Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Практикум по психологическому айкидо 26 страница




Вы меня простите, но я всегда со скепсисом относилась к подобного рода литературе. Для меня литература научно-познавательная только та, которая одобрена Мин. образования

РФ. (И правильно Л. делает. Это раньше Фрейду долго не присваивали звание профессора, Гегеля так и не приняли в академию. Шопенгауэра признали после его смерти и то не все. Сейчас времена изменились. Наше Министерство Образования всегда поступает по справедливости. — М. Л.)

В общем, у меня к Вам очень много вопросов. Вы же понимаете, что такие передряги не сказываются положительно на наших отношениях, да и на моем здоровье тоже. Я не хочу никого винить в наших неудачах, но это уже не первый раз. (Вот это правильно. — М. Л.) Как только у него случается карьерный кризис, сразу я становлюсь виноватой в том, что у меня есть квартира, машина, диплом и работа; я тиран, заставляю его жить по указке, даже то, что я прошу помогать мне по дому — это зло, я деспотирую над ним, ломаю его личность.

Вот Вы пишете, что бытом своим нельзя поглощаться, а элементарные правила гигиены тоже туда входят? А ведь он понял это именно так! (Ноя-то здесь при чем? — М. Л.)

Я, конечно, понимаю, Вы — человек занятой, но Вы и Ваши труды внесли в мою жизнь негативные изменения, и я хочу пообщаться с Вами, выяснить для себя и него как можно больше.

Помогите, пожалуйста, разобраться с этим «снежным комом», я вполне справлюсь с решением этих проблем, но мне нужна Ваша помощь в качестве кризисного менеджера.

Надеюсь на скорый ответ.

Сувалсением, Лариса.

 

г. Чебоксары

Конечно, я сразу же ей ответил. Вот мой ответ. "Jj" Уважаемая Лариса!

КаЗЫ понимаю, что Вам сейчас не очень хорошо. Но мне труд1' но себе представить, чтобы книга могла бы произвести столь глубокое влияние на вполне благополучного человека. Легкий ветер не может повалить здоровое дерево. Вы сами пи-

 

Сканирование и создание e-book 2007Alex Fritzler

шете, что и раньше было не все гладко. Я думаю, что книга здесь могла быть только поводом.

Жаль, что у Вас негативное отношение ко мне и ироничное к моим книгам. Тем не менее мне очень хочется помочь Вам. Более того я уверен, что смогу Вам помочь, хотя не скрою, что это трудно сделать из-за Вашего отношения ко мне. Я знаю, что оправдания могут вызвать только взрыв негодования, а расхваливания самого себя — раздражение. А обвинять мне себя какбудто не в чем. Еедь не обвиняем мы Христа за крестовые походы, ислам — за терроризм и машины — за то, что они давят людей. Не машины давят, а неопытные водители. Злости у меня к Вам нет. Более того, я благодарю Вас за искренность. У меня были случаи, когда мое знакомство с человеком начиналось с его нападок на меня и на мои идеи, а заканчивалось добрыми взаимоотношениями и теплой дружбой и принятием нашей системы психологической помощи. Уверен, что Вы человек объективный, и после наших контактов мнение Ваше обо всем изменится. Может быть, Вы мне позвоните по телефону. Было бы неплохо, если бы перед звонком Вы хотя бы немного почитали мою книгу «Если хочешь быть счастливым». Хоть там и нет грифов МЗ и МО РФ, но это популярный вариант моих диссертаций, монографий и учебников, которые прошли все необходимые экспертизы. Буду благодарен вам за замечания, которые я всегда учитываю.

Она мне так и не позвонила.

А теперь несколько слов психотерапевтам и тем, кто овладевает системой психологического айкидо. Конечно, можно было бы ее отчитать за неверный выбор партнера, что свидетельствует о ее психологической незрелости и незнании законов общения. Можно было бы проехаться по тому, что ей неизвестны основы логики и философии: «После этого еще не значит вследствие этого». Можно было бы обратить ее внимание, что и раньше у них были конфликты, можно было бы указать еще на многие противоречия, то есть не оставить «камня на камне». Вот одно из них. Разве можно обращаться за помощью к человеку, которого предварительно оскорбляешь, как можешь, и отрицаешь все его достижения. Дело в том, что нас наши подопечные могут бить сколько угодно. Мы же имеем право только уворачиваться от ударов. Поэтому, может быть, и не стоит овладевать этой системой. Более того, я и стараюсь, чтобы садисты не посещали наши занятия. Эта же философия характерна для всех восточных единоборств. Но и их используют в агрессивных целях. Кстати, все ремарки я ей не отослал. Если нам случится встретиться, я уверен, что быстро найдем общий язык, ибо стратегически она признает, что не хочет никого обвинять в своих неудачах, но пока не получается.

На этом закончим с неприятностями.

 

Глава 12 ВЕРА

 

ВВЕДЕНИЕ

Этой главой я хочу закончить свою книгу. У нас в стране свобода совести. У тебя есть возможность верить в любого Бога или совсем ни во что не верить. Но неверие — это тоже вера. Вера нам необходима. Без веры человек не имеет ориентиров, и его деятельность не может быть организована. Жизнь без веры бессмысленна, говорил Фромм и был прав. Жизнь без веры, без жизненных ориентиров, без цели, без системы ценностей превращается в сплошную тревогу. Приходится обдумывать каждое движение, каждый шаг, каждое самое незначительное изменение в ситуации: Происходит дезавтома-тизация. Человек заболевает. И болезнь становится смыслом жизни. Или начинает пить, и алкоголь организует его жизнь. Или пристраивается к кому-то, который хоть во что-то, но верит. К сожалению, тогда он начинает жить его жизнью. Вот только вопрос, кому верить, и во что верить, и после чего верить. А так как каждый из нас сознан в одном экземпляре, то только такая вера поможет нам жить, которая соответствует нашему устройству. Вот я и хотел помочь вам, дорогой мой читатель, выработать свою веру, которая подходит только вам. Вера — это становой хребет нашей жизни. А на чужом хребте в рай не въедешь.

Если сравнить человека с деревом, то корнями можно считать его систему отношений. Идеальный корень — если человек хорошего мнения о себе (Я+), видит достоинства своих близких (ВЫ+), готов на новые контакты (ОНИ+) и получает удовольствие и радость от самого процесса труда (ТРУД+). Тогда веру можно представить себе в виде ствола. Если ствол не стойкий, то плоды могут завалить дерево. Одна из моих подопечных выяснила, почему ей так плохо только после того, как нарисовала себя в виде дерева. И выяснилось, что у нее очень слабая вера в себя, людей, удачу. И хотя плодов у нее было много, но с каждым новым достижением ей становилось все хуже и хуже. Мы стали укреплять ее веру.

Необходимость веры я сам не только понял, но и прочувствовал после одного случая. Еще раз его повторю. Ведь не роман я пишу, а учебное пособие. Один из моих толковых подопечных А., 31 года, с моей помощью устраивался на работу. Ранее используя навыки общения, он благополучно ре шил свои проблемы, связанные с неурядицами в семье. Находясь в состоянии эмоциональной неустойчивости, он несколько легкомысленно написал заявление об увольнении с очень неплохой работы, где его ценили и увольнять не хотели. Он решил восстановиться на этой работе. Используя технику профилактической амортизации, мы составили письмо его будущему начальнику, привлекательной молодой женщине, которая ему явно симпатизировала, и тут же (помню, это был четверг) отправили его по электронной почте. Но он закрутился и вскрыл почту только в среду. Ответ ему был написан в четверг. Он был очень теплым и завершался приглашением на корпоративный уик-энд, который проходил с пятницы вечера по воскресенье на одной из баз отдыха предприятия. В конце письма было указано, что, возможно, удастся решить его вопрос в неформальной обстановке, так как там будут все первые лица. Но... нужно было бы открыть почту хотя бы в пятницу. Я спросил его, почему он этого не сделал. Ответ был такой. «Не очень.я верил во все эти письма и послал только для того, чтобы вы меня не ругали за то, что я не выполняю наших договоренностей». И вот тут я прочувствовал роль веры. Если бы юн верил в нашу систему, он тогда открыл гораздо раньше почту, и проблема трудоустройства была бы решена тут же. А так мы ее решили только месяца через два. Правда, научились разрабатывать новые психологические комбинации.

Вернемся к вере. Так вот тогда, когда человек верит, то вера помогает ему принимать решения, делает его спокойным, а деятельность целенаправленной. Я понял также, почему у многих моих учеников не все получалось, как им хотелось. Они использовали систему, когда им было очень плохо, но они не уверовали в нее. И как только им становилось лучше, они сразу же возвращались к прежнему стилю поведения. Все начиналось сначала. Они опять возвращались и обращались за помощью и говорили, что система не работает. Я им опять помогал и показывал, что дело не в системе, а в том, что они переставали ею пользоваться. Те, кто уже уверовал в систему, когда вновь обращались за помощью, всегда спрашивали, где они ошиблись. При таком подходе иногда выяснялось, что в системе есть некоторые слабости, и мы вместе ее усовершенствовали. Те, у кого веры не было, утверждали, что я говорю ерунду. Ерунду так ерунду. Я с ними не спорил. Так велит система. Амортизируй с теми, кто отстаивает свою позицию, а не пытается усвоить что-то новое. Экономятся и время, и силы, и энергия.

Я убежден, что все самое ценное в этом мире сделано верующими людьми. Все изобретения л открытия сделаны ими. Я думаю, что если бы не было верующих людей, то не было бы ни великих географических открытий, ни машин, ни самолетов, ни сотовых телефонов, ни телевизоров, ни вообще ничего, ни одного блага цивилизации. Но не только в Бога верили первооткрыватели. Верили они в себя, в свое мышление, в свои силы, в людей тоже верили. Вера помогала переносить им неудачи, ибо они отказывались признать, что они не правы. Они утверждали, что просто чего-то недодумывали. И, в конце концов, додумывали. Все говорило им, что вокруг плохие люди, но они верили, что люди хорошие. И находили себе помощников, а не только преследователей.

Мои учителя (я имею в виду нентолько учителей, у которых учился непосредственно, но и тех, труды которых повлияли на мое мировоззрение, на мою веру, на мою систему ценностей, — это Фрейд, Фромм, Юнг, Хорни, Франкл, Бек, Ницше, Шопенгауэр и многие другие, которых я упоминал в этой книге) в традиционного Бога не верили, но были глубоко верующими людьми. Они верили в свое дело, в человека. Вера помогала выдержать отвержение сверстников, непризнание властей и всевозможные подлости и интриги в их адрес.

Вот о вере я сейчас и хочу поговорить. Когда у человека нет веры, он не сможет сделать ничего ценного. Он будет всю жизнь ориентироваться на кого-то, идти за кем-то, потеряв себя.

 

ВЕРА В СВЕРХСМЫСЛ

Вот Франкл предлагает верить в сверхсмысл. Он считает, что есть какой-то сверхсмысл, и в этом он чем-то напоминает верующего в Бога. Он считает, что мы никогда не поймем сверхсмысла, как ветвь не поймет смысла дерева. Однако вера в сверхсмысл имеет огромное психотерапевтическое и психогигиеническое значение. Такая вера делает человека более жизнеспособным. Для такой веры нет ничего бессмысленного. Когда она имеется, человек понимает, что ни одна драма внутренней жизни не проходит впустую, даже если она проходит в тайне. Вера в сверхсмысл и книги позволяет писать.

«Роман», прожитый каждым индивидом, остается более грандиозным произведением, чем любое из произведений, когда-либо написанных на бумаге». Прочтите еще раз эту фразу и проникнитесь той любовью к отдельно взятому человеку, которую испытывал В.Франкл! Эту мысль я хотел проиллюстрировать всей этой книгой. Вот почему письма своих читателей я почти не редактировал. Конечно, после обработки они, может быть, и становились бы лучше, но дыхание жизни ушло бы. Исчез бы аромат. Я верю, что кому-то, хотя бы-одному, это будет полезно.

Так вот, тот человек, который верит в сверхсмысл, осознает, что содержание его жизни охраняется и оберегается. Тогда получается, что прошедшее — тоже вид бытия и, может быть, самый надежный. Это своего рода склад, из которого уже ничего не пропадет. Спасти возможность можно только путем ее реализации, ибо в прошлом реализованная возможность хранится навсегда и в безопасности. Факел сгорел. Его уже нет. Но сам факт горения уничтожить невозможно.

Для себя я веру в сверхсмысл сформулировал таким образом: «Раз я уже появился на свет, то все это не просто так. В этом есть какой-то не понятный мне смысл. Разгадать я его, может быть, и не смогу, но что-то в этой жизни сделать мне следует и уходить из нее добровольно я не имею права, даже, если мне очень плохо».

Вопросы веры меня глубоко волновали и как человека, и как психотерапевта. Я, как мог, изучал эту проблему и понял, что вера не только организует мою жизнь, но и объединяет меня с другими людьми, ибо спасает от чувства одиночества и объединяет с другими людьми.

 

ОДИНОЧЕСТВО И ВЕРА

Чувство одиночества является обязательным симптомом невроза, хотя и не всегда осознаваемым, но всегда дающим тяжелые последствия.

Человек — единственное в мире существо, которое осознает, что оно не по своей воле появилось на этот свет и не по своей воле умрет. Отсюда по мере развития человечества и развития жизни человека страх смерти, осознанный или неосознанный, является постоянным спутником человека. Страх смерти является источником, из которого черпают энергию остальные отрицательные эмоции. В связи с обсуждаемым вопросом, здесь я хотел бы поговорить о чувстве одиночества. Чем выше развитие человечества и человека, тем мучительней может быть чувство одиночества.

На первых этапах развития человечества человек начал понимать, что он не такой, как неживая природа. Произошло отчуждение от неживой природы. И богами стали неодушевленные предметы. Так в некоторых верованиях богами были то солнце, то луна, то горы, то ветры. Это был этап анимизма, который воссоединял человека с неживой природой и успокаивал его.

Затем человек стал понимать, что он не такой, как другие животные. Тотемизм разрешил эту проблему, и богами стали животные. Это объединяло и успокаивало. Так в Египте был богом бык Апис. Остатки тотемизма видны в верованиях Древней Греции. Например, многие боги на отдельных этапах превращались в животных. Особенно часто это делал Зевс.

Когда человек стал понимать, что он не такой, как другие люди, когда появились Я, ВЫ и ОНИ, то и произошло отчуждение его от других людей. Одним источником тревоги стало больше. Язычество разрешило эту проблему, и тогда богами стали люди. Это объединяло и успокаивало. В наиболее развитой и увлекательной форме язычество проявилось в древнегреческой культуре и мифологии, которая до сих пор является богатым духовным источником и для нашего времени. Недаром один из римских императоров Марк Аврелий любил повторять, что все идеи появились в Древней Греции. По-видимому, людей с выдающимися качествами было не так много, и считалось, что те, кто ими обладает, пользуются покровительством богов или ведут от них свое происхождение. Уже не так обидно. Против бога не попрешь. Эти герои, как правило, полубоги-полулюди. Смертны как люди и могущественны как боги (Ахилл, Персей, Геракл и др.).

При дальнейшем развитии цивилизации в процессе воспитания усложнялась структура личности, духовная жизнь человека. Мощь интеллекта и духа далеко превосходили возможности смертного тела. Возникло отчуждение человека от самого себя. В одном месте сошлись смертное тело и бессмертный дух. Появление монотеистических религий и, в частности, иудаизма и его основных ветвей: христианства и ислама, решало и эту проблему. «Я — Господь, Бог твой... Не делай себе кумира... Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно...» Уже эти три заповеди указывали, что все мы сотворены по единому Закону Божьему, на который и следует равняться, а не творить себе кумиров и авторитетов, которые являлись бы образцами поведения. А третья заповедь призывает заниматься своими делами, не произнося напрасно имени Бога. Это объединяло и успокаивало. На Востоке такой религией стал буддизм.

Религия тесно связана с нашим обществом, со всеми его институтами и личностью каждого человека. На большую психотерапевтическую роль религии указывал В.Франкл, который подметил, что у верующих неврозы встречаются реже. Верующий человек действительно-меньше испытывает чувство одиночества. С ним всегда Бог. Кроме того, верующий не так боится смерти, как атеист, ибо любая религия в своей основе убеждает человека в бессмертии, если не тела, так души. Поэтому в каждой религии центральной идеей является идея загробной жизни, и по мере движения религиозных учений от анимизма к монотеизму условия в загробной жизни улучшаются. Так, Ахилл у древних греков, попав в царство мертвых, утверждал, что лучше быть последним поденщиком среди живых, чем царем у мертвых. У христиан условия жизни в загробном мире изменились. Тот, кто грешил и наслаждался, попадал в Ад и страдал, тот, кто вел праведную жизнь и страдал, тот попадал в Рай. Наслаждающиеся как-то не очень на все эти вещи обращали внимание и продолжали грешить, страдающие находили в этом утешение. Таким об- | разом, священнослужитель верующему заменял психотерапевта. Особенно защищены от страха смерти последователи восточных верований, согласно которым душа бессмертна, j Просто она теряет «толстое тело», а «тонкое» попадает в выс- ] шие сферы, где очищается и во втором рождении уже в мир J приходит в виде человека, иногда другого пола. Существуют i таблицы, по которым можно определить, когда и кем ты был J в прошлой жизни, кем будешь в будущей. Это во многом J зависит и от тебя, как ты будешь вести себя в этой жизни, i Если будешь вести себя праведно, то в следующем рождении [ можешь подняться на более высокий уровень, да и само рож- i дение может наступить раньше. По этим верованиям счита- t ется, что все люди объединены космической связью. В науке эта связь называется транцедентальной. В этом что-то есть. I Ведь действительно мы созданы по одним и тем же законам. В нас всех действительно много общего. Различия связаны с i обычаями, ритуалами, конкретными условиями жизни. Пред- I ставители этих учений предлагают и конкретную технику — I трасцедентальную медитацию. Если все люди будут в одно и I то же время медитировать, или хотя бы несколько процен- ]

тов, то их энергия подействует на всех остальных, и в мире установятся спокойствие и порядок. Как бы мне хотелось во все это поверить!

Действительно, практически во всех религиозных учениях заложены психотерапевтические идеи. Я даже сказал бы, что религиозные учения в основном предназначены снять то напряжение, ту тревогу, которая возникает у человека по мере проникновения его в тайны мира и самого себя, тот страх смерти, одной из масок которого является чувство одиночества.

Так во что же верить?

 

ВЕРА В НАУКУ

Фрейд предлагал верить в науку и разум. Вот его рассуждения.

«Мы прежде всего не рациональные создания, а животные, влекомые могущественными эмоциональными силами, действующими подчас бессознательно, интеллект — это только оружие, которым мы располагаем, чтобы расстаться с иллюзиями». Наиболее поразительными чертами самого 3. Фрейда были его страсть к истине и бескомпромиссная вера в разум. Предоставляю ему слово.

«Она [иллюзия] имеет сходство с бредом, но она не находится в таком противоречии с действительностью, как бред. Девушка-мещанка может предаться иллюзии, что на ней женится принц.

Вера — это тоже иллюзия, где присутствует исполнение желания. Множество людей находит свое единственное утешение, лишь с ее помощью они могут выносить жизнь.

У верующего веры не отнимешь ни доказательствами, ни запретами. Кто десятилетиями принимал снотворное, не может спать, если лишить его этого средства. Некоторые утверждают, что человек не может обходиться без утешения религиозной иллюзией, что без нее он не вынес бы тягот жизни, жестокой действительности. Да, не вынес бы человек, которому с детства вливали этот сладкий или сладко-горький яд

Ну а другой, кто получил трезвое воспитание, но не страдает неврозом, не нуждается в интоксикации, невроз заглушающей. Отказавшись от религии, он должен войти во «враждебную жизнь». Но инфантилизм надо преодолеть. Не может же человек вечно оставаться ребенком! Единственное средство — это воспитание в реальности.

Не надо бояться, что ребенок не выдержит столь трудного воспитания. Позвольте нам все-таки надеяться.

Что-нибудь да значит, когда знаешь, что рассчитывать приходится на одни лишь собственные силы. Тогда научишься их правильно применять. А что касается великих необходи-мостей судьбы, которых избежать невозможно, он научится переносить их с покорностью. Когда человек перестанет ожидать от мира чего-то потустороннего и сосредоточит все освободившиеся силы на земной жизни, тогда человек достигнет того, что жизнь станет выносимой и культура не будет никого подавлять.

И уступаем ангелам и воробьям.

Мы наши небеса.

Многие учения, применявшиеся... с целью воспитания нередко ставили преграды мышлению более зрелых лет, как и религия.

Мы можем сколько угодно подчеркивать бессилие интеллекта по сравнению с властью человеческих первичных позывов. Однако этой слабости присуща некоторая особенность. Голос интеллекта тих, но он не успокаивается до тех пор, пока его не услышат. В конце концов после бесчисленных отпоров слушатели находятся.

Наш бог, Разум, может быть, не очень всемогущ, и в состоянии исполнить лишь малую часть того, что обещали его предшественники. Если мы это поймем, то примем его с покорностью. Интереса к миру и жизни мы не потеряем, так как интеллект — это надежная точка опоры.

Вера в науку не иллюзия, так как наука может нам кое-что дать. Иллюзией было бы верить, что мы откуда-то могли бы получить то, что наука нам дать не может.

Если бы не будем умерщвлять своих желаний, то наше «Я», использующее интеллект, найдет безопасный путь для их удовлетворения».

Прочтите этот отрывок несколько раз и вдумайтесь.

Вот и я верю в науку. Религия на определенном этапе объединяла лишь небольшие группы людей. Да и сами религиозные деятели не могут договориться друг с другом. Иудаизм раскололся на три религии. Христианство раскололось на православное и католическое. Но и у православных, и у католиков нет единения. Я не называю еще огромного количества направлений и сект. Расхождения, и довольно основательные имеются и у исповедующих ислам и у буддистов.

А вот наука другое дело.

Наука открывает и описывает законы природы и общества, опираясь на факты, тогда как религия требует слепой веры. Данные науки постоянно уточняются под влиянием новых методов. Религиозные догмы не меняются тысячелетиями. Правила, выработанные наукой, постоянно меняются, когда появляются новые факты. Добросовестные ученые, высказывая те или иные положения, указывают на слабые места своих теорий и готовы прислушаться к конструктивной критике. Религия требует слепого подчинения своим догмам.

Скажите, пожалуйста, что будет с рукой, если ее опустить в кипящую воду?

Отвечаю за вас, мой дорогой читатель, — ожог. А сила ожога зависит не от пола, образования, вероисповедания, национальности, возраста, расы, должности, а от того, сколько времени пробудет рука в кипящей воде. Вот тут, когда я говорю это на своих лекциях, я слышу возгласы типа: «А как же йоги, колдуны, биоэнергетики, шаманы и прочее?». Я на это отвечаютак. Дайте мне руку этого йога, колдуна, биоэнергетика, шамана и пр.... А я сам вскипячу воду и помещу эту руку в эту кипящую воду. И если онд пробудет достаточно долго, то с ней будет то же, что и с любым мясом, которое мы готовим себе для еды. По роду своей деятельности мне приходилось участвовать во многих проверках необьгчныл способностей некоторых людей. Все эти явления или были аферой, или заблуждением, или имели вполне научное объяснение.

К сожалению, вера в потустороннее иногда захватывает и научные круги. Лет 12 назад я присутствовал на научной конференции, центральной темой которой была православная психотерапия алкоголизма. Я не выдержал и выступил. В своем выступлении я напомнил столь квалифицированному собранию ученых, что алкоголизм — это болезнь, которая подчиняется биологическим закономерностям и протекает одинаково и у католика, и у исповедующего ислам, и у иудея, и даже у буддиста. И методы лечения подойдут всем людям независимо от вероисповедания. И исход нелеченого алкоголизма у всех людей вне зависимости от пола, образования, вероисповедания, национальности, возраста, расы, должности будет один и тот же — слабоумие и деградация личности. Мы уже пережили период, когда у нас были марксистско-ленинская философия и мичуринская биология. Сейчас часто говорят о мужской логике и женской. Нет ничего этого. Кстати, это направление в лечении алкоголизма уже давно заглохло. Но я знаю священнослужителей, которые помогают алкоголикам. Но все их действия полностью соответствуют требованиям научного лечения алкоголизма. В некоторых монастырях очень хорошо организована трудотерапия, которая является самым эффективным методом. При этом не имеет значение, под каким флагом она будет организована, но объяснение ее эффективности научное.

Наука не имеет пола, образования, вероисповедания, национальности, возраста, расы, должности. Она отражает закономерности, по которым устроены природа и общество. И вера в науку и разум может объединить всех людей. У религии это не получается. Хотя лучше хоть во что-то верить, чем ни во что не верить. Вера организовывает нашу жизнь, дает направление, не позволяет сбиться с курса. Если у человека нет никаких внутренних ориентиров, нет концепции в жизни, он пойдет за кем-то, но тогда отклонится от своей цели. Часто организует жизнь человеку болезнь, алкоголизм или наркомания. Мы предлагаем другой маяк — личностный рост с использованием всех достижений, которые дает нам наука. Меня, южанина, потрясают хвойные леса. Там все деревья растут в одном направлении — вверх и достигают практически одинаковой высоты. Сейчас, может быть, не совсем к месту, мне хочется поместить одну мысль А. Сент-Экзюпери «Любить — это не значит смотреть друг на друга, любить — значит вместе смотреть в одном направлении».

В заключение я хочу подчеркнуть, что это моя точка зрения на веру, и я никого не зову за собой. Я не хочу нарушать вторую библейскую заповедь «Не делай себе кумира». Поэтому ни сам не иду за кем-то, и не хочу, чтобы кто-то шел за мной, хотя мне очень хочется, чтобы шли со мной и чем больше, тем лучше. Но я хочу, чтобы это был попутчик, как говорил Ф. Ницше, чтобы он шел со мной не потому, что я туда иду, а потому что и ему туда тоже надо.

Кстати, практически все современные психотерапевтические направления так или иначе пытаются решить проблему одиночества, блокировать страх смерти и приобрести свою веру.

 

ОДИНОЧЕСТВО И ЧЕЛОВЕК

И еще немного об одиночестве. Как оно появляется у конкретного человека? Ведь ребенок появляется на свет без этого чувства. Конечно, он возмущен тем, что его изгнали из внутриутробного рая, и первое, что он делает, это издает крик возмущения. Но это еще не чувство одиночества!

В первые годы своей жизни он окружен материнской заботой, он играет с детьми, и даже когда он научится говорить, он не испытывает чувство одиночества. Он слит с окружающей средой и себя называет в третьем лице. И только тогда, когда он называет себя «Я», он начинает понимать, что он не такой, как другие, у него формируется система отношений, то есть характер. Вот тогда-то и появляется чувство одиночества. При правильном воспитании, когда ребенок может свободно развиваться, это чувство не так выражено. Но нередко родители сдерживают развитие ребенка в направлении его способностей и заставляют делать то, что не соответствует его внутренней конструкции, в общем, мешают ему расти вверх, или, как говорят сами дети, «нагибают», например, учат музыке при отсутствии музыкальных способностей. Тогда возникает состояние эмоционального напряжения, которое связано с тем, что, с одной стороны, он любит родителей за то, что они дают ему все необходимое, с другой стороны, он испытывает к ним чувство вражды за сдерживание реализации его желаний. Так начинает формироваться невротический характер.

Враждебность даже не допускается в его сознание. Возникает тревога, но и тревога вытесняется в бессознательное. Начинают формироваться психологические защиты, которые проявляются в различных видах, один из которых играние социально приемлемых ролей. В сознании остается чувство одиночества, покинутости, непонимания, которое потом может не покидать личность в течение всей его жизни, даже если вокруг него много людей — родственников, сотрудников, друзей. Но человек не может позволить вести себя так, как ему хочется. Он вынужден вести себя так, как этого от него требуют. И мечущаяся в этом панцире душа чувствует себя одинокой, хотя рядом людей достаточно много. Хотя и они не сами по себе. Они тоже играют роли. В общем, «народу много, а поговорить не с кем», — как говорил великий сатирик.

Но даже при самом благоприятном воспитании все равно чувство одиночества может не покидать человека. Таким образом, это чувство является непременным свойством личности. Мы как киты. Киты сухопутные животные. Но так сложилось, что они по своему физическому устройству вынуждены жить в воде. Но связь с сушей они не порвали. Каждые 10—15 минут они вынуждены выныривать из воды и вдыхать кислород. Так и мы. С одной стороны, как стадные животные мы не можем жить друг без друга. С другой стороны, ■как личности мы практически все время испытываем чувство одиночества. И мы вынуждены общаться, вдыхать кислород общения, но все-таки ничего страшного, если мы большую часть времени живем в океане своего одиночества. От него никуда не деться, тогда лучше его использовать. Представьте себе ваше одиночество в виде стула, который короткой веревкой привязан к вам. Вам от него никуда не деться. Конечно, вы можете поднять его на высоту ваших глаз и закрыть им весь мир. Но не лучше ли вместо того, чтобы выставлять вперед свое одиночество, сесть на него и использовать, раз уж случилось так, что сейчас ты одинок. Как?






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных