ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Начала социальной жизниВажно, на наш взгляд, различать понятия «живое» и «животное». Живое —это то, что противостоит неживой, мертвой природе. Животное -f~■■это то, что не рефлексируется сознанием, не регулируется им, досоциальное в человеке. Речь идет прежде всего об инстинктах. Социальная жизнь противостоит животной, но вбирает в себя жизненные, живые начала. Однако у человека возникают принципиально иные механизмы организации жизнедеятельности, которые качественно преобразуют содержание и формы реализации этих живых начал. Естественно, у человека и у животных много сходного. Всем Однако представляется дискуссионным утверждение этологов и генетиков, основывающихся на современных эмпирических данных об удивительном сходстве поведения человека и животных, о том, что очень многое, присущее, по общему мнению, только человеку и составляющее его преимущество, наблюдается и у животных, и, следовательно, социальная жизнь есть разновидность животной жизни, законы которой и доминируют в обществе. С особой остротой это проявляется при обсуждении: • соотношения инстинктивной и внеинстинктивной форм ори • стадных сообществ животных, форм регуляции их стадного Итак, каковы же начала социальной жизни, в чем их принципиальное отличие от начал животной жизни? 1. Индивид имеет определенные потребности, т.е. ему необходимы определенные блага для существования и развития в данной внешней среде (как природной, так и социальной). Говоря о потребностях, сделаем акцент на следующих моментах. • Потребность представляет собой синтез заложенной в инди циокультурную) и конкретное содержание, обусловленное этой средой. Например, необходимость потребления пищи заложена в самой программе жизнедеятельности любого индивида. Но должная степень калорийности или витаминизированности пищи зависит от того, где живет индивид— на Севере или Юге, каким трудом он занят — умственным или тяжелым физическим, и т.д. То же можно сказать о формообразующем влиянии социокультурной среды. Известно высказывание К. Маркса о том, что в отличие от голода, испытываемого дикарем, голод цивилизованного человека удовлетворяется с помощью ножа и вилки, что выразительно подчеркивает синтезированный характер конкретной потребности в еде. • Животные обладают лишь одной системой потребностей — 2. Необходимость удовлетворения потребностей побуждает индивида к определенным реакциям, усилиям. Обратим внимание на следующие обстоятельства. • Важн,о подчеркнуть единство потребности и усилий, действий • Принципиально важно, что у животных эти реакции носят Научение (выработка свойств, навыков, которые не относятся к категории врожденных инстинктов). Каждый знает, что кошку или собаку можно научить реагировать на приказы хозяина, есть из определенной посуды, спать в определенном месте и т.д. Более того, еще в 1912 г. Йеркс обнаружил способность чему-либо научиться даже у дождевого червя, научив некоторых особей поворачивать направо в Т-образном лабиринте: если червь поворачивал направо, он попадал в темный отсек, наполненный сырой землей; если же он поворачивал налево, то на него воздействовал слабый разряд электрического тока. Потребовалось более 150 проб, чтобы червь стал устойчиво поворачивать направо. Тем самым было доказано, что простая нервная система животных может накапливать информацию, способную изменять их поведение*. Годфруа Ж. Что такое психология. Т. 1. — М., 1992. 94 Научение резко повышает адаптационную способность особи и Обучение. У животных, в особенности у стадных, научение переходит в обучение, т.е. передачу наученного другим особям (обучает и кошка своих котят, и собака своих щенят). Но так как семейная опека у животных относительно кратковременна, то новому поколению передается лишь меньшая часть накопленной старшими информации, способной изменить поведение, повысить уровень адаптации к окружающим условиям. Новое поколение вынуждено пройти собственный путь проб и ошибок — в результате получается «топтание на месте». Существуют и другие внеинстинктивные формы поведения животных, например использование орудий, в особенности обезьянами. Но обезьяна чаще всего не совершенствует орудия или же это совершенствование носит фрагментарно-интуитивный характер (укорачивание палки); обезьяна не коллекционирует орудия труда, не хранит их специально. Сигнальная система является разновидностью символической информации. Трудно назвать стадное животное, птицу, которая не пользовалась бы сигналами беды, опасности и т.д. Но и здесь есть особенности — эта сигнальная система фрагментарна, она используется лишь в конкретной ситуации. Животные, особенно обезьяны, обладают способностью к умозаключению, т.е. способностью улавливать логическую связь между различными элементами ситуации и принимать правильное решение, не прибегая к пробным действиям, производимым наудачу. Но даже у обезьян способность к умозаключениям носит фрагментарно-ситуативный характер, т.е. они не используют, эту способность постоянно, это не основной тип их адаптации к окружающему миру. Итак, современная наука доказывает, что животные также обладают внеинстинктивными формами ориентации. Однако в отличие от человека в жизни животных внеинстинктивное, наученное, обученное проявляется фрагментарно, ситуативно, и главная причина этого — кратковременность обучения животных. Здесь количественные различия переходят в качественные. Никто, кроме человека, не сумел создать устойчивую семью, а поэтому никто, кроме человека, не смог в течение длительного периода передавать накопленный личный и коллективный опыт, не прибегая к методу проб и ошибок. Семья — исходный пункт социальной жизни, а обучение, передача опыта, социализация — главный механизм поддержания и приумножения опыта, умений, способностей человека. Фрагментарно-ситуативные элементы внеинстинктивнои деятель- ности у человека благодаря этому механизму начинают приобретать качественно новое, устойчиво-системное свойство. 3. Еще одно начало социальной жизни — удовлетворение индивидуальных потребностей посредством объединения усилий, сообщества. Ведущими признаками социальных явлений чаще всего считают их возникновение во взаимодействии индивидов, скоординирован-ность, упорядоченность. Но это характерно и для многих животных. «Во всяком случае, в сообществах как насекомых, так и позвоночных, — отмечает Я. Щепаньский, — имеют место явления дифференциации и разделения функций, иерархии, кастовости, факты общественного регулирования поведения отдельных особей, различного питания в зависимости от принадлежности к касте, разделения труда, «рабства». В сообществах позвоночных встречаются такие явления, как захват определенной территории и ее защита от вторжения других стад, своеобразная организация совместной жизни в зависимости от территории, «устройство» собственной территории и ее «обозначение», явления общественной иерархии и «власти», опеки и «воспитания», «супружеской верности» и т.д.»*. Можно привести и другие примеры стадных форм жизни животных, напоминающие социальную жизнь людей (что и становится нередко причиной объяснения социальных норм животными инстинктами и т.д.). Например, как показали исследования, неравноценность особей по степени агрессивности, способности к доминированию создает иерархию (особенно среди обезьян), напоминающую государство. Так, обезьяны могут объединяться, чтобы управлять стадом (геронтократия). У «хитрых» же макак замечена автократия, при которой вожак опирается на большую массу непризнаваемых «подонков», которые всегда поддерживают своего пахана**. Поразительное сходство с воинскими порядками демонстрируют павианы «на марше». Они (так же, как и люди) передвигаются в определенном порядке. Четко выделяется вооруженный авангард и арьергард, вожак идет чуть сзади авангарда, обоз с самками и детенышами укрыт со всех сторон. Можно приводить множество примеров сходства стадных форм жизни животных и социальных форм организации людей — не говоря уже о «мудрости» животных, их «благородстве», «хитрости», * Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии, с. 23—24. Следует отметить, что термин «общественная жизнь» в отечественной социологической литературе употребляется для обозначения только "человеческих сообществ. Поэтому в приведенной цитате, если следовать нашей традиции, вместо определений, производных от слова «общество», нужно было бы использовать производные, к примеру, от слова «сообщество». Видимо, следует различать понятия «стадо» (животное сообщество) и «общество» (социальное сообщество). ** Дольник В. Непослушное дитя биосферы. — М., 1994, с. 155. «клептомании», «жадности» и т.д., аналогичных социальным чувствам людей. Справедливости ради приведем примеры и принципиальных отличий стадного поведения животных и социальной организации жизни людей. Лев, который одной лапой может сломать хребет быку или буйволу, никогда не использует этот прием в схватке с себе подобными — в этом животные выгодно отличаются от людей, которые способны уничтожать друг друга. Сходств между стадными формами жизни животных и социальными формами организации жизни людей так много, что волей-неволей возникает вопрос, не является ли подобное сходство доказательством того, что истоки социальной жизни людей заключаются в стадных формах животных и что глубокое понимание организации социальной жизни, ее движущих сил, причин и т.д. возможно на основе изучения стадных форм жизни? Социальная жизнь людей получает сугубо биологическое обоснование, аргументацию. Но это одно из возможных логических объяснений подобного сходства. Есть и другое, на наш взгляд, куда более точное. Отметим два его аспекта. • Подобное сходство объясняется тем, что, будучи живыми су Мы обращаем особое внимание на данное звено логической цепочки доказательств. Подобным образом нам придется объяснять многое в жизни человеческих сообществ. Внешние условия нам могут предоставлять ограниченное число функционально целесообразных решений, т.е. решений, которые обеспечивают реализацию той или иной функции. Ограничено число вариантов соединения особей мужского и женского пола для продолжения рода, ограничено число вариантов организации жизни сообществ и т.д., и это становится одной из главных причин повторяемости, сходства не только между стадными формами животных и социальными формами жизнедеятельности людей, но и сходства социальных форм жизнедеятельности народов, которые не имели прямых контактов и не могли заимствовать друг у друга те или иные социальные формы и т.д. • Другое обстоятельство, благодаря которому мы находим сход 97 4 Общая социология рактерных для человека. Мы приписываем животным определенные чувства, добродетели, которые характерны у людей в рамках системы разумной (внеинстинктивной) деятельности, как результат организации взаимодействий на основе вероятностных прогнозов, умения предвидеть реакцию партнера, переживать не конкретную ситуацию, а саму добродетель. Итак, можно сделать некоторые выводы относительно характера сообществ животных и людей: • организация животных в сообществе, взаимоотношения особей • некоторые виды животных образуют довольно постоянные со Следовательно, присущие человеку социальные начала обусловлены не только тем, что лишь человек обладает определенными потребностями, что лишь ему необходимо прилагать усилия для удовлетворения этих потребностей, что лишь у него эти усилия, как правило, объединены и скоординированы с усилиями других. 4. Все эти свойства — свойства живого, но лишь наличие еще одного начала — сознания придает жизни человека особое состояние — социальное. Из философии известно, что сознание — это особая, присущая человеку способность отражать и (мысленно) активно преобразовывать мир. Социология же делает особый акцент на том, что сознание — это лишь человеку присущий способ ориентации в окружающей среде. Именно этот способ и определяет иную логику событий, иную логику действий, иное содержание связей, качественно преобразуя и систему потребностей, и систему реакций, и характер сообщества. Проводя социологический анализ прежде всего с целью объяснения реальных социальных явлений, особенно важно отметить те социальные функции сознания, которые, на наш взгляд, являются решающим условием возникновения социального состояния, порождения социальной формы регуляции жизни. 98 Таких функций немало: способность соотносить полезность для себя и для других тех или иных явлений (действий, обстоятельств) путем умозаключения, не прибегая к пробным действиям, производимым наугад; умение различать общее и специфическое, что очень важно в дальнейшем для выделения своего «Я» из общности, и, наоборот, включения своего «Я» в общность, и т.д. Но для понимания того, что же порождает социальную форму 1. Реализуя свои опережающие способности путем мысленного 2. Сознание способно (посредством биохимических механизмов)
• возникает мотивационная сфера человеческой целенаправ • формируется способность стимулировать себя к совершению 3. Сознание посредством различных форм кодирования позволяет: • аккумулировать накопленный опыт в виде информации и • передавать партнеру свой замысел, свои ожидания от его Данные функциональные возможности сознания (это, конечно, далеко не полный их перечень) как особого метода ориентации в окружающей среде являются решающей предпосылкой формирования и особого состояния жизни — социальной жизни. Социальное Что отличает любое человеческое взаимодействие, любую человеческую форму коллективности от других сложных систем, от животной стаи в том числе? Чем отличается любое социальное деяние человека от любого действия животного? В данном параграфе мы постараемся разъяснить и по возможности описать понятие «социальное» — то, что является первопричиной, постоянно присутствующей в каждой клеточке, фрагменте социальной жизни. Проблема социального проходит через всю историю социальной мысли. При ее рассмотрении чаще всего делается акцент на 99 том, что социальное — это эффект, возникающий в результате вза-* имодействия индивидов. Но, как мы уже упоминали, совместные действия присущи и стадным сообществам животных. По этой же причине можно усомниться в корректности и другого мнения, согласно которому социальное обусловлено природой человека, является своеобразным эквивалентом проявления чувства привязанности, притяжения. В этом случае, к тому же, размывается различие между социальным и животно-инстинктивным. Справедливо усматривая серьезные упущения, некорректность предыдущих подходов, представители «социологизма» (прежде всего Э. Дюркгейм) трактовали социальное как особую суть, особую внеживую реальность. Как видим, описать социальное полно и точно — задача сложная. Сознание, как отмечалось, способствует формированию социальной формы регуляции жизни благодаря способности человека прогнозировать последствия для себя и других планируемых действий, способности побуждать себя к действиям или воздерживаться от них и т.д. Что же дает синтез этих эффектов, пронизывающий, как всепроникающий эфир, всю социальную жизнь? На наш взгляд, М. Вебер, выделив в качестве квинтэссенции социальной жизни «ожидание» (т.е. ориентацию на ответную реакцию), а еще точнее, «ожидание ожидания ожидания», в большей мере, чем другие, приблизился к пониманию социального как некого эмерджентного (т.е. внезапно возникающего) эффекта «магнитного поля*. Что же такое «ожидание ожидания ожидания» и что оно порождает? Ежедневно, входя в различные взаимодействия с людьми, мы осознанно или неосознанно постоянно реализуем собственные ожидания того, что другие люди будут выполнять определенные обязательства и соответствующие действия. А они, в свою очередь, ожидают, что от них ожидают выполнения данных действий. Идя на работу, мы надеемся (точнее, настолько уверены, что даже не задумываемся над этим), что работники общественного транспорта выполнят свои профессиональные обязанности. Ученый, создавая книгу или проводя эксперименты, ожидает, что его усилия будут оценены коллегами по достоинству. Более или менее значимое действие не может состояться, если человек не ожидает (первое ожидание) с достаточной уверенностью, что другие люди ожидают (второе ожидание) от негр подобного действия и готовы отреагировать на его действия так, как ожидает (третье ожидание) сам человек. Именно сопряженность взаимных ожиданий как своеобразных обязательств порождает «магнитное поле», особый «эфир», который обеспечивает конкретной личности предсказуемость по- 100 ведения окружающих, партнеров по социуму. Тем самым создаются необходимые стабильные, надежные условия для его существования и развития в социуме. Именно в сети таких сопряженных взаимных ожиданий можно строить и реализовывать реальные планы, не ожидая ни от кого подвоха или неожиданностей, поскольку реакции, действия окружающих индивида людей ожидаемы, предсказуемы. • Итак, благодаря регуляции жизнедеятельности на основе вза Конечно, даже в достаточно стабильной сети взаимных ожиданий-обязательств возникают причины для неуверенности, беспокойства, тревоги. Но мера непредсказуемости зависит от того, насколько велика «брешь» в данной сети. Социальные потрясения общества (революции, глубокие реформы), сопровождающиеся изменением сети взаимных ожиданий-обязательств, влекут за собой массовую непредсказуемость, неуверенность. Человеку трудно найти социальную поддержку. То же происходит и с отдельными людьми, которые разрывают систему своих ожиданий-обязательств по отношению к близким, сослуживцам и т.д. Подобные люди резко дестабилизируют свою социальную ситуацию, лишаются тех преимуществ, на которые могли бы рассчитывать. Образно говоря, результаты реализации преимуществ социального — это не беспокойный взгляд в неизведанное, а уверенность в предсказуемом, договоренном, отрегулированном. • Каким же образом социум создает такую сеть взаимных ожи 101 Что еще важнее в данном случае, социальное — это особый тип, форма регуляции поведения на основе опережающего прогноза поведения окружающих (в том числе по отношению к самому субъекту действия), который возможен благодаря взаимным обязательствам, договоренностям. Это суть социального. • Взаимность ожиданий-обязательств составляет своеобразное невидимое «магнитное поле» социальной действительности, без которого невозможна экономика, политика и т.д. Деньги превращаются в простые бумажки, не имеющие никакой ценности. Ведь, по словам М. Вебера, человек принимает деньги потому, «что ориентирует свои действия на ожидания готовности со стороны многочисленных незнакомых и неопределенных «других» в свою очередь принять их впоследствии в процессе обмена»*. Итак, мы в экономику «впускаем» сознание, хотя еще недавно у нас не было сомнений, что в нее не может проникнуть что-то духовное, осмысленное, преднамеренное, т.е. ожидания, обязательства и т.д. Но приглядимся повнимательнее. Казалось бы, отношения собственности не зависят от сознания и сами определяют поведение людей. Однако все оказывается гораздо сложнее. Рассмотрим собственность на землю — здесь никак не связана с сознанием лишь сама земля. Но в ней нет ни грана социального, поэтому она не интересует социологов, а является скорее предметом исследования биологов, почвоведов и т.д. Что же касается собственности по поводу земли, то это своеобразная система взаимных ожиданий, воплощающая признание другими людьми прав на эту землю, взаимно согласованных, регламентированных правил,, которые люди сами разработали и обязались соблюдать. Собственность придает человеку уверенность, что он может ею распорядиться, порождает ожидания, что другие люди защитят его от посягательств на его землю. «Ожидание ожидания ожидания», или сознательная регуляция поведения людей на основе взаимных обязательств, делающих возможными взаимные вероятностные прогнозы поведения окружающих, — казалось бы, незначительная, неприметная особенность человеческой жизни. А между тем именно она оказалась тем «золотником» («мал золотник, да дорог»), который породил эффект предсказуемости, прогнозируемости, что сделало возможным упорядоченность, интегрированность, сплоченность и т.д., т.е. новое состояние жизни — социальную жизнь. Именно взаимные ожидания-обязательства создали стабильную основу для личного творчества, сделали возможными целеполаганиё, а вместе с ним деятельность человека. Все эти свойства развивались, закреплялись, удержива- * Вебер М. Избранные произведения, с. 625. 102 лись, передавались и могли быть востребованы лишь в «магнитном поле» взаимного притяжения людей и лишь на основе взаимных ожиданий-обязательств. Человек не сделал бы ни шага на пути своего развития, оставшись в плену инстинктов, если бы не возникло «магнитное поле» социального — система взаимных ожиданий-обязательств. На нем основаны социальные связи, государство, образование, культура и экономика. Человеческая цивилизация, наука, искусство, техника, способы и навыки теоретической деятельности — все это было выработано, приобретено, передано одним поколением другому благодаря этому незатейливому «золотнику». * * * Социальное качественно преобразует общие начала жизни человека — они социализируются. • Социализируется система потребностей человека, у которого природная программа жизнедеятельности (программа обмена ве-ществг сохранения и продолжения рода и т.д.) дополняется социокультурной программой, обеспечивающей включение индивида в социум и его развитие в социуме, которая тоже жизненно неотвратима, т.е. формируется более богатая, в качественном отношении система потребностей. Потребности, порожденные социокультурной программой, ни Существенные изменения претерпевают и материально-витальные потребности, которые также социализируются, содержательно меняются (например, современный человек предпочитает есть не сырое мясо, а подвергнутое кулинарной обработке). При этом витальные потребности в определенной степени становятся подвластными моральным, эстетическим регуляторам. К тому же возникают материальные потребности, возможные лишь в социуме (приобретение телевизора, книг и др.). Потребности человека многообразны, одна из лучших их классификаций принадлежит А. Маслоу, известному американскому социальному психологу, который разделил потребности на базисные и производные (метапотребности). К числу последних он отнес потребность в справедливости, порядке и т.п. Метапотребности ценностно равны (т.е. не подвержены иерархии). Базисные потребности, напротив, располагаются, по убеждению А. Маслоу,.в соответствии с определенной иерархией: 1) физиологические (потребности в продолжении рода, пище, дыхании, одежде, жилище, отды- 103 хе); 2) потребности безопасности и качества жизни — так называемые экзистенциальные (в стабильности условий своего существования, уверенности в завтрашнем дне, безопасности своего существования, гарантированной занятости и т.д.); 3) социальные потребности (в привязанностях, принадлежности к коллективу, общении, заботе о других и внимании к себе, в участии в совместной трудовой деятельности); 4) потребности престижа (в уважении со стороны «значимых других», служебном росте, статусе, признании и в высокой оценке); 5) потребности самореализации, творческого самовыражения. Однако «пирамида потребностей» А. Маслоу подвергается серьезной критике — в основном в силу того, что она пытается предложить универсальную иерархию потребностей, при которой вышестоящая потребность во всех случаях не может стать актуальной, пока не удовлетворена предыдущая. Между тем данные социологических исследований свидетельствуют о том, что, к примеру, научными работниками потребность в самореализации рассматривается как приоритетная, другим же потребностям может придаваться различное значение, а некоторые из них вообще на время могут выпасть из числа значимых ценностей. Кроме того, многие другие вопросы могут быть объяснены лишь в том случае, если признать, что действия человека реализуют сразу несколько его потребностей. Следует также учесть, что иерархия потребностей определяется как культурой, общества, так и конкретной социальной ситуацией, в которую вовлечена личность, и, наконец, типом личности, ее приоритетами. Становление системы потребностей современного человека — процесс длительный. В ходе эволюции поэтапно происходит переход от безусловного доминирования витальных потребностей, присущего дикарю, к целостной многомерной системе потребностей современного человека. Личность все чаще не может, да и не хочет пренебрегать ни одной из своих потребностей в угоду другой. П. Сорокин усматривал в этом признаки становления новой цивилизации, социокультурной суперсистемы. Между тем формирование целостной многомерной системы потребностей — это общая тенденция, которая довольно настойчиво пробивает себе путь, но проявляется сложно и противоречиво. Так, на разных этапах развития личности степень ее ориентированности на удовлетворение материальных потребностей различна. Очень многое зависит, как уже отмечалось, от конкретной социальной ситуации, в которую вовлечена личность. Своеобразным доказательством того, что в определенных социальных ситуациях люди определенного возраста вынуждены уделять первоочередное внимание удовлетворению материальных по- 104 требностей, являются результаты проведенных нами в 1997 г. социологических исследований московских учителей и преподавателей вузов. При опросе 1300 учителей (всех типов государственных школ) выявлено существенное различие в уровне их жизни в зависимости от их возраста. Наиболее низкие показатели уровня жизни семей опрошенных были выявлены у учителей в возрасте 31 года — 55 лет: 20,2% из них отметили, что им «часто не хватает средств на самое необходимое, даже на нормальное питание», а 51% — что питаются нормально, но могут приобрести только самую необходимую одежду, а приобретение бытовой техники уже ставит семью в достаточно затруднительное положение. Тем самым суммарный показатель неудовлетворительного уровня жизни в этой возрастной категории составил 71,2% (среди учителей в возрасте до 25 лет — 47,6%, в возрасте от 25 до 30 лет— 57,2%). При этом углубленный анализ показал*, что именно учителя в возрасте 31 года — 55 лет имеют самую большую учебную нагрузку, получают более высокую зарплату, больше всех устают за рабочую неделю (60% отметили, что за неделю они так устают, что им не всегда в выходные дни удается восстанавливать силы, —сравним: среди тех, кому до 30 лет, так ответили до 40%). Почему же у учителей этой возрастной категории, которые больше всех работают и имеют самые высокие заработки, отмечаются самые низкие показатели уровня жизни? Дело в том, что, к&к показал дополнительный анализ полученных данных, именно у учителей этого возраста постоянно нарастают затраты на детей. Подобная картина была выявлена и при опросе преподавателей московских вузов**. Проведенные социологические исследования показывают, что материальное положение людей, создающих и содержащих семью, достаточно напряженно, поэтому у людей данного возраста можно ожидать повышенную ориентацию на удовлетворение материальных потребностей. Сама социальная ситуация обусловливает подобное положение. Особую значимость приобретает влияние, которое оказывает культура общества на реализацию потребностей человека. Потребности должны быть осознанны и осмысленны как цели деятельности. На процесс осмысления потребностей решающее влияние оказывает принятая в данном обществе иерархия ценностей. Известно, что бедность в рамках европейской культуры — это чаще всего признак жизненных неудач, вызывающий презрение, однако в рамках многих восточных культур бедность истолковывается иначе и вызывает сожаление. В современном мире все сильнее проявляется тенденция к целостной многомерности системы потребностей личности. Но влияние базовой культуры (к примеру, западной * См.: Эфендиев А.Г. Московский учитель: штрихи социологического портрета. — М., 1997. ** См.: Эфендиев А.Г. Преподаватель московского вуза. — М., 1996, с. 25—26. или восточной) весьма ощутимо, особенно в ситуации конфликта ценностей, конфликта потребностей. В рамках культуры российского общества вполне естественное желание материального благополучия в течение многих десятилетий рассматривалось как классовый пережиток. Сегодня, когда идет становление новой системы ценностей, подчас происходит абсолютизация другой крайности — ориентации на материальное благополучие на фоне нарастания бездуховности, неустроенности, нищеты и преступности. Причем наша культура как- целостность еще не создала соответствующих балансов и противовесов. • Формируется новый тип ухилий по удовлетворению потреб • Возникает новый тип скоординированных усилий индиви Благодаря этому развитая форма социального сообщества обладает уникальной целостностью, интегрированностью, устойчивостью и вместе с тем мобильностью, потенцией к саморазвитию. Такое сообщество способно адаптироваться к самым сложным условиям, мобилизоваться для решения жизненно важных для сообщества проблем, предотвращать внутренние раздоры, регулировать взаимоотношения внутри сообщества, преодолевая конфликты, а каждое новое поколение благодаря наличию уникального механизма передачи накопленного опыта избегает необходимости начинать все сначала. * * * Проделанный нами анализ позволяет уточнить базовый термин «социальное», который мы будем использовать в дальнейшем. «Социальное» в отечественной социологии имеет несколько значений. Во-первых, им обозначают определенную сферу общественной жизни, в рамках которой удовлетворяются необходимые жизненные потребности членов общества, происходит взаимодействие различных общностей людей, различающихся по возрастному, имущественному, национальному и другим признакам. Данное определение социального основано на соответствующих научных традициях и используется в документах, юридических актах, названиях учреждений и т.д. Когда говорят о явлениях, связанных с социальной сферой, имеют в виду проблемы заработной платы и социальной защиты, национальные и классовые отношения, проблемы здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения и т.д. Однако при та- ком употреблении термина «социальное» многие явления социальной жизни (в частности, политика, экономические отношения, институты) не рассматриваются как формы социальных связей и выходят за рамки социальной жизни. В этом контексте термин «социальное» мы в данной работе не используем. Во-вторых, термины «социальное» и «общественное» зачастую используются как полностью идентичные. При такой трактовке социальное корреспондируется лишь с общественным. Конечно, общество — высшее образование, детище социального. Только в обществе как целостности социальное как особое свойство приобретает наиболее развитые формы. Но социальное шире общественного, оно может характеризовать и межгрупповое взаимодействие, взаимодействие в малых группах и т.д. Поэтому для обозначения процессов, явления, эффектов, возникающих лишь в рамках всего общества, мы используем термин «общественный» (в научной литературе есть его аналог — «социетальный»). Мы рассматриваем термин «социальное» в третьем — самом широком — смысле, как качественно новую, особую, специфическую для человека форму регуляции поведения и порождаемые ею свойства человеческой жизни. Социальное пронизывает все явления особого (социального) состояния жизни — как его элементарные формы, так и сложные образования и системы. Раздел II. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|