Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Рекомендуемые темы лекций (примерный перечень)




1. Взаимосвязь заболеваний полости рта и общего состояния

здоровья.

2. Значения питания в обеспечении здоровья полости рта и

правила приема пищи.

3. Роль оздоровительных мероприятий для развития и состояния

органов и тканей полости рта.

4. Гигиенический уход за полостью рта.

5. Предупреждение заболеваний полости рта.

6. Выявление и устранение вредных привычек для

предупреждения пороков развития зубочелюстной системы.

 

Обучение родителей детей до года

Обучение родителей детей до года достаточно сложно организовать в рамках стоматологического приема, так как дети этого возраста редко являются нашими пациентами. Чтобы просветить эту важную в профилактическом плане группу, стоматолог должен выступать инициатором сотрудничества с теми врачами, к которым неизбежно обращаются будущие, а затем – молодые родители. Стоматолог должен активно участвовать в работе лекториев для беременных, организуемых в женских консультациях, и школ молодых родителей при детских поликлиниках, выступая с лекциями, беседами и т. д. Идеальный вариант, реализованный в ряде стран, – привлечение к обучению родителей малышей основам гигиенического ухода за полостью рта педиатров и патронажных педиатрических медицинских сестер, которые раньше других специалистов входят в семью новорожденного; этих специалистов должен мотивировать, просветить и обучить стоматолог.

 


Обучение родителей в возрасте от года до трех лет

 

Обучение родителей детей от года до трех лет проводит стоматолог. Педиатр обязан направить ребенка на консультацию к стоматологу в возрасте

· одного,

· двух,

· трех лет, и стоматолог должен использовать это,

проводя на приеме соответствующие беседы и обучая родителей практическим приемам чистки зубов ребенка. Обучение самих детей элементам гигиенического ухода за полостью рта ложится в основном на плечи родителей, которым стоматолог должен объяснить основные правила:

· опора на личный пример,

· обеспечение психологического комфорта во время гигиенических процедур,

· предложение интересных моделей детских щеток,

· игровая форма «уроков»,

· ограничение во времени (не менее 3-5 минут) и в объеме нового материала,

· поощрение ребенка за усердие и успехи.

Обучая малыша мануальным навыкам, следует помнить

о том, что ребенок видит и оценивает мир в зеркальном изображении, поэтому взрослый-правша, демонстрирующий ребенку-правше движения щетки на модели (кубике), располагаясь при этом лицом к ребенку, должен держать щетку в левой руке. Лучше проводить обучение перед зеркалом, когда взрослый стоит рядом с ребенком (или за его спиной) на одном уровне или немного выше и проводит все манипуляции правой рукой. Эффективность такой беседы стоматолога с родителями повышается, если врач сам проводит в кабинете урок с малышом, активно привлекая родителей к процессу и обращая их внимание на важные моменты.

 

Обучение родителей и их детей от трех до шести лет

Гигиеническое обучение детей дошкольного возраста должно проводиться в стоматологическом кабинете, в семье, в детском учреждении (см. схему).

Главную роль в гигиенической мотивации, обучении детей и поддержании их постоянной профилактической активности играет семья.

             
   
 
Стоматолог
 
   
Мотивация и обучение взрослых и детей на стоматологическом приеме
     
 

 


Уроки гигиены полости рта в детских учреждениях

 

Отношение воспитателей


Образовательные семинары для воспитателей

 

           
 
 
   
 
   


Стоматолог, принимающий ребенка в кабинете, обязан

· продемонстрировать родителям качество гигиены его полости рта,

· подобрать подходящие средства гигиены,

· разъяснить родителям правила чистки зубов ребенка

руками взрослых и элементы метода KAI, которым необходимо обучить ребенка. Очень полезно провести урок гигиены, чтобы обучить и родителей, и ребенка их ролям и соответствующим манипуляциям. Дети от трех до шести лет посещают детские дошкольные учреждения, и это обстоятельство широко используется в целях гигиенического воспитания детей. Стоматолог должен обучить педагогов и медработников детского учреждения правилам первичной стоматологической профилактики и, в частности, гигиенического ухода за полостью рта детей для того, чтобы эти работники могли формировать у детей соответствующие здоровые оральные привычки. Обучение детей проводится при помощи форм и методов, соответствующих их возрастным особенностям:

· занятия проходят в игровой форме, с элементами состязательности,

· информация подается небольшими фрагментами в течение цикла занятий.

Чаще всего мотивационные задачи решают при помощи сказочных сюжетов.

Практическое обучение проводится на моделях; каждый новый элемент несколько раз повторяют «в две руки», когда взрослый кладет свою руку поверх кисти ребенка. Чистку зубов проводят возле умывальников, под контролем и при активном участии взрослого, который должен направлять движения руки ребенка, контролировать прилагаемые к щетке усилия, отмечать качество очищения зубов и поощрять успехи ребенка.

В результате к шести годам ребенок должен усвоить:

· после еды нужно убрать изо рта остатки пищи, чтобы ею не кормились вредные микробы, разрушающие зубы;

· зубы нужно чистить щеткой и пастой два раза в день: после завтрака и перед сном;

· у каждого должна быть своя щетка, которую нельзя давать никому другому;

· зубная щетка должна быть детской (небольшой), не старой и не лохматой (для каждого времени года – новая щетка);

· зубной щеткой нельзя делать ничего, кроме чистки зубов;

· перед чисткой зубов нужно вымыть руки с мылом, прополоскать рот;

· чистую щетку нужно смочить водой, нанести на нее немного детской пасты (объемом с горошину) и размазать пасту по зубам, стараясь ничего не глотать;

· щеткой нужно вычистить все зубы со всех сторон правильными движениями, стараясь в это время не глотать слюну, а выплевывать ее;

· закончив чистить зубы, нужно прополоскать рот водой и умыться;

· чтобы щетка была чистой, ее нужно вымыть водой с мылом и поставить ее в стакан вверх головой.


Обучение родителей и детей в возрасте от 7 до 10 лет

 

Обучение родителей и детей в возрасте от 7 до 10 лет проводят как на стоматологическом прием, так и в школе. Необходимо помнить об активной роли родителей в гигиене полости рта младших школьников и поэтому организовать обучение не только и не сколько ребенка, сколько всей семьи, четко указывая на возможности и обязанности детей и взрослых.

В школьной программе предусматриваются часы для гигиенического воспитания учеников. Уроки гигиены проводит стоматолог-гигиенист или обученная им медсестра школы. Беседа может быть проведена в классе, а контролируемая чистка зубов – возле умывальников при входе в столовую или в стоматологическом кабинете, или в специально оборудованном кабинете профилактики.

Для учеников младшей школы проводят несколько 15-20-минутных бесед, последовательно освещающих различные вопросы профилактики и мотивирующих детей к стоматологической самопомощи, например:

 

Программа для учеников 1 – 2-х классов Программа для учеников 3 – 4-х классов
  1. Зачем нужны зубы? 2. Почему зубы разные? 3. Для чего мы чистим зубы? 4. Как нужно чистить зубы? 5. Моя зубная щетка. 6. Опасные сладости. 7. Для чего и как меняются зубы?   1. Последствия кариеса зубов. 2. Полезные и вредные привычки. 3. Мои зубные паста и щетка. 4. Чистим зубы флоссами. 5. Сахар, налет, кариес. 6. Как остановить кислотного монстра?

 


 

На практической части урока гигиены

· взрослый должен оценить качество щеток и паст, принесенных детьми из дому,

· мягко посоветовать замены (ни в коем образом не давать при этом повода для насмешек одноклассников над детьми, не имеющих хороших средств гигиены!),

· проводят окрашивание зубных отложений,

· их демонстрацию в зеркале и доброжелательное (!) обсуждение.

· Предстоящие манипуляции «проходят» при помощи модели, затем приступают к чистке зубов.

· Взрослый наблюдает за работой каждого ребенка, поправляет движения, контролирует их количество.

· По истечении 2 – 3-х минут чистки зубов и полоскания полости рта проводят анализ качества проведенной чистки, выявляют и поощряют лучших.


Обучение детей 11 – 14 лет и подростков

 

Обучение детей 11 – 14 лет и подростков следует проводить в стоматологическом кабинете в присутствии их родителей, с указанием на конкретные субъективные и объективные гигиенические проблемы ребенка, требующие активного вмешательства взрослых. Родители должны помнить о том, что интересы подростка неустойчивы, ему необходима постоянная психологическая поддержка и контроль.

Перед началом обучения гигиене полости рта в условиях школы необходимо выяснить базовый уровень знаний и навыков в аудитории по этому вопросу. Это можно сделать путем предварительного осмотра детей или с помощью анкетирования (см. пример). Анкеты могут быть более сложными, что позволяет точнее определить тематику и конкретное содержание бесед с той или иной группой. Практические уроки гигиены в школе лучше проводить в небольших однополых группах или в индивидуальном порядке, обсуждение неудач проводить с особенной осторожностью и искренней заинтересованностью не только в стоматологическом, но и в душевном благополучии ребенка.

 

Вопросы Ответы
0 баллов 3 балла 6 баллов 10 баллов
1. Как часто ты чистишь зубы? иногда 1 раз в день 2 раза в день после каждого приема пищи
2. Как долго ты чистишь зубы? полминуты 1 мин. 2 мин. дольше
3. Какую щетку используешь?   твердую   средне- жесткую или мягкую
4. Содержит ли твоя паста фтор? нет     да

 

5. Как часто ешь сладкое? много раз в день 2 раза в день 1 раз в день 1 раз в неделю
6. Как часто навещаешь стоматолога? по вызову 1 раз в 2 года 1 раз в год 2 раза в год
Оценка результатов · Меньше 25 баллов. Надо изменить твое отношение к себе! Подумай, что именно нужно изменить, чтобы улучшить свой результат. Угрозу кариеса можешь отвести ты сам. В ближайшее время поговори со стоматологом. · 25 – 45 баллов. Не очень-то уважаешь свои зубы. Думай, как улучшить дело. · 46 – 60 баллов. Браво! Твой результат говорит о том, что правильная гигиена полости рта возможна и не может не иметь успеха!

 


Обучение взрослых

 

Обучение взрослых должно проводиться в строгом соответствии с психологическими особенностями каждого пациента. Мотивация к уходу за полостью рта может быть проведена в ходе популяционной и групповой профилактической работы, практическое обучение – только в индивидуальном порядке. Наилучшие результаты дает контролируемая чистка зубов, так как она позволяет оценить и корректировать не только представления пациента о правилах (что обычно происходит в ходе обучения на модели), но вмешаться в его реальные манипуляции и дать возможность физически почувствовать разницу в направлении и силе прилагаемых усилий, усвоить нововведения на проприоцептивном уровне.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных