Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






За пределами экономической науки 5 страница




В этой книге М. Аллэ соединил усовершенствованную им мо-


дель всеобщего равновесия с анализом совокупного капитала и теорией инвестиций, с теорией экономического роста, а также ввел модель теоретической детерминации спроса на деньги. Нашла здесь свое отражение и еще одна “сквозная” тема его научной работы — исследование достижения максимальной эф­фективности экономики.

М. Аллэ проявил себя в самых различных отраслях экономи­ческой науки, как теоретической, так и прикладной. Широко известны, в основном во Франции, его труды по теории капи­тала и денежного обращения, монетарной политике, распреде­лению дохода и налогообложению, кредиту, учету и анализу для достижения максимальной эффективности экономики в со­четании с соблюдением наивысшей социальной справедливости.

В своей нобелевской лекции “Очерк моего главного вклада в экономическую науку”, прочитанной 9 декабря 1988 г. и в автобиографической книге “Автопортреты: одна жизнь, один труд” (1989) М. Аллэ, оценивая современное состояние экономи­ческой науки, указывает, что “экономика начинает превра­щаться в подлинную науку лишь в послевоенный период, об­ретя опору в статистическом анализе фактов, теориях, логичес­кая строгость которых может быть подвергнута проверке”. Он занимает компромиссное положение в известном споре “лите­раторов и математиков”, считая, что при современном состоя­нии экономических знаний “большинство областей экономики можно прекрасно изучать и без помощи математики, но есть и такие области экономики, где без нее не обойтись”. Общим же недостатком “литературных” теорий, по его мнению, является “постоянное использование неработающих понятий, неясных и нечетких терминов, отсутствие строгости анализа”. В то же время он отмечал, что нередко встречается еще и ошибочное применение математики, “излишняя формализация, псевдотео­ретизирование”, чрезмерно узкая специализация ученых. К тому же ученый мир склонен к догматизму, сложившемуся “под влиянием интересов и идеологий” и ведущему к “столк­новению новых идей и тирании господствующих доктрин и идей истеблишмента”. Это “опасная тенденция политизации экономической науки”.

Год

Премия памяти А. Нобеля по экономике была вручена Трюгве Ховельмо за разъяснение теоретико-вероятностных осно­ваний эконометрики и анализ рыночных экономических структур.


ТРЮГВЕ ХОВЕЛЬМО

Известный норвежский экономист Трюгве Ховельмо родился 1911 г. в г. Скедсмо в Норвегии. В 1933 г. получил высшее экономическое образование в Норвежском университете в Осло. В дальнейшем вел научно-исследовательскую и преподавательскую работу.

В своей исследовательской работе Т. Ховельмо, в частности, показал, как можно на практике использовать и претворять в жизнь новые идеи о вероятностных основаниях в эконометрике и статистике. Он активно выступает за то, чтобы “идти дальше Кейнса”. Поскольку отдельные идеи и понятия последнего, такие, как “склонность” и “побуждение”, были построены на коллективной, а не индивидуальной психологии, то они часто не учитывались.

Согласно Т. Ховельмо, различные социальные группы проявляют неодинаковую склонность к потреблению или же противоположное побуждение к сбережению. Склонность к потреблению не одинакова у клерков и предпринимателей или у жителей городов и деревень (последние, как правило, тратят гораздо меньше). Люди свободных профессий сберегают сравнительно небольшую часть дохода, а получающие регулярную заработную плату — еще меньше. Им также было установлено, что “предельная склонность к потреблению” изменяется в зависи­мости от предмета потребления.

Т. Ховельмо был среди тех, кто первыми глубоко подошли не только к разграничению статической и динамической тео­рии, но и дал толчок к созданию основ эконометрических мо­делей с соответствующим статистическим инструментарием. Это позволило предсказать с определенной долей вероятности, как изменения в одной области экономики могут отразиться на дру­гих областях, т.е. в области экономического предвидения раз­работать теорию статистической вероятности, представленную в экономических терминах. Его экономико-статистические моде­ли предсказывают возможное развитие национальных экономик и более точно и строго формулируют и планируют государст­венную экономическую политику.

Суть теории экономической динамики сводится к следующе­му. Обычно нет сомнений в том, что жизнь предполагает движе­ние от подъема до спада, а отнюдь не стабильность или покой. Но статический метод предполагает — при учете воздействия преобразующих факторов (колебаний цен, изменения конъюнк­туры рынков и т.д.) — ограничение экономической ситуации


некими конечными результатами, которые предполагаются как состояние покоя (в лучшем случае временного) или как состо­яние “равновесия”. В то же время динамический метод эконо­мической эволюции подразумевает, что конечным результатом не завершается “игра” экономических факторов. Необходимо определить происхождение этих факторов, исследовать их дей­ствие во времени и пространстве. Действие может иметь неоди­наковый размах в разные периоды, да и масштаб его может зависеть от ответной реакции других конкурирующих экономи­ческих единиц. Так, повышение цены на один товар может и не сопровождаться повышением цен на конкурирующие това­ры, а рост в одном секторе производства может не распростра­няться на другие секторы. Задача исследования — предусмот­реть вероятность определенных нарушений равновесия и момен­та начала действия выравнивающего механизма. Придержи­ваться динамической теории — значит исследовать экономичес­кие факторы не только с точки зрения результатов нарушения или восстановления равновесия между ними, но и во всей пол­ноте и на всем протяжении их действия. Т. Ховельмо признает, что в его книге динамический процесс описан “в самой общей форме, слишком общей для того, чтобы дать долгосрочные про­гнозы или сконструировать некую стройную модель объяснения прошлого. Но этот анализ может, вероятно, служить базой для вывода о том, что даже очень незначительные первоначальные различия с течением времени могут привести к весьма значи­тельным, почти непоправимым расхождениям между потенци­ально похожими экономическими регионами”.

В своей Нобелевской лекции “Эконометрика и государство всеобщего благосостояния” лауреат отметил, что эконометри­ка — не сухая теория, а важный практический инструмент. Ее эффективное применение встречается со многими трудностями, среди которых самым опасным он называл “старого врага ста­тистиков — феномен ложной корреляции”, мешающий извлечь достоверную информацию об экономических взаимоотношениях.

На представлении нового Нобелевского лауреата член Швед­ской королевской академии наук профессор Б.К. Исандер, от­ражая общее мнение научной экономической общественности, говорил: “Если английский экономист Ричард Стоун обосновал новую экономическую политику, развив и систематизировав учет статистических данных, в особенности в форме националь­ных счетов, то Трюгве Ховельмо приблизительно в это же время создал основы эконометрики, опираясь на теорию веро-


ятности, и испытал на практике классифицированные им мо­дели и теории. Он создал путеводную линию для важного ме­тодологического развития эконометрики”.

Год

Премия памяти А. Нобеля по экономике была совместно вручена Гарри Марковицу, Мертону Миллеру и Уильяму Шарпу за исследование финансовых рынков и развитие теории приня­тия решения в области капиталовложений.

ГАРРИ МАРКОВИЦ

Американский экономист Гарри Марковиц родился в 1927 г. в Чикаго. В 1950 г. он окончил Чикагский университет. Г. Марковиц стал работать в комиссии Коулза при Чикагском универ­ситете под руководством будущего Нобелевского лауреата Т. Купманса. Там он начал заниматься концепцией “портфелей ценных бумаг” (“портфель” означает перечень ценных бумаг, акций, облигаций, долговых обязательств и т.п.).

Как известно, ключевую роль в современной рыночной эко­номике играют финансовые рынки, через посредство которых распределяются ресурсы среди различных сфер производства. Основополагающий вклад в решение проблемы финансовых рынков еще в 50-х годах внес Г. Марковиц, разработавший наи­более эффективную теорию оптимального “портфельного выбо­ра”. Эта теория стала мощным инструментом в руках теорети­ков и практиков современной экономики для определения наи­более выгодного помещения ценностей (капиталов, сбережений и пр.) с уменьшением степени риска.

Г. Марковиц углубленно проанализировал мотивы поведения участников финансового рынка с точки зрения стремления ин­весторов к максимизации их будущих доходов и минимизации риска, связанного с приобретением ценных бумаг. Многие сложные проблемы финансового рынка нашли отражение в со­зданной им теории “выбора рационального портфеля инвести­ций”, которая и через 40 лет после ее опубликования не утра­тила научной ценности и практической значимости. Разрабо­танная на ее основе модель поведения субъектов финансового рынка предполагает, что в принятии решений относительно ценных бумаг они руководствуются уровнем ожидаемого дохода и степенью риска.


[1] Римский клуб был основан в 1968 г. как неправительственная международная организация по инициативе итальянского общественного деятеля Аурелио Печчеи для анализа глобальных проблем. Ныне объединяет около ста крупнейших ученых, представителей политических и деловых кругов различных стран.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных