ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Этапы и процедуры процесса принятия решенийТема 2. Механизм принятия и реализации решения Этапы и процедуры процесса принятия решений Термин «управленческое решение» употребляется в двух основных значениях — как процесс и как явление. Как процесс управленческое решение — это выполнение основных процедур. Как явление управленческое решение — это набор мероприятий, направленных на разрешение рассматриваемой проблемы в форме постановления, приказа в устном или письменном виде. Принятие решений в управлении представляет собой сложный и систематизированный процесс, состоящий из ряда этапов, начинающийся с формулирования проблемы и заканчивающийся совершением действий, решающих эту проблему. [1]. Типовой процесс принятия решений включает: 1) предварительное формулирование проблемы; 2) определение целей решения и выбор соответствующих критериев оптимальности; 3) выявление и установление ограничений; 4) составление списка альтернатив и их предварительный анализ с целью исключения явно неэффективных; 5) сбор управленческой информации и прогнозирование изменений параметров решения в будущем; 6) точное формулирование поставленной задачи; 7) анализ и выбор метода решения задачи и разработку алгоритма решения; 8) разработку модели решения, позволяющую оценивать эффективность каждой альтернативы; 9) оценку альтернатив и выбор наиболее эффективных; 10) принятие решения; 11) доведение решения до исполнителей; 12) выполнение решения и оценку результата. Схема процесса принятия управленческих решений представлена на рис.3.2., где представлены этапы, внутри которых выделены процедуры, необходимые для выполнения каждого этапа и их последовательность. Схема отображает логику управленческой деятельности, а не её сложность. Не каждая управленческая система требует для своего разрешения всех указанных на схеме этапов. Если ситуация проста, достаточно рутинна и повторяется, то решение может быть принято и реализовано в 3-4-5 этапов. И наоборот: чем ситуация и соответственно проблема сложней и нестандартней, тем больше этапов необходимо пройти для нахождения и осуществления эффективного решения. В процессе принятия решения допускается параллельность ряда процедур, что позволяет сократить время принятия решения. [1]. Первый этап рассматриваемого процесса состоит в постановке проблемы. Как только определены факторы, ограничивающие решение, менеджер может начинать работу по поиску альтернатив или возможных направлений действия для решения проблемы – второй этап (формирование решения). Многие из альтернативных решений легко обнаружить. Они обычно известны из предыдущего опыта, стандартны и легко вписываются в критериальные границы лучшего решения. Завершающий этап — это выбор и реализация решения проблемы. Наиболее распространенной ошибкой менеджеров является предположение, что если выбор в отношении решения сделан, то решение обязательно будет выполнено. Выполнение решения — это устранение проблемы, его породившей, по отношению к которой было принято решение. Организация выполнения решения предусматривает координацию усилий многих людей. Менеджер должен стремиться избегать потенциальных конфликтов, делать людей заинтересованными и мотивированными на реализацию решения, таким образом расставить людей, чтобы максимально использовать их способности.
Рис. 2.1. Схема процесса принятия управленческих решений
Для этого, во-первых, необходимо составить план мероприятий превращающих решение в реальность. Необходимо распределить права и ответственность среди участников. Важно помнить старое правило: «Ничего не происходит, если нет ответственного за действие». Следует также построить коммуникационную сеть для обмена информацией и отрегулировать соответствующие отношения подчинения между участниками. Во-вторых, менеджер должен проявить беспокойство о конфликте интересов и принятии данного решения его исполнителями. Этому во многом способствуют различные методы делегирования полномочий и участия в управлении. Следующий этап — это встраивание в решение механизма получения информации о ходе выполнения решения. Основой такого механизма должна стать система обнаружения ошибок и достижений в действиях по выполнению решения. Когда система такого отслеживания отклонений работает эффективно, тогда проблемы в выполнении решений могут быть предотвращены до того, как они проявятся. Полученная в ходе отслеживания информация необходима для проведения корректировки действий. Отслеживание и обратная связь занимают в работе менеджера много времени. При этом информация из первоисточника всегда лучше, чем подготовленный кем-то отчёт или данные из «вторых» рук. В первом случае замечается больше деталей и нюансов, делается более правильная оценка и достигается более верное восприятие потенциальных проблем и их решений. Также это позволяет показать подчиненным интерес менеджера к выполняемому решению. [1]. Большую роль в принятии решения играет интуиция. Она включает в себя предчувствие, воображение, проницательность. Развитая интуиция — это умение держать все, что связано с проблемой, в голове в течение всего процесса. Всеобщий и одновременный охват проблемы и её решения позволяет менеджеру с развитой интуицией быстро переводить от этапа к этапу. Исследования, проведенные Г. Минцбергом, показали важность интуиции и творчества в принятии решений, в особенности стратегических. [10]. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|