ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Гуманизм эпохи Возрождения.Тема 5. (2.4.) ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ. План лекции Гуманизм эпохи Возрождения. Натурфилософия эпохи Возрождения. Гелиоцентрическая картина мира. Социально-политические взгляды эпохи Возрождения.
Основные понятия
Гуманизм (лат. – человечность) – принцип мировоззрения, в основе которого лежит признание ценности человека как личности, требование защиты достоинства личности, ее свободы.
Пантеизм (лат. – пан – все, тео – бог) – философское учение, отождествляющее бога и мир. В нем имеются элементы материализма, частичный отход от ортодоксального теизма.
Монада – понятие, используемое в ряде философских систем для обозначения структурной единицы бытия.
Рационализм – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.
Сенсуализм – направление в теории познания, согласно которому ощущение является главной формой достоверного познания. Эмпиризм – направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания. Близок сенсуализму.
Дуализм – философское учение, считающее материальную и духовную субстанции равноправными началами.
Модус – термин, обозначающий свойство предмета, присущее ему лишь в некоторых состояниях, в отличие от атрибута – неотъемлемого свойства предмета.
Краткое содержание Гуманизм эпохи Возрождения. В эпоху Возрождения (XIV - XVI вв.) совершается переход от теоцентризма к антропоцентрическому пониманию мира: презрение к земному естеству заменяется стремлением к земному счастью, признанием творческих способностей человека. Возникает убеждение в том, что человек – высшая ценность. Так формируется главная идея Возрождения – гуманизм. В широком смысле слово гуманизм представляет собой образ мышления, который провозглашает идею блага человека главной целью социального и культурного развития и отстаивает ценность человека как личности. В такой трактовке этот термин употребляется и в наше время. Но как целостная система взглядов и как течение общественной мысли гуманизм возник в эпоху Возрождения. В формировании ренессансного мышления огромную роль сыграло античное культурное наследие. Особое место в духовной культуре этого времени занимает философия. Характерные особенности философии Возрождения: - антисхоластическая направленность, - антропоцентризм, - пантеизм. Человек – не только важнейший объект философского рассмотрения, но и центральное звено космического бытия. Обращение к человеку и его земному существованию знаменует начало новой эпохи, которая зародилась в Италии, а на рубеже XV – XVI вв. становится общеевропейским явлением. Индивид обретает самостоятельность, он представляет самого себя. Его позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта, и он склонен приписывать все заслуги себе. Возрожденческое понимание человека отличается от античного и средневекового. Человек теперь сам творец, а потому фигура художника - творца становится символом Ренессанса, он созидает новый мир, красоту, творит самое высокое, что есть в мире – самого себя.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|