Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Психологическая готовность к школьному обучению у детей с задержкой психического развития разных клинических групп




Исследования Г.Е. Сухаревой проблем патологических расстройств способствовали глубокому пониманию разных вариантов классификации психического дизонтогонеза: ею выделено три вида психического отклонения в развитии детей: задержанное, поврежденное и искаженное. Психиатрами выделено два типа психического дизонтогонеза – ретардация и асинхрония. Ретардация – это запаздывание или приостановка психического развития. У многих детей дошкольного возраста проявляется частичная психическая ретардация, связанная с запаздыванием отдельных психических функций. Асинхрония характеризуется опережением развития одних психических процессов и отставанием других феноменов. В.В. Ковалев выделил третий тип, «связанный с механизмом высвобождения и фиксации более ранних онтогенетических форм нервно-психического реагирования. Под воздействием неблагоприятных условий социальной среды происходит задержка всех процессов, что проявляется в поведении, в жизненных ситуациях [19, с.26].

Иначе подходит к данной проблеме К.С. Лебединская: она определяет четыре причины задержки психического развития:

- ЗПР конституционального происхождения;

- ЗПР психогенного происхождения;

- ЗПР соматогенного происхождения;

- ЗПР церебрально-органического генеза.

Согласно этому, она выделяет шесть основных видов психического дизонтогонеза: психическое недоразвитие, задержанное психическое развитие, поврежденное развитие, дефицитарное развитие, искаженное развитие, дисгармоничное развитие [24, с.33].

Исследуя детей с задержкой психического развития, В.В. Ковалев выделяет четыре формы умственной отсталости: умственная отсталость при хромосомных болезнях, наследственные формы, смешанные по этиологии и экзогенно обусловленные формы. В дошкольном возрасте эти отклонения в развитии проявляются в многочисленных синдромах ранней и стойкой общей отсталости. Главным стержнем служит слабость абстрактного мышления – это ярко проявляется в неспособности обобщать, в интеллекте, в трудности установления последовательности действий. У детей наблюдается недоразвитие речи, заторможенность действий, эмоционально-волевая неустойчивость, нарушение зрительно-пространственных функций [22, с. 78].

Проблемы социализации детей с задержкой психического развития в современном дошкольном учреждении связаны с тремя обстоятельствами:

- Сегодня произошла резкая перестройка системы общественных ценностей, в результате чего старшее поколение не всегда может подготовить детей к жизни в новых условиях. Дело в том, что каждое поколение имеет свои характерные системы этических норм, в которых отражаются особенности норм и ценностей их эпохи. Естественно, эти этические нормы будут отличаться от личных этических норм сегодняшнего поколения.

- Социальная структура общества претерпевает значительные и коренные перемены; возникают новые социальные группы, которые зачастую не могут самостоятельно пополнять членство. Система ценностей и норм, которые выступают регулятором поведения представителей данных групп, резко отличается от этических норм и правил других членов общества, так как зачастую эти специфические группы представляют собой замкнутую систему.

- В рамках взаимодействия современных социальных групп отмечается ослабление системы формального и неформального социального контроля, как фактора социализации. Отмечается влияние норм и правил, принятых в обществе в качестве регуляторов общественного поведения в результате того, что зачастую система личных этических норм детей расходится с общественными правилами [28, с.92].

С.Г. Шевченко, исследуя причины пониженной готовности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, указывает на ряд условий. Ведущим фактором служит социальная ситуация развития детей: это круг общения и характер взаимоотношения – «родители – ребенок», «педагог – ребенок», «ребенок – ребенок».

Во-первых, в обществе наблюдается дефицит общения дошкольников с задержкой психического развития с окружающими людьми, как взрослыми, так и ровесниками. В результате этого негативного фактора не реализуется процесс развития эмоциональных и познавательных сфер, речевых навыков.

Во-вторых, в процессе общения с окружающими происходят ситуации, травмирующие состояние детей: появляется повышенная тревожность. Дошкольники боятся не самого события, а предчувствия и ожидания самого плохого. Их беспомощность заставляет отказываться от новых игр, от заданий, которые могут дать неожиданные результаты. Уже в 6-7 лет дети с задержкой психического развития думают, что они хуже других: не такие способные, ловкие, умелые, умные. Дошкольники с надеждой смотрят на взрослых: им нужна помощь и поддержка во всех видах деятельности. Травмирующее действие социальной среды способствует формированию таких негативных качеств, как: робость, плаксивость, замкнутость, упрямство, негативизм, грубость.

В-третьих, часто в дошкольном образовательном учреждении отсутствуют психолого-педагогические условия для коррекционной работы с каждым ребенком с задержкой психического развития. Неблагоприятные условия в семье или в детском саду снижают готовность детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению [50, с.7].

Вторым фактором, влияющим на психологическую готовность к школе, является отсутствие полноценных видов деятельности, которые обеспечивают смену ведущего вида деятельности: игры – учение – элементы труда.

Третьим снижающим фактором служит соматическое и нервно-психическое состояние здоровья: нарушение центральной нервной системы (резидуальная органическая недостаточность ЦНС) препятствует нормальному функционированию тех или иных систем мозга и задерживает его своевременное развитие. Довольно часто тяжелое соматическое заболевание переходит в хроническую форму, и в случае негативной ситуации, обостряется, что приводит к нарушению обменных процессов мозга. Соматическое заболевание резко снижает психический и физический тонус дошкольников, что негативно отражается на успешности обучения в школе [14, с.127].

Центральное место при подготовке детей старшего дошкольного возраста с ЗПР к школе занимает речевая и познавательная деятельность. Эти виды деятельности приводят к повышенной нагрузке на нервную систему и психическую сферу. Изменения условий жизни в период подготовки к школе существенно усложняет требования к личностному развитию дошкольников.

Познавательная деятельность в дошкольном возрасте отражает осознанность всех действий, направленных на познание окружающей действительности с использованием таких психических феноменов: восприятие, мышление, память, внимание, речь. В исследованиях Т.П. Артемьевой, С.Г. Шевченко, М.С. Певзнера раскрыты особенности познавательной сферы детей с задержкой психического развития. Все дошкольники с ЗПР имеют отклонения в трех сферах: в интеллектуальной, эмоциональной и личностной.

Интеллектуальный уровень развития связан с недостаточностью всех познавательных процессов, которые, в первую очередь, проявляются в речевой и коммуникативной деятельности.

В речевой сфере у дошкольников с задержкой психического развития наблюдаются нарушения в звукопроизношении, бедность и недостаточный запас словарных слов, трудности усвоения логико-грамматических конструкций. У большинства дошкольников проявляется недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижение слухоречевой памяти. Высказывания дошкольников немногословны.

К 6-7 годам у детей должно быть сформировано полное освоение фонетики и лексики: к этому возрасту дошкольники осваивают фонетические особенности звуков, в активном словарном запасе задействованы около двух-трех тысяч слов. Этот период характеризуется развитием внутренней речи. Внутренняя речь детей обеспечивает процесс мыслительных действий и саморегуляцию поведения. Развитие речи и мышление тесно переплетаются и оказывают друг на друга влияние. У дошкольников с задержкой психического развития слабо сформирована внутренняя речь, что мешает решению практических задач в наглядно-действенном или наглядно-образном плане. В речи таких детей не фиксируются результаты их собственной деятельности, их внимание и память рассеяны [37, с.186].

Л.С. Волкова подчеркивает, что в речевом развитии у дошкольников с ЗПР больше всего страдает фонетическая сторона речи: они заменяют одни звуки другими, более простыми по артикуляции. Слабость артикуляции обусловлена снижением тонуса артикуляционных мышц – это связано с их заболеванием, с их патологией развития. Свободное общение в детской среде у таких детей затруднено. Даже те звуки, которые дети умеют произносить правильно, в их самостоятельной речи звучат недостаточно четко. Характерным является недифференцированное произнесение звуков (в основном свистящих, шипящих, аффрикат и соноров), когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной фонетической группы. Старшие дошкольники адекватно воспринимают предметы окружающего мира, однако затрудняются в назывании действий, признаков, качеств и состояний, хорошо знакомых им предметов, явлений природы. Они много знают о своей семье, однако свободно и в полном объеме не могут это высказать. Коррекционную работу по преодолению речевых недостатков надо в системе проводить до поступления детей в школу, так как известно, что при смешении звуков в устной речи у дошкольников наблюдаются аналогичные ошибки в письме в школе [3, с.341].

Речевое развитие дошкольников с задержкой психического развития тесно связано с их общим развитием: соматическая ослабленность и замедленность развития локомоторных функций негативно влияет на координацию движений. Дети неуверенно выполняют дозированные движения, у них снижается скорость и ловкость рук, что, соответственно, отражается на речевых функциях.

Повседневное наблюдение за проявлением речевых ошибок, за правильным использованием поставленных или исправленных звуков в речи старших дошкольников с задержкой психического развития помогает систематизировать виды ошибок и скорректировать работу над звукопроизношением каждого ребенка в дошкольном образовательном учреждении в логопедической группе. Важным этапом этой деятельности служат речевые образцы воспитателей и логопедов детских садов. К исправлению речевых ошибок необходимо привлекать самих детей, привлекать их внимание к звучащей речи. При диалоге воспитателя с детьми не всегда целесообразно прерывать речь ребенка и исправлять ошибки – с этой целью используется «отсроченное исправление». Главная обязанность воспитателя и логопеда состоит в знании всех психофизиологических особенностей развития дошкольников, так как все дети по-разному реагируют на дефекты и замечания: их коммуникативные затруднения кроются в психологической незрелости. Процесс усвоения речевых навыков связан с развитием разных сфер, среди которых огромную роль играют психические процессы [2, с. 67].

Нарушение речи отражается на мыслительной деятельности старших дошкольников: образные представления часто не соответствуют возрасту, так как словесно-логическое мышление сформировано на низком уровне. Т.В. Егорова, Ю.Т. Матасов подчеркивают, что трудности образного мышления зависят от слабой сформированности зрительно-аналитико-синтетической деятельности. В практической деятельности детей эти недостатки проявляются в неумении обобщить материал, систематизировать однородные предметы и образы.

Весь характер деятельности детей с задержкой психического характера носит репродуктивный характер, что снижает способность к творческому восприятию новой информации. Ограниченность и фрагментарность восприятия снижает скорость выполнения персептивных операций. Ориентировочно – исследовательская деятельность отклоняется от нормы: из-за этого дети не способны выделить основные структурные элементы предмета, мелкие детали или части предмета. Большинство отечественных психологов отмечают замедленный темп формирования целостного образа предметов – это негативно отражается во всех видах изобразительной деятельности. По мнению зарубежных психологов, проблемы отставания в развитии восприятия служит одной из причин трудностей в подготовке к обучению в школе [30, с. 85].

Недостатки восприятия у старших дошкольников приводят к тому, что они не замечают многих явлений, происходящих в окружающем их мире, не видят того, что показывает педагог, используя дидактические материалы, картины, другой иллюстрационный материал.

Г.М. Капустина подметила, что дети 6-7 лет владеют некоторыми математическими представлениями и умениями: они способны определить большую или меньшую группу предметов, быстро воспроизводят числовой ряд в пределах пяти, однако обратный счет вызывает у них трудности, часто при пересчете предметов дошкольники с ЗПР не могут назвать результат.

Следовательно, дошкольники с ЗПР отличаются сниженной умственной работоспособностью, низким уровнем самоконтроля и продуктивных действий. Для таких детей характерно нарушение планирования и прогнозирования разных видов деятельности, что негативно отражается на эмоциональной сфере. Эмоциональная неустойчивость мешает им адекватно общаться в детском коллективе: в процессе общения с ровесниками и взрослыми у них наблюдается резкая смена настроения и повышенная утомляемость.

 

Выводы по 1 главе

У детей дошкольного возраста в норме быстро развиваются все познавательные психические процессы: вначале это ощущение и восприятие, затем память, мышление, внимание, речь. Все психические процессы тесно связаны между собой и влияют на формирование речевых и умственных способностей дошкольников: к концу шестого года они осваивают фонетические особенности, формируется активный словарный запас, развивается наглядно-действенное мышление. Воображение постепенно переходит в произвольное и выполняет две функции: познавательно-интеллектуальную и аффективно-защитную.

Психологические особенности развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития связаны с биологическими и социальными факторами. Уровень психологического развития дошкольников зависит от условий, в которых живет и воспитывается каждый ребенок.

Гармонический психофизический инфантилизм детей с ЗПР представляет собой запаздывание темпа физического и психического развития ребенка. Этот процесс выражается в незрелости эмоционально-волевой сферы, которая влияет на мыслительные процессы, мешает быстро адаптироваться в новых условиях. У детей появляется быстрая утомляемость, несамостоятельность действий, дети могут плакать без всякой причины, но быстро успокаиваются при переключении внимания на игровую ситуацию. Они много фантазируют, живут в придуманных иллюзиях, отвергают неприятные для них жизненные ситуации.

Необходимо отметить, что уровень подготовки детей 6-7 лет зависит от умения общаться с ровесниками, от сформированности организаторских способностей. В детском саду формируется социально-психологическая готовность детей к школе, это можно наблюдать при наличии таких умений: умение работать в коллективе, групповыми и индивидуальными методами и приемами; готовностью прийти на помощь, подсказать; осознанно высказывать личное мнение и уметь его защищать; умение подчиняться правилам, требованиям, условиям, управлять своими эмоциями и действиями.

Самым главным компонентом психологической готовности к школе у старших дошкольников служат предпосылки учебной деятельности, которые проявляются даже при отсутствии специально организованной воспитательно-образовательной работы. Однако для дошкольников с задержкой психического развития стихийно складывающиеся предпосылки учебной деятельности носят неустойчивый характер и не достигают должного уровня развития.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных