классической политической экономии. Затем показать, как эти условия привели к переходу от меркантилизма к классической политической экономии. После этого нужно также описать условия развития французской экономики в период появления классической политической экономии. Причем можно указать, что послужило Англии более быстро перейти к данной экономической школе, нежели Франции.

Затем во втором во просе необходимо проанализировать специфику предмета и методология классической политической экономии. При это следует особо обратить внимание на отличия предмета и метода классической политической экономии от предмета и метода меркантилизма.

В ходе подготовки третьего вопроса необходимо рассмотреть экономическое учение У.Петти. Теория богатства и денег – богатство создается трудом и его результатами. У.Петти - сторонник количественной теории денег. Теория стоимости – У.Петти первый автор трудовой теории стоимости. Теория доходов – заработная плата должна быть минимальной; рента – разница между ценой и издержками;

При рассмотрении четвертого вопроса следует изучить экономическое учение П.Буагильбера. Основной труд П.Буагильбера – «Обвинение Франции». Предмет изучения П.Буагильбера – рост производства товаров. Методология П.Буагильбера – «экономический человек». Особенности теоретических положений П.Буагильбера – обоснование трудовой теории стоимости, абсолютизация сельского хозяйства.

Пятый вопрос должен быть посвящен анализу экономических взглядов основоположника физиократизма – Франсуа Кенэ. Следует объяснить, почему данное направление называется таким образом и в чём коренное отличие взглядов физиократов от меркантилистов. Затем стоит перейти к построению и анализу экономической таблицы Ф.Кенэ и пояснить, на какие вопросы Ф.Кенэ ответил своей таблицей, была ли она верна и какое её практическое значение. Затем необходимо указать на специфику взглядов А.Тюрго в отличие от Ф.Кенэ.

Тема 4. Методические рекомендации:

Подготовку к семинару следует начать с изучения рекомендуемой литературы.

Первый вопрос необходимо посвятить анализу экономического учения Адама Смита. Сначала следует охарактеризовать основной труд Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов», рассмотреть его структуру. Затем проанализировать расхождения во взглядах Смита, меркантилистов и физиократов. Рассмотреть методологию Смита, понятие «невидимой руки» рынка, понятие государства как «ночного сторожа». После этого нужно приступать к анализу всех теорий Смита.

По второму вопросу следует дать характеристику экономическим взглядам Давида Риккардо. Причем сначала логично описать ту ситуацию, которая сложилась в те времена в Англии, а именно промышленный переворот, который оказал существенное влияние на взгляды экономистов того времени. Представить экономические теории Риккардо, объяснить их суть, указать на недостатки, на позитивные черты, использованные его последователями.

 

Тема 5. Методические рекомендации:

Подготовку к семинару следует начать с изучения рекомендуемой литературы.

В ходе подготовки первого вопроса необходимо рассмотреть экономическое учение Т.Мальтуса. Основные труды Т.Мальтуса. «Опыт о законе народонаселения». Теория народонаселения Т.Мальтуса – влияние численности и темпов прироста населения на благосостояние общества. «Закон убывающего плодородия почвы». Теория стоимости и доходов. «Железный закон заработной платы» – теория прожиточного минимума. Теория воспроизводства – возможность не только частных, но и общих кризисов. Теория третьих лиц. Временность кризисных явлений.

Готовясь ко второму вопросу, постарайтесь охарактеризовать экономическое учение Ж.Б.Сэя. Основные труды Ж.Б.Сэя. «Трактат политической экономии». Положение о взаимосвязи и взаимообусловленности труда, капитала и земли, как основных факторов производства и создания стоимости общественного продукта. Принципы методологии Ж.Б.Сэя – экономический либерализм; признание законов, категорий, теорий. «Закон рынков» – «закон Сэя». Теория воспроизводства – экономические кризисы не являются закономерными, возможность бескризисного экономического роста. Теория трех главных факторов производства стоимости и доходов. Стоимость товара включает издержки на средства производства, на заработную плату, на ренту.

В третьем вопросе вы должны рассмотреть экономическое учение Дж.С.Милля. Предмет изучения Дж.С.Милля – «закон производства» и «закон распределения». Метод изучения Дж.С.Милля – экономический либерализм, количественная теория денег, противопоставление законов производства и законов распределения, понятия статики и динамики. Теория производительного труда – только производительный труд создает богатство. Доходы от непроизводительного труда – это просто перераспределение богатства. Теория доходов – заработная плата, как цена труда, капитал, как ранее накопленный запас, рента, как компенсация за пользование землей. Теория стоимости – меновая стоимость, потребительная стоимость, стоимость. Трудовая теория стоимости. Теория денег – количественная теория денег. Нейтральность денег. Теория реформ – социализм социалистическое устройство общества. Активизация участия государства в социально-экономическом развития общества по причине наличия сфер «бессилия» рынка.

 

Тема 6. Методические рекомендации:

Подготовку к семинару следует начать с изучения рекомендуемой литературы.

При изучении данной темы следует объективно оценивать предложенные экономистами этого направления теории и идеи. Не стоит резко соотносить их с прошлым нашей страны, поскольку все мысли имеют право на существование, необходимо лишь правильно их трактовать. Для рассмотрения данной темы предлагается ознакомиться с основным трудом К.Маркса «Капитал», поскольку он достаточно доходчиво и просто объясняет многие экономические теории.

В первом вопросе следует указать, что К.Маркс считается завершителем классической политической экономии, которому собственно и принадлежит идея назвать эту школу классической за подлинно научные теории. Особенности методологии К.Маркса и Ф.Энгельса. Методологические источники. Концепция базиса и надстройки. Модель идеального общества. Затем следует охарактеризовать труд К.Маркса «Капитал», описать его структуру и основные проблемы, затрагиваемые в нём.

Готовясь ко второму вопросу, постарайтесь раскрыть основные теории, предложенные Марксом, обосновать их появление, указать на их недостатки и, возможно, предложить сове видение. Теория классов – классовая борьба с тенденцией к упрощению и поляризации общественных групп вокруг главных классов общества. Теория стоимости – трудовая теория стоимости. Концепция «цены производства». Теория заработной платы – заработная плата является результатом обмена с капиталистом за продаваемую «рабочую силу». Концепция нормы прибыли. Теория ренты.

Третий вопрос посвятите анализу того, как современные экономисты рассматривают теории Маркса, оставляют ли они право на существование его теорий, что предлагают взамен и т.п. Теория капитала – две трактовки капитала: капитал, как самовозрастающая стоимость. Норма эксплуатации. Норма прибавочной стоимости. Норма прибыли. Теория воспроизводства – циклическое экономическое развитие при капитализме. Теория прибавочной стоимости – источником прибавочной стоимости является только «неоплаченный труд» производительных рабочих, продающего рабочую силу. теория производительного труда.

Во четвертом вопросе нужно подробнее остановиться на работах Ф.Энгельса, описать теории, предложенные им, указать на его ошибки. Также предлагается изучить более поздние работы Маркса и Энгельса.

 

Тема 7. Методические рекомендации:

Подготовку к семинару следует начать с изучения рекомендуемой литературы.

В первом вопросе следует изучить экономическое учение С.Сисмонди. Предмет изучения – материальное благосостояния людей, управление народным богатством. Метод изучения – каузальный метод анализа, классовый метод анализа, затратный метод определения стоимости дохода, непризнание самостоятельной роли денег. Вмешательство государства в дело регулирования богатства. Теория производительного труда – деление труда на производительный и непроизводительный. Теория разделения труда – в результате разделения труда растёт его производительность, возможность замены труда капталом. Теория народонаселения – многочисленность населения представляет преимущество общества, способность к труду не является гарантированным источником дохода рабочего. Теория доходов – рента, прибыль, заработная плата создаётся рабочим. Теория воспроизводства – кризисы могут быть только частными, а не общими; кризисы повторяются с определенной периодичностью. Теория реформ – возрождение приоритетных роли крестьянских хозяйств и независимой роли ремесленников.

Готовясь ко второму вопросу, постарайтесь охарактеризовать экономическое учение Ж.Прудона. Предмет изучения – задачи организации обмена и потребление. Метод изучения – отрицание неограниченной свободной конкуренции; выдвижение на первый план категорий добра, морали, этики и социальной справедливости; неприятие каузального метода. Теория народонаселения – продукты человеческого труда растут как квадраты числа работников. Теория разделения труда – выделяет позитивные и негативные стороны разделения труда и призывает найти новое сочетание, которое устранило бы вредные стороны, сохраняя при этом полезные свойства. Теория конституированной стоимости – ценность должна быть конституирована, то есть отрегулирована ещё до продажи посредством установления заранее количества соответствующих затрат труда и времени. Теория доходов – все факторные доходы (заработная плата, рента, процент) создаются рабочим и присваиваются собственниками земли и капитала. Теория воспроизводства – собственники нарушают «экономический закон». Теория реформ – стандартные и специфические реформы (отмена правительства).

 

Тема 8. Методические рекомендации:

Подготовку к семинару следует начать с изучения рекомендуемой литературы.

В первом вопросе необходимо указать, что в XIX веке классическая школа стала претерпевать разногласия, в результате чего стали отделяться различные ветви данного направления. Причем стоит определить причины данных разногласий. Затем нужно переходить к описанию этих ветвей классической школы, не забывая указывать на то, что все они имеют общую базу – саморегулируемость рынка. Эта база откладывает отпечаток на все теории и делает их именно классическими. В первую очередь опишите историческую школу или как её называют социально-историческую школу. Критика классической политической экономии. Формирование основных идей исторической школы её предшественниками – А.Мюллером и Ф.Листом – особая роль исторического метода, характеристика политической экономии как национальной науки, учёт влияния на экономику экономических и неэкономических факторов, признание общественного интереса выше личного интереса. Деление исторической школы на три этапа – старая историческая школа, новая историческая школа, новейшая историческая школа.

Во втором вопросе вы должны рассмотреть предмет и метод исторической школы – учет влияние на экономические процессы социальной среды; выявление взаимосвязи и взаимообусловленности экономических и неэкономических факторов и категорий; определение места и роли неклассовых критериев в исследовании фаз и этапов развития общества.

Готовясь к третьему вопросу, постарайтесь охарактеризовать значение строй исторической школы по сравнению с другими этапами в развитии исторической школы. Формирование основных научных ценностей немецкой исторической школы - необходимость эволюционного развития общества, преобладание исторического метода в экономической науке. Заслуга старой исторической школы – формирование альтернативных классической школе методологических положений. Предмет исследования – хозяйственная эволюция отдельных стран и народов, их экономических порядков, институтов, политики, права, морали, нравственности и психологии, этических норм и правил. Абсолютизация национальных различий. Отрицание общемировых закономерностей экономического развития.

При подготовке четвертого вопроса необходимо дать характеристику новой исторической школе, причинам её появления, её представителям. Отсутствие определенных экономических законов. Отсутствие традиций, обычаев в экономике и повторяющихся связей. Отсутствие закона, по которому можно определить зарплату. В разных местах она будет разная. Попытка найти локальные черты развития (присущие лишь Германии). Новая историческая школа имеет два направления. В 1872 году в Германии был создан "союз социальной политики" – это левое крыло. Ставится задача реформировать строй. Правое крыло называется катедp-социализм Власть государства, его вмешательство в общественную и экономическую жизнь должна осуществляться мудрым и твердым правительством.

При рассмотрении пятого вопроса следует проанализировать новейшую историческую школу Германии. Выделение «естественной общности» и «гражданского общества». «Социальный плюрализм» Зомбарта. Формование социального идеала для общества. Создание корпоративного государства, осуществляющего планирование национальной экономики, жестокая централизация управления

 

Тема 9. Методические рекомендации:

Подготовку к семинару следует начать с изучения рекомендуемой литературы.

В первую очередь следует отметить то, что маржиналисты своими теориями произвели революцию в экономической теории. Определить, в чём она выражалась, на какие многолетние вопросы дала ответ и в чём её практическое значение.

По первому вопросу предлагается описать условия возникновения маржинализма на рассмотрении их предшественников. Работы каких экономистов дали толчок к появлению маржинализма и почему. Основная идея маржинализма – исследование предельных экономических величин. Альтернативная возможность использования ресурсов. Опишите этапы маржинальной революции – обобщение идей маржинального экономического анализа; приоритетность маржинализма во многих странах. Предмет изучения маржинализма – анализ предельных величин. Методология маржинализма – экономика рассматривается как система взаимозависимых хозяйствующих субъектов; математические методы; признание главных функций денег, уравнение обмена; предпочтение функционального метода вместо каузального метода.

При рассмотрении второго вопроса следует рассмотреть экономическое учение К.Менгера. Основные труды К.Менгера. особенности методологии К.Менгера – отсутствие в экономическом анализе средств математики и геометрических иллюстраций; использование принципа исходной категории, которой является стоимость. Первичной является не сфера производства, а сфера обращения. Стоимость определяется субъективными характеристиками – предельной полезностью. Микроэкономический анализ или индивидуализм. Концепция экономических благ и их комплиментарности – блага первого порядка и блага отдаленных порядков. Процесс превращения благ высшего порядка в блага низшего порядка. Теория стоимости – стоимость определяется предельной полезностью. Концепция оплаты и труда и обмена - каждый собственник факторов производства получает доход в соответствии со своей собственностью. Обмен, как индивидуальный акт партнеров, результат которого обоюдовыгоден, но не эквивалентен. Затем следует рассмотреть экономическое учение Ф.Визера и О.Бём-Баверка.

В третьем вопросе вы должны рассмотреть характеристики второго этапа маржинальной революции. Отказ от «субъективного направления» политической экономии и отвержение психологического аспекта оценки полезности вещей. Обоснование совместного изучения спроса и предложения (на первом этапе изучались проблемы спроса, а классики отдавали приоритет проблемам производства). Формулировка двухкритериальной теории стоимости, базой которой явились как предельные издержки, так и предельная полезность. Применение для достижения равновесного состояния экономики на микроуровне математического моделирования процессов.

При рассмотрении четвертого вопроса следует рассмотреть экономическое учение А.Маршалла. основной труд А.Маршалла – «Принципы экономикс». Особенности методологии – «чистая» экономическая теория, идеальная модель хозяйствования, отказ от каузального метода анализа. Теория стоимости – цена товара определяется ценой проса и ценой предложения – принцип «лезвия ножниц». Концепция потребительского «избытка» - разница между ценой, которую покупатель готов был бы уплатить, и той ценно, которую он фактически платит. Концепция равновесной цены – цена равенства спроса и предложения – «крест Маршалла». Констатация законов спроса и предложения. Ситуации неравновесия на рынке. Концепция эластичности спроса – показатель зависимости объема спроса от изменения цены. Концепция предельных издержек производства – закономерность изменения удельных издержек производства при увеличении объемов производства. «Репрезентативная фирма». Закон возрастающей отдачи. Закон постоянной отдачи. Концепция процента на капитал и процентной ставки.

При подготовке пятого вопроса следует рассмотреть экономическое учение Дж.Б.Кларка. Основные труды Дж.Б.Кларка. Особенности теоретико-методологических позиций Дж.Б.Кларка. учение о трех естественных разделах экономической науки. Закон предельной производительности факторов производства. Учение о статике и динамике.

 

Тема 10. Методические рекомендации:

Подготовку к семинару следует начать с изучения рекомендуемой литературы.

Вначале следует указать, что данное направление актуально именно в наше время – на рубеже XX – XXI веков, хотя появилось значительно раньше, многие теории были предложены ещё основоположниками и дошли до наших дней. Укажите, почему так произошло, какие причины повлияли на непризнание школы в момент появления и почему на сегодня идеи этой школы вписываются в современную жизнь.

В первом вопросе сначала необходимо дать общую характеристику институционализма, его особенностей. Затем перейти к анализу особенностей предмета и метода институционализма. Движущая сила экономики – материальные, а также духовные, моральные, правовые и другие факторы. Объекты исследования – институты. Особенности методологии институционализма – историзм, учет факторов социальной среды. Черты методологии – неудовлетворенность высоким уровнем абстракции, стремление к интеграции экономической теории с другими общественными науками, призыв к детальным количественным исследованиям. Антимонопольная направленность институционализма. Институт, как первичный элемент движущей силы общества в экономике и вне её.

При рассмотрении второго вопроса следует экономическое учение Т.Веблена. Предмет изучения – институты – государство, семья, предпринимательство, монополии, частная собственность, профсоюзы, религия, нравы и т.д. Особенности методологии Т.Веблена – использование теории эволюции природы Ч.Дарвина, историческая оценка развития «институтов» общества. «Эффект Веблена» – поведение богатых людей при изменении цен – отклонение от закона спроса. Концепция реформ – эволюция общества, борьба между бизнесменами и инженерами; ускорение научно-технического прогресса и возрастание роли инженерно-технической интеллигенции. Установление «нового порядка».

В ходе подготовки третьего вопроса необходимо рассмотреть экономическое учение У.Митчелла. Основные труды У.Митчелла. Необходимость взаимосвязи экономических проблем с неэкономическими. Сбор статистических данных. Концепция реформ – концепция бескризисного цикла посредством различных вариантов государственного вмешательства в экономику. Основание Национального бюро экономических исследований. Развитие эконометрики. Расчет длительности «малых» и «больших» циклов. Необходимость создания специального государственного планирующего органа. Рекомендательный характер планирования.

Тема 11. Методические рекомендации:

Подготовку к семинару следует начать с изучения рекомендуемой литературы.

Вначале исследования следует описать основные явления, происходящие в мировой экономике в 30-х гг. XX в., изучить те причины, которые привели к мощнейшему экономическому кризису, получившему название «Великая депрессия». Затем нужно обосновать, как главенствующая на тот момент классическая школа предлагала выходить из кризиса и почему её предложения не имели эффекта. После этого нужно перейти непосредственно к исследованию положений кейнсианской теории.

В первом вопросе нужно указать, в каких моментах Дж.М.Кейнс критиковал положения классиков, доказывал их необоснованность и неприменимость в современности. Рассмотрите особенности методологии Дж.М.Кейнса. Охарактеризуйте основные положения «Общей теории занятости, процента и денег» – система рыночных экономических отношений не является саморегулируемой и совершенной; максимально возможную занятость и экономический рост может обеспечить только активное государственно вмешательство государства в экономику. Предпочтение макроэкономического анализа микроэкономическому анализу. Необходимость недопущения с помощью государства урезания заработной платы как основного условия ликвидации безработицы. Потребление ввиду психологически обусловленной склонности человека к сбережению растет гораздо медленнее доходов.

В ходе подготовки второго вопроса необходимо рассмотреть концепцию «эффективного спроса» – потенциально возможный и стимулируемый государством спрос. Обоснование «психологического закона» – психология общества такова, что с ростом совокупного реального дохода увеличивается и совокупное потребление, однако не в той же мере, в какой растет доход. Психологическая склонность человека сберегать определенную часть дохода сдерживает увеличение дохода из-за сокращения объема капиталовложений, от которых зависит перманентное получение дохода.

Затем в третьем вопросе рассмотрите те инструменты регулирования, которые предложил Дж.М.Кейнс, объясните, почему они оказались эффективными и смогли вывести экономики многих стран из этого затянувшегося кризиса. Покажите, что теория Дж.М.Кейнса произвела революцию в экономической мысли, впервые повернув исследования экономистов с микроэкономических позиций на макроэкономические. Также именно Дж.М.Кейнс впервые стал изучать влияние государства на экономику, досконально изучив положения в этом вопросе ещё меркантилистов. Рассмотрите меры государственного регулирования экономики, предложенные Дж.М.Кейнсом.

 

Тема 12. Методические рекомендации:

Подготовку к семинару следует начать с изучения рекомендуемой литературы.

Вначале исследования следует описатьто наследие, которое осталось в истории экономической мысли после Дж.М.Кейнса. Нужно рассмотреть экономические взгляды его последователей, во-первых, после второй мировой войны, во-вторых, на современном этапе развития общества. Причем надо показать, как некоторые экономисты пытаются синтезировать кейнсианские и классические теории.

Первый вопрос следует посвятить характеристике неокейнсианства. Опишите особенности неокейнсианства в США – экономическое учение Э.Хансена: необходимость увеличения доходов с населения; увеличение государственных займов; выпуск денег для покрытия расходов бюджета. Замена метода перманентного регулирования и направления частных и государственных инвестиций на метод маневрирования государственными расходами в зависимости от экономической конъюнктуры. Проанализируйте теории экономического роста Е.Домара и Р.Харрода – целесообразность постоянного темпа экономического роста, при котором достижимы полное использование производственных мощностей и трудовых ресурсов; необходимость для этого активного государственного регулирования. Сравните современные оценки идей неокейнсианства.

Готовясь ко второму вопросу, дайте общуюхарактеристику посткейнсианства. Опишите экономическое учение Дж.Робинсон. Теория несовершенной конкуренции - влияние на цены производителя благодаря своему исключительному положению на рынке из-за «входных барьеров». Неэластичность спроса в условиях несовершенной конкуренции. Новые формы конкуренции. Ценовая дискриминация. Теория накопления. Затем рассмотрите экономическое учение Н.Калдора – анализ вмешательства государства в экономику; изменения, вносимые в экономику научно-техническим прогрессом. Далее проанализируйте экономические теории П.Сраффы – объединение концепции «эффективного спроса» Дж.М.Кейнса и теории стоимости Д.Рикардо. Анализ равновесия рынка. Теория стоимости и ценообразования. В заключении вопроса опишите экономическое учение Р.Кана – введение в экономическую теорию понятие мультипликатора, исследование влияние роста инвестиций на занятость.

 

Тема 13. Методические рекомендации:

Подготовку к семинару следует начать с изучения рекомендуемой литературы.

В ходе подготовки первого вопроса необходимо охарактеризовать основные труды Дж.Гэлбрейта. Предмет изучения Дж.Гэлбрейта – «техноструктура» общества (ученые, конструкторы, специалисты по технологии и т.п.). Рассмотрите цель техноструктуры. Деление потребностей на биологические и психологические. Преимущества и недостатки господства техноструктуры. Необходимость социального контроля над экономикой со стороны государства. Формирование двух систем в обществе - рыночная система мелких хозяйств и планирующая система крупных корпораций во взаимодействии с государством.

Второй вопрос следует посвятить анализу экономических взглядов У.Ростоу, Д.Белла, О.Тоффлера. Причем нужно указать на отличительные особенности их учений, на их применимость в современности, их недостатках. Охарактеризуйте понятия Д.Белла о проблемах постиндустриального общества – движение от промышленной экономики к экономике с преобладанием сферы услуг; переход экономической власти от собственников к носителям знаний. Рассмотрите теорию третьей волны Э.Тоффлера – аграрная революция, промышленная революция, технологическая революция. Возникновение нового информационного общества.

В третьем вопросе рассмотрите особенности институционализма во Франции – экономическое учение Ф.Перру. Теория экономического доминирования – отношения господства и подчинения между хозяйственными субъектами, между отраслями, между государствами. Причины данного неравноправия. Концепция государственного планирования – целью является гармоничный экономический рост.

 

Тема 14. Методические рекомендации:

Подготовку к семинару следует начать с изучения рекомендуемой литературы. В данной теме рассматривается экономическая мысль современности.

В первом вопросе надо остановиться на одном из направлений неолиберализма. Следует акцентировать внимание на том, что современные классики уже не отвергают роли государства в экономике и предлагают строить социальное рыночное хозяйство. Они разрабатывают и предлагают свои принципы экономической политики. Охарактеризуйте основы неолиберализма – идея приоритета условий для неограниченной свободной конкуренции благодаря определенному пассивному вмешательству государства. Опишите центры неолиберализма в Германии – Фрайбургская школа; в США – Чикагская школа; в Англии – Лондонская школа.

При рассмотрении второго вопроса рассмотрите экономическое учение Л.Мизеса. Основные труды Л.Мизеса. Учение о социализме. Основы цивилизации. Социализм исключает возможность экономического расчета. Учение о человеческой деятельности – экономическая деятельность рассматривается с с философских, психологических позиций. Затем проанализируйте экономическое учение Ф.Хайека. Предмет изучения – исследование рынка. Связь проблем свободного рыночного хозяйства с проблемами политической свободы. Влияние на экономические процессы информации. Отрицание государственной монополии на эмиссию денег.

В третьем вопросе вы должны рассмотреть экономическое учение В.Ойкена. Основные труды В.Ойкена. Типы экономических систем по В.Ойкену – меновая экономика и централизованно управляемая экономика. Затем опишите теоретические основы, цели, принципы экономической политики, предложенные В.Ойкеном.

Четвертый вопрос посвятите характеристике экономической политике канцлера Германии в послевоенный период Людвига Эрхарда. Принципы и механизмы политики государства в области экономики Эрхарда вывели экономику Германии из послевоенной разрухи, кризиса и до настоящего времени являются «настольным учебником» для многих стран, находящихся на стадии развития.

 

Тема 15. Методические рекомендации:

Подготовку к семинару следует начать с изучения рекомендуемой литературы.

Первый вопрос посвящен изучению еще одного современного направления классической школы – монетаризма. При изучении данного вопроса также следует уделить больше внимание именно практической стороне предложенных теорий. Ведь именно механизмы, предложенные монетаристами в свое время, были использованы в некоторых странах (например, в Англии М. Тэтчер) и помогли существенно снизить инфляцию. Опишите теоретические истоки и методология современного монетаризма. Исследования М.Фридмена. Анализ монетаристами кривой Филлипса – одновременный рост инфляции и безработицы. Охарактеризуйте попытки М.Фридмена возродить приоритетное значение денег, денежной массы и денежного обращения в экономических процессах. Концепция «естественной нормы безработицы».

Готовясь ко второму вопросу, постарайтесь охарактеризовать экономическое учение А.Лаффера. Основание теории предложения. Необходимость вмешательства государства с помощью налоговой политики для устранения препятствий на пути расширения предложения товаров, возможность ликвидации бюджетного дефицита. Кривая Лаффера. Отрицание инфляционных методов стимулирования производства, отстаивают налоговые методы.

В третьем вопросе предлагается изучить теорию рациональных ожиданий, её разработчиков, её преимущества и недостатки. Также следует указать, что экономисты данной теории вновь доказывают негативность вмешательства государства в экономику, покажите по каким причинам и что предлагается ими взамен государственного регулирования. Рассмотрите новую классическую школу или школу рациональных ожиданий. Проанализируйте экономическое учение Р. Лукаса, Т. Сарджента, Э. Прескотта. Основополагающие положения теории рациональных ожиданий. Критика представителями теории рациональных ожиданий государственного вмешательства в экономику. Основные положения против теории рациональных ожиданий.

 

Тема 16. Методические рекомендации:

Подготовку к семинару следует начать с изучения рекомендуемой литературы.

В ходе подготовки первого вопроса необходимо рассмотреть методологические особенности и внутреннюю структуру новой институциональной теории. При этом следует дать обоснование этим особенностям применительно к современному этапу развития общества.

По второму вопросу сначала рассмотрите теорию трансакционных издержек Р.Коуза – издержки по передаче прав собственности. Затем охарактеризуйте теорию прав собственности Р.Коуза – поведенческие отношения между людьми. Опишите теорему Коуза – условия эффективного распределения ресурсов.

В третьем вопросе вы должны рассмотреть теорию экономичесикх организаций. Изучите отличительные признаки фирмы – отношения найма (Ф.Найт). Рассмотрите факторы выбора организационной формы и размеров фирмы – экономии трансакционных издержек (Р.Коуз); преимущества кооперации (А. Алчиан и Г. Демсец). Фирма, как «сеть контрактов» (У.Меклинг и М.Дженсен). обеспечение фирмой более надежной защиты специфических ресурсов от «вымогательства» (О.Уильямсон). Затем опишите сквозные характеристики, определяющие сущность фирмы.

При рассмотрении четвертого вопроса следует изучить экономику права (Р.Коуз, Г.Беккер) – экономический подход к анализу поведения людей, преступающих закон. Необходимость создания условий, при которых не совершение преступления становится экономически выгодным – сравниваются выгоды от преступления и наказание за него. Эффективность правоохранительной деятельности – это минимизация совокупных издержек общества от преступности.

В пятом вопросе следует дать описание теории общественного выбора (Блэк, Дж.Бьюкеннен). Рассмотрение общественной системы, как договорной. Стадии функционирования договорной системы. Обеспечение государством граждан общества благами. Выбор экономическими субъектами «правил игры». Аналогия политического и экономических рынков.

Методические рекомендации и указания типовым расчетам, выполнению расчетно-графических, лабораторных работ, курсовых проектов (работ) не предусмотрены учебным планом;

 

Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя

 

Задания для СРСП прежде всего охватывают те вопросы, которые не включены в планы семинарских занятий. Поэтому задания, предлагаемые на СРСП, дополняют, углубляют и закрепляют знания, полученные в ходе СРС. В ходе СРСП студенты могут выяснить у преподавателя вопросы, которые возникли у них в процессе подготовки к семинарским занятиям.

СРСП студенты должны приносит собой все возможные учебники, учебно-методические разработки и другие материалы. Наиболее подготовленные студенты, которые в состоянии выполнять задания самостоятельно могут не посещать СРСП, но задания обязательно должны сдать преподавателю для проверки. Для выполнения заданий СРСП желательно завести отдельную тетрадь. Выполнение заданий СРСП поможет студентам лучше подготовится к семинарским занятиям и лекциям.

Форма проведения СРСП:

1. консультации преподавателя;

2. самостоятельное выполнение задания;

3. составление схем и таблиц;

4. решение задач;

5. составление словаря.

Тема 1. Предмет и метод курса «История экономических учений.

Задания:

Обсуждение вопросов, которые возникли в ходе подготовки задания СРС.

Постройте опорную таблицу «Современные направления экономической мысли и их классификация».

Методические рекомендации по выполнению заданий:

Для выполнения заданий следует воспользоваться лекционным материалом и рекомендуемой литературой.

Литература: 1 - 24 (см. п. 5)

Тема 2. Меркантилизм – научная школа экономической теории.

Задания:

Обсуждение вопросов, которые возникли в ходе подготовки задания СРС.

Заполните таблицу «Сравнительный анализ раннего и позднего меркантилизма» по следующим позициям: уровень внешней торговли, рекомендуемые пути достижения активного торгового баланса, позиции в области теории денег.

Напишите краткое научное эссе «Особенности меркантилизма в Англии и во Франции» (сопоставительный анализ).

Напишите краткое научное эссе «Достижения и недостатки меркантилизма».

Методические рекомендации по выполнению заданий:

Для выполнения заданий следует воспользоваться лекционным материалом и рекомендуемой литературой.

Литература: 1 - 24 (см. п. 5)






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных