Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Переводческие соответствия: типология, виды, использование в текстах переводов




В статье рассматриваются особенности классификации и использования переводческих соответствий в текстах переводов в комбинации английский – русский – английский языки. В современной теории перевода существуют общепринятые классификации переводческих соответствий, которые были разработаны в конце прошлого века и представляют собой классический подход к проблеме. Таких классификаций было достаточно много, известные советские и российские переводоведы, представители разных научных школ, обосновывали каждый свою точку зрения. В данной работе представлен подход научной школы известного переводчика и теоретика перевода профессора Комиссарова В.Н., который представляется одним из наиболее обоснованных и применимых в практике перевода. В статье рассматриваются понятия переводческого соответствия, типология видов переводческих соответствий, таких как одноуровневые и межуровневые, регулярные и окказиональные, единичные и множественные, «нулевые» (безэквивалентные) соответствия. Описана классификация соответствий по принадлежности исходной единицы и ее соответствия к определенному языковому уровню: лексические, грамматические, фразеологические соответствия.

Стремление к максимальной смысловой и структурной близости перевода к оригиналу приводит к тому, что переводчик получает не просто эквивалентные тексты, но и соотнесенные эквивалентные высказывания, а также составляющие их единицы исходного и переводящего языка (ИЯ и ПЯ). Сопоставительный анализ переводов и их оригиналов показывает, что в процессе перевода значения определенных единиц ИЯ регулярно передаются с помощью одних и тех же единиц ПЯ.

Таким образом, использование определенной единицы ПЯ для перевода данной конкретной единицы ИЯ не случайно. Языковые единицы обладают относительно устойчивым значением, и это их свойство предопределяет возможность того, что они могут регулярно заменять друг друга при переводе.

Единица ПЯ, регулярно используемая для перевода данной единицы ИЯ, называется переводческим соответствием.

Слово «регулярно» означает, что такая единица используется в качестве соответствия при переводе самых разных текстов разными переводчиками.

Частные теории перевода изучают системы переводческих соответствий в разных языках по отношению к единицам данного языка или системы соответствий в данном языке по отношению к другим языкам. Так как речь идет о соотношении между единицами языков, для каждой пары языков существует свой набор соответствий.

Важно отметить, что переводческие соответствия нельзя обнаружить, пытаясь сопоставлять единицы, занимающие аналогичное место в системах двух языков, участвующих в переводе. Их необходимо извлекать из коммуникативно равноценных высказываний, объединяемых при переводе.

В теории перевода существуют различные типологии и классификации переводческих соответствий, в основе которых лежат разные критерии выделения видов и типов соответствий.

В зависимости от уровня языковой структуры, на котором устанавливаются соответствия между единицами ИЯ и ПЯ, переводческие соответствия могут быть одноуровневыми или межуровневыми.

Как правило, переводческие соответствия устанавливаются между единицами одного и того же уровня языковой структуры. Так к одноуровневым можно отнести следующие виды соответствий:

- на уровне фонемы - на уровне морфемы - на уровне слова - на уровне словосочетания - на уровне предложения Переводческие соответствия могут устанавливаться между единицами разного уровня

языковой структуры, и в этом случае мы имеем дело с межуровневыми соответствиями, Например:

But he ‘will meet her. – Но он обязательно (непременно) встретится с ней. (фонетико-лексическое соответствие) Усиление, выраженное в оригинале логическим ударением (фонетический уровень) на

обычно безударном смысловом глаголе, передается в переводе лексическими средствами (лексический уровень) – словами «обязательно» или «непременно».

Приведем еще несколько примеров: Give me some bread. – Дай мне хлеба. (лексико-грамматическое соответствие) The delegation had been received by the prime-minister. – До этого делегация была

принята премьер-министром. (грамматико-лексическое соответствие) Значение завершенности действия до определенного момента в прошлом выражено в

оригинале грамматическими, а в переводе – лексическими средствами. Регулярные переводческие соответствия классифицируются по характеру отношения к

переводимой единице ИЯ. По этому признаку соответствия делятся на единичные (постоянные), множественные (вариантные) и «нулевые» (или безэквивалентные).

Единичное соответствие – наиболее устойчивый постоянный способ перевода данной единицы ИЯ, используемый во всех случаях ее появления в оригинале и поэтому независимый от контекста. Такие соответствия, главным образом, существуют у терминов, имен собственных, различных названий, у некоторых обиходных слов и словосочетаний. Например:

the House of Commons – Палата общин, dog-collar – ошейник, oxygen – кислород, hydrogen – водород, Roosevelt – Рузвельт

Большинство единиц ИЯ имеют множественные соответствия – несколько единиц ПЯ, регулярно используемых для передачи их значения, выбор между которыми определяется условиями контекста. Например, данные слова могут иметь множество соответствий в русском языке, но выбор конкретного варианта соответствия будет зависеть от контекста:

attitude – отношение, политика, позиция

speaker – спикер table-s – стол-ы oxygen – кислород to take part – принимать участие

Will you leave a message? – Что ему передать?

сhamber – 1) комната, горница, апартаменты, покои 2) зал, палата, конференц-зал

3) контора, камера, кабинет Переводчик делает выбор между такими соответствиями на основе контекста –

лингвистического или ситуативного, узкого или широкого. Под лингвистическим контекстом понимается языковое окружение, в котором употребляется та или иная единица языка в тексте. Различают узкий контекст в рамках предложения и широкий контекст – часть текста или весь текст в целом.

Так, например, слово «flying» может быть переведено как «летающий, летный, летящий, летательный, летучий», в зависимости от того, с каким существительным оно сочетается.

Ситуативный (экстралингвистический) контекст включает обстановку, время и место, к которому относится высказывание, а также любые факты реальной действительности, знание которых помогает Рецептору перевода (и самому переводчику) правильно интерпретировать значения языковых единиц в высказывании.

Например, если речь идет об Англии, «trade union» будет переведено как «тред- юнион», о США – «профсоюз». Слово «abolitionist» следует переводить как «аболиционист» (сторонник отмены рабства), если речь идет о прошлых веках, и как «сторонник отмены смертной казни», если речь о сегодняшних событиях.

В ряде случаев из-за условий контекста использование регулярного соответствия невозможно. Тогда переводчик подбирает вариант перевода, наиболее точно передающий значение единицы ИЯ в данном контексте. Такой нерегулярный, исключительный способ перевода единицы оригинала, пригодный лишь для данного контекста, называется окказиональным соответствием или контекстуальной заменой. Например, глагол «to deal» имеет в русском языке несколько регулярных соответствий: «обходиться, обращаться, поступать, вести себя».

History has dealt with Hitler, history will deal with all would-be Hitlers.

(А. Джонстон. «Во имя мира».) – История покончила с Гитлером, история покончит со всеми будущими гитлерами.

Автор имеет ввиду, что история не просто обошлась с Гитлером, а обошлась с ним сурово и по заслугам, поэтому переводчик выбирает вариант «покончила».

Часто окказиональные соответствия используются в стилистических целях для передачи художественного эффекта оригинала, например:

The mountain tops were hidden in a grey waste of sky. – Вершины гор тонули в сером небе.

Глаголу «to hide» не присуще значение «тонуть», но данное окказиональное соответствие точно передает образ беспредельности небосвода.

Сопоставительный анализ переводов обнаруживает и такие единицы ИЯ, для которых в ПЯ вообще нет регулярных соответствий. Но это не значит, что значения таких «безэквивалентных» единиц не могут быть переданы в переводе. Переводческая практика выработала ряд способов создания окказиональных соответствий для различных безэквивалентных единиц. Так для перевода безэквивалентной лексики используются:

1) Соответствия-заимствования, воспроизводящие на ПЯ форму иноязычного слова. Например: know-how – ноу-хау, chip – чип и т.п.

2) Соответствия-кальки, воспроизводящие морфемный состав слова или составные части словосочетания. Например: backbencher – заднескамеечник, brain drain – утечка мозгов.

3)Соответствия-аналоги, в которых используются единицы ПЯ, не вполне соответствующие по значению исходным единицам, но способные заменить их в конкретном контексте. Например: drugstore – аптека. Но такой вариант перевода возможен не во всех

случаях. Если по контексту герой покупает в drugstore газеты или хозяйственные товары, такой вариант перевода не подойдет.

4) Соответствия – лексические замены, которые создаются с помощью трансформации. Например: He died of exposure. – Он умер от простуды. \ Он замерз в снегах. \ Он погиб от теплового (солнечного) удара..., и т.п. В зависимости от контекста переводчик конкретизирует ситуацию.

5) При невозможности создать окказиональное соответствие указанными способами используется перевод-описание, раскрывающий значение лексической единицы при помощи развернутого словосочетания. Например: landslide – победа на выборах подавляющим большинством голосов, coroner – следователь, проводящий дознание в случае насильственной смерти с целью установления ее причины (поиском преступника занимается другой специалист), такой разделение полномочий характерно именно для британской судебно-правовой системы.

Таким образом значения безэквивалентной лексики в конкретных контекстах передаются не менее успешно, чем значения слов, имеющих соответствия.

Следует также сказать о способах передачи значения безэквивалентных грамматических единиц. Здесь можно отметить три основных случая:

1) Нулевой перевод – отказ от передачи значения грамматической единицы вследствие его избыточности. (Например, передача артиклей, видо-временной формы Past Perfect – грамматическое значение дублируется в переводе лексически)

2) Приближенный перевод – использование грамматической единицы ПЯ, частично соответствующей безэквивалентной единице ИЯ в данном контексте.

Например: Business disposed of, Mr. Swiveller was reminded of its being high dinner-time. – Когда с этим делом было покончено, мистеру Свивеллеру напомнили, что подошло время обеда.

(передача абсолютной причастной конструкции, отсутствующей в русской грамматике с помощью придаточного предложения)

3) Трансформационный перевод – передача значения безэквивалентной грамматической единицы с помощью грамматической трансформации. (Например, членения или объединения предложений):

The total value of China’s exports increased by 12 per cent in the first six months of 2004 compared with the corresponding period of 2003, with foodstuffs and manufactured goods occupying an important place in the exports of the country.

– Общая стоимость экспорта Китая увеличилась на 12% в первые полгода 2004 по сравнению с соответствующим периодом 2003 года. При этом продовольственные товары и промышленные изделия занимали значительную долю в экспорте страны. (Абсолютная предложная причастная конструкция – явление отсутствующее в русской грамматике, передается отдельным самостоятельным предложением.)

В целом же грамматические соответствия могут быть как одноуровневыми, так и межуровневыми. Например:

He was a guest of honour at a reception given by the Queen for delegates to the world youth forum, which opened last Wednesday. – Он был почетным гостем на приеме, устроенном / который был устроен, королевой в честь делегатов молодежного форума, открывшегося / который открылся в прошлую среду.

Регулярные соответствия также классифицируются по принадлежности исходной единицы и ее соответствия к определенному языковому уровню:

- лексические соответствия - фразеологические соответствия - грамматические соответствия

О регулярных лексических соответствиях и о зависимости их использования от контекста, а также о грамматических соответсвиях было подробно сказано выше. Поэтому остановимся на фразеологических соответствиях. Следует напомнить, что фразеологическими единицами или фразеологизмами обычно называют образные устойчивые словосочетания, к числу которых относятся идиомы, пословицы, поговорки и другие словосочетания, обладающие переносным значением.

Фразеологизмам принадлежит особая роль в вербальной коммуникации, они не просто передают определенную информацию, но и оказывают воздействие на чувства и воображение рецептора. Многие авторы намеренно включают в свою речь фразеологизмы, чтобы создать желаемый эффект. Очевидно, что и в переводе необходимо сохранить этот эффект, поэтому передача фразеологизмов является одной из важнейших переводческих проблем. Важно, чтобы переводчик хорошо знал основные типы фразеологизмов и умел распознавать их среди свободных сочетаний слов. Так, в переводе романа Гринвуда «Отряд выступает» присутствует грубая переводческая ошибка, т.к. переводчик не сумел распознать фразеологизм. В переводе читаем, что герой «вышел из своего коричневого кабинета», что вызывает удивление, т.к. до этого он находился во дворе. Переводчик не распознал английского фразеологизма «to be in a brown study», который означает «глубоко задуматься», и неверно передал значение выражения «to come out of the brown study», которое следовало бы перевести как «очнуться от глубокого раздумья».

В переводческой среде стал классикой анекдотичный случай, когда Н.С. Хрущев пообещал показать империалистам «Кузькину мать» на заседании 15-й Ассамблеи ООН 12 октября 1960 года и с легкой руки переводчика Хрущева английские газеты писали о загадочной, никому неизвестной, грозной русской маме («the mother of Kuzma»). Смысл фразы был непонятен, и угроза приобрела просто зловещий характер. Как позже писал В. Суходрев – личный переводчик Хрущева – синхронист просто растерялся от неожиданности на том знаменитом заседании ООН, когда советский лидер стал угрожать странам Запада и не придумал ничего лучшего, как дословно перевести русскую разговорную идиому «показать кузькину мать», означающую угрозу. Сам Хрущев говорил, что он имел в виду, что мы покажем Америке то, чего она никогда не видела. В. Суходрев позже предложил вариант перевода «Кузькиной матери» как «We shall show you what is what»!

Еще один пример перевода знаменитого высказывания В.С. Черномырдина «Хотели, как лучше, а получилось, как всегда». Известный российский переводчик П. Палажченко предложил вариант «We wanted the best, you know the rest». Эти, ставшие классикой перевода, примеры говорят о том, что перевод устойчивых сочетаний может часто выступать в роли окказионального соответствия и являться продуктом индивидуального творчества переводчика.

Устойчивые сочетания делятся на образные и необразные.

Необразные сочетания обладают только предметно-логическим значением: например, to pay attention, to take steps. Образные устойчивые сочетания (фразеологические единицы) – идиомы, пословицы, поговорки, которые обладают переносным значением, т.е имеют как предметно-логический, так и коннотативный компонент значения. Например, to be in the brown study – в задумчивости.

Семантика фразеологических единиц представляет собой сложный информативный комплекс, имеющий предметно-логические и коннотативные компоненты, наиболее важными из них с точки зрения выбора соответствия в ПЯ, являются следующие:

1) переносное или образное значение 2) прямой или предметный компонент значения, составляющий основу образа 3) эмоциональный компонент значения 4) стилистический компонент значения

5) национально-этнический компонент значения

Переносное значение фразеологизма является основным и должно обязательно воспроизводиться в переводе. Оно присуще фразеологизму в целом и не сводится к суме значений, составляющих его слов. Например, to wash dirty linen in public – выносить сор из избы (не следует делать свою личную жизнь достоянием общественности)

Прямое значение служит основой для создания образа, который соотносится с какой- либо сферой жизни. Например, to make hay while the sun shines имеет сельскохозяйственное происхождение, а русское соответствие «куй железо пока горячо», связано с производством.

Фразеологизм выражает определенное эмоциональное отношение к описываемой ситуации: положительное или отрицательное. Например, to kill two birds with one stone – убить двух зайцев одним ударом – желаемый успех;; to find a mare’s nest – попасть пальцем в небо – неудача;; to play with fire – опасно и т.п.

Фразеологические единицы могут принадлежать к разным стилям речи: поэтическому, возвышенному, сниженному, разговорному и т.д. Например, to pass the Rubicon – перейти Рубикон (высокий стиль), to hit the hay – завалиться спать (сниженный стиль). Изменение эмоционально-стилистической характеристики фразеологизма при переводе, как правило, делает перевод неадекватным.

Среди фразеологизмов есть единицы, чья национальная принадлежность указана особенно четко, т.к. в их состав входят слова, обозначающие предметы и явления национальной культуры. Например, he will not set the Thames on fire, to bring coal to Newcastle, ездить в Тулу со своим самоваром, Юрьев день и т.п.

В теории перевода выделяются три типа фразеологических соответствий:

1) фразеологические эквиваленты – при переводе сохраняется весь комплекс значений единицы ИЯ.

The game is not worth the candles. – Игра не стоит свеч. The sword of Damocles. – Дамоклов меч. 2)фразеологические аналоги – используются, когда не удается найти

фразеологический эквивалент, имеет то же переносное значение, что и исходная единица, но образ иной.

to get up on the wrong side of the bed – встать не с той ноги A bird in the hand is worth two in the bush. – Лучше синицу в руки, чем журавля в небе. 3) фразеологические кальки – иноязычная образная единица пословно передается на ПЯ, важно, чтобы образ в исходной единице был достаточно «прозрачен». to put the cart before the horse – ставить телегу впереди лошади Necessity is the mother of invention. – Необходимость – мать изобретательности. Таким образом, мы рассмотрели основные принципы классификации переводческих соответствий и убедились в том, как важно иметь полноценное описание системы таких соответствий для конкретной пары языков, чтобы максимально облегчить и ускорить работу переводчика. Знание соответствий помогает переводчику быстро подобрать нужный вариант перевода в условиях, когда время, отведенное на перевод ограничено. Что особенно актуально при синхронном и устном последовательном переводе.

 

«Единица перевода и проблема качества перевода»

Соотнесите рассуждения, представленные в статье, с вопросами данного семинара.

Чтобы полностью воссоздать все особенности оригинала, переводчик должен передать не только мысль в отдельных общих чертах, но и нюансы мысли. Как с теоретической точки зрения, так и в практическом плане данную проблему, по нашему мнению, можно свести к проблеме адекватного перевода микроконтекстов в виде отдельных слов и словосочетаний, кото-рые, входя в состав предложения, тем самым образуют единое смысловое целое. Точность перевода как отдельных частей текста, так и всего текста в целом, собственно говоря, и определяет качество перевода.

В процессе перевода переводчик-профессионал интуитивно делит текст на отдельные «отрезки мысли». Правильность или неправильность такого деления непосредственно может сказаться на качестве перевода. Допустим, что некоторые из них выбираются переводчиком неправильно. К чему это приведет? Это приведет к неправильному толкованию роли отдельных лексических единиц в тексте и, следовательно, к ряду ошибок.

Процесс перевода текста развертывается постепенно, а если предлжение длинное, то переводчик непременно разбивает его на ряд частей и работает над каждой частью отдельно. Работая над полноценной передачей на другой язык отдельных «единиц мысли», переводчик уделяет большое внимание решению проблем перевода на уровне слова. Вот почему выделение единиц перевода -- это не только теоретический, но и практический вопрос.

Решение вопроса о единице перевода является той областью, где и поныне ломаются копья представителей различных школ и направлений переводческой мысли. Остановимся на этом подробнее.

Некоторые теоретики перевода, точки зрения которых даже трудно ассоциировать с какой-либо школой, полагают, что единицей перевода является слово. Особенно ревностно эта точка зрения в свое время отстаивалась теоретиками перевода Библии и другой религиозной литературы, которые были искренне убеждены в том, что любой отход от «слова

божьего» -- это кощунство. Акцент на выборе слова как единицы перевода ставился и в более позднее время (Интересный исторический обзор по проблеме единицы перевода можно найти в работе F. R. Amо s. Early Theories of Translation. N. Y., 1920. Из советских монографий, затрагивающих этот вопрос, следует отметить труд П. И. Копанева "Вопросы истории и теории художественного перевода".).

Однако впоследствии как теоретики, так и сами переводчики-профессионалы пришли к выводу, что перевод слово в слово мешает глубокому и полному раскрытию мыслей авторов художественных произведений.

Если слово не может быть единицей перевода, то, по-видимому, надо искать какое-то другое решение. Одно из таких решений предложил Джон Драйден. Его позиция сводилась фактически к игнорированию роли отдельных слов. Этот метод перевода известен в истории перевода как учение Драйдена о парафразе. В «Британской Энциклопедии» 1911 года издания имеется большая обзорная статья по переводу, в которой, в частности, весьма подробно рассматривается и метод Драйдена. Для того чтобы выполнить перевод идеально, Драйден рекомендовал: «Переводчик, который будет переводить, передавая в какой-то степени силу и дух оригинала, никогда не должен останавливаться на словах (разрядка наша.- - В. К..) своего автора. Он должен отдаваться работе полностью, в совершенстве понять гений и замысел автора, характер темы, особенности искусства или предмета, о которых идет речь;; тогда он сможет выразить себя столь же верно и с той же жизненной силой, как если бы он сам создавал оригинал;; с другой стороны, тот переводчик, который копирует слово за словом (разрядка наша. -- В.К.), утрачивает сам дух произведения в процессе утомительной передачи оригинала» (Цит. по: "Encyclopedia Britannica", 1911, ed. p. 183.-- Пер. авт.). Такова реко- мендация Джона Драйдена.

Насколько же она осуществима? Может ли она служить в качестве ориентации для переводчика нашего времени? Независимо от того, разделяем ли мы эту точку зрения или сомневаемся в ней, следует признать, что долгое время эта рекомендация служила эталоном в работе переводчиков художественных произведений.

Идентичной позиции придерживались и другие теоретики перевода. Исследователь Уиламовиц требовал сперва как бы мысленно увидеть «кар-тину» оригинала. Уиламовиц отмечал, что переводчик «не должен переводить слова или предложения, а он должен «схватить» и воспроизвести мысли и чувства» (Цит. по: J. Р. Р о s t g a t е. Translation and Translators. Theory and Practice. Ldn., 1922, p. 7.). Именно в попытке наиболее точного и адекватного воспроизведения смыслового содержания оригинала и заключаются, по мысли Уиламовица, творческие возможности переводчика. Таким образом, мы видим, в каком трудном положении оказывается переводящий. История перевода показывает, что наиболее стимулирующая критика шла именно от тех, кто в самой трудности положения как раз и усматривал возможность для оригинальных поисков и решений различных проблемных ситуаций (задач). Об этом же свидетельствует и современная теория научения, в соответствии с которой в процессе выполнения тех или иных операций человек все более совершенствуется в их выполнении, оттачивая тем самым свое мастерство.

Следует ли из вышесказанного, что в качестве единицы перевода обязательно выступает предложение?

Дж. Миллер пишет, что «подлинная суть психолингвистической проблемы не выявляется до тех пор, пока мы не начинаем рассматривать предложения, ибо только тогда важность (речевой) продуктивности становится совершенно очевидной» (Q. M i 1 1 e r. The Psychology of Communication. N. Y., 1967, p. 72.). Нам кажется, что такой подход (опора на предложение) является плодотворным. Несомненно, в процессе перевода переводчик располагает большими возможностями в области семантических поисков и решений на уровне предложения. Такой ход рассуждения показывает, что переводчику приходится работать не только над передачей смысла всей фразы, но и над передачей отдельных единиц мысли.

Однако не все исследователи придерживаются такой позиции. Например, Л. Форстер отмечает, что в эпоху Возрождения предпочтительным в переводе был такой принцип «...Каждую фразу рассматривают в ее контексте, взвешивая ее достоинства, а затем переводят ее эквивалентной фразой без учета перевода отдельных слов» (L. F о r s t e г. Aspects of Translation. Studies in Communication. Vol. 2. Ldn- 1958, p. 12.) Это, как мы видим, уже совершенно другая точка зрения.

 

ОПЕРАЦИОННЫЙ СОСТАВ ПЕРЕВОДЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ

Особую важность для понимания сущности перевода имеет вторая особенность языкового знака - его произвольность. Между звучанием и значением языковой единицы нет в большинстве случаев какой-либо естественной или логической связи. В природе, внешнем облике или поведении «друга человека» нет никаких оснований, чтобы обязательно именовать его «собака», а не «кошка» или «верблюд» или, например, «a dog, le chien или der Hund». Произвольность языкового знака делает связь между его звучанием и значением особо прочной, так как ни одна из сторон знака не существует без наличия другой: звук без значения не является знаком, а значение обязательно репрезентируется какой-то материальной формой. В то же время произвольность знака означает, что данное значение не обязательно должно быть связано только с данной формой и, напротив, определенная форма может вы-ражать и другое значение. Отсюда следует возможность передавать одно и то же (или почти одно и то же) содержание с помощью разных форм (средств выражения), в том числе и средств другого языка, что и происходит при переводе. Произвольность знака предопределяет и его асимметрию: одна форма может иметь несколько связанных между собой значений (полисемия) или выражать совершенно разные значения (омонимия). Понятно, что полная произвольность свойственна лишь первичным знакам: у производных слов полностью или частично мотивированы и форма, и значение («белый -- белизна», «писать -- писатель», «камень -- каменоломня» и пр.).

Третьим фундаментальным свойством языкового знака является «значимость», под которой понимается зависимость значения знака от значений других знаков, как бы отбирающих у него часть обозначаемого. Так, значение слова «собака» определяется не только тем, что оно называет определенный класс домашних животных, но и значением слова «пес». Аналогичным образом, значение слова «лошадь» ограничивает значение слова «конь» и наоборот. Поэтому другом человека оказывается не пес, а собака, а победитель гордо въезжает в покоренный город на белом коне, а не на лошади. Именно различная значимость приводит к несовпадению близких по значению слов (как и синтаксических структур) в разных языках. Она в значительной степени создает своеобразные «языковые картины мира» и тем самым серьезные проблемы для переводчика.

Как и всякая знаковая система, язык представляет собой не простой набор изолированных единиц. Это - целостное образование, все элементы которого взаимосвязаны. Единицы языка связаны между собой либо благодаря одинаковому положению в системе (парадигматические связи), либо благодаря совместному употреблению в речи (синтагматические связи). Совокупность связей между единицами языка составляет его структуру.

Единицы языка, входящие в его структуру, образуют несколько подсистем, связанных друг с другом межуровневыми отношениями. Основными уровнями языка считаются фонемный, морфемный, лексический (словесный) и синтаксический (уровень предложения). Единицы одного уровня могут сочетаться друг с другом и образовывать единицы более высокого уровня. Так, сочетания фонем образуют морфемы, морфемы - слова, слова - предложения. В процессе перевода между единицами двух языков могут устанавливаться как одноуровневые, так и разноуровневые отношения.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных