ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Рекомендуемые темы лекций (примерный перечень)1. Взаимосвязь заболеваний полости рта и общего состояния здоровья. 2. Значения питания в обеспечении здоровья полости рта и правила приема пищи. 3. Роль оздоровительных мероприятий для развития и состояния органов и тканей полости рта. 4. Гигиенический уход за полостью рта. 5. Предупреждение заболеваний полости рта. 6. Выявление и устранение вредных привычек для предупреждения пороков развития зубочелюстной системы.
Обучение родителей детей до года Обучение родителей детей до года достаточно сложно организовать в рамках стоматологического приема, так как дети этого возраста редко являются нашими пациентами. Чтобы просветить эту важную в профилактическом плане группу, стоматолог должен выступать инициатором сотрудничества с теми врачами, к которым неизбежно обращаются будущие, а затем – молодые родители. Стоматолог должен активно участвовать в работе лекториев для беременных, организуемых в женских консультациях, и школ молодых родителей при детских поликлиниках, выступая с лекциями, беседами и т. д. Идеальный вариант, реализованный в ряде стран, – привлечение к обучению родителей малышей основам гигиенического ухода за полостью рта педиатров и патронажных педиатрических медицинских сестер, которые раньше других специалистов входят в семью новорожденного; этих специалистов должен мотивировать, просветить и обучить стоматолог.
Обучение родителей в возрасте от года до трех лет
Обучение родителей детей от года до трех лет проводит стоматолог. Педиатр обязан направить ребенка на консультацию к стоматологу в возрасте · одного, · двух, · трех лет, и стоматолог должен использовать это, проводя на приеме соответствующие беседы и обучая родителей практическим приемам чистки зубов ребенка. Обучение самих детей элементам гигиенического ухода за полостью рта ложится в основном на плечи родителей, которым стоматолог должен объяснить основные правила: · опора на личный пример, · обеспечение психологического комфорта во время гигиенических процедур, · предложение интересных моделей детских щеток, · игровая форма «уроков», · ограничение во времени (не менее 3-5 минут) и в объеме нового материала, · поощрение ребенка за усердие и успехи. Обучая малыша мануальным навыкам, следует помнить о том, что ребенок видит и оценивает мир в зеркальном изображении, поэтому взрослый-правша, демонстрирующий ребенку-правше движения щетки на модели (кубике), располагаясь при этом лицом к ребенку, должен держать щетку в левой руке. Лучше проводить обучение перед зеркалом, когда взрослый стоит рядом с ребенком (или за его спиной) на одном уровне или немного выше и проводит все манипуляции правой рукой. Эффективность такой беседы стоматолога с родителями повышается, если врач сам проводит в кабинете урок с малышом, активно привлекая родителей к процессу и обращая их внимание на важные моменты.
Обучение родителей и их детей от трех до шести лет Гигиеническое обучение детей дошкольного возраста должно проводиться в стоматологическом кабинете, в семье, в детском учреждении (см. схему). Главную роль в гигиенической мотивации, обучении детей и поддержании их постоянной профилактической активности играет семья.
Стоматолог, принимающий ребенка в кабинете, обязан · продемонстрировать родителям качество гигиены его полости рта, · подобрать подходящие средства гигиены, · разъяснить родителям правила чистки зубов ребенка руками взрослых и элементы метода KAI, которым необходимо обучить ребенка. Очень полезно провести урок гигиены, чтобы обучить и родителей, и ребенка их ролям и соответствующим манипуляциям. Дети от трех до шести лет посещают детские дошкольные учреждения, и это обстоятельство широко используется в целях гигиенического воспитания детей. Стоматолог должен обучить педагогов и медработников детского учреждения правилам первичной стоматологической профилактики и, в частности, гигиенического ухода за полостью рта детей для того, чтобы эти работники могли формировать у детей соответствующие здоровые оральные привычки. Обучение детей проводится при помощи форм и методов, соответствующих их возрастным особенностям: · занятия проходят в игровой форме, с элементами состязательности, · информация подается небольшими фрагментами в течение цикла занятий. Чаще всего мотивационные задачи решают при помощи сказочных сюжетов. Практическое обучение проводится на моделях; каждый новый элемент несколько раз повторяют «в две руки», когда взрослый кладет свою руку поверх кисти ребенка. Чистку зубов проводят возле умывальников, под контролем и при активном участии взрослого, который должен направлять движения руки ребенка, контролировать прилагаемые к щетке усилия, отмечать качество очищения зубов и поощрять успехи ребенка. В результате к шести годам ребенок должен усвоить: · после еды нужно убрать изо рта остатки пищи, чтобы ею не кормились вредные микробы, разрушающие зубы; · зубы нужно чистить щеткой и пастой два раза в день: после завтрака и перед сном; · у каждого должна быть своя щетка, которую нельзя давать никому другому; · зубная щетка должна быть детской (небольшой), не старой и не лохматой (для каждого времени года – новая щетка); · зубной щеткой нельзя делать ничего, кроме чистки зубов; · перед чисткой зубов нужно вымыть руки с мылом, прополоскать рот; · чистую щетку нужно смочить водой, нанести на нее немного детской пасты (объемом с горошину) и размазать пасту по зубам, стараясь ничего не глотать; · щеткой нужно вычистить все зубы со всех сторон правильными движениями, стараясь в это время не глотать слюну, а выплевывать ее; · закончив чистить зубы, нужно прополоскать рот водой и умыться; · чтобы щетка была чистой, ее нужно вымыть водой с мылом и поставить ее в стакан вверх головой. Обучение родителей и детей в возрасте от 7 до 10 лет
Обучение родителей и детей в возрасте от 7 до 10 лет проводят как на стоматологическом прием, так и в школе. Необходимо помнить об активной роли родителей в гигиене полости рта младших школьников и поэтому организовать обучение не только и не сколько ребенка, сколько всей семьи, четко указывая на возможности и обязанности детей и взрослых. В школьной программе предусматриваются часы для гигиенического воспитания учеников. Уроки гигиены проводит стоматолог-гигиенист или обученная им медсестра школы. Беседа может быть проведена в классе, а контролируемая чистка зубов – возле умывальников при входе в столовую или в стоматологическом кабинете, или в специально оборудованном кабинете профилактики. Для учеников младшей школы проводят несколько 15-20-минутных бесед, последовательно освещающих различные вопросы профилактики и мотивирующих детей к стоматологической самопомощи, например:
На практической части урока гигиены · взрослый должен оценить качество щеток и паст, принесенных детьми из дому, · мягко посоветовать замены (ни в коем образом не давать при этом повода для насмешек одноклассников над детьми, не имеющих хороших средств гигиены!), · проводят окрашивание зубных отложений, · их демонстрацию в зеркале и доброжелательное (!) обсуждение. · Предстоящие манипуляции «проходят» при помощи модели, затем приступают к чистке зубов. · Взрослый наблюдает за работой каждого ребенка, поправляет движения, контролирует их количество. · По истечении 2 – 3-х минут чистки зубов и полоскания полости рта проводят анализ качества проведенной чистки, выявляют и поощряют лучших. Обучение детей 11 – 14 лет и подростков
Обучение детей 11 – 14 лет и подростков следует проводить в стоматологическом кабинете в присутствии их родителей, с указанием на конкретные субъективные и объективные гигиенические проблемы ребенка, требующие активного вмешательства взрослых. Родители должны помнить о том, что интересы подростка неустойчивы, ему необходима постоянная психологическая поддержка и контроль. Перед началом обучения гигиене полости рта в условиях школы необходимо выяснить базовый уровень знаний и навыков в аудитории по этому вопросу. Это можно сделать путем предварительного осмотра детей или с помощью анкетирования (см. пример). Анкеты могут быть более сложными, что позволяет точнее определить тематику и конкретное содержание бесед с той или иной группой. Практические уроки гигиены в школе лучше проводить в небольших однополых группах или в индивидуальном порядке, обсуждение неудач проводить с особенной осторожностью и искренней заинтересованностью не только в стоматологическом, но и в душевном благополучии ребенка.
Обучение взрослых
Обучение взрослых должно проводиться в строгом соответствии с психологическими особенностями каждого пациента. Мотивация к уходу за полостью рта может быть проведена в ходе популяционной и групповой профилактической работы, практическое обучение – только в индивидуальном порядке. Наилучшие результаты дает контролируемая чистка зубов, так как она позволяет оценить и корректировать не только представления пациента о правилах (что обычно происходит в ходе обучения на модели), но вмешаться в его реальные манипуляции и дать возможность физически почувствовать разницу в направлении и силе прилагаемых усилий, усвоить нововведения на проприоцептивном уровне.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|