Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Фонды - основа музейной жизни




Во все времена, сколько существуют музеи, велись и ведутся ни на миг не прекращающиеся споры между экскурсоводами, экспозиционерами и фондовиками по поводу того, кто в музее самый глав­ный и необходимый. И каждый из них по своему прав: все они в равной степени нужны музею. Однако в определениях музея на пер­вом плане стоит, как правило, "комплектование и хранение", а затем уже "изучение и использование". И это совершенно оправдано и ло­гично: для того, чтобы было что использовать, выставлять, показы­вать, сопоставлять и рассказывать, нужно прежде всего это собрать и сохранить. Таким образом, вывод напрашивается сам собой: фон­ды - основа музейной жизни, тот фундамент, на котором строится музейная работа, организуются все без исключения виды музейной деятельности.

Что же такое музейные фонды? Фонды - это исторически сло­жившаяся научно организованная совокупность принадлежащих данному музею музейных предметов и научно-вспомогательных материалов, которые комплектуются систематически в соответ­ствии с концепцией музея.

Музейные предметы относятся к основному фонду; из предме­тов, выполняющих вспомогательную функцию в деле изучения и использования музейных предметов (воспроизведений музейных предметов, макетов, диаграмм и схем, выполненных для экспозиций и др.) формируется научно-вспомогательный фонд.

Фонды являются важнейшей частью музейного собрания. Последнее является более широким понятием и может включать, помимо ос­новного и научно-вспомогательного фондов, архив, библиотечный фонд, а также, дублетный или обменный фонд и фонд материалов временного хранения, а в естественно-научных музеях - фонд сырьевых материалов.

В фонд материалов временного хранения включаются не принад­лежащие данному музею предметы, переданные музею для экспони­рования или других целей с условием возвращения в оговоренные сроки. Обменный и дублетный фонды могут содержать непрофиль­ные для музея и дублетные предметы, их выделяют из основного фон­да с целью возможного обмена или передачи в другие музеи. Особо ценные музейные предметы и их комплексы могут выделяться в кол­лекционный фонд, это делается с целью обеспечения оптимальных условий их хранения, исследования и использования. В естественно­научных собраниях выделяется фонд сырьевых материалов, вклю­чающий природные объекты музейного значения, прошедшие этап фиксации. Обязательное требование к музейному собранию - нали­чие системы средств научно-информационного обеспечения учета, хранения, изучения и использования входящих в него объектов.

Без ведения четкой, хорошо продуманной и целенаправленной фондовой работы существование всех других форм музейной дея­тельности невозможно и бессмысленно.

Все стороны фондовой деятельности музеев строго регламенти­руются инструкциями. К величайшему сожалению, к тому моменту, когда пишутся эти строки, новая инструкция по организации фондо­вой работы в музеях все еще не принята и находится в стадии пере­работки, дополнения и обсуждения. Старая же "Инструкция по уче­ту и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР" 1984 года заметно устарела не только в связи с колоссальными политическими, экономическими и идеологически­ми изменениями, произошедшими в нашей стране за последние пол­тора десятилетия, но и по причине глобальных технических и орга­низационных сдвигов последнего времени (активное использование новейших компьютерных технологий, создание компьютерных баз данных и видеобанков различных музейных предметов, разработка и использование современных видов музейного оборудования, пе­реход на архивную систему учета и хранения документальных мате­риалов, более широкое применение режима открытого хранения фондовых коллекций, появление интерактивных форм экспозиционно-выставочной и экскурсионной работы и т.д.). Все это обусловли­вает крайнюю необходимость скорейшей систематизации и упоря­дочения всех форм музейной фондовой деятельности и приведения их в соответствие с условиями и требованиями современного уров­ня развития музейного дела.

Разумеется, сколь бы значительны ни были происходящие в обще­ственной жизни изменения, основные виды и направления фондовой музейной работы остаются стабильными и неизменными. Назовем их, соблюдая ту логическую последовательность, которая является, на наш взгляд, наиболее удобной на практике и самой распространенной в су­ществующей на сегодняшний день музееведческой литературе.

Комплектование ранее рассматривалось в структуре фондовой работы; в настоящее время, как правило, рассматривается как само­стоятельное направление музейной деятельности, в связи с чем ему посвящена отдельная глава настоящей книги (см. гл. 3.).

I. Учет.

II. Хранение.

III. Изучение фондов.

IV. Проведение консультаций по фондовым материалам.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных