Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






II.4.3. Специфика и особенности психокоррекционного процесса




 

Подчеркивая специфику психокоррекционного воздействия, специалисты склонны его отграничивать от развивающего и психотерапевтического процессов. Основное отличие психокоррекционных воздействий они склонны видеть в том, что психокоррекция имеет дело с уже сформированными чертами и направлена на их исправление. Основная задача развития состоит в том, чтобы сформировать у человека отсутствующие или недостаточно развитые психологические качества (А. А. Осипова). Психокоррекцию от психотерапий отличают субъект, предмет и средства воздействия. Субъект психотерапии – врач, предмет – психосоматические заболевания и психические расстройства, используемые средства – медико-психологические (Р.С. Немов). Субъект психокоррекции – психолог. Он использует психологические средства, помогая клиенту справиться с трудностями психологического характера. Однако в реальном процессе психологической помощи оба вида воздействия тесно переплетаются между собой. Более того, в современном понимании психотерапия больше ориентирована именно на психологические средства воздействия на клиента, при использовании которых он остается активной стороной, принимающий на себя равную долю ответственности за результаты психокоррекционного процесса.

Выделяют следующие специфические черты психокоррекционного процесса:

он ориентирован на клинически здоровую личность, имеющую в повседневной жизни психологические трудности, проблемы, жалобы;

акцентирует здоровые стороны личности;

нацелен на настоящее и будущее клиентов;

предполагает оказание среднесрочной помощи;

основан на ненавязчивом ценностном вкладе психолога;

направлен на изменение поведения и развитие личности клиента.

По мнению А. С. Спиваковской, главным в психокоррекции является создание условий для развития тех или иных психологических качеств каждого участника психокоррекции, т. е. реализация индивидуального подхода. Осуществление индивидуального подхода тесно связано с представлением о «личном достижении», т. е. признании права самого пациента взять из психокоррекционных возможностей то, что он окажется в состоянии или захочет взять. Непланируемость личностного роста при признании бесконечности и неограниченности этого процесса – одна из главных специфических черт психокоррекции.

Поэтому психокоррекционные приемы должны использовать естественные движущие силы психического и личностного развития. Такими силами являются деятельность человека и система его отношений, которые значимы для него, ярко индивидуально окрашены, насыщены острыми эмоциональными переживаниями.

Особое значение имеет понятие психокоррекционного контакта с участниками психокоррекции, основанного на субъект-субъектных, диалоговых отношениях. Необходимо достичь как можно более полного принятия индивидуального облика и личности пациента во всем сложном переплетении сильных и слабых сторон человеческой души.

В процессе психокоррекции отношения между участниками коррекции и специалистом строятся по принципу партнерства, когда взаимно признается право каждого на ответственность, руководство, поиск, личностный рост, психологическую независимость. Именно такая позиция психолога запускает в действие коррекционные механизмы психологических методов, которые он использует, создает наилучшие условия для реализации всех рычагов психокоррекционного действия.

Особая динамика психокоррекционного процесса может быть описана не прямой, а ломаной линией. Это означает, что она имеет свои взлеты и падения, ускорения движения и замедления. Это происходит за счет того, что главными в психокоррекции являются эмоциональные переживания, а эмоции – это весьма подвижные и динамичные психологические образования.

Психокоррекционный процесс может быть метафорически описан как особые «мелькания», сгустки переживаний. Яркие, эмоционально окрашенные переживания и создают возможность нового видения старых проблем, нового взгляда на жизненную ситуацию, на близких людей, на систему своих отношений, на свою деятельность. В результате происходит перестройка элементов сознания и самосознания.

Перестройку структур сознания следует рассматривать как творческий процесс. На операционном уровне она может быть описана как переход от оперирования закрытыми формулами к использованию открытых формул. Термин «открытые формулы» означает использование таких систем осознания, которые раскрывают в человеке все сильные стороны его души и выводят на путь все больших личностных достижений.

В процессе психокоррекции необходимо использовать доступный, понятный, убедительный, внушающий, воздействующий, вызывающий эмоциональный отклик язык. В каждый момент психокоррекции психолог должен быть предельно искренним в своих эмоциональных переживаниях, чтобы его вербальный и невербальный языки соответствовали друг другу. Язык психокоррекции -это также язык конкретных реальных действий. Все ситуации должны быть не только понятны и доступны участникам, но и полезными, эмоционально значимыми. Необходимо отметить, что общее между участниками психокоррекции может быть описано как реализация высших форм гуманных отношений между людьми.

На эффективность психокоррекционного процесса влияет множество факторов: ожидания клиента, важность для него решаемых задач, характер проблем, готовность клиента к сотрудничеству, ожидания самого психолога, его профессиональный и личностный опыт, продолжительность и интенсивность процесса и др.

Профессиональная готовность психолога к коррекционному воздействию включает три компонента (А. А. Осипова):

теоретический – знание теоретических основ психокоррекционной работы, ее способов и методов;

практический – владение конкретными методами и методиками психокоррекционной работы;

личностный – психологическая проработанность у специалиста собственных проблем в тех сферах, которые он предполагает корректировать у клиента.

Психокоррекционный процесс, как правило, осуществляется на основе программы, решающей задачи разного уровня:

коррекционного – исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития;

профилактического – предупреждение отклонений и трудностей в развитии;

развивающего – оптимизация, стимулирование и обогащение содержания развития.

При составлении психокоррекционных программ необходимо опираться на следующие принципы: единства коррекции и диагностики; приоритетности коррекции каузального типа; учета возрастных и индивидуально-типологических особенностей личности; комплексности методов; активного привлечения ближайшего окружения; опоры на разные уровни организации психических процессов; постепенного возрастания сложности; увеличения уровня субъектности ребенка.

Алгоритм составления психокоррекционной программы:

четкая формулировка цели коррекционной работы;

определение круга решаемых задач;

определение методологии и содержания программы;

выбор стратегии и тактики проведения психокоррекционной работы;

определение формы работы (групповая, индивидуальная или смешанная);

отбор методик и техник для работы с клиентом;

определение общего времени и графика встреч;

подготовка оборудования;

определение критериев эффективности психокоррекционных мероприятий.

Эффективность психокоррекционной работы может быть определена в параметрах удовлетворенности клиента, заказчика и самого психолога и позитивных изменений в предмете коррекции. Первый параметр выявляется в положительных отзывах, оценках и отношениях. Второй можно выяснить с помощью контрольного психодиагностического эксперимента, наблюдения за поведением клиента вне коррекционной ситуации, мнений экспертов.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных