Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Социология как наука.




Что такое общество? В широком смысле – это обособившаяся от природы часть материального мира, исторически развивающаяся форма жизнедеятельности людей; в узком смысле – определённый этап развития человеческой истории (например, первобытное, рабовладельческое и т.д.

общество), совокупность людей, или часть человечества (например, белорусское общество).

Когда возникло человеческое общество? Современная наука считает, что это произошло 40 тыс. лет назад, в палеолите.

Социология – (лат.societas – общество; греч. logos – слово, учение) - наука, изучающая общество в целом и отдельные его части, сферы, элементы, а также процессы, протекающие в данных структурах. Предметом социологии являются: социальные связи и действия; формы совместной жизни людей и процессы в них протекающие (социальные общности, социальные институты и т.д.); социальная организация и дезорганизация (преступность и т.д.); массовая коммуникация (СМИ); миграция населения, социальная мобильность.

В истории социологии выделяют донаучный (предыстория) и научный этапы.

К донаучному этапу относятся первые представления об обществе и его устройстве, сформулированные в эпоху античности (Платон, Аристотель). Платон (427-347 гг.до н.э.) – автор первой в мире теории стратификации.

Согласно ей, идеальное общество делится на три класса: высший – мудрецы (философы), средний – воины, низший – ремесленники и крестьяне. Поскольку высший класс злоупотребляет властью, Платон предложил комплекс мер по предотвращению этого. «Государство» Платона считается первым в истории трудом по общей социологии. Аристотель (384-322 гг.до н.э.) – считал, что опорой общества является средний класс. Несовершенства общества исправляются моральным улучшением людей. Частная собствен-

ность не вредит нравам людей и развивает здоровые эгоистические интересы.

В средние века никаких прорывов в исследовании общества не зафиксировано.

К донаучному этапу также относится период Нового времени (Макиавелли, Гоббс). Н.Макиавелли (1469-1527 гг.) – на основе идей Платона и Аристотеля создал оригинальную теорию общества и государства. Его главное произведение «Государь». В нём акцент сделан не на структуре общества, а на поведении политического лидера. Социология и политология

стали наукой о поведении людей в обществе. Т.Гоббс (1588-1679 гг.) – разработал теорию общественного договора – основу учения о гражданском обществе. В догражданском обществе, по Гоббсу, естественным состоянием является война всех против всех. Страх и взаимное опасение побуждает людей создавать общество, государство. Иное дело гражданское общество –

высший этап развития. Оно покоится на общественном договоре и юридических законах. Прекращается война всех против всех. У него три формы правления: демократия, аристократия, монархия.

К научному этапу относится современный этап развития социологии (сер.19 – н.20вв.). С этим этапом связана деятельность О.Конта, К.Маркса, Э.Дюркгейма и М.Вебера.

О.Конт (1798 – 1857гг.) дал имя социологии, определил предмет и метод социологии. Считал, чтобы вылечить больное общество надо создать науку об обществе – социологию и преподавать её в школах и университетах. Учение О.Конта состояло из двух частей: социальной статики, описывающей законы существования общества и социальной динамики, описывающей законы изменения общества.

К.Маркс (1818-1883 гг.) – считается изобретателем теории социального конфликта. Если для Конта главное – стабилизация общества, то для Маркса – его уничтожение и замена новым, более справедливым революционным путём.

Э.Дюркгейм (1858 – 1917 гг.) – пионер использования социальной статистики в социологии. Он предлагал опираться на социальные факты (коллективные привычки, обычаи, традиции, обряды) и изучать их статистически. Дюркгейм считал, что они существуют независимо от инди-

вида, наподобие природных фактов. Собрав обширный фактический материал, он доказал, что число самоубийств в разных социальных группах неодинаково: у католиков их меньше, чем у протестантов, а у горожан больше, чем у сельчан. Почему так происходит? Дело в том, что чем выше уровень интеграции социальной группы, тем ниже уровень самоубийств. Горожане и протестанты более разобщены, нежели сельчане и католики.

Как видим, одни социальные факты (самоубийства) Дюркгейм объяснил при помощи других социальных фактов (интеграция), не прибегая к психологическим или физическим причинам. По существу, Дюркгейм дал новую методологию современной социологии. Главным в человеческом обществе он считал социальную солидарность.

М.Вебер (1864-1920 гг.) – самый крупный теоретик среди всех когда-либо живших социологов. Превыше всего в обществе он ставил индивида, причиной развития общества называл культуру, верил в интеллигенцию.

Важнейшим методом исследования, кроме статистики, считал изуче-

ние мотивов поведения людей (понимающая социология). Создал теорию социального действия, выделив четыре его типа: целерациональное, ценностнорациональное, традиционное и аффективное. Только первые два Вебер относил к социологии. Идеи М.Вебера образуют фундамент современной социологии.

В системе научного знания социологии отведено особое место. Она – единственная из наук, изучающая общество в целом (как физика описывает природу в целом).

Обе они – физика и социология – составляют фундамент человеческого знания. Социология тесно сотрудничает с другими общественными науками: философией, культурологией, политологией, социальной психологией, экономикой, этикой, правом, историей.

Современная социология развивается по двум направлениям: 1) эмпирическое; 2) теоретическое. Усложнение социальной структуры общества привело к дифференциации областей социологического анализа, к появлению и развитию специальных социологических теорий: социоло-

гии медицины и здравоохранения, социологии труда, социологии культуры, социологии управления, социологии молодёжи и др.

В нашем государстве социологические исследования ведутся в Институте социологии АН Республики Беларусь, в БГУ на кафедре социологии и др. учебных заведениях. Главные направления работы: социология малых групп, социология молодёжи, средства массовой коммуникации и государственное управление, промышленная социология и др.

Основными функциями социологии являются:

1. Теоретическая – обобщение и анализ эмпирических данных социологии, а также ряда смежных наук; выработка новых понятий и категорий, то есть создание научной теории, которая

объясняет механизмы и законы общественного развития.

2. Описательная – характерна, в основном, для прикладных социологических исследований, задачей которых является решение конкретных социальных проблем. В этом смысле, она служит необходимым этапом проведения подобных исследований и направлена на описание объекта исследования.

3. Информационная и прогностическая - тесно связанные между собой функции, ибо решают задачу обеспечения субъектов управления необходимой информацией и дают прогноз возможных вариантов развития событий

4. Служит барометром общественного мнения – специфическая только для социологии функция. Способ выявления общественного мнения и механизм прямого воздействия на власть со стороны народа. Если задействован постоянно, то является одним из гарантов демократического развития общества.

Практика показала, что тот, кто в ВУЗе или в среднем специальном учебном заведении изучил основы социологии, стал иначе смотреть на окружающий мир, общество в частности, понимать его законы, успешнее строить свою профессиональную карьеру и личную жизнь.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных