Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Изучение туризма: выбор дисциплин и подходов




ПАПИРЯН Г.А. МАРКЕТИНГ В ТУРИЗМЕ

Раскрываются важные аспекты международного туризма, такие, как исследование рынка туристских услуг с помощью маркетинга, организационный процесс и обеспечение конкурентоспособности, изучение туристских моделей ведущих стран и регионов мира, а также туристских центров, пользующихся в последнее время популярностью у россиян, и делового туризма.

Для студентов и аспирантов, изучающих международные экономические отношения, в частности международный туризм, а также специалистов и практиков, работающих в индустрии туризма.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение
Глава 1. Определение рынка
1. Сегментация и позиционирование
2. Система "Евростиль"
3. Целевые рынки
Глава 2. Коммуникационный комплекс
1. Маркетинговые коммуникации
2. Реклама
3. Продвижение туристского продукта на рынке
4. Паблик рилейшнз
5. Персональные продажи
Глава 3. Организация и развитие туристского бизнеса
1. Бизнес-планирование
2. Прогнозирование спроса
3. Современные информационные технологии и конкурентоспособность
Глава 4. Деловой туризм
1. Организация встреч, выставок и инсентив-путешествий
2. Размещение, транспорт и туристские агентства в деловом туризме
3. Рынок делового туризма
Глава 5. Модели туризма в ведущих туристских странах и регионах мира
1. Швейцария
2. Австрия
3. Италия
4. Германия
5. Франция
6. Испания и Португалия
7. Великобритания
8. Страны Бенилюкса
9. Скандинавия
10. Восточная Европа
11. Греция и Кипр
12. Египет, Израиль, Тунис и Марокко
13. Соединенные Штаты Америки, Канада и Мексика
14. Китай
15. Япония и Южная Корея
16. Юго-Восточная Азия
Приложение 1. Формирование целевых рынков в США
Приложение 2. Процесс составления бизнес-плана
Приложение 3. Прогнозирование спроса в туризме
Приложение 4. Продвижение делового туризма в Великобритании

ВВЕДЕНИЕ

Международный туризм помимо огромного экономического значения играет большую роль в расширении границ взаимопонимания и доверия между людьми разных религий и культур. Его деятельность не ограничивается только торговлей товарами и услугами и поиском новых торговых партнеров. Она направлена также на установление взаимоотношений между гражданами разных стран для сохранения и процветания мира во всем мире. В октябре 1988 г. в канадском городе Ванкувер прошла первая Всемирная конференция на тему "Туризм как влиятельная сила для сохранения мира". В ней приняли участие 500 делегатов из 65 стран. Цель конференции - поиск путей повышения интереса людей к международному туризму, а также привлечения их к активной социальной деятельности, улучшения взаимопонимания между людьми.

На конференции отмечалось, что процесс сохранения мира начинается с отдельной личности. В связи с этим было выпущено "Кредо мирного путешественника", включающее следующие пункты:

- путешествовать с чистыми мыслями и открытым сердцем;
- воспринимать различные обстоятельства любезно и с благодарностью;
- сохранять и защищать окружающую среду;
- уважать все культуры;
- уважать хозяев принимающей страны и быть благодарными им за гостеприимство;
- обеспечивать обслуживание с этих позиций и быть верным своему слову и действиям;

- привлекать других к путешествиям с мирными целями.

Конференция подтвердила, что туризм обладает огромным потенциалом для того, чтобы стать гарантом мира и безопасности, так как он охватывает граждан разных стран, их экономику, культурное наследие, традиции, религию и ремесла.

История свидетельствует о том, что изоляция общества от других народов и культур способствует возникновению психологического барьера, порождающего страх и подозрительность в людях, что может привести к вооруженным конфликтам.

Более 40 лет назад в 1958 г. было создано Европейское экономическое сообщество (ЕЭС). Идеологи сообщества исходили из того, что если люди будут знать друг друга лучше, то вероятность возникновения войн уменьшится. Особое место в провозглашенных ЕЭС целях отводилось постепенному устранению всех ограничений в торговле между странами-участниками, ликвидации препятствий для свободного передвижения "лиц, капиталов и услуг", а также разработке принципов согласованной экономической политики.

Американский ученый Луи Д'Амор в своем исследовании "Туризм как индустрия мира" приводит историю установления дружеских отношений между Соединенными Штатами Америки и Китайской Народной Республикой. Ключом к изменению политических отношений между ними от прямой враждебности в 60-х годах к дружбе в 80-е, по мнению ученого, стали путешествия и установление взаимоотношений, которые выражаются в культурных обменах, конференциях, спортивных соревнованиях, дружбе городов-побратимов, торговле и росте общих интересов.

"КНР открыла свои двери перед остальным миром в 1978 г. после визита в нее канадского премьер-министра Пьера Трюдо и американского президента Ричарда Никсона. Начиная с этого года, количество гостей, посещавших страну, ежегодно увеличивалось на 20 - 30%. В 1988 г. в Китае побывало более 2 млн иностранных гостей. В 2000 г. ожидаются 7-8 млн гостей" (D'Amore L. Tourism: The World's Peace Industry // Journal of Travel Research. - 1988. -Vol. 27. - No. 1.). Далее Д'Амор отмечает, что за 1986-1988 гг. Китайская Народная Республика сократила свои вооруженные силы на 1 млн человек.

С началом перестройки в Советском Союзе и социалистических странах Европы, символом которой стало разрушение берлинской стены, открылась новая эра во взаимоотношениях между людьми двух различных идеологических систем. Огромное число международных конференций и встреч, культурные обмены, обмены студентами и школьниками, спортивные соревнования, которые проводятся каждый год и привлекают туристов из разных стран, позволяют увидеть им не только различия, но и общие для всех цели и устремления.


По оценкам Всемирной туристской организации (ВТО), число путешествий во всем мире будет увеличиваться на 3,5% ежегодно и в ближайшие 10-15 лет достигнет 1 млрд человек.

Путешествуя в разные страны и встречаясь там с новыми людьми, туристы приобретают друзей, устанавливают взаимные связи между гражданами разных стран, тем самым становясь "послами мира". Туризм помогает устранить физические и психологические барьеры, которые разделяют людей различных рас, культур и религий, проживающих в разных странах и находящихся на разных уровнях социально-экономического развития, тем самым он развивает народную дипломатию. Индустрия туризма, ставшая одной из крупнейших отраслей экономики, может служить примером для подражания в других сферах человеческой деятельности.

Изучение туризма осуществляется с помощью различных подходов и методов, в выборе которых нет единодушия среди специалистов. Например, авторитетные американские профессора Р. Макинтош, Ч. Голднер и Б. Ритчи рекомендуют следующие подходы (Tourism: principles, practices, philosophies. - 7th ed. / R. W. Mclntosh, Ch. R. Goeldner, J. R. B. Ritchie: John Wiley & Sons, Inc. - New York, 1995.).

1. Институциональный подход к изучению туризма подразумевает изучение разных туристских институтов и посредников, таких, как отели, рестораны, туроператоры, турагенты и др. Этот метод требует исследования организационного процесса, операционных методов, экономической среды бизнеса и др.

2. Подход, основанный на изучении продукта, исследует различные туристские продукты во взаимосвязи с их производством, продвижением на рынке и реализацией. Однако этот поход требует много времени для изучения и не позволяет исследователям быстро определить основы туризма.

3. Исторический подход включает в себя анализ деятельности туристских институтов в историческом ракурсе и влияние инноваций на их развитие. Такой эволюционный подход не получил широкого развития, поскольку туризм приобрел массовый характер сравнительно недавно.

4. Управленческий подход, по мнению специалистов, является самым важным и перспективным, так как ориентирован на отдельные туристские фирмы, т. е. имеет микроэкономический характер. Этот подход сфокусирован на такие виды управленческой деятельности, необходимые для функционирования туристской организации, как планирование, контроль, ценообразование, реклама и др. Важность и перспективность данного подхода обусловлены тем, что институциональные изменения, изменения продукта и даже общества подразумевают, что именно управленческие цели и процедуры должны запустить механизм изменений навстречу переменам, происходящим в туристской среде.

5. Экономический подход из-за важности туризма как для внутренней, так и для мировой экономики, активно изучается экономистами с точки зрения формирования спроса и предложения, его влияния на платежный баланс и обменный курс, занятость, экономическое развитие и другие экономические факторы. С помощью этого подхода можно разработать схему анализа туризма и его экономического воздействия на экономику страны. Однако он не уделяет должного внимания экологическому, социально-культурному, психологическому и антропологическому воздействию.

6. Социологический подход обусловлен тем, что туризм представляет собой социальную деятельность, поэтому внимание социологов направлено на изучение индивидуального и группового поведения туристов и влияния туризма на общество. При таком подходе рассматривают социальные группы, привычки и обычаи как гостей, так и жителей принимающей стороны. Социальные аспекты туризма и отдыха пока недостаточно изучены и это предсказывает более широкое применение социологического подхода.

7. Географический подход специализируется на изучении местности туристской зоны (потоки туристов в эти местности), ландшафта (изменения со стороны туристских организаций, климата, а также экономических и социально-культурных аспектов. Особую важность здесь приобретает курс рекреационной географии, так как туризм и рекреация тесно взаимосвязаны.

8. Междисциплинарный подход обусловлен прежде всего тем, что туризм охватывает все аспекты жизни общества. Поскольку путешественники имеют самые различные цели, необходимо использовать психологический подход при выполнении маркетинга и продвижении туристского продукта. При изучении культурного туризма, помимо прочего, целесообразно применять антропологический подход. Подключение политических институтов из-за пересечения государственных границ туристами и необходимости для этого получения ими паспорта и визы от соответствующих государственных органов, а также существование во многих государствах правительственных структур по развитию туризма требуют привлечения политических наук. Для того чтобы индустрия туризма функционировала, необходимо, чтобы законодательные органы обеспечивали соответствующую правовую базу в виде законов о туризме и других нормативных актов.

9. Системный подход изучения туризма интегрирует другие подходы в единый комплексный подход, с помощью которого на микроуровне можно исследовать деятельность туристских фирм в конкурентной среде, их рынки, связи с другими институтами и потребителями, а на макроуровне - целостную туристскую систему страны или региона, а также ее взаимоотношения с другими системами, такими, как политическая, правовая, экономическая и социальная.

Комплексный характер туризма обусловливает необходимость использования различных подходов к его изучению в сочетании с разными задачами и целями. Природу междисциплинарного изучения туризма наглядно продемонстрировал проф. университета Висконсин - Стоут (США) Дж. Джафари (см. таблицу).

 

Изучение туризма: выбор дисциплин и подходов

Курс Кафедра
Мир без границ География туризма Архитектура и природа Сельский туризм Рекреационный менеджмент Планирование и развитие туризма Маркетинг в туризме Туристское право Менеджмент туристских организаций Основы перевозок Роль гостеприимства в туризме Туристское образование Социология туризма Экономика туризма Мотивация в туризме Взаимоотношения между местным населением и гостями Политические науки География Экология Сельское хозяйство Парки и рекреация Городское и региональное планирование Маркетинг Право Бизнес Транспорт Гостиничное и ресторанное администрирование Образование Социология Экономика Психология Антропология

Jafari J. Anatomy of the Travel Industry // Cornell Hotel and Restaurant Administration Quarterly. - 1983. - May. - Vol. 24. - No. I. - P. 71-77.

В настоящей книге раскрываются важные аспекты международного туризма:

- использование психологического подхода при осуществлении маркетинга и продвижении туристского продукта (главы 1 и 2);
- организационный процесс и обеспечение конкурентоспособности (глава 3);
- деловой туризм (глава 4);

- изучение туристских моделей разных передовых туристских стран и регионов мира, а также туристских центров, пользующихся в последнее время популярностью у россиян (глава 5).

Кроме того, в приложениях 1-4 приведены конкретные примеры маркетинга в туризме.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных