Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Аспекты изучения Ьото ^иепз в филологических науках




В современной филологии еще не сложилась общефилоло­гическая научная дисциплина, предметом изучения которой является Ьото 1о^иеш как объект филологии. (Ср.: например, текст как объект филологии изучается теорией текста; язык и литература — гуманитарной семиотикой.) Изучение Ьото 1о- ^иепз как объекта филологии ведется в русле ряда научных дисциплин, которые сопрягаются с лингвистикой и литерату­роведением.

Назовем две такие дисциплины:

• филологическая герменевтика, изучающая процессы по­нимания текста.

«Понимание, — пишет Г.И. Богин, — приводит к овладению «сутью дела»». Ученый утверждает, что «конечная социальная цель филологической герменевтики — помочь коммуникации лю­дей <...>, преодолеть непонимание человека человеком» (Богин Г.И. Обретение способности понимать. Введение в герменев­тику. [Размещено на образовательном портале аиййогшт.ги]).

(См. в приводимых ниже материалах для чтения фрагменты книги Г.Г. Гадамера.);

• анализ дискурса (ср.: англ. йгзсоитзе — ораторствовать; рассуждать; излагать в форме речи и франц. Агзсоитз - речь) — научное направление, изучающее, по выражению Н.Д. Арутюновой, речь, «погруженную в жизнь».

Если традиционно текст изучается отвлеченно от говоряще­го (пишущего) и слушающего (читающего), от ситуации, в ко­торой имеет место создание и восприятие текста, т.е. изучается «сам по себе», то анализ дискурса предполагает рассмотрение текста в отношении к ситуации его создания и восприятия, го­ворящему (пишущему) и слушающему (читающему), к целям и задачам коммуникации, к другим текстам, к «миру» и, разуме­ется, к языку. Таким образом, первостепенное значение имеют участники акта коммуникации, их способности к говорению (письму) / слушанию (чтению), психологические и социальные характеристики, деятельность и т.д. При учете всей совокупно­сти данных моментов текст может быть истолкован адекватно. (См. в приводимых ниже материалах для чтения фрагменты книги Т.А. ван Дейка.)

Обобщающим научным направлением, изучающим Ьото 1о- ^иепз как объект филологии, является филологическая теория коммуникации. Определим зону ее интересов на фоне общей те­ории коммуникации. теория коммуникации как гуманитарная научная дисциплина изучает процессы передачи информации в обществе, осуществляемые посредством любых знаковых систем (естественный язык, оптические, слуховые, тактильные знаки, языки танца, театра, кино и др.) взаимодействия людей. Интере­сы филологической теории коммуникации сосредоточены на коммуникативной деятельности человека посредством текста на естественном языке.

Филологическая герменевтика, анализ дискурса, филологи­ческая теория коммуникации, вместе с гуманитарной семиоти­кой и теорией текста, служат интеграции филологических наук и дисциплин в их связях с другими гуманитарными науками и дисциплинами.

Лингвистика изучает Ьото ^иепз в качестве «основного субъекта коммуникации»10. Какие знания и представления име­ет человек как субъект коммуникации; как он ими «распоряжа­ется» в процессах коммуникации? — вот главные вопросы линг­вистики, изучающей «свои» аспекты Ьото 1о^иеш. Понятно, что в совокупность этих знаний входит знание языка и правил упо­требления языка, знание коммуникации и правил речевой ком­муникации, знания о мире и др.

Литературоведению интересен Ьото ^иепз как предмет художественного исследования, во-первых, и как субъект литературно-художественной коммуникации (автор — чита­тель), во-вторых. Что общего между тем и другим? Литерату­ре интересен человек в моменты его психического напряжения. Функции автора и читателя человек выполняет точно так же, в моменты своего психического напряжения. В ином случае соз­данное произведение не будет художественным, а художествен­ное произведение читатель перескажет как обычную житейскую историю, никак не связанную со сферой эстетического восприя­тия.

Соответственно современная лингвистика и литературове­дение оказываются тесно связанными с психологией, социоло­гией, когнитивными (лат. содтйо — знание, познание) и комму­никативными науками.

10 Красных В.В. Основы психолингвистики и теории коммуникации.

М., 2001. С. 40.

вопросы и ЗАДАНИЯ

• Дайте определение термина Ьото ^иепз.

• Истолкуйте суждение В. фон Гумбольдта: «Язык — это мир, лежащий между миром внешних явлений и внутренним миром человека». Какое значение оно имеет для придания «человеку говорящему» статуса объекта филологии?

• Почему Ьото ^иепз является объектом современной филоло­гии?

• Приведите фактический материал из русского (родного), изу­чаемых вами иностранных языков, доказывающий связи чело­века и естественного языка. Какое значение эти факты имеют для придания Ьото ^иепз статуса объекта современной фи­лологии?

• Приведите фактический материал из русского (родного), изу­чаемых вами иностранных языков, доказывающий связи чело­века и текста. Какое значение эти факты имеют для придания Ьото ^иепз статуса объекта современной филологии?

• Приведите определение языковой личности. Какое значение это понятие имеет для придания Ьото ^иепз статуса объекта современной филологии?

• Приведите определение творческой личности. Какое значение это понятие имеет для придания Ьото ^иепз статуса объекта современной филологии?

• Докажите рассуждениями и фактическим материалом признак активности говорящего (пишущего) и слушающего (читающе­го). Какое значение имеет факт активности того и другого для восприятия и понимания текста?

• Докажите рассуждениями и фактическим материалом при­знак активности автора и читателя. Какое значение имеет факт активности того и другого для восприятия и понимания текста?

• Определите Ьото ^иепз как объект современной филологии.

• По данным словарей (энциклопедических, лингвистических) определите приводимые ниже понятия:

—формально-демографическое и этнографическое;

—социальное, психологическое и социально-психологическое;

—культурно-антропологическое;

—философско-мировоззренческое;

—когнитивное и коммуникативное;

—лингвистическое;

—ситуативно-поведенческое.

• Какое значение характеристики человека, данные в каждом из аспектов, имеют для построения модели создания и понима­ния текста? Рассуждения можно аргументировать ссылками на собственный коммуникативный и речевой опыт.

• Что в Ьото ^иеш изучает лингвистика? литературоведение?

—филологическая герменевтика?

—анализ дискурса?

—филологическая теория коммуникации?

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных