ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Элементы физической культуры личности 5 страницаметод интенсивного интервального упражнения. Для экстенсивного интервального метода характерны следующие па метры нагрузки: Интенсивность работы 50—60% от максимальной мощности в ащ Продолжительность однократной работы 45—90 с. Однако это Интервалы отдыха могут быть от 45—90 с и до 1—3 мин. Сигнале Характер отдыха: активный — легкий бег трусцой, ходьба, свобо, Число повторений упражнений подбирается с таким расчетом, чтоб Экстенсивный вариант интервального метода направлен на разви аэробной производительности организма занимающихся. Применитель к видам спорта, характеризующимся преимущественно аэробным энерг обеспечением, его можно рассматривать в качестве одного из методов р вития специальной выносливости. Интенсивный-интервальный метод характеризуется следующими пар метрами нагрузки: ♦ Интенсивность работы — 80—95% от максимальной мощности в цик ♦♦♦ Продолжительность однократной работы — от 30 с до 2 мин (чем} соответствует, например, 200—600 м в беге, 50—200 м — в плавании). ] ♦> Интервал отдыха контролируется по восстановлению ЧСС до уров^ ня 120—130 уд/мин и составляет в среднем 2—3 мин. С повышением Tpei нированности они сокращаются до 1—1,5 мин. Между сериями отдых более продолжительный — до 15—20 мин. ♦ Количество повторений упражнений в одной серии 3—4. Серии по Разновидностью интенсивного интервального метода является интервальный спринт. Главным образом он используется для повышения анаэробно-алактат-ных возможностей организма в легкоатлетическом беге, плавании, в беге на коньках, в лыжных гонках, гребле, спортивных играх и др. В данном случае параметры нагрузки могут быть следующими: Интенсивность работы близка к предельной — 95—100% от макси Длительность работы — 8—15 с. Число повторений упражнений в одной серии — 10—20. Интервал отдыха в каждой серии заполняется малоинтенсивными Количество всех серий в одном занятии 2—3, по мере развития трени Например, спринтерская интервальная тренировка в беге на коньках с использованием неспецифических средств подготовки может строиться по следующей формуле: 15 с быстрого бега + 15 с бега трусцой + 15 с быстрого бега + 15 с бега трусцой и т.д. Упражнения повторяются непрерывно, в течение 10—15 мин после первой серии бега — отдых 5 мин и еще одно повторение бега в течение 10—15 мин. В зависимости от характера применяемых физических упражнений спринтерская интервальная тренировка может быть направлена на развитие силовых и скоростных способностей. По изменению длительности нагрузки при очередном повторении упражнения можно выделить следующие варианты интервального метода: с постепенным увеличением длительности работы; с постепенным уменьшением длительности выполнения упражнения; с чередованием длительности работы в каждой серии — к примеру, внача По характеру изменения продолжительности интервалов отдыха между очередным выполнением упражнения можно выделить: «жесткий» интервальный метод, когда используются очень корот «облегченный» (щадящий) интервальный метод, когда применяются
Глава a- iyi^i^w" t-^, -.. Преимущество метода заключается в том, что он позволяет достаточно точно дозировать величину нагрузки. Его применение «экономит» время при проведении занятий, так как обеспечивает высокую плотность нагрузки и позволяет без опасности перетренироваться, быстрее, чем посредством какого-либо другого метода, повысить уровень выносливости. Недостатком метода является сравнительно монотонное чередование нагрузки и отдыха, что отрицательно сказывается на психическом состоянии занимающихся. Ввиду быстрого роста выносливости за короткий срок наступает адаптация к этому методу. Снижается его эффективность. Игровой метод. Основу этого метода составляет определенным образом упорядоченная игровая двигательная деятельность в соответствии с образным или условным «сюжетом» (замыслом, планом игры), в котором предусматривается достижение определенной цели многими дозволенными способами, в условиях постоянного и в значительной мере случайного изменения ситуации. Игровой метод не обязательно связан с какими-либо общепринятыми играми, например, хоккеем, бадминтоном, волейболом, а может быть применен на материале любых физических упражнений: бега, прыжков, метаний и т.д. Особенно широкое использование игровой метод находит при проведении занятий с детьми дошкольного и школьного возраста. Он является методом комплексного совершенствования физических и психических способностей человека. С его помощью решаются самые различные задачи: развитие координационных способностей, быстроты, силы, выносливости, воспитание смелости, решительности, находчивости, инициативности, самостоятельности, тактического мышления, закрепления и совершенствования двигательных умений и навыков. Этот метод характеризуется наличием взаимной обусловленности поведения занимающихся, эмоциональностью, что безусловно содействует при его применении воспитанию нравственных черт личности: коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и т.д. Одним из недостатков игрового метода является ограниченная возможность дозирования нагрузки, так как многообразие способов достижения цели, постоянные изменения ситуаций, динамичность действий исключают возможность точно регулировать нагрузку как по направленности, так и по степени воздействия. Соревновательный метод — это один из вариантов стимулирования интереса и активизации деятельности занимающихся с установкой на победу или достижение высокого результата в каком-либо физическом упражнении при соблюдении правил соревнований. Соревновательный метод применяется для развития физических, волевых и нравственных качеств, совершенствования технико-тактических умений и навыков, а также способностей рационально использовать их в усложненных действиях. Он используется либо в элементарных формах (например, проведение испытаний в процессе занятий на лучшее исполнение отдельных элементов техники движений: кто больше забросит в кольцо баскетбольных мячей, кто устойчивее приземлится; кто точнее попадет на планку и т.п.), либо в виде полуофициальных и официальных соревнований, которым придается в основном подготовительный характер (прикидка, курсовки, контрольные, квалификационные состязания). Постоянная борьба за превосходство в личных или коллективных достижениях в определенных упражнениях — наиболее яркая черта, характеризующая соревновательный метод. Фактор соперничества в процессе состязаний, а также условия их организации и проведения (определение победителя, поощрение достигнутых успехов и т.д.) содействуют мобилизации всех сил человека и создают благоприятные условия для максимального проявления физических, интеллектуальных, эмоциональных и волевых усилий, а следовательно, и для развития соответствующих качеств. Сознательное выполнение правил и требований, которые предъявляются к занимающимся в ходе состязаний, приучает их к самообладанию, умению сдерживать отрицательные эмоции, быть дисциплинированными. Следует иметь в виду, что соперничество и связанные с ним межличностные отношения в ходе борьбы за первенство, могут содействовать не только формированию положительных (взаимопомощи, уважения к противнику, зрителям и т.п.), но и отрицательных нравственных качеств (эгоизм, тщеславие, чрезмерное честолюбие, грубость). Мало того, частые максимальные физические и психические усилия, особенно с недостаточно подготовленными занимающимися, при применении соревновательного метода могут оказать отрицательное влияние на их здоровье, отношение и интерес к занятиям, дальнейший рост физических качеств, совершенствование техники движений. Именно поэтому эффективность соревновательного метода достигается за счет умелого использования его педагогом. Обычно целесообразность применения этого метода зависит от вида и характера физических упражнений, пола, возраста, физической подготовленности, состояния здоровья, свойств нервной системы и темперамента занимающихся и других факторов. Соревновательный метод представляет относительно ограниченные возможности для дозирования нагрузки и для непосредственного руководства деятельностью занимающихся. Педагог руководит деятельностью соревнующихся главным образом путем предварительного инструктирования. Непосредственно по ходу состязаний он может вносить лишь некоторые коррективы, но далеко не всегда (правила состязаний в ряде видов спорта: бокс, борьба и др., вообще исключают такое вмешательство). Одним из ценных приемов соревновательного метода является определение победителя не по абсолютным результатам, а по крутизне роста достижений. В этом случае победа присуждается тем участникам, которые за определенный срок показали больший прирост результатов. Круговой метод (тренировка) — это организационно-методическая
Выделяют несколько вариантов круговой тренировки: По методу длительного непрерывного упражнения. Занятия прово По методу экстенсивного интервального упражнения. Применяется По методу интенсивного интервального упражнения. Он рассчитан По методу повторного упражнения. Его предлагается использовать Для проведения круговой тренировки заранее: 1) составляется комплекс упражнений; 2) определяют места, на которых будут выполняться упражнения («станции»); 3) на первом занятии проводят испытания на максимальный тест (МТ) по каждому упражнению при условии их правильного выполнения; 4) устанавливают систему повышения нагрузки от занятия к занятию; 5) на последнем занятии рекомендуется проверить максимальный тест по каждому упражнению и сравнить полученные результаты с исходными. Средства для круговой тренировки могут быть самые разнообразные: общеразвивающие упражнения и специальные, обычно технически несложные. Они могут быть циклическими и ациклическими. Упражнения подбираются в зависимости от задач занятия, двигательных возможностей индивида и с учетом переноса физических способностей и двигательных навыков. В комплексе, направленном на всестороннее физическое развитие, обычно имеется не более 10—12 упражнений, в комплексе со специальной направленностью — не более 6—8. Упражнения могут выполняться на спортивных снарядах (брусья, перекладины, кольца) или с использованием спортивного инвентаря и приспособлений (набивные мячи, гантели, штанга, резиновые амортизаторы, блочные устройства и пр.). Для более четкой организации занятий целесообразно отметить номера «станций» и направление переходов мелом по полу или еще лучше поставить около каждой «станции» специальную карточку с номером и графическим изображением упражнения. Под максимальным тестом подразумевают максимальные двигательные возможности занимающихся в каком-либо упражнении (задании). Для всех занимающихся «максимальный тест» проводится в форме соревнований. Его показатели (максимальное количество повторений упражнения, максимальный вес отягощения, минимальное или максимальное время выполнения упражнения) служат исходными данными для выбора индивидуальной нагрузки в одном или системе занятий. Индивидуальная дозировка нагрузки определяется в зависимости от метода упражнения, применяемого в круговой тренировке. Например, занятие проводится по методу экстенсивного интервального упражнения: на каждой «станции» упражнение продолжается 30 с, затем — перерыв 30 с. В данном случае индивидуальная дозировка нагрузки в пределах стандартного времени может задаваться по следующей формуле: МТ Это означает, что в каждом тренировочном круге выполняют половину (50%) нагрузки от максимального теста, а круг проходят N (1,2, 3,... п) раз. В дальнейшем повышение нагрузки возможно за счет прогрессивного увеличения объема от МТ / 2 до МТ +2 / 2, МТ +3 / 2, т.е. увеличения, к примеру, количества повторений упражнений на «станции» на один, два, три раза и более. Для учета достижений при проведении круговой тренировки на каждого занимающегося должна быть заведена карточка достижений. В ней указываются упражнения комплекса, система повышения нагрузки в течение нескольких занятий и другие показатели: фамилия, класс, возраст, рост, вес, пульс, самочувствие. Строгая индивидуальная дозировка нагрузки — весьма ценная черта круговой тренировки. В результате этого и у физически слабых, и у сильных занимающихся поддерживается интерес к занятиям. Систематическая оценка достижений по максимальному тесту и учет прироста нагрузки дают наглядное представление о развитии работоспособности по ее внешним количественным показателям (общему количеству повторений упражнения, времени прохождения каждого круга и т.д.). Сравнение же реакции пульса на очередную нагрузку в кругах позволяет судить о том, насколько успешно идет адаптация организма к нагрузке. Регулярная запись каждым занимающимся своих достижений в специальных карточках, которые используются для контроля за ростом работоспособности, одновременно воспитывает честность, самостоятельность, упорство, целеустремленность. Поочередная смена «станций», зависимость выполнения задания от действия всех других занимающихся в группе, классе требует согласованности действий всех занимающихся, полного порядка работы и дисциплины. Все это предоставляет благоприятные возможности для воспитания соответствующих нравственных качеств и навыков поведения. Обычно в практике отдается предпочтение одному из описанных методов или их различным сочетаниям. Они чередуются в определенной последовательности на протяжении одного или нескольких смежных занятий. В каждом отдельном случае выбор метода определяется решаемой задачей, характером физического упражнения и условиями его выполнения, индивидуальными особенностями занимающихся и возможностями самого педагога. Здесь важен творческий подход к процессу развития физических способностей. Глава 6 МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ 6.1. Содержание и характеристика:!t* методических принципов Основными компонентами методических принципов, которыми необходимо руководствоваться преподавателю физической культуры (тренеру), решая комплекс образовательных, воспитательных и оздоровительных задач, являются принципы сознательности и активности, наглядности, дос- тупности и индивидуализации, систематичности. Характеристика этих принципов предусматривает раскрытие внутренних свойств, отражающих их связи с логикой определения меры педагогического воздействия на личность. 6.1.1. Принципы сознательности и активности Эти принципы предусматривают определение путей творческого сотрудничества преподавателя и занимающегося при достижении целей в учебно-воспитательной деятельности. Его сущность заключается в формировании у индивида устойчивой потребности в освоении ценностей физической культуры, в стимулировании его стремления к самопознанию и самосовершенствованию. В связи с этим одним из важнейших требований данного принципа является определение адекватных целей и текущих педагогических задач, а также разъяснение их сущности занимающимся. Из практики физического воспитания и спорта известно: если занимающиеся обладают высоким уровнем мотивации, определяющим их потребности и интересы в учебно-воспитательном процессе, то его эффективность будет высокой. Поэтому изучение мотивационной сферы индивида, его интересов в сфере физической культуры является важным аспектом формирования сознательности и активности. Современные исследования показывают, что в процессе формирования потребностей индивида в высокой двигательной активности существенную роль играют три основных фактора. В первом, наиболее сильном по своему влиянию факторе отражено влияние спортивных традиций в семье (активные занятия физическими упражнениями членов семьи, личный пример родителей, а также воздействие личности преподавателя, его авторитета и уровня профессиональной компетенции). Второй фактор отражает взаимосвязь мотивационной сферы и ожидаемых результатов от занятий физическими упражнениями (снижение жировой массы и повышение мышечного компонента состава тела, гармоничное телосложение, отвечающее современным эстетическим требованиям). Таким образом, влияние второго фактора на мотивацион-ную сферу помимо биологических потребностей в двигательной активности индивида обусловлено динамикой результатов, определяющих долгосрочные цели занятий. Третий фактор отражает общие закономерности развития и самоорганизации живых систем, определяющие комплексность воздействия культурных, социальных факторов и биологических потребностей индивида в процессе формирования сознательности и активности. Перед коллективом и конкретной личностью могут ставиться перспективные (лонгитудинальные) и текущие (ближайшие) цели. В качестве перспективных целей для контингента учащихся могут быть выполнение норм спортивного разряда, включение в состав сборных команд. Текущими целями могут быть овладение техникой упражнения, достижение определенного уровня развития физических способностей. Вместе с тем важно раскрыть сущность предлагаемых заданий, довести до сознания занимающихся ответы на вопросы: «почему?», «каким образом?», «в каком объеме?». Осмысленное выполнение физических упражнений, несомненно, способствует мобилизации индивида, тем самым повышая эффективность образовательного аспекта занятий и рост духовности занимающегося. При этом педагогу необходимо учитывать состояние занимающихся. Состояние ожидания новой информации, интерес к ней, безусловно способствуют повышению продуктивности занятия. В то же время информационная пресыщенность индивида может стать серьезным препятствием в учебно-воспитательном процессе. С целью формирования сознательного отношения индивида к занятию необходимо стимулировать его потребность в самооценке, самоанализе и самоконтроле двигательной деятельности. Для этого необходимо планировать в учебно-воспитательном процессе целенаправленные задания по развитию способности к оперативному анализу состояния (с использованием методик экспресс-контроля САН, КОНТРЭКС), умению находить ошибки в технике движений, причины их возникновения и пути устранения. В процессе совершенствования этих способностей занимающиеся должны сопоставлять субъективные ощущения по силе, скорости, времени и другим параметрам движения и состояния организма с оценкой, получаемой от преподавателя. В этих занятиях целесообразно использование приемов идеомоторной тренировки, а также тренажеров с обратной связью, обеспечивающих получение оперативной информации о качественных и количественных параметрах выполняемых физических упражнений. Активизация деятельности индивида предполагает целенаправленное 6.1.2. Принцип наглядности Реализуется в процессе познания сущности изучаемых двигательных действий, биомеханических закономерностей их построения. Он предусматривает формирование у занимающихся точного чувственного образа (модели деятельности) техники, тактики, проявляемых физических способностей не только по зрительным ощущениям, но главным образом по совокупности ощущений, поступающих от других органов чувств: слуха, вестибулярного аппарата, рецепторов мышц. Основными формами чувственного познания в реализации принципа наглядности являются ощущения, восприятия и представления. Ощущения отражают отдельные свойства физических упражнений (например: быстро, сильно, медленно, слабо и т.д.). В результате многолетних тренировок квалифицированные спортсмены приобретают способность к тонко дифференцированным ощущениям при выполнении специализированных двигательных действий. Под восприятием принято понимать процесс целостного отражения изучаемого двигательного действия (например: бег, прыжки, плавание). И, наконец, представление характеризуется мысленным воспроизведением двигательной деятельности. В практике спорта представление физических упражнений, их многократное мысленное повторение используют как методический прием идеомоторной тренировки. В процессе построения концептуального образа разучиваемого действия важную роль играет объем сенсомоторной информации, хранящейся в памяти индивида. Он является предпосылкой к формированию таких сложно дифференцированных тактильных восприятий, как «чувство воды», «чувство весла», «чувство мяча» и т.д. Чем богаче чувственный образ, тем выше интерес занимающихся к изучаемому действию, тем быстрее формируются на его основе двигательные умения и навыки. В практике занятий физическими упражнениями реализация принципа наглядности предусматривает комплексное использование прямой и опосредованной форм наглядности. Наряду с общепедагогическими средствами (натуральный показ двигательного действия, имитационный показ его частей и движения в целом, его образное описание, демонстрация и разбор ошибок — формы прямой наглядности), целесообразно использование кинограмм и видеозаписей, таблиц, диаграмм — опосредованные формы наглядности, а также специализированных средств направленного воздействия на функции сенсорных систем (технические средства обучения, свето-, звуколидеры, тренажеры с обратной связью). Их комплексное использование в учебно-воспитательном процессе обеспечивает качественный переход от чувственного познания к пониманию сущности изучаемого материала. При использовании комплексных форм наглядности необходимо учитывать ряд положений. Эффективность применения тех или иных средств обусловлена индивидуальными особенностями восприятия (доминированием функций зрительного, слухового, тактильного анализатора), а также балансом взаимодействия первой и второй сигнальной систем высшей нервной деятельности индивида (преобладанием предметно-чувственного или словесно-логического восприятия). Степень и характер применения наглядности различны в зависимости от этапа обучения, возраста, пола, подготовленности и типологических особенностей нервной системы занимающихся. Целенаправленное использование комплексных форм наглядности существенно повышает эффективность учебно-воспитательного процесса. 6.1.3. Принципы доступности и индивидуализации Предусматривают определение стимулирующей меры трудности педагогического задания в процессе физического воспитания, учитывая особенности возраста, пола, состояния здоровья и уровня подготовленности. Доступность зависит как от возможностей занимающихся, так и от объективных трудностей, возникающих при выполнении заданий: координационной сложности, чрезмерной энергоемкости, опасности. Достижение в занятии полного, с педагогических позиций, соответствия между трудностями и возможностями занимающихся характеризует оптимальную меру доступности. Если уровень сложности задания будет значительно превышать возможности занимающихся, то его выполнение может привести к нарушениям техники движений, функциональным перенапряжениям. И наоборот, слишком легкие задания будут малоэффективными в повышении подготовленности занимающихся. Поэтому правильное определение оптимальной меры доступности является одним из важных аспектов управленческой деятельности педагога в учебно-воспитательном процессе. В регулировании меры сложности заданий преподаватель (тренер) должен руководствоваться программными требованиями и нормами нагрузок, разработанными для каждой возрастной группы занимающихся, а также результатами текущей и оперативной диагностики их состояния и подготовленности. В практике реализации принципа доступности необходимо соблюдать правила; от неизвестного к известному, от легкого к трудному, от простого к сложному, от главного к второстепенному, от близкого к далекому. Индивидуализация учебно-воспитательного процесса — следующее важное требование рассматриваемого принципа. Она выражается в дифференциации учебных заданий, норм физической нагрузки и способов ее регулирования, форм занятий и приемов педагогического воздействия. Поскольку организм индивида обладает присущей только ему качественной определенностью в реакции на физическую нагрузку, чрезвычайно важно определить индивидуально допустимый порог мощности и энергоемкости выполняемых заданий. Игнорирование принципа индивидуализации в управлении учебно-воспитательным процессом закономерно вызывает эффект «ретроингибирования» (торможение темпов адаптации накопившимися в организме продуктами рабочего распада) даже при использовании умеренных физических нагрузок. Таким образом, использование индивидуализированных подходов целесообразно при решении различных педагогических задач, будь то развитие физических способностей, формирование знаний, умений и навыков или совершенствование личностных качеств и духовности индивида. Несомненно, что сущность принципа индивидуализации заключается в алгоритмизации, принятии адекватных управленческих решений относительно физического воспитания конкретной личности, а не группы. Тем не Г ЗВЭ 6. МвТОДИЧескив принципы загопии уидя-иялими упражнениями и^ Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|