Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Российской Федерации...................................................... 11




Предисловие.............................................................................. 5

Введение..................................................................................... 7

I. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ

В НАЛОГООБЛОЖЕНИИ................................................ 11

Теоретические основы прогнозирования и планирования

Налоговых поступлений в бюджетную систему

Российской Федерации...................................................... 11

1.1. Сущность и значение прогнозирования и планирования налоговых доходов бюджетов различного уровня 11

1.2. Методы прогнозирования и планирования налоговых поступлений 20

1.3. Особенности краткосрочного и среднесрочного прогнозирования и планирования налоговых доходов 34

2. Планирование поступлений налоговых доходов

в бюджетную систему Российской Федерации............... 43

2.1. Методика планирования поступлений по основным

видам налогов и сборов........................................................ 43

2.2. Методы оценки налогового потенциала регионов........ 58

2.3. Информационное обеспечение планирования

и прогнозирования поступлений налоговых доходов

в бюджетную систему Российской Федерации................... 75

3. Планирование налоговых доходов на примере бюджета

города Москвы.................................................................... 94

3.1. Законодательная основа планирования налоговых доходов бюджета города Москвы 94

3.2. Анализ структуры и динамики поступления налогов

и сборов в бюджет города Москвы.................................... 101

3.3. Анализ существующей системы прогнозирования и
планирования налоговых поступлений в бюджет

города Москвы.................................................................... 113

3.4. Использование автоматизированных информационных
систем управления бюджетным процессом при планиро­
вании налоговых доходов................................................... 130



3.5. Использование редактора MS Excel при расчете

прогноза доходов бюджета города Москвы...................... 135

II. НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ... 142

1. Теоретические основы налогового планирования....... 142

1.1. Понятие, сущность и принципы налогового планиро­вания в организации 142

1.2. Виды налогового планирования.................................. 152

1.3. Методы налогового планирования.............................. 158

1.4. Пределы налогового планирования............................ 176

2. Инструменты налогового планирования................................ 183

2.1. Выбор организационно-правовой формы................... 183

2.2. Учетная политика как базовый инструмент налогового планирования в организации 187

2.3. Договорная политика организации.............................. 193

3. Налоговая нагрузка организации и методики расчета

ее уровня............................................................................ 204

3.1. Методика, предложенная Министерством финансов РФ. 205

3.2. Методика М.Н. Крейниной.......................................... 206

3.3. Методика Е.А. Кировой............................................... 208

3.4. Методика М.И. Литвина............................................... 210

3.5. Система показателей результативности налогового планирования 214

4. Организация корпоративного налогового планирования.... 221

4.1. Налоговый бюджет....................................................... 221

4.2. Создание налоговых групп.......................................... 226

4.3. Организация документооборота налогового планирования 228

4.4. Использование матрицы принятия решений............... 229

Заключение............................................................................. 234

Приложения

Приложение 1..................................................................... 235

Приложение 2..................................................................... 236

Приложение 3..................................................................... 237

Приложение 4..................................................................... 283

Приложение 5..................................................................... 328

Приложение 6..................................................................... 343

Литература................................................................................ 346


ПРЕДИСЛОВИЕ

Налоги относятся к числу основных инструментов государ­ственной экономической политики с момента возникновения государственности. Развитие и изменение государственного устройства всегда сопровождалось изменением налоговой сис­темы в связи с тем, что основным источником формирования бюджета как финансовой базы жизнедеятельности государства являются налоговые доходы. Из этих средств финансируются базисные условия поддержания деятельности социальных ин­ститутов, содержатся структуры, обеспечивающие осуществле­ние и функционирование самого государства.

Все это свидетельствует о важном государственном предна­значении налоговой службы, высокой ответственности всех на­логовых органов и каждого работника за точное, квалифициро­ванное осуществление на практике налоговой политики государства.

Для проведения эффективной финансовой политики госу­дарству необходимо иметь систему налогового администриро­вания, механизм которой надежно обеспечивал бы налоговые поступления в бюджетную систему Российской Федерации.

Побудительным мотивом к написанию данного учебника послужило недостаточное количество современных отечест­венных пособий и учебников по специальности «Налоги и на­логообложение», в частности, по дисциплине «Прогнозирова­ние и планирование в налогообложении».

Кроме того, в условиях нестабильности российского налого­вого законодательства содержащийся в них материал быстро устаревает, и по окончании обучения специалистам приходит­ся практически заново обращаться к изучению законодатель­ных и иных нормативно-правовых актов в сфере налогообло­жения.



 
 

Л.А. Аносова

К сожалению, некоторые учебники и пособия имеют опи­сательный характер и не всегда содержат глубокий анализ системы налогообложения, прогнозирования и планирования в налогообложении на макроуровне, налогового планирова­ния в организациях, а ведь, как известно, и планирование, и прогнозирование — особые элементы выработки и принятия управленческих решений, так необходимых для сегодняшних руководителей и специалистов в области налогового менедж­мента.

Авторам данного учебника удалось логически выстроить материал и уверенно провести искушенных в экономических вопросах читателей между Харибдой теоретических выкладок и Сциллой выводов и практических рекомендаций.

Доктор экономических наук, профессор, академик РАЕН


ВВЕДЕНИЕ

Главным финансовым ресурсом государства являются на­логовые доходы, обоснованное планирование их поступлений можно считать основой эффективного государственного управления. Современный уровень развития общественных отношений в сфере налогообложения, а также постоянное со­вершенствование законодательства о налогах и сборах пред­полагают необходимость научного анализа происходящих правовых изменений и осмысления тех организационно-эко­номических механизмов, которые используются государством для реализации своих интересов при осуществлении налого­вых изъятий. Наиболее значимой в этом отношении является созданная российским государством система налогового ад­министрирования, правовое оформление которой призвано обеспечить соблюдение баланса интересов государства и лиц, исполняющих налоговые обязанности. В большей степени именно в рамках налогового администрирования изо дня в день происходит реализация государственных интересов в на­логовой сфере, что, естественно, вызывает повышенный инте­рес к изучению функционирования его своеобразного меха­низма. Таким образом, нормальное осуществление функциони­рования органов государственного налогового администриро­вания невозможно без проведения всестороннего экономиче­ского анализа и планирования налоговых поступлений в бюджетную систему страны.

Анализ налоговых поступлений в бюджетную систему представляет собой расчет, интерпретацию и оценку показате­лей, характеризующих различные стороны процесса форми­рования доходов бюджетной системы в части налогов и сбо-


ров. Особое значение приобретает комплексный анализ поступления налогов и сборов, включая макроэкономический анализ при осуществлении налогового планирования, и соот­ветственно — разработка прогнозных оценок поступлений в бюджетную систему России на перспективу, а также опреде­ление на региональном уровне государственной власти зада­ний по мобилизации налогов и сборов. Правильно проведен­ный анализ позволяет выявить резервы для пополнения доходов бюджетов, определить фактическую и предполагае­мую налоговую нагрузку по отдельным категориям налого­плательщиков с учетом территориальных и отраслевых осо­бенностей их деятельности.

Планирование налоговых поступлений в бюджетную сис­тему страны, в рамках которых происходит регулярная с за­данной периодичностью корректировка решений и пересмотр мер по их достижению предполагает качественный и своевре­менный прогноз налоговых доходов. В последнее время пла­нирование поступлений налогов и сборов в прогнозировании развития налоговой системы занимает все более важное ме­сто, являясь одной из немногих, но чрезвычайно действенных хозяйственных функций государства в условиях экономики рыночного типа. Сегодня нет ни одной составляющей хозяй­ственной жизни, которая остро не нуждалась бы в глубоких многовариантных прогнозах своего развития. Однако уровень прогнозирования в различных областях далеко не однозначен по своим масштабам и качественным параметрам. Одним из важнейших объектов для разработки и использования про­гнозов является налоговая система, где скрещиваются резуль­таты и перспективы развития всех уровней социально-эконо­мической жизни нашей страны. В абстрактной модели прогнозирование предшествует планированию, однако, в ре­альности все функции переплетены и осуществляются одно­временно.

Налоговое планирование в Российской Федерации, осуще­ствляемое с учетом стратегических и краткосрочных прогнозов


бюджетной и налоговой политики, ориентирует на максималь­но высокий уровень мобилизации налогов и сборов в бюджет­ную систему, несмотря на то, что в настоящее время разработка и утверждение региональным управлениям ФНС России зада­ний по мобилизации налоговых поступлений уже не осуществ­ляется на основе планирования поступлений налогов и сборов «от достигнутого» уровня. Между тем нередко имеет место не­достаточная обоснованность плановых показателей по сбору налоговых доходов в бюджетную систему страны по отраслям и сферам российской экономики, что вызывает объективные трудности на стадии мобилизации налоговых поступлений. Это приводит к недопоступлению доходов в бюджетную систе­му и ставит под угрозу исполнение расходной части бюджетов всех уровней государственной и муниципальной власти РФ. В этой связи актуальное значение приобретает разработка и при­менение единой методики анализа и планирования поступле­ний налогов и сборов в бюджетную систему страны как одного из наиболее важных инструментов осуществления государст­венного налогового администрирования.

Эти положения определяют актуальность предмета «Про­гнозирование и планирование в налогообложении», в частно­сти, его первой части — на уровне государственного консоли­дированного бюджета.

В то же время важным фактором, который необходимо учи­тывать при разработке прогнозных поступлений налоговых до­ходов в государственный бюджет, является уровень финансо­вого состояния хозяйствующих субъектов, перспективы их экономического развития. Учитывая, что на налоговые издерж­ки приходится довольно существенная доля затрат, вполне обоснованным является желание товаропроизводителей сни­зить их величину, используя законные способы и методы нало­гового планирования. В связи с этим встает проблема изучения и соответственно правильного применения возможных инстру­ментов оптимизации налоговых платежей в конкретной орга­низации (предприятии, субъектами малого предприниматель-


 




ства, индивидуальными предпринимателями и т.д.). В соответствии с действующим государственным стандартом подготовки специалистов с высшим образованием по специ­альности «Налоги и налогообложение» предусмотрено изуче­ние этапов, методов налогового планирования, а также порядок разработки внутрихозяйственных регламентов, определяющих формирование налоговой базы по уплачиваемым налогам, сро­ки их перечисления в соответствующие бюджеты, оценку эф­фективности предполагаемых к внедрению методических инст­рументов, намечаемых мер и мероприятий. Исходя из этого вторая часть учебника посвящена изложению тех материалов, которые, по мнению авторов, позволят получить будущим спе­циалистам в области налогообложения необходимые знания по данному разделу.


ПРОГНОЗИРОВАНИЕ • И ПЛАНИРОВАНИЕ

В НАЛОГООБЛОЖЕНИИ






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных