Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Социально ориентированная рыночная экономика.




Важнейшим источником стабильности в ведущих индустриальных странах стало формирование социально ориентированной рыночной экономики. Она складывалась в течение длительного времени, ее становление потребовали от политиков пересмотра многих ранее существовавших воззрений.

В США основы социально ориентированной рыночной экономики были созданы в годы проведения «нового курса» президентом Ф.Д. Рузвельтом. После его смерти в апреле 1945 г. пост президента занял Г. Трумэн, выигравший президентские выборы 1948 г. Большая часть сторонников «нового курса» былa выдворена из правительства. Однако социальные программы получили дальнейшее развитие. Так, после демобилизации бывшие военнослужащие обеспечивались льготами при поступлении в высшие учебные заведения, получали кредиты на строительство собственного жилья и создание предприятий малого бизнеса. Г. Трумэн отстаивал идею проведения «справедливого курса», то есть достижения полной занятости, обеспечения малоимущих дешевыми квартирами, повышения степени равноправия в обществе.

Дальнейшая активизация социальной политики связана с именем молодого президента-демократа Дж. Кеннеди (находился у власти в 1961-1963 г.г.). Его программа «новых рубежей» предусматривала совершенствование систем здравоохранения и образования. Была поставлена цель полной ликвидации неграмотности. Началось осуществление помощи населению районов, признанных «зонами экономического упадка». После трагической гибели Кеннеди в 1963 г. высший государственный пост занял вице-президент, демократ Линдон Джонсон. Он выиграл выборы 1964 г. под лозунгом создания «великого общества», или «государства благоденствия», в котором не будет бедности, расового неравенства и нищеты. В 1964 г. был принят Закон о гражданских правах, который запрещал любые формы дискриминации на территории США. Программа Джонсона принесла значительные плоды. С 1960 по 1970 г. доля семей, живущих ниже официально установленного порога бедности, сократилась вдвое - с 24,7 до 12 %. Полному искоренению бедности помешала война во Вьетнаме.

При восстановлении экономики Западной Германии после Второй мировой войны под руководством министра экономики Людвига Эрхарда также были проведены реформы, которые привели к созданию в этой стране социально ориентированной рыночной экономики. Правительство исходило из того, что тяготы восстановления должны равномерно распределяться среди всех слоев населения, так как преодоление последствий войны является общенациональной задачей.

Особая и, как принято считать, наиболее совершенная модель социально ориентированной экономики сложилась в Швеции. Впоследствии она была заимствована большинством Скандинавских стран. В Швеции с 1931 по 1976 г. социал-демократы, опиравшиеся на поддержку профсоюзов, были ведущей силой в правительстве. Трудовые отношения строились на базе социального партнерства. Центральная организация профсоюзов Швеции (ЦОПШ) и Объединение работодателей Швеции (ОРШ) еще в 1938 г. заключили соглашение о мирном решении трудовых конфликтов. С 1972 г. представители профсоюзов входят в совет директоров частных компаний и банков.

Главными чертами «шведской модели», как ее стали называть в 1960-е г.г., стало сочетание развитой экономики с высоким уровнем потребления, занятости и самой совершенной в мире системой социального обеспечения. В стране не проводилось массовых национализаций. Большинство предприятий оставалось в частной собственности (ок. 90 %). В то же время значительная часть производимого дохода перераспределялась государством. Уровень налога на высокие доходы составлял 70 %.

К концу ХХ в. государство перераспределяло 2/3 производимого ВВП (для большинства развитых стран этот показатель составлял менее 1/2). Большая часть бюджетных средств направлялась на социальные цели. Здравоохранение, образование, коммунальные услуги стали практически бесплатными, пенсии и пособия по безработице являлись самыми высокими в мире (ок. 80 % зарплаты).

По соглашению между ЦОПШ и ОРШ был принят принцип равной оплаты за равный труд. Он предполагал, что ставки зарплаты для каждой категории наемных работников должны быть едиными и постепенно повышаться по всей стране. Предприятия, получавшие мало прибыли, не могли постоянно увеличивать зарплату и вынуждены были идти по пути модернизации, освоения высоких технологий или разорялись. Это, однако, не вело к росту безработицы. Организация общественных работ, государственные программы повышения квалификации рабочей силы, помощи переезду трудящихся из «зон экономического упадка» в преуспевающие районы позволяли обеспечивать почти полную занятость.

В результате проведенных реформ в Швеции была достигнута высокая степень социального равенства, К началу 21 в. разрыв в доходах 1О % наиболее бедных и наиболее богатых семей в развитых странах в среднем составлял 1: 10, а в Швеции -1: 5,4.

В целом «шведская модель» в значительной мере подтвердила правильность идей

Д. Кейнса - рост уровня жизни основной массы населения увеличил платежеспособный спрос, который привел к устойчивому росту экономики.

В других странах Западной Европы социальной политике также придавалось большое значение. Как правило, власти шли навстречу требованиям профсоюзного движения. В Англии лейбористы отменили принятый в 1927 г. закон, ограничивавший права профсоюзов. В 1948 г. вступили в силу законы о создании систем государственного страхования и здравоохранения, об увеличении пенсий. Началось строительство муниципального жилья для малоимущих. Во Франции в 1950 г. вводится гарантированный минимум заработной платы, который с 1952 r. автоматически повышается с учетом индекса инфляции. Была установлена 40-часовая рабочая неделя с двумя выходными, минимальный отпуск увеличивается с двух до трех недель.

В ФРГ по закону1951 г представители профсоюзов получили до 50% мест в наблюдательных советах ведущих горнодобывающих и металлургических компаний, затем появились рабочие акции, обеспечивающие работникам корпораций долю в прибылях. Это заложило основу германского «экономического чуда» - ускоренного развития 50 – 60 гг 20 в, вернувшего Германии одно из ведущих мест в мировой экономике.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных