Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Имя числительное как часть речи.




Грамматические показатели прилагательного. Общая характеристика лексико-грамматических разрядов прилагательных, их семантика и обусловленные ею грамматические особенности.

Языковая игра – образование форм степеней сравнения, кратких форм прилагательных или дериватов со значением степени качества; образование притяжательных прилагательных от ненадлежащих основ (от неодушевленных существительных).

Развитие многозначности у прилагательных разных разрядов как стилистический прием, их переход в иные разряды (транспозиция) и приобретение (или потеря) соответствующих разряду грамматических способностей (признаков).

Правописание имен прилагательных.

Вопрос об объеме числительного (школьная грамматика, РГ-80). Разряды имени числительного: количественные, собирательные. Дискуссионность наличия разряда порядковых числительных (типа «первый», «последний»). Частеречная отнесенность слов типа «миллион», «много», «столько».

Количественные числительные и их морфологические особенности (склонение некоторых простых («сорок», «сто»), сложных («полтора», «полтораста», «одиннадцать», «пятьдесят») и составных. Синтаксические способности числительных. Проблемы сочетаемости составных числительных на «два» – «четыре» с существительными pluralia tantum. Правописание сложных слов с одной из основ – именем числительным. Собирательные числительные: ограничения на образование, на сочетаемость в зависимости от семантической группы существительных. Субстантивация собирательных числительных. Правописание наречий, образованных от числительных.

Правописание числительных.

 

1. Изучите тему по учебной литературе (смотрите литературу к практическим занятиям №1,2)

2. Составьте словарь лингвистических терминов: имя прилагательное, качественные прилагательные, относительные прилагательные, притяжательные прилагательные, склонение прилагательных, краткая / полная формы прилагательных, степени сравнения прилагательных (положительная, сравнительная, превосходная), субстантивация прилагательных, имя числительное, количественные числительные, собирательные числительные, порядковые числительные, дробные числительные.

3. Ответьте на вопросы:

1) На основе каких признаков выделяются лексико-грамматические разряды прилагательных (качественные, относительные, притяжательные)? Приёмы различения? Вопрос о притяжательных прилагательных. Условия перехода прилагательных из одного разряда в другой?

2) Образование степеней сравнения имён прилагательных. Различные взгляды на степени сравнения имен прилагательных (ср.: учебник Шанского, Тихонова; РГ - 80; учебник под редакцией Белошапковой).

3) Семантические, морфологические и синтаксические особенности кратких форм.

4) Типы склонения имён прилагательных.

5) Как рассматривается объем числительного: вопрос о порядковых и дробных числительных?

6) Морфологические и синтаксические признаки числительных разных разрядов. Особенности употребления собирательных числительных?

7) Типы склонения имен числительных?

 

4. Определите лексико-грамматические разряды выделенных прилагательных:


1) качественные,

2) относительные,

3) притяжательные.

 

1) Чёрная корова, да белое молочко.

2) С твоего слова, с золотого блюда.

3) Ближний сосед лучше дальней родни.

4) Умную речь хорошо слушать.

5) Свой сухарь лучше чужих пирогов.

6) Где дуракова семья, тут ему своя земля.

7) Летних нет, так зимние вывороти (летних шаровар).

8) Коса – девичья краса.

9) Женина родня милее себя.

10) Сокол – вороньи перья.

11) Собака и в собольей шубе блох ищет.

12) Обычай бычий, а ум телячий.


 

5. Какие признаки качественных прилагательных можно наблюдать в данных примерах:


1) имеют полную и краткую форму,

2) обладают формой степени сравнения,

3) образуют форму степени качества,

4) сочетаются с количественными наречиями,

5) оставляют антонимические пары.

 

1) Речист, да на руку нечист.

2) Пёрышки рябеньки, головка гладенька.

3) Сыр калача белее.

4) Не работа дорога, а умение.

5) Сильно умён, да карман не ядрён.

6) Где умному горе, там глупому веселье.

7) Скупой богач беднее нищего.

8) Прост, как дрозд.

9) Всем бы хорош, да душа коротенькая.

10) Рубашка беленька, да душа чёрненька.

11) Горька работа, да хлеб сладок.

12) Волос долог, да ум короток.


6. Определите разряды выделенных имён числительных:


1) количественные,

2) порядковые,

3) собирательные.

 

1) Один сын – не сын, два сына – полсына, три сына – сын.

2) Нужда семерых задавила, а радость одному досталась.

3) Доносчику первый кнут.

4) Один воин тысячи водит.

5) Первому слуху не верь.

6) Трое осудят, а десятеро рассудят.

7) Ешь, кума, девятую шанежку: я не считаю.

8) Одной ласточке не радуйся.

9) Ах, судья: четыре полы, восемь карманов.

10) На двоих господ не долго наслужишься.

11) Рубить семерым, а топор один.

12) Курочка Ивашка о семидесяти рубашках: ветер дунул – зад знать.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных