Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Лукашук И.И. Международное право: особенная часть: учебник для студентов юридических факультетов и вузов. - Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2005. - 517 с. 16 страница




--------------------------------

<*> ICJ. Reports. 1986. P. 245, 276.

 

Несмотря на отмеченные факты, концепция экономического порядка оказала влияние на МЭП. Она содействовала осознанию того факта, что без признания особых интересов развивающихся стран невозможно добиться стабильной мировой экономики. Активизировалась деятельность таких учреждений, как Международная ассоциация развития, Международная финансовая корпорация, Международное агентство по инвестиционным гарантиям, главной задачей которых является содействие экономическому росту развивающихся стран. В ряде многосторонних конвенций предусмотрен преференционный режим для развивающихся стран. Показательны в этом плане акты ВТО.

В заключаемых с развивающимися странами контрактах иностранным компаниям приходится более серьезно относиться к правам и интересам этих стран. С другой стороны, и развивающиеся страны осознали невозможность полной перестройки МЭП в соответствии со своими интересами.

В общем, было доказано, что МЭП не может отрываться от реалий мировой экономики. Его принципы и нормы должны учитывать отдельные интересы разных стран, а также их общие интересы.

 

§ 3. Право устойчивого развития

 

Концепция права устойчивого развития связана с новым экономическим порядком. Ее главное содержание состоит в том, что для решения стоящих перед международным сообществом проблем необходимо обеспечить устойчивое социальное и экономическое развитие прежде всего стран третьего мира. Это необходимо для экономической и политической стабильности, обеспечения прав человека, для защиты окружающей среды и т.д.

В соответствии с концепцией каждое государство, осуществляющее собственную политику в соответствии с правом на развитие, вправе рассчитывать на помощь со стороны международного сообщества. Некоторые юристы считают это право принципом международного права (С. Гоудхури, Индия).

Каждое государство несет ответственность за внешние результаты его экономической политики и потому должно воздерживаться от мер, причиняющих существенный ущерб другим государствам, особенно развивающимся.

Концепция права на развитие нашла воплощение во многих резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН и актах международных организаций. На каждой сессии Генеральной Ассамблеи значительная часть резолюций по экономическим вопросам так или иначе связана с правом на развитие. Право на развитие нашло отражение и в актах СНГ.

Право на развитие не выдвигает каких-то особых принципов и норм. Скорее оно воплощает новый подход международного сообщества, в соответствии с которым существующие принципы и нормы должны осуществляться с учетом общих интересов государств. На первый план выдвигается задача устойчивого развития международного сообщества в целом, что невозможно без развития каждой страны. Концепция отражает дальнейшую глобализацию сообщества и интернационализацию интересов его членов.

 

§ 4. Источники МЭП

 

Источники МЭП те же, что и у международного права в целом. Но есть и специфика. Экономические связи поддерживаются в основном физическими и юридическими лицами. Для того чтобы норма международного права могла регулировать отношения физических и юридических лиц, она должна быть инкорпорирована во внутреннее право. Арбитражи и стороны в контрактах нередко апеллируют к международному праву на том основании, что оно является частью права страны.

Другим путем является ссылка на норму международного права в частноправовом контракте, что делает ее обязательной для сторон даже в том случае, если соответствующая норма не является частью права их государства. Например, если государства сторон в контракте не участвуют в международном договоре, на который ссылается контракт.

Наконец, арбитраж должен применять нормы как МЭП, так и международного права в целом в тех случаях, когда без этого невозможно решить дело, например при определении юрисдикции государства.

В Декларации об урегулировании претензий 1981 г., которая регулирует деятельность ирано-американского претензионного арбитража, говорится: "Арбитраж решает дела на основе уважения к праву, применяя такой набор юридических норм и принципов торгового и международного права, какой Арбитраж сочтет применимым..." (ст. V) <*>.

--------------------------------

<*> ILM. 1981. Vol. 20. P. 230.

 

Значительную роль в регулировании международных экономических связей играет мягкое право. Обладающее юридической силой мягкое право присутствует в международных договорах. Обычно в них говорится: "сторонам следует предоставлять" (вместо "будут предоставлять") или стороны будут соблюдать положение договора, "поскольку это возможно с учетом экономического положения".

Резолюции международных организаций в основной своей массе носят характер рекомендаций и не являются источниками МЭП. Тем не менее им принадлежит существенная роль в регулировании экономических связей. Они используются при толковании норм МЭП. Юридическую силу им могут придать ссылки на них в контрактах.

Таким образом, то обстоятельство, что основными участниками международных экономических связей являются физические и юридические лица, ограничивает возможности их конвенционного регулирования. Тем не менее как двусторонние договоры, так и многосторонние конвенции являются важнейшим источником норм, регулирующих международные экономические связи в целом. Достаточно назвать конвенции, посвященные коллизиям права, унификации норм, конвенции о международном коммерческом арбитраже. Такие конвенции уменьшают расхождения между национальными правовыми системами, облегчают деловые связи, способствуют их развитию.

 

§ 5. Цели и принципы

 

Цели и принципы МЭП определяются целями и принципами международного права в целом. Устав ООН уделил значительное внимание экономическому сотрудничеству. В соответствии с Уставом целями МЭП являются:

- содействие экономическому и социальному прогрессу всех народов;

- создание условий стабильности и благополучия, необходимых для мирных и дружественных отношений между народами;

- повышение уровня жизни, полная занятость населения в условиях экономического и социального прогресса.

В соответствии с принципом суверенного равенства все народы имеют право свободно выбирать свою экономическую систему и осуществлять экономическое развитие. Согласно принципам неприменения силы и невмешательства запрещены применение силы и угроза силой и все иные формы вмешательства, направленные против экономических мер любого характера с целью добиться подчинения себе другого государства или получить от него какие бы то ни было преимущества. Соответственно все споры и в экономических отношениях должны решаться исключительно мирными средствами.

Согласно принципу сотрудничества государства обязаны сотрудничать друг с другом с целью содействия экономической стабильности и прогрессу, общему благосостоянию народов и сотрудничеству, свободному от дискриминации. Наконец, принцип добросовестного выполнения обязательств относится и к международным экономическим соглашениям.

Акты ООН, относящиеся к МЭП, подчеркивают значение общих принципов международного права для международного экономического порядка. В качестве специальных принципов международного экономического права указываются:

- принцип всеучастия - полное и эффективное участие на основе равенства всех стран в разрешении мировых экономических проблем в общих интересах;

- принцип суверенитета государства над своими природными ресурсами и всей экономической деятельностью;

- принцип преференциального режима для развивающихся стран;

- принцип международной социальной справедливости;

- принцип свободного доступа к морю для стран, не имеющих выхода к нему.

В некоторых резолюциях международных органов и в отдельных научных работах в качестве общего принципа МЭП указывается принцип наибольшего благоприятствования. В числе общих принципов Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) в 1964 г. указала: международная торговля должна осуществляться "ко взаимной выгоде на основе режима наиболее благоприятствуемой нации". Однако практика государств считает этот режим не общим, а договорным, что нашло отражение и в проекте статей по этому вопросу, принятом Комиссией международного права <*>.

--------------------------------

<*> См.: Ушаков Н.А. Режим наибольшего благоприятствования в международных отношениях. М., 1995.

 

В проекте говорится: "Ничто в настоящих статьях не предполагает, что какому-либо государству должен предоставляться режим наиболее благоприятствуемой нации со стороны другого государства на иной основе, чем международное обязательство, принятое этим последним государством".

Под режимом наиболее благоприятствуемой нации понимается режим, предоставляемый одним государством другому или его гражданам, не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый другим государствам или их гражданам. Этот режим не распространяется на преференции, предоставляемые отдельным государствам, например соседним, членам интеграционного объединения или развивающимся странам. Режим распространяется либо на все экономические отношения, либо на определенную их часть в зависимости от соглашения. Основной сферой действия режима являются торговые отношения, международное торговое право.

Кроме режима наибольшего благоприятствования существует национальный режим. Следует различать национальный режим в отношении общих прав и режим в отношении специальных экономических прав. Что касается первого, то он во все большем числе государств предоставляется всем иностранцам и лицам без гражданства, которые в правах и обязанностях приравниваются к местным гражданам, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ).

Уравнивание статуса иностранцев с местными гражданами в экономической деятельности невозможно, так как это поставило бы под угрозу национальную экономику. Достаточно вспомнить последствия распространенных в прошлом режимов "равных возможностей" и "открытых дверей", которые навязывались зависимым государствам.

Существует также специальный режим, в соответствии с которым иностранцам предоставляются права, специально оговоренные в законе или в международных договорах, и, наконец, преференциальный режим, в соответствии с которым особенно благоприятные условия предоставляются государствам одного экономического объединения или соседним странам. Как уже говорилось, предоставление этого режима развивающимся странам стало принципом международного экономического права.

 

§ 6. Государство в международном экономическом праве

 

В системе регулирования международных экономических отношений центральное место занимает государство. В экономической области ему также принадлежат суверенные права. Однако эффективное осуществление их возможно лишь при учете экономической взаимозависимости членов международного сообщества. Попытки добиться экономической независимости в изоляции от сообщества (автаркия) известны истории, но никогда не были успешными <*>. Мировой опыт свидетельствует, что максимально возможная экономическая независимость реальна лишь при активном использовании экономических связей в интересах национального хозяйства, не говоря уже о том, что без этого не может быть и речи о влиянии государства на мировое хозяйство. Активное использование экономических связей предполагает соответствующее использование и международного права.

--------------------------------

<*> Показателен опыт Китая. Политика "опоры на собственные силы" не привела к существенным положительным результатам. Лишь активно включившись в систему мирохозяйственных связей, Китай добился внушительных экономических результатов.

 

Суверенная власть в экономической области осуществляется в рамках права как внутри страны, так и во внешней сфере. Однако абсолютный суверенитет в данном случае не более чем фикция. Например, государство не может позволить себе произвольное обращение с иностранными предприятиями, имеющими важное значение для его экономики. Неуважение интересов других государств неизбежно влечет за собой экономическую изоляцию и, следовательно, ограничение возможности реализации суверенных прав.

В Хартии экономических прав и обязанностей государств 1974 г. сформулировано общее положение: "Каждое государство имеет и должно свободно осуществлять полный постоянный суверенитет над всеми своими богатствами, природными ресурсами и экономической деятельностью, включая право на владение, использование и эксплуатацию" (п. 1 ст. 2). Одновременно указывается, что экономические отношения регулируются рядом принципов, в числе которых взаимная и справедливая выгода, сотрудничество, добросовестное выполнение обязательств.

МЭП в целом отражает закономерности рыночной экономики. Однако это не означает ограничения суверенных прав государства в экономической сфере. Оно вправе национализировать ту или иную частную собственность, может обязать граждан репатриировать свои иностранные капиталовложения, когда этого требуют национальные интересы. Так, например, поступала Великобритания в период мировых войн. США сделали это в мирное время, в 1968 г., с целью предотвращения дальнейшего падения курса доллара. Все вложения за рубежом считаются частью национального достояния.

Вопрос о роли государства в рыночной экономике приобрел особую остроту в наше время. Развитие экономических связей, глобализация экономики, снижение пограничных барьеров, т.е. либерализация режима, породили дискуссию о падении роли государств и правового регулирования. Начались разговоры о глобальном гражданском обществе, подчиняющемся только законам экономической целесообразности. Однако как авторитетные ученые, так и те, кто практически участвует в международных экономических и финансовых связях, указывают на необходимость определенного порядка и целенаправленного регулирования <*>.

--------------------------------

<*> Показательно, что аналогичную позицию занимает и такой сторонник свободного рынка, как Дж. Сорос (см.: Soros G. Le defi de l'argent. Paris, 1995. P. 38).

 

Экономисты нередко сопоставляют азиатских "тигров" со странами Африки и Латинской Америки, имея в виду в первом случае успехи свободной рыночной экономики, ориентированной на активные внешние связи, а во втором - стагнацию регулируемой экономики.

Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что в странах Юго-Восточной Азии роль государства в экономике никогда не принижалась. Успех был обусловлен именно тем, что рынок и государство не противостояли друг другу, а взаимодействовали в общих целях. Государство содействовало развитию национальной экономики, создавая благоприятные условия для деловой активности внутри страны и вне ее.

Речь идет о государственно направляемой рыночной экономике. В Японии говорят даже о "планово-ориентируемой рыночной экономической системе". Из сказанного следует, что было бы неправильно выбрасывать за борт опыт планового руководства экономикой в странах социализма, включая опыт отрицательный. Его можно использовать для определения оптимальной роли государства в национальной экономике и внешних связях.

Вопрос о роли государства в рыночной экономике имеет принципиальное значение для определения его роли и функций в международных экономических отношениях, а следовательно, и для выяснения возможностей МЭП.

Международное право отражает тенденцию к расширению роли государства в регулировании мировой экономики, включая деятельность частных лиц. Так, Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. закрепила такую функцию дипломатического представительства, как развитие отношений в области экономики. Существенное значение для развития экономических связей имеет институт дипломатической защиты, осуществляемой государством в отношении своих граждан.

Государство может непосредственно выступать в качестве субъекта частноправовых отношений. Получила распространение форма совместных предприятий государств в области производства, транспорта, торговли и др. Учредителями выступают не только государства, но и их административно-территориальные подразделения. Пример - учрежденная пограничными областями двух государств совместная компания для строительства и эксплуатации моста через пограничный водоем. Совместные предприятия носят коммерческий характер и подчинены праву страны пребывания. Тем не менее участие государств придает их статусу некоторую специфику.

Швейцарский федеральный суд в 1966 г. рассматривал дело совместного предприятия. Приняв во внимание, что стороной в договоре о нем являются Итальянские государственные железные дороги, суд счел имущество предприятия "административной собственностью". Такая собственность пользуется иммунитетом от принудительного исполнения судебного решения. Но это не является препятствием для рассмотрения дела судом и вынесения решения <*>.

--------------------------------

<*> Schweizerisches Jahrbuch fur internationals Recht. Bd. 31. 1975. S. 225 - 226.

 

Такой порядок не всегда устраивает государства, и они стремятся избежать полного подчинения совместного предприятия праву страны его нахождения. В этих целях предприятие учреждается международным договором, который определяет его особый статус вплоть до изъятия из местной юрисдикции. Таких случаев немало в практике взаимоотношений арабских государств. Договорное оформление совместных предприятий было характерно для взаимоотношений социалистических стран.

Касаясь роли государства в международных экономических отношениях, нельзя не отметить значения их коллективных органов - международных экономических организаций. Усложнение мировой экономики сделало неизбежным ее регулирование на многосторонней основе постоянно действующими органами. Принципиальная основа у международных экономических организаций та же, что и у иных международных организаций. Однако есть и некоторая специфика. В неполитической сфере государства склонны наделять организации более широкими регулирующими функциями. Резолюции экономических организаций играют важную роль, дополняя правовые нормы, приспосабливая их к меняющимся условиям, а там, где они отсутствуют, и заменяя их. Наиболее важные экономические организации будут рассмотрены в дальнейшем.

 

§ 7. Ответственность государства и частных лиц

 

Общее правило состоит в том, что государство не несет ответственности за экономическую деятельность частных лиц. Развивающиеся страны не раз претендовали на компенсацию от иностранного государства за ущерб, причиненный им корпорацией, зарегистрированной в этом государстве, но без успеха. При обосновании отказа в компенсации ссылались на то, что государство не может контролировать деятельность корпорации за рубежом. Нельзя в связи с этим не вспомнить о немалом числе случаев, когда государство довольно эффективно контролировало зарубежную деятельность своих корпораций, если этого требовали политические интересы. Особенно богата такими случаями практика США.

Иначе обстоит дело, когда противоправная деятельность корпорации связана с территорией государства регистрации и подпадает под его юрисдикцию, например в случае терпимости властей государства к экспорту товаров, продажа которых в нем запрещена, поскольку они опасны для здоровья. В этом случае государство регистрации несет ответственность за то, что не воспрепятствовало противоправной деятельности корпорации.

Что же касается частных компаний, то они, будучи самостоятельными юридическими лицами, ответственности за действия своего государства не несут. Правда, практике известны случаи возложения на компании ответственности как ответной меры на политический акт их государства. На этом основании, например, Ливия национализировала американские и британские нефтяные компании. Подобная практика лишена правовых оснований.

Принадлежащие государству и действующие от его имени компании пользуются иммунитетом. Ответственность за их деятельность несет само государство. В международной практике не раз возникал вопрос о гражданско-правовой ответственности государства по долговым обязательствам принадлежащей ему компании и об ответственности последней по долговым обязательствам своего государства. Решение этого вопроса зависит от того, обладает ли компания статусом самостоятельного юридического лица. Если обладает, то она отвечает лишь за собственные действия.

Апелляционный суд г. Инсбрука (Австрия) в 1986 г. в решении по иску к советскому государственному предприятию, ответственному за катастрофу в Чернобыле, не признал, что находящееся в Австрии имущество других советских государственных предприятий может рассматриваться как имущество ответчика <*>.

--------------------------------

<*> Аналогичное решение было принято Верховным судом Австрии в 1988 г. (Juristische Blatter. 1988. N 110. S. 323).

 

Развитие так называемых опасных производств, связанных с повышенным риском причинения значительного вреда другим странам, поставило перед международным правом сложную проблему. Речь идет в первую очередь о производстве ядерной энергии, космической деятельности, химическом производстве, транспорте. Запретить все это невозможно. Вместе с тем едва ли можно признать терпимым положение, при котором одна страна получает выгоду от подобных производств, а другим она причиняет ущерб. Встал вопрос об ответственности государства за вредные последствия законной деятельности. Речь идет об ответственности государства даже в том случае, когда такого рода деятельность осуществляется частными лицами.

Становление соответствующего правового института идет с трудом, поскольку затрагиваются серьезные экономические интересы. Над темой "Международная ответственность за вредные последствия действий, не запрещенных международным правом" Комиссия международного права ООН работает с 1978 г., и пока конца этой работе не видно. Тем не менее процесс становления соответствующего правового института начат.

В 1954 г. в результате испытания Соединенными Штатами ядерного оружия в Тихом океане пострадали рыбаки, была заражена рыба и т.д. Япония потребовала компенсации. США заявили о готовности ее выплатить, но не в порядке ответственности, а добровольно (ex gratia). При этом действия "доброй воли" были оговорены юридическими последствиями: выплата 2 млн. долл. идет в счет "полного урегулирования любого или всех исков против Соединенных Штатов или их представителей, граждан или юридических лиц за любой ущерб, связанный с испытанием" <*>.

--------------------------------

<*> DSB. 1955. N 812. P. 90 - 91.

 

Через несколько лет уже США подняли вопрос о трансграничном ущербе, причиненном дымом канадской металлургической компании "Смелтер". Учрежденный сторонами арбитраж не запретил деятельность компании, но обязал ее сократить объем производства до безопасного для США уровня <*>.

--------------------------------

<*> UN Report of the International Arbitral Awards. Vol. III. P. 1980 - 1981.

 

После ряда аварий танкеров в 1969 г. была принята Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения моря нефтью <*>. Значительная ответственность государства предусмотрена на случай ущерба от ядерного производства. Конвенции <**> в этой области устанавливают ответственность государства за соблюдение управляющими ядерными объектами определенных правил. Если государство не обеспечивает этого, то оно несет гражданскую ответственность за действия управляющих. Примером может служить Международная конвенция об ответственности операторов ядерных судов 1962 г. <***>.

--------------------------------

<*> Конвенция заключена в г. Брюсселе 29 ноября 1969 г., вступила в силу 16 июня 1975 г., СССР присоединился к Конвенции с оговоркой, вступила в силу для СССР 22 сентября 1975 г.

<**> См.: Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб от 21 мая 1963 г.

<***> Конвенция подписана в г. Брюсселе 25 мая 1962 г., не вступила в силу, Россия не участвует.

 

Наиболее широкая ответственность государства предусмотрена на случай ущерба, причиняемого космической деятельностью. В 1972 г. была принята Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами (см.: гл. VIII § 3 "Ответственность за космическую деятельность"). Особенность Конвенции в том, что она предоставляет пострадавшей стороне возможность выбора - обратиться с иском в национальный суд или предъявить претензию непосредственно соответствующему государству.

На этом основании Канада в 1978 г. предъявила претензию СССР за ущерб, причиненный ей падением советского спутника. Интересно, что канадское правительство не только сослалось на Конвенцию об ответственности за ущерб, но и заявило, что "принцип абсолютной ответственности применяется в областях деятельности повышенной опасности" и "рассматривается как общий принцип международного права" <*>. Иными словами, он уже рассматривается как часть позитивного, т.е. действующего, международного права. Советское правительство выплатило компенсацию.

--------------------------------

<*> ILM. Vol. 18. P. 907.

 

Следует подчеркнуть, что во всех этих случаях речь идет о материальной или гражданско-правовой ответственности. Международные договоры и законодательство государств предусматривают возможность освобождения от ответственности в рассматриваемых случаях. Указываемые договорами основания освобождения аналогичны тем, что предусмотрены законодательством. Примерами могут служить ст. 1 Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью в 1969 г. и ст. 8 Конвенции о гражданской ответственности за ущерб от деятельности, опасной для окружающей среды, 1993 г.

При определении размеров компенсации также возникает экономическая проблема. Если установить слишком большие ее размеры, то это может сделать нерентабельной деятельность, важную для современной цивилизации, например морские, воздушные, железнодорожные перевозки. Поэтому договоры обычно устанавливают пределы компенсации.

Примером может служить Дополнительная конвенция к Конвенции о железнодорожных перевозках пассажиров и багажа. Особого внимания заслуживает то, что установлена недействительность любого соглашения между пассажиром и железной дорогой, в котором ответственность перевозчика исключается или ограничивается суммой меньше, чем предусмотренная Конвенцией (ст. 10).

С рассматриваемым видом ответственности связана сложная экономическая проблема. Повышая свою долю в компенсации ущерба окружающей среде, государство снижает долю предприятия и тем самым уменьшает себестоимость производимой продукции, т.е. предоставляется своеобразная экспортная субсидия. Поэтому Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в 1972 г. приняла Резолюцию, рекомендующую, чтобы стоимость мер по предотвращению загрязнения включалась в стоимость товара и услуг. При этом не должны предоставляться субсидии, которые "привели бы к значительным нарушениям в международной торговле и в осуществлении инвестиций" <*>.

--------------------------------

<*> Док. ООН. A/CN. 4/471. 1995. P. 42.

 

§ 8. Транснациональные корпорации

 

В научной литературе и практике такого рода компании называют по-разному. Термин "транснациональные корпорации" <*> является доминирующим. Вместе с тем все шире используется термин "многонациональные компании", а иногда и "многонациональные предприятия". В отечественной литературе обычно используют термин "транснациональные корпорации" (ТНК).

--------------------------------

<*> См.: Арцт Д.Е., Лукашук И.И. Транснациональные предприятия // Вне конфронтации. М., 1996. Гл. III. § 3.

 

Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) дала следующее определение: термин "многонациональная компания", используемый в широком смысле, "охватывает компании, которые через отделения, филиалы или иные организации занимаются значительной коммерческой или иной экономической деятельностью в государствах иных, нежели государство, в котором находится контролирующий или принимающий решения центр". По определению Института международного права, "многонациональное предприятие - это группа компаний, действующая на основе общей собственности или под общим контролем, члены которой учреждены по законам более чем одного государства" <*>.

--------------------------------

<*> Annuire de l'Institut de Droit international. Paris, 1996. P. 466.

 

Основными компонентами ТНК являются: материнская компания, дочерние компании и филиалы. Материнская компания - образование, которое прямо или опосредованно владеет большинством акций или иным путем осуществляет контроль над другими компаниями, образующими ТНК. Дочерняя компания - компания, которая принадлежит другой компании, владельцем которой является та же группа компаний, или же контролируется ею. Обычно дочерняя компания учреждается на основе законов государства, в котором она создается. Филиал - часть компании, которая не учреждается как самостоятельное образование в государстве, где она осуществляет свою деятельность.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных