Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Завершение формирования командно-административной системы




Политическая система, в основе которой лежала строго централизованная структура партийно-государственных органов, еще в доменное время накопила опыт функционирования в чрезвычайных уровнях. За много лет до войны были свернуты любые формы коллективного руководства, искоренены плюрализм мнений и инакомыслие. Усилия народа концентрировались на решении очередных народнохозяйственных задач, на преодолении реальных или искусственно создаваемых трудностей. В военной обстановке метод приказа [c.465] и безусловного подчинения завершил процесс складывания тоталитарной, командно-административной системы.

С образованием Государственного Комитета Обороны 30 июня была осуществлена полная централизация власти, ликвидировано разграничение функций высших государственных и партийных органов. В ГКО вошли И.В.Сталин (председатель), В.И.Молотов, Л.П.Берия, К.Е.Ворошилов, Г.М.Маленков, фактически это был узкий состав политбюро. В 1942 г. ГКО пополнился Н.А.Вознесенским, Л.М.Кагановичем, А.И.Микояном. ГКО стал высшим чрезвычайным партийно-государственным органом. Его постановления имели силу законов военного времени и были обязательны для всех государственных, партийных, хозяйственных органов и общественных организаций.

Регулярные заседания ГКО в полном составе не проводились протокольные записи не велись. Фактически все вопросы решались в кабинете Сталина, куда по мере надобности вызывались наркомы, военные, партийные, государственные, хозяйственные руководители. До своей ликвидации 4 сентября 1945 г. ГКО принял 9971 постановление и распоряжение, определявшие перевод предприятий на выпуск военной продукции, организацию военного производства, подготовку кадров, разработку новых видов военной техники, производство металла, топлива, электроэнергии, работу транспорта. Он руководил эвакуацией промышленных предприятий, а затем, в связи с освобождением оккупированных территорий, реэвакуацией и восстановлением экономики. Большое внимание уделялось формированию новых частей и соединений Красной Армии, назначению руководящих кадров в армию и народное хозяйство. ГКО увязывал потребности фронта с предельными возможностями экономики, налаживал распределение и перевозки всех видов продукции для фронта. Связующим звеном ГКО с отраслями военной экономики и важнейшими предприятиями стали уполномоченные, которые назначались обычно из числа партийных и хозяйственных руководителей.

Сталин подписывал все постановления, касавшиеся назначения руководящих кадров, организации вооруженных сил, материально-технического обеспечения армии, планирования, работы транспорта и т.п. Распоряжения по частным вопросам санкционировались Молотовым, Берия, Микояном. Принятые решения рассылались непосредственным исполнителям: наркомам, первым секретарям ЦК компартий союзных республик, крайкомов, обкомов, уполномоченным ГКО. Государственный комитет обороны работал с высокой эффективностью; за редчайшим исключением, все решения неукоснительно исполнялись, что обеспечивалось четкой организацией контроля и персональной ответственностью исполнителей. Однако только жесткая исполнительская дисциплина во всех звеньях партийно-государственного и народно-хозяйственного механизма и карательные меры не могли бы обеспечить выполнение принятых решений. Оно достигалось прежде всего тяжелым самоотверженным трудом народа.

Под руководством и строжайшим контролем ЦК ВКП(б) работал правительство СССР – Совет народных комиссаров, возглавляемый [c.466] Сталиным, и наркоматы, в структуру которых были внесены необходимые изменения.

Согласно Конституции, высшим органом государственной власти оставался Верховный совет СССР, но его права и функции, как и местных советов, были резко ограничены: они, главным образом, выполняли решения партийных органов. Сессии Верховного совета созывались всего трижды (в 1942, 1944 и 1945 гг.). Президиум Верховного совета СССР, бессменным председателем которого оставался М.И.Калинин, лишь законодательно оформлял те решения ГКО, ЦК ВКП(б) и СНК СССР, которые относились к его компетенции. Насколько низок был престиж Президиума Верховного совета, видно хотя бы из того, что его председатель, именуемый “всесоюзным старостой”, не входил в состав ГКО и не участвовал в выработке его решений.

По Конституции, Президиум Верховного совета обязан был осуществлять общее руководство местными советами, разъяснять законы и определять порядок проведения их в жизнь. На деле эти функции были свернуты (во многом – еще в мирное время). Исполкомы местных советов и их отделы вели большую работу по устройству эвакуированных, детей-сирот, организовывали помощь семьям военнослужащих, инвалидам войны, занимались всеобщим военным обучением, строительством укреплений. Советы активно помогали партии в мобилизации усилий трудящихся на помощь фронту. Однако своей роли органов представительной демократии они не выполняли. К тому же к концу войны в них осталась лишь половина депутатов, избранных до войны, а новые выборы не проводились. Выбывших заменяли работники, назначаемые партийными органами и кооптируемые в состав советов и их исполкомов. На освобожденных территориях весь состав исполкомов подбирался и утверждался партийными органами. Как ни парадоксально это звучит, в Советском Союзе не было советской власти.

В единой системе партийно-государственных органов работали общественные организации. Профсоюзы, самая массовая из них, объединяла в начале войны свыше 25 млн. человек. Они участвовали в организации социалистического соревнования и других массовых трудовых патриотических движений, коллективного и индивидуального огородничества, в шефстве над воинскими частями и госпиталями. Большую роль в вооруженной борьбе, организации труда, Учебы и быта молодежи сыграл комсомол, объединявший свыше 10 млн. членов. Н.М.Шверник, 1-й секретарь ВЦСПС, и Н.А.Михайлов, 1-й секретарь ЦК ВЛКСМ, входили в состав оргбюро ЦК ВКП(б). Свою лепту в общее дело внесли существовавшие и до войны Осоавиахим, Общество Красного Креста и Красного Полумесяца и др.

С целью установления связей с зарубежной общественностью, распространения информации о борьбе советского народа против фашизма, получения материальной помощи от различных зарубежных организаций был создан ряд антифашистских комитетов (советских женщин, ученых, молодежи, всеславянский, еврейский), вся деятельность которых находилась под жестким контролем ЦК ВКП(б). [c.467]

На передовой

Перестройка политического руководства и перераспределение рядов партии являлись важнейшим элементом перевода всей жизни страны на военные рельсы. Но, разумеется, судьбы Родины решались прежде всего на полях сражений.

В первые же дни войны были приняты постановления политбюро об отборе коммунистов в качестве “политбойцов” для усиления партийно-политического влияния в полках и дивизиях, укрепления морального духа войск. Мобилизации подлежали и лучшие комсомольцы. В большинстве своем политбойцы (их было свыше 130 тыс.) имели высшее и среднее образование и могли бы после соответствующей подготовки стать младшими командирами и политработниками, однако их вливали большими группами в наиболее пострадавшие в боях части и сразу бросали в бой. Потери среди них были особенно велики.

В прифронтовых районах коммунисты составляли костяк отрядов партийно-советского актива, коммунистических и истребительных батальонов, рабочей гвардии, народного ополчения. Конечно, ополченческие формирования не соответствовали требованиям Второй мировой войны и несли огромные потери. Но ополченцы олицетворяли самоотверженность и мужество народа. Одетые в свою гражданскую одежду, плохо вооруженные и недостаточно обученные, часто немолодые, нездоровые люди, коммунисты и беспартийные буквально грудью защищали Родину.

За первый год войны в общем порядке и по специальным мобилизациям партия направила в вооруженные силы свыше 40% довоенной численности территориальных партийных организаций – более 1344 тыс. человек. Это укрепило армию, усилило ее боеспособность. Однако их использование на фронте было не всегда эффективно и оправдано. В боях за год погибло, умерло от ран, пропало без вести около 634 тыс. коммунистов. Ценой жизни своих лучших сыновей платила партия за роковые ошибки и просчеты, прямые преступления, совершенные сталинским руководством при подготовке к войне и в ее начале.

Десятки тысяч коммунистов были оставлены на захваченной врагом территории, чтобы возглавить всенародное сопротивление оккупантам. Многие из них вскоре погибли, но к концу первого года войны в партизанских отрядах и подполье было свыше 65 тыс. коммунистов. Кроме того, из 69 тыс. коммунистов, не сумевших эвакуироваться и оставшихся в оккупации без задания, определенная часть также участвовала в борьбе с врагом. Вместе с тем находились и такие, кто поступал на службу к оккупантам.

Гитлеровцы не только установили на захваченной территории жестокий оккупационный режим, но и пытались идеологически воздействовать на население, допускали и даже поощряли “многопартийность” коллаборационистов, образование профашистских и националистических “партий” и групп. Но все попытки замаскировать политику террора и ограбления были безуспешны. Население жадно ловило новости с “Большой земли”. Его сочувствие и поддержка были [c.468] на стороне подпольщиков и партизан. В тылу врага действовали десятки подпольных обкомов, сотни окружкомов, горкомов, райкомов, партийных центров, организаций и групп, комсомольских организаций. На оккупированной территории разгоралась настоящая война против захватчиков. Нападения на вражеские гарнизоны, диверсии да железнодорожных магистралях, расправа с предателями – все это наносило существенный урон врагу, создавало у оккупационных властей и их приспешников настроения страха и неуверенности.

Наряду с массовым притоком партийных сил из территориальных организаций в военные производилось перераспределение руководящих кадров партии. На военной и военно-политической работе была сосредоточена почти половина состава ЦК; многие секретари ЦК компартий, крайкомов и обкомов стали членами военных советов фронтов и армий, руководителями борьбы в тылу врага. В начале войны были мобилизованы свыше 500 секретарей ЦК компартий союзных республик, краевых, областных, городских и районных комитетов, 1265 других входивших в номенклатуру ЦК работников, около 300 сотрудников аппарата ЦК. В распоряжение армейских политорганов были переданы все годные к военной службе слушатели центральных и местных партийных учебных заведений. Всего за годы войны по решениям ЦК на партийно-политическую работу в Красной Армии перешло около 14 тыс. коммунистов.

В вооруженной борьбе с фашизмом в годы войны приняли участие более половины состава партии. Около 2 млн. коммунистов погибли в боях, умерли от ран, пропали без вести. Участие коммунистов в боях, их героизм поднимали авторитет партии и усиливали ее влияние.

Прием в партию шел в основном через организации вооруженных сил. Для того чтобы облегчить возможность бойцам на фронте вступить в ряды ВКП(б), были изменены условия приема. Фронтовая обстановка позволяла не за год, а за один бой оценить товарища, поэтому кандидатский стаж был снижен до трех месяцев. Да и рекомендации вступающим могли давать коммунисты не с трехгодичным, как требовалось уставом, а с годичным стажем. К концу войны в вооруженных силах числилось свыше 3 млн. членов и кандидатов в члены партии.

Руководство всей системой партийных органов в армии осуществляло Главное политическое управление, действовавшее на правах отдела ЦК ВКП(б). Его возглавлял кандидат в члены политбюро, секретарь ЦК A.C.Щербаков (одновременно он был 1-м секретарем МК и МГК ВКП(б)). С началом войны в вооруженных силах была введена чрезвычайная форма партийного руководства – военные комиссары в полках, дивизиях, на кораблях, во всех штабах, военных учебных заведениях и учреждениях. В ротах, батареях и эскадрильях работали политруки. В обязанности военных комиссаров входило поэтическое воспитание бойцов и командиров, руководство политорганами, партийными и комсомольскими организациями, контроль за выполнением приказов командования. К осени 1942 г. институт военных комиссаров был упразднен, введено полное единоначалие и [c.469] установлена должность заместителя командира по политчасти (в 1943 г. и она была ликвидирована).

Сила сопротивления захватчикам непрерывно возрастала. На юге ожесточенные бои развернулись под Одессой, а затем под Севастополем, жители которых, возглавляемые партийными организациями вместе с частями Красной Армии геройски защищали родные города, непосредственно участвуя в боях, возводя оборонительные укрепления и выпуская под огнем врага оборонную продукцию.

Тяжелые бои шли под Ленинградом. По инициативе партийной организации там еще 30 июня 1941 г. началось формирование дивизий народного ополчения. 8 сентября сомкнулось кольцо блокады вокруг города, начался долгий период страданий от голода, холода артобстрелов, период беспримерного напряжения слабеющих сил. За время блокады погибло, по неполным данным, около 660 тыс. ленинградцев – свыше четверти их довоенной численности. Но город продолжал жить, работать и бороться.

В сентябре началась великая битва за Москву. К середине октября, когда противнику удалось захватить Калугу и Калинин, под Москвой сложилось особенно тяжелое положение. 15 октября ГКО принял решение об эвакуации из столицы партийных и правительственных учреждений. Военным командованием и городской партийной организацией принимались срочные меры для усиления обороны города. Ускоренно формировались новые части народного ополчения. Полмиллиона москвичей было мобилизовано на строительство оборонительных укреплений. Готовились к уличных боям, минировали важнейшие объекты.

Не работал транспорт. Через город сплошным потоком везли с фронта раненых, шли беженцы. В этих условиях партийное и советское руководство столицы, поглощенное неотложными заботами об обороне, не смогло учесть нужды и настроения населения. Началась паника. Но критической ситуацией удалось овладеть. 17 октября по радио выступил Щербаков. 19 октября в Москве было введено осадное положение: Москву было решено отстаивать до последнего. 5 декабря Красная Армия перешла в контрнаступление, завершившееся первым крупным поражением фашистской Германии. Победа под Москвой оказала решающее влияние на ход Великой Отечественной войны.

У советского руководства возникла уверенность в близкой победе. И.В.Сталин настаивал на продолжении широкомасштабного наступления, хотя Красная Армия была обескровлена тяжелыми боями, а экономика еще не завершила военную перестройку. Только Г.К.Жуков, командовавший советскими войсками в Московской битве, и первый заместитель председателя СНК Н.А.Вознесенский, осмелились возразить Сталину, пытаясь убедить его временно перейти к обороне. Но Сталин не прислушался к их доводам, в результат летом 1942 г. советские войска потерпели ряд тяжелых поражений. Противник занял Донбасс и создал непосредственную угрозу Сталинграду и Северному Кавказу. Для принятия неотложных мер по организации отпора врагу в Сталинград были направлены Жуков, назначенный первым заместителем Верховного Главнокомандующего, и [c.470] начальник Генерального штаба А.М.Василевский. В Сталинградском сражении германская армия потерпела сокрушительное поражение. 2 февраля 1943 г. окруженная вражеская группировка капитулировала.

Летом 1943 г. противник попытался вернуть себе утраченную стратегическую инициативу, однако победа Красной Армии под Курском в июле ознаменовала завершение коренного перелома в войне. Это явилось результатом достигнутого количественного и качественного превосходства Красной Армии, возросшего военного искусства командования, воинского мастерства и доблести солдат и офицеров, сопротивления советских людей на оккупированной врагом территории, результатом героических усилий тружеников тыла. После Курска Красная Армия повела наступление по всему фронту. Осенью она освободила Донбасс и форсировала Днепр.

1944 г. ознаменовался новыми победами: в январе – разблокирование Ленинграда, в феврале – разгром Корсунь-Шевченковской группировки врага, в мае – освобождение Крыма, в июне–августе – операция “Багратион” в Белоруссии и выход наших войск к границе Германии, в августе – освобождение Украины и Молдавии, битва за Прибалтику.

В начале 1945 г. Красная Армия предприняла свое последнее решительное наступление, завершившееся взятием Берлина и капитуляцией 8 мая Германии. Война в Европе закончилась, а 2 сентября капитулировала и Япония. Вторая мировая война завершилась. [c.471]

В тылу

Суровые военные испытания потребовали от территориальных партийных организаций перестроить всю работу в соответствии с новыми чрезвычайными обстоятельствами. Особенно это относилось к организациям прифронтовых областей, которые до 29 июня 1941 г. не получали от ЦК никаких документов с оценкой обстановки, сложившейся в связи с началом войны. Кроме заявления советского правительства от 22 июня, они руководствовались конкретными указаниями, касавшимися общих военно-мобилизационных мероприятий, специальных мобилизаций коммунистов, усиления контроля за средствами массовой информации и т.д.

Директива от 29 июня была направлена не только в прифронтовые регионы, но и в такие области, как Кировская, Саратовская, Рязанская и др., где уже на следующий день ее основные положения были доведены до актива. Однако в глубоком тылу вплоть до 3 июля, когда по радио выступил Сталин, не принималось решительных мер к перестройке всей партийной деятельности. Находясь далеко от фронта, невозможно было по сообщениям Совинформбюро составить представление о масштабах и характере начавшейся войны, о поражениях Красной Армии. Война, о которой в мирное время говорили как о неизбежной, оказалась все же неожиданной, и, привыкнув действовать по прямым указаниям из центра, многие партийные работники поначалу растерялись. [c.471]

Сохранялась привычка бодро рапортовать о количестве проведенных мероприятий, мало заботясь о действительных настроениях населения. Например, из Ивановского обкома шли в Москву информации о десятках тысяч митингов, собраний и бесед, на которых выступило свыше миллиона человек. А между тем в рабочей среде проявлялось недовольство ухудшением продовольственного снабжения, снижением расценок, удлинением рабочего дня и повышением цен на рынке. На отдельных предприятиях спонтанно вспыхивали забастовки. В середине октября, когда область оказалась в угрожаемом положении и втайне от рабочих началась подготовка к эвакуации, на крупнейшем меланжевом комбинате возник митинг, в котором участвовали также коммунисты и комсомольцы. Только благодаря тому что на предприятия прибыли секретари обкомов, горкомов, райкомов партии, разъяснили создавшееся положение, прервали демонтаж оборудования и сменили дискредитировавшее себя руководство, волнение удалось прекратить. Репрессировано было шесть человек, которых сочли “зачинщиками”.

Огромные трудности в работе территориальных партийных организаций были связаны с массовой мобилизацией. Всего за войну на фронт ушла половина их довоенного состава, а по многим организациям даже 60–70 процентов. Вместе с тем на Восток, где развертывалась основная военно-промышленная база, прибывали коммунисты из оккупированных и прифронтовых районов, в основном высококвалифицированные рабочие и специалисты. За первый год было эвакуировано 378,5 тыс. коммунистов.

И в мирное время местные партийные органы сосредоточивали в своих руках руководство всей жизнью на своей территории. Их роль теперь усилилась в связи с нарушением прежних горизонтальных и вертикальных экономических связей. Постановлениями политбюро ЦК и ГКО на первых секретарей обкомов и горкомов возлагалась ответственность за выполнение заданий по производству боевой техники, вооружения, боеприпасов, снаряжения. Партийные комитеты согласовывали работу предприятий, подчиненных различным наркоматам, практически устанавливали межотраслевую производственную кооперацию, маневрировали оборудованием, сырьем, материалами, переводили специалистов и рабочих с одних предприятий на другие, проводили трудовую мобилизацию. Фактически они выполняли функции территориального управления экономикой.

Вся деятельность местных органов находилась под неусыпным контролем Москвы. Проявления инициативы встречали негативную или настороженную реакцию. На проведение любого мероприятия, пусть даже семинара или совещания, требовалась санкция ЦК. И все же в местных партийных организациях, в отличие от ЦК, на протяжении всей войны, не исключая и ее самого тяжелого, начального периода, наряду с чрезвычайными формами и методами, действовали традиционные уставные нормы. Первые секретари обкомов, крайкомов, ЦК компартий союзных республик, являясь уполномоченными ГКО, членами военных советов округов, фронтов, армий, председателями городских комитетов обороны, имели право принимать еди_ поличные решения. Однако заседания бюро партийных комитетов [c.472] продолжались. Собирались пленумы партийных комитетов, собрания партийного актива.

В начале войны для пополнения партийных комитетов вместо выборов широко практиковалась кооптация. Однако даже тогда парткомы ряда предприятий пополнялись в уставном порядке. В 1942 г. с разрешения ЦК в некоторых городских и районных организациях были проведены отчетно-выборные конференции. Их было немного, однако они показали высокую активность коммунистов, взыскательное отношение к работе горкомов и райкомов. Так, в Челябинской области работа 4 райкомов из 12 была признана неудовлетворительной. С 1943 г. отчеты и выборы на местах получают большее распространение.

Отчетно-выборная кампания охватила далеко не все территориальные партийные организации. Не было отчетов и выборов ЦК компартий союзных республик, Московского, Ленинградского и некоторых других комитетов. И все же там, где они проводились, это способствовало оживлению партийной жизни, поднимало активность коммунистов. Часть выборных органов получила неудовлетворительную оценку, при тайном голосовании подавалось значительное число голосов против выдвинутых кандидатов. Были даже случаи “провалов” секретарей партийных комитетов. Все это свидетельствовало о том, что патриотический подъем усиливал критический настрой коммунистов. Возможно, это обстоятельство и побуждало высшее партийное руководство ограничить отчеты и выборы в основном средним звеном. [c.473]






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных