Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Оборудование логопедического кабинета

ПОЛОЖЕНИЕ О ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ ПУНКТЕ ПРИ ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ

УЧРЕЖДЕНИИ

Общие положения

1) Логопедический пункт является структурным подразделением дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) любого вида;

2) логопедический пункт открывается органами управления образованием при наличии соответствующих нормативно-правовых, материально-технических, программно-методических и кадровых условий;

3) для организации деятельности логопедического пункта в штатное расписание ДОУ вводится должность учителя-логопеда (из расчета не более 20 детей с нарушениями речи на 1 ставку);

4) цель деятельности логопедического пункта: раннее выявление и преодоление отклонений в развитии устной речи детей дошкольного возраста;

5) задачи:

- осуществление диагностики речевого развития детей;

- определение и реализация индивидуального маршрута коррекции и (или) компенсации речевого дефекта с учетом его структуры, степени тяжести, обусловленности, а также индивидуально-личностных особенностей детей;

- взаимодействие с психолого-медико-педагогическими комиссиями;

- организация взаимодействия всех субъектов коррекционно-образовательного процесса в реализации комплексного подхода при реабилитации детей с проблемами речевого развития;

- распространение логопедических знаний среди педагогов и родителей с целью профилактики речевых нарушений у детей, а также для оптимизации процесса логопедического воздействия;

6) направления деятельности:

- диагностическое (осуществление мониторинга коррекционного процесса);

-коррекционно-развивающее (создание условий для эффективной коррекции и компенсации недостатков устной речи детей дошкольного возраста с учетом их ведущего вида деятельности);

- информационно-методическое:

а) составление проектов индивидуальных маршрутов коррекции
и компенсации речевых нарушений разной степени тяжести, различной обусловленности;

б) оказание консультативной помощи педагогам и родителям;

в) организация взаимодействия всех субъектов коррекционно-развивающего процесса;

г) организация и систематизация методического фонда логопункта в соответствии с требованиями к его оснащению (приложение 1);

д) сбор информации о деятельности логопункта и её анализ (приложение 2);

7) общее руководство и ответственность за деятельность учите­ля-логопеда несет руководитель ДОУ.

 

2.Организация логопедическойработы

1) Комплектование логопункта осуществляется на основании
заключений следующего характера:

- ФНР (фонематическое недоразвитие речи);

- ФНР (фонетическое недоразвитие речи);

- ФФНР (фонетико-фонематическое-недоразвитие речи);

- ОНР (общее недоразвитие речи) I, II, III уровней у детей с различной клинической обусловленностью: дислалией, дизартри­ей, ринолалией, алалией, афазией;

- заикание;

2) при соблюдении санитарно-гигиенических условий (наличие отдельного входа, справки о здоровье ребенка) возможно оказание логопедической помощи детям, не посещающим ДОУ, но проживающим в данном микрорайоне;

3) обследование детей на логопедическом пункте осуществляется с 15 по 30 мая и с 1 по 15 сентября, а также в течение года по необходимости;

4) данные об обследованных на логопункте детях вносятся учителем-логопедом в журнал регистрации (приложение 3) с целью последующего распределения дошкольников по группам в зависимости от структуры речевого дефекта;

5) на каждого зачисленного на логопункт ребенка заполняется
речевая карта (приложение 4);

6) преимуществом при зачислении на логопедический пункт пользуются дети, недостатки речи которых препятствуют успеш­ному усвоению образовательных программ ДОУ или вызывают появление вторичных нарушений социального характера;

7) группы комплектуются детьми с однородными нарушениями речи:

- с общим недоразвитием речи (ОНР) — до 3-5 человек;

- с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) — до 5-6 человек;

- с заиканием — до 5-6 человек;

8) основными формами организации логопедической работы являются индивидуальные и групповые занятия, количество и про­должительность которых зависит от психофизических и возраст­ных особенностей ребенка (от 15 до 25 минут не менее 2-3 раз в неделю с каждым ребенком); темы групповых и индивидуальных занятий с детьми и учет посещаемости детей отражаются в журна­ле логопедических занятий (приложение 5);

9) периодичность и продолжительность занятий зависят от режима работы дошкольного образовательного учреждения, а также от степени тяжести речевого нарушения;

10) периодичность занятий:

- групповое занятие с детьми, имеющими ОНР (общее недо­развитие речи) различной клинической обусловленности, прово­дятся не менее 3-х раз в неделю;

- с группой детей, имеющих ФФНР и ФНР, - не менее 2-х раз в неделю;

- с группой детей, имеющих фонетический дефект — не менее 1-го раза в неделю;

- с группой заикающихся детей — не менее 3-х раз в неделю;

11) выпуск детей осуществляется в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи;

12) в случае длительного отсутствия положительной динамики родителям ребёнка (законным представителям) может быть рекомендовано обратиться в в соответствующие лечебно-профилактические учреждения для обследования врачами-специалистами (невропатологом, психиатром, отоларингологом и другими) или в психолого-медико-педагогическую комиссию для уточнения диагноза;

13) ответственность за посещение детьми занятий на логопедическом пункте несет учитель-логопед;

14) распределение рабочего времени учителя-логопеда распределяется следующим образом: 75% - работа с детьми, 15 % - консультативно-методическая работа, 10 % - работа с документацией;

15) для логопедического пункта выделяется отдельный кабинет, отвечающий санитарно-гигиеническим нормам;

16) в логопункте ведется следующая документация:

- журнал регистрации (приложение 3);

- журнал учета проведения индивидуальных и групповых ло­гопедических занятий (приложение 5):

- речевые карты (приложение 4);

- годовой план деятельности логопедов;

- календарно-тематические планы групповых занятий;

- индивидуальные рабочие тетради (приложение 6);

- тетрадь взаимосвязи логопеда с родителями;

- диагностическая карта динамического наблюдения речевого развития детей (приложение 7);

- аналитическая справка по результатам деятельности за год (приложение 2);

- расписание занятий и циклограмма использования рабочего времени;

- паспорт логопедического кабинета (приложение 8).

Приложение 1


Оборудование логопедического кабинета

(примерный перечень)

1. Настенное зеркало для логопедических занятий 70х 100 1

2. Зеркала для индивидуальной работы 9x12 8 – 10

3. Логопедические зонды и шпатели индивид.

4. Умывальник взрослый 1

5. Навесная доска 1

6. Шкафы для пособий 2-3

7. Стол канцелярский 1

8. Стулья 6-10

9. Детские столы 4

10. Разрезная азбука настенная

11. Касса букв

12. Песочные часы

13. Секундомер

14. Метроном

15. Магнитофон

16. Видеодвойка (телевизор и видеомагнитофон)

17. Набор аудио- и видеокассет

18. Диапроектор или кодоскоп

19. Компьютер с набором специальных программ

20. Экран

21. Дидактические пособия

22. Настольные игры, игрушки

 

При оборудовании логопедического кабинета необходимо соблюдать требования СанПиН:

- естественное левостороннее освещение; на расстоянии 1,2 метра над зеркалом должен располагаться светильник на кронштейне;

- умывальник взрослый, около умывальника кафельный «фартук»;

- площадь логопедического кабинета из расчета 4 кв.м. на одного ребёнка;

- мебель должна соответствовать росту ребёнка.

 

 


Приложение 2

Аналитическая справка

по результатам деятельности учителя-логопеда

 

1. Информационная справка

Всего обследовано детей _________

Всего выявлено детей с нарушениями речи _________

 

Сведения о движении детей Классификация речевых нарушений   Итого
ОНР ФФНР ФНР Фонемат. НР Заикание
Принято на логопункт            
Выпущено            
Продолжают занятия            
Выбыло            

 

2. Аналитическая информация:

- проблемы, возникшие в ходе работы;

- условия, необходимые для решения проблем;

- динамика речевого развития детей, представленная в графиках, диаграммах;

- приоритетные направления деятельности на следующий год.

 

 

Приложение 3

Журнал регистрации

 

№ п/п Фамилия, имя ребенка Возраст ребёнка Домашний адрес, тел. Сведения о родителях Заключение ПМПК Примечание
             

 


Приложение 4

Речевая карта

1. Ф.И.О. ребенка

2. Дата рождения, возраст на момент обследования

3. Домашний адрес, кем направлен

4. Дата обследования

5. Сведения о родителях:

Мать:

Отец:

6.Речевая среда

 

7.АНАМНЕЗ:

обший (беременность по счету, характер беременности, тече­ние родов, вес, рост, перенесенные заболевания);

речевой (гуление, лепет, первые слова, фразы)

8.Заключения специалистов: психиатр, невропатолог, отола­ринголог, офтальмолог, стоматолог

9.Состояние общей моторики (двигательная память, переключаемость движений, произвольное отражение, статическая и дина­мическая координация движений и другое)

10. Состояние произвольной моторики пальцев рук (статическая и динамическая координация движений)

11. Артикуляционный аппарат:

1) строение (губы, зубы, прикус, челюсть, подъязычная уздеч­ка, маленький язычок, нёбо);

2)моторика (двигательная функция губ, челюсти, языка, мяг­кого нёба);

3) состояние мимической мускулатуры (объем и качество дви­жения мышц лба, глаз, шеи, мимических поз, характеристика сим­волического праксиса).

12.Фонетическая сторона речи:

1) звукопроизношение (изолировано, в слогах, словах, связной речи): смешение звуков, отсутствие звуков, искажение звуков, за­мена звуков;

2) состояние просодии (характеристика голоса, темпо-ритмической и мелодико-интонационной сторон речи, речевого дыха­ния).

13. Слоговая структура слова (сокращение, упрощение, уподобление, перестановка слогов, добавление звука)

14. Фонетический слух

15. Фонематическое восприятие

16. Импрессивная сторона речи (понимание номинативной, предикативной и адъективной сторон речи, пространственных наречий, предложений различной сложности, грамматических форм)

17. Словарный запас (обобщение, употребление в речи слов различных частей речи, антонимов, синонимов)

18. Грамматический строй (составление предложений, словоиз­менение, словообразование, употребление грамматических форм)

19. Связная речь (пересказ, составление рассказа: описательно­го, по сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок, из соб­ственного опыта)

20. Начальные навыки чтения (усвоение букв, чтение слогов, слов, предложений, текста, характер ошибок; дислексические, дисграфические, грамматические)

21. Заключение

22. Рекомендации

23. Индивидуальный маршрут коррекции

24. Мониторинг динамики коррекционного процесса(заполняется не реже 2 раз в месяц)

25. Катамнез

 

 

Приложение 5

Журнал учета логопедических занятий

 

1. Групповые списки детей

2. Календарно-тематическое планирование групповых занятий

3. Учет посещаемости индивидуальных и подгрупповых занятий

 

№ п/п Дата Фамилия, имя ребенка              
                 

 

Приложение 6

Индивидуальная рабочая тетрадь

 

Содержит:

1. Схему структуры речевого дефекта.

2. Индивидуальную коррекционную программу.

3. Календарные планы занятий (дата, тема занятия, задачи, продукты практической деятельности детей на занятии).

 

 


Приложение 7

Диагностическая карта

динамического наблюдения речевого развития детей

 

 

Содержит:

1. Расшифровку кода успешности усвоения навыка:

красный квадрат – постановка звука (звук указывается внутри квадрата)

синий квадрат – автоматизация звука

зеленый квадрат – дифференциация звука

красный круг – развитие фонематического слуха

зеленый круг – формирование навыков звукового анализа

синий треугольник – развитие лексики (активизация словаря)

синий прямоугольник – коррекция грамматического строя речи

синий ромб – развитие связной речи

 

Заполнение цветом отражает успешность усвоения навыка ребёнком на занятии:

- условный знак, закрашенный наполовину, означает, что навык сформирован недостаточно;

- условный знак, закрашенный полностью, означает, что навык сформирован.

 

2. Таблица, отражающая динамику развития речи ребёнка.

 

Ф.И. ребёнка _________________ Дата зачисления на логопункт _______________

 

Дата занятия Код успешности усвоения навыка Резюме
     

 

Резюме отражает характер трудностей, испытываемых ребенком в ходе занятия, и выводы по коррекции индивидуального маршрута речевого развития ребёнка.

 

 


Приложение 8

Паспорт логопедического кабинета

 

1. Титульный лист:

Логопед Ф.И.О. ____________________________________________________

ДОУ № _____________

2. Общие сведения о кабинете

Общая площадь _____ длина______ ширина______

Освещенность _________________

Оборудование_________________

 

3. Сведения о логопеде

Ф.И.О.,_________________________________

Образование (что закончил, специальность, квалификация)

 

Год окончания ____________________ .

Работа в данном учреждении:

стаж________ квалификационная категория

Работа над темой________________ __

Работа по программе_______________

4.Содержание направлений деятельности логопеда

5.Циклограмма деятельности логопеда

6.Список документации

7.Каталог методической литературы кабинета

8. Перечень дидактических пособий и наглядного материала.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН, ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ | Понятие договорного права
vikidalka.ru - 2015-2018 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных