ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Цель и задачи системы физической культуры
Система физической культуры выступает как относительно самостоятельная, имеющая свои цели, задачи и принципы функционирования. Цель является центральным, систематизирующим компонентом функционирования всей системы физической культуры в обществе. Под ней подразумевают те конечные результаты, которых желательно достичь в некотором отдаленном будущем. Цель, которую ставят перед собой люди и общество в целом в сфере физической культуры, представляет собой мысленное предвосхищение того, каким должен стать человек в процессе и результате включения разнообразных видов физкультурной деятельности, связанных с удовлетворением и формированием многообразных потребностей. Формирование целей системы физической культуры, ее подсистем носит не случайный характер, а обусловлено целым рядом факторов, которые должны учитываться в физкультурной практике. В основе целей всегда лежат определенные общественные и личностные потребности, продиктованные объективными условиями жизни, интересами государства, социокультурными, этническими нормами и традициями. Общественные цели, имеющие общегосударственный, общенациональный масштаб, находят свое отражение в государственной политике в области физической культуры, которая базируется на конкретных концептуальных положениях, определяющих общую направленность и социальную организацию системы физической культуры. Определение целей воспитания и образования в сфере физической культуры на государственном уровне во многом обусловлено сложившимися политическими и социально-экономическими условиями развития общества. Так, в первые годы советской власти развитие физической культуры в нашей стране было связано главным образом с организацией военно-прикладной физической подготовки и становлением физического воспитания в системе образования. Но уже в 20-е гг. создавались спортивные общества, все большее распространение получали физкультурные кружки, в которых трудящиеся и учащаяся молодежь могли организованно заниматься физической культурой в свободное время. Становление отечественной системы физической культуры, ее идейно-теоретических и организационных основ в этот период проходило в острой борьбе и широких дискуссиях. Некоторые физкультурные деятели считали основным содержанием работы кружков физической культуры корригирующую гимнастику, другие предлагали систему трудовой гимнастики, третьи рекомендовали шведскую, сокольскую, немецкую и французскую гимнастические системы. Следующим важным шагом в развитии отечественного физкультурного движения явилось введение комплекса «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) и Единой всесоюзной спортивной классификации (ЕВСК), которые стали программно-нормативной основой системы физической культуры. Комплекс ГТО стал одним из средств, стимулирующих всестороннюю физическую подготовленность молодежи и взрослых, явился той формой, благодаря которой люди приобщались к систематическим занятиям физическими упражнениями. Введение спортивной классификации способствовало развитию массового спорта и росту спортивного движения, повышению уровня учебно-методической работы и роли спортивных соревнований в системе физической культуры. В конце 40-х - начале 50-х гг. задачи физкультурных организаций страны были скорректированы с учетом престижа отечественного спорта на международной арене. Главным в области работы по физической культуре было признано развитие массового физкультурного движения, повышение спортивного мастерства и завоевание нашими спортсменами в ближайшие годы мирового первенства по важнейшим видам спорта. Особенности этого социального заказа не могли не определить содержание программ и характер деятельности ряда ведомств и организаций, занимающихся вопросами физической культуры детей, подростков, студенческой молодежи. С переходом России в начале 90-х гг. к новой политико-экономической модели общественного развития, существенные изменения претерпела и система физической культуры. Основные положения государственной политики в области физической культуры и спорта в Российской Федерации и олимпийского движения России определены в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (вступил в силу 6 мая 1999 г.) и Концепции развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г., № 1507 Р). В Концепции развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года дана характеристика современного состояния физической культуры и спорта в Российской Федерации и определена основная цель государства в области физической культуры и спорта — оздоровление нации, формирование здорового образа жизни населения, гармоническое воспитание здорового, физически крепкого поколения, а также достойное выступление российских спортсменов на крупнейших международных спортивных соревнованиях. Государственная политика в сфере физической культуры и спорта предусматривает следующие основные направления деятельности в развитии физической культуры и спорта: v формирование у населения понимания необходимости занятий физической культурой и спортом и повышение уровня знаний в этой сфере; v создание условий для достойного выступления российских спортсменов на крупнейших международных спортивных соревнованиях; v развитие спорта высших достижений; v усиление роли Российской Федерации и субъектов Федерации вопросах регулирования и управления физической культурой и спортом; v совершенствование системы управления и организации физической культуры и спорта, разработка новых организационно-управленческих решений, направленных на создание системы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди населения; v развитие спортивной медицины, а также актуальных направлений науки в сфере физической культуры и спорта, использование результатов научных исследований в практике физкультурно-спортивного движения России; v формирование постоянно действующей информационно-пропагандистской и просветительно-образовательной системы, способствующей вовлечению граждан в активные занятия физической культурой и спортом и формирование здорового образа жизни населения, особенно подрастающего поколения; v представление детям, инвалидам и людям старшего возраста льготных условий для занятий физической культурой и спортом; v привлечение для развития физической культуры и спорта, а также спорта высших достижений средств и различных источников, включая бюджеты всех уровней и внебюджетные средства, в том числе получаемые от реализации прав на телетрансляции, проведения спортивных лотерей и от другой деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, стимулирование привлечения инвестиций на развитие физической культуры и спорта; v формирование региональной политики в сфере физической культуры и спорта; v формирование нормативных правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных источников финансирования; v анализ эффективности использования спортивных сооружений; v развитие инфраструктуры (спортивных сооружений, центров подготовки и спортивных баз) для занятий физической культурой и спортом в соответствии с программами развития физической культуры и спорта всех уровней; v проведение массовых физкультурно-оздоровительных и спортивных соревнований, в том числе «Золотая шайба», «Кожаный мяч»; v подготовка спортивного резерва путем развития детско-юношеского спорта; v подготовка кадров и повышение квалификации работников сферы физической культуры и спорта, в том числе по вопросам менеджмента, маркетинга и права в области физической культуры и спорта, проведение аттестации управленческих кадров. Разработка и обоснование новых концептуальных основ развития физической культуры потребовали коренного пересмотра направленности функционирования системы физической культуры, которая концентрированно выражается в целях, задачах и наиболее общих принципах, исходя из которых осуществляется деятельность по воспитанию в обществе. Так, если на протяжении многих десятков лет в системе физической культуры доминировала утилитарная направленность (физическая подготовка к труду, защите Родины), которая привела к деформированной оценке роли физической культуры как жизненно важной ценности, то в последние годы наблюдается смещение цели физической культуры в сторону приоритета психофизического развития личности, формирования ее физической культуры. Стратегической целью системы физической культуры является формирование физической культуры человека как неотъемлемого компонента всесторонне развитой личности, характеризующегося деятельностным самоопределением к творческому освоению физкультурных ценностей. Физическая культура личности - это социально-детерминированная область общей культуры человека, представляющая собой качественное, системное, динамическое состояние, характеризующееся определенным уровнем специальной образованности, физического совершенства, мотивационно-ценностных ориентации и социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и интегрированных в физкультурно-спортивной деятельности, культуре образа жизни, духовности и психофизическом здоровье (М.Я. Виленский, Г.М. Соловьев, 2001). Физическая культура личности включает целый ряд элементов, которые тесно связаны между собой, дополняют и обусловливают друг друга (см. таблицу).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|