ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Заруби на своем носу!Свои собственные набитые синяки и шишки учат лучше всего, особенно, если они были достаточно болезненны! Но из ситуаций, закончившихся без тяжелых последствий тоже можно извлечь полезные уроки. Те, кого затронуло происшествие, лучше всего знают факторы и условия, которые привели, в конечном счете, к беде. Из их анализа мог бы возникать тот ценный опыт, который делает нас компетентнее. Чтобы это произошло, нужно честное и самокритичное обсуждение. И оно явно не просто не только потому, что некоторые восходители путают прямо-таки систематическую удачливость с мастерством. Признаваться в своих ошибках очень тяжело в сообществе, которое идеализирует успех и совершенство. Учиться на своих ошибках лучше всего удается в случаях, если авария наносит личный финансовый, физический или социальный ущерб. Если, однако, ущерб отсутствует, можно уверенно предсказать, что ошибка повторится в следующий раз. Учиться на ошибках, которые не повлекли серьезный ущерб – это искусство, которым владеют лишь немногие люди, склонные к самоанализу. Тот, кто хочет этому научиться, может прибегнуть к помощи хороших друзей и грамотных коллег, с которыми можно говорить откровенно. Например - внедряя практику критического разбора своих действий после каждого мероприятия, рассматривая альтернативные сценарии своих действий, которые могут пригодиться в будущем. Основной вывод Как говорил капитан Джек Воробей: „Проблема - это не проблема. Проблемой является твоё отношение к проблеме. Смекаешь?“ Восхождения на вершины стали спортом и стали массовыми. Сейчас бесполезно обсуждать, хорошо это, или плохо. Это – свершившийся факт. Так же, как и то, что горные виды спорта остались весьма рискованным занятием, несмотря на внедрение полуавтоматических страховочных устройств и спасательного лавинного снаряжения. Можно приветствовать то, что большинство поклонников горного спорта проводят свое время там, где опасности минимальны - проводя ски-туры, занимаясь спортивным скалолазанием или, совершая восхождения по виа-ферратам. Нужно пожелать, чтобы в этой деятельности с ними не происходило ничего трагичного. При соблюдении немногих основных правил и указаний, преподаваемых на любых учебных курсах, у них есть хороший шанс безаварийно проводить свою жизнь в горах. Будут ли, однако, самодеятельные альпинисты уверенно и компетентно действовать за рамками оборудованных маршрутов и в нестандартных ситуациях, - остается загадкой. Так же, является вопросом: необходимы ли подобные навыки или лишь желательны?
Чтобы учиться на авариях, тем более - чтобы интерпретировать анализы аварий, в большинстве случаев необходимо обладать обширным пониманием, причем - не только чисто технических вопросов, но и допустимой степени риска и ненадежности. Иначе говоря: «тот, кто всегда держится за правила и никогда не шагает слишком далеко, тот никогда не познает границу своих возможностей».
К сожалению, мы должны констатировать, что человек, который всегда катается на лыжах с авалунгом и соблюдает элементарные рекомендации по снижению риска попадания в лавину, чаще всего оказывается не в состоянии понять фрирайдера, который не использует средства выживания в лавинах и не анализирует состояние снега. Но если я с самого начала осуждаю его действия, отношусь к нему нетерпимо, не могу мысленно поставить себя на его место и мне неинтересно его поведение, то я лишаю себя шанса научиться на его ошибках.
„Эксперт — это человек, который совершил все возможные ошибки в очень узкой области. “ - Нильс Бор (1885-1962)
Итак, безболезненнее всего учиться на чужих ошибках; но, более эффективно - на собственных. Всем нам надо пожелать, чтобы ущерб от собственных ошибок не оказался фатальным, чтобы уроки, извлеченные из своих ошибок, положительно сказались на отношениях к своим рискованным действиям. В альпинизме, где первая же ошибка может оказаться последней, количество возможных уроков очень ограничено!
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|