ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Проповедь-разяъснение Евангельской притчи о талантахМихаил Труханов Протоиерей Михаил Васильевич Труханов (1916-2006), духовный писатель. Известен как автор множества пастырских работ, и как духовник. О нём снят документальный фильм "Да будет воля твоя". Закончил Московскую Духовную Академию. Служил в г. Пушкино Московской области. В 1993 – 2000г. были опубликованы богословские работы о. Михаила. В тот период они оказали существенное влияние на формирование глубокого православного мировоззрения многих людей, пришедших тогда в Церковь. Это такие работы как: «Об истоках христианской веры». «Как спастись в современном мире. Апология христианского поста», «Прикосновение любви». «Дивны дела Твои, Господи. Слово о Шестодневе. Евхаристия. О Промысле Божием». Последнее время отец Михаил жил в Свято-Духовом скиту под Минском, в Белоруссии. Первую панихиду по усопшему совершил близко знавший его Митрополит Минский Филарет, Экзарх Белоруссии. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
Проповедь-разяъснение Евангельской притчи о талантах
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Владыка призывает своих рабов и раздаёт таланты: «Одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе» (Мф. 25, 15). Затем, «по долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчёта» (Мф. 25, 19). При этом оказалось: «получивший пять талантов принёс другие пять талантов и получивший два таланта приобрёл на них другие два. Получивший же один талант, пошёл и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего» (Ср.: Мф.16-18). Посему теперь раб является пред господином и возвращает талант со словами: «”Вот тебе твоё”. Он говорит: “Я знал тебя, что ты человек жестокий: жнёшь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал; потому я, убоявшись, пошёл и скрыл талант твой в землю”» (Мф. 25, 25, 24). Господин тогда ответил ему: «Лукавый раб и ленивый! Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро моё торгующим, и я, придя, получил бы моё с прибылью. Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов. Ибо всякому имеющему дастся и приумножится; а у не имеющего отнимется и то, что имеет. А негодного раба выбросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 25, 26-30). - Страшное определение Господина о рабе, сокрывшем в земле полученный от Него один-единственный талант! Что же такое талант? И отчего почётной обязанностью каждого верного и доброго раба является его приумножение? Талант – весовая мера серебра, (порядка 45 кг). В человеческом обиходе под талантом подразумевается дарование, одарённость, выдающаяся природная способность, проявляющаяся в человеке – художнике, изобретателе, учёном, музыканте, ораторе…
Первое, с чем в этой притче мы сталкиваемся, это – самый факт неравенства при распределении талантов: «одному даётся пять, другому два, иному один»… Впрочем, тут же замечено: «каждому по его силе». Значит, Владыка не как попало и не по лицеприятию распределяет в людях таланты («Ибо нет лицеприятия у Бога» – Рим. 2, 11), но промыслительно и по силе каждого человека. Ап. Павел пишет: «Каждый имеет своё дарование от Бога, один так, другой иначе» (1 Кор. 7, 7). «Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы многие составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены. И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования…» (Рим. 12,46). «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий всё во всех. Но каждому даётся проявление Духа на пользу: одному даётся Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Всё же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12, 4-11). Таким образом, Господь Бог всех нас по Своему усмотрению наделяет способностями и дарованиями (ибо каждому «из нас дана благодать по мере дара Христова» – Еф. 4, 7). И эти вверенные от Бога таланты нам недостаточно просто сохранять, но надобно приумножать. При этом неизбежны труды и подвиги: таланты следует использовать в делах нашей жизни. Душа человека, образованная от дыхания Божия, всегда несёт в себе порцию этого дыхания – любовь Божественную. Что и делает нас живыми картинами Бога -живыми носителями образа Божия. И если человек придаёт в делах жизни своей всё более и более широкое употребление и приложение любви, то он всё более и более укореняет в себе черты Богоподобия. Все таланты Божественного происхождения предназначаются к практическому развитию в человеке тех же чувствований, что и во Христе Иисусе (Ср.: Фил. 2, 5); а значит, они предназначаются и к такому практическому раскрытию образа Божия в человеке – к такой практической жизни, когда человек станет поступать так, как Сам Спаситель поступал, осуществляя стремление к Богоподобию, заложенное в нём при сотворении. Всё зависит от нас самих. Ибо каждому человеку предоставлена воля свободно, по собственному усмотрению распоряжаться данными ему от Бога талантами. Либо в благодатных трудах и подвигах умножать их во славу Божию на пользу себе и ближним, либо по лукавству и лености зарывать их в землю – жить плотской, оскотиненной, самолюбивой жизнью. Обратит человек дар Божий на себялюбие – на свою плоть, – значит, закопает талант в землю (ибо плоть наша есть земля), значит, при отчёте такой человек восприимет участь лукавого раба, извергаемого вон во тьму внешнюю… – Храни нас Господь от этакой участи! Незримыми нитями каждый связан с каждым на земле, и потому благополучие каждого зависит от благополучия всех на земле. Однако если в христианской семье различные взаимоотношения между членами и неравенство в их положении регулируются и гармонизируются взаимной любовью, то, к сожалению, этого нельзя сказать о семье народов во вселенной. Из-за отсутствия взаимной любви неравенство между людьми в общественном положении особенно бросается в глаза, часто как вопиющая несправедливость, как то, чего просто не должно быть с человеческой точки зрения. Но, повторяем, само по себе неравенство в положении людей не порок, если есть между ними любовь, их связующая и объединяющая. Солнце освещает одновременно мощный дуб и маленький цветок, точно так же и Божественный Свет просвещает душу малую и великую, и всегда содействует её благу. Так, когда отец в семье поручает одному – одно дело, другому – другое, третьему – третье, то он при этом учитывает силы каждого с тем, чтобы каждый, исполняя ему порученное дело, способствовал благу всей семьи. Узы любви, связующие всех членов семьи, не допускают проявления несправедливости старших в отношении младших, равно как не допускают и прекословия и возмущения младших по отношению к старшим. Умудрённый опытом жизни отец, заботясь с любовью о благе всей семьи и каждого из её членов, конечно же, не поручит ответственного дела своему ещё неразумному младшему сыну, но очевидно поручит его более разумному старшему. Когда в семье – атмосфера любви, тогда у всех её членов – и радость и довольство без зависти. Как в уже наполненные водою до верха сосуды разной вместимости (пусть это будут ведро или напёрсток) нельзя бывает влить воды больше, так и каждый верный и добрый раб, удвояющий (полученный в меру своих сил!) талант любви Божественной, не станет завидовать тому, у кого десять талантов, ибо он наравне с ним будет получать от Владыки одинаковую награду – «войди в радость Господина твоего!» Мы не из тех великих и сильных, которым Господь вверяет по пять талантов. У кого-то из нас может быть толь- ко два или даже только один талант… – Ну, и что же?! Разве мы не носители славного и величественного образа Божия? Разве в каждом из нас нет души, ценность которой Господь определил дороже всего мира (Ср.: Мф. 16, 26; Мк. 8, 36)? Разве Бог возлюбил нас меньше других? Разве и не за нас распялся Христос? Разве мы не овцы стада Христова?! Разве Спаситель мира Христос – не наш Пастырь и Вождь? Мы все равны по предназначению к спасению, к вечному блаженству; мы все служим предметом одной и той же любви Божией, все искуплены одной Кровью Христовой. И мы все наделены Богом по крайней мере одним талантом – талантом любви Божественной, в котором заключены зародыши всех совершенств, ибо любовь «есть совокупность совершенства» (Кол. 3, 14). Станем же с радостью приумножать таланты – воспламенять в себе любовь и распространять вокруг себя любовь, чтобы в нас самих, в нашей семье и во всём мире умножалась любовь. Ибо где любовь, там и Бог. Потому что «Бог есть Любовь» (1 Ин. 4, 8). Спаситель сказал: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13). И нам во исполнение заповеди Божией должно проявлять любовь к ближним. Когда же и сама жизнь наша приносится в жертву ради блага и спасения ближних, то значит чрез нас Господь проявляет Свою большую любовь, и мы сами при этом предстанем пред Господом с талантом приумноженным. И каждый, приумноживший талант, будет удостоен блаженного приветствия Владыки: «Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю: войди в радость Господина твоего». Не станем же смущаться тем, что, скажем, мне дано меньше, нежели другому, ибо если жизнь наша будет проходить в любви к Богу и ближним, то награда от Бога будет всем равно желанная – обители Отца Небесного. И каждый добрый и верный раб услышит: «Войди в радость Господа твоего!». Сподоби, Господи, всегда и всё нам делать в жизни с любовью, чтобы удостоиться и нам некогда услышать от Тебя желанное: «Приидите, благословенные»… – во славу Твою! Аминь. И з книги проповедей «Боже будь со мною»
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|