ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Летне -осенний цикл.Празднично-обрядовый календарь кубанского казачества летне-осеннего цикла составляют: Вознесение, Троица, Иван Купала, Покров Пресвятой Богородицы. Песенный репертуар имеют только два праздника – «Троица» и «Иван Купала». Песни, исполнявшиеся на Троицу всегда были музыкальным сопровождением к троицким обрядам или же приуроченными непосредственно к самому празднику: «Рэли, нынчи Троица» - троицкая, во время кумления. «Пасажу я калинушку на край бережочка» - троицкая хороводная, пели во время выполнения обряда «хождения с кукушкой» «Кукушичка, мая душичка» - лирическая, пели на Троицу во время «похорон кукушки», когда сажали на ветку «Ей-войе, вы садочки» - лирическая, приуроченная к Троице.
Фольклорные произведения, связанные с праздником Иван Купала немногочисленны. Песенный репертуар праздника, если судить по купальским обрядам, первоначально бал более разнообразен, и каждому очередному этапу соответствовала своя песня. Купальские песни в ХХ веке во многом были утрачены. Как правило, это были песни, исполнявшиеся у костра или, реже, во время гадания на венках: «Купался Иван, доведется и нам», «Ивана Купала, сама в воду упала» (ст. Ахметовская), «Ой, да на лугу было, на лужочке» (ст. Зассовская), «Ой, плыла з рожи квитка» (ст. Васюринская). «Марына ризова» - купальская обрядовая. Пели, когда шли к речке.
Казачьи танцы Как сказал Н. В. Гоголь «В танце – душа народа» и это не трудно проследить. С казачеством связана тема борьбы и воин, непримиримость к врагам, вольнолюбии, жизнерадостности.
Воспитывали через танец координацию движений, силы, ловкости. Это было одной из важнейших функций танца в культуре казачества. В связи с этим следует выделить наиболее самобытную форму танцевальной культуры казаков – военные танцы, или так называемые «шермиции». В духовной культуре казаков шермиции занимают особое место: они выступают механизмом трансляции культурного опыта. В этих своеобразно и красочно обставленных обрядах и обрядовых играх отрабатывались многие элементы техники и тактики ведения боев, в них казаки демонстрировали жизнестойкость и жизнеутверждающее начало. В настоящее время шермиции являются эталоном традиционной воинской культуры казаков, включающие в себя старинные воинские обряды. Шермиции помогают сохранить исторические корни, ценности и традиции казаков.
Обряды, народные праздники, игрища - имеют славянские корни, поэтому они очень похожи с праздниками и обрядами русского населения, но имеют определенные особенности. В связи с этим, основу танцевальной культуры казаков составляет русский народный танец, но со своими стилистическими особенностями и особым характером исполнения, свойственным духу казачества. Таким образом, казачьи танцы можно разделить на две группы: Одну составляют общерусские танцы, другую – самобытные военные танцы. Первая группа - представлена разными жанрами, их специфика и манера исполнения определяется региональными особенностями русского народного танца. Вторая - представлена преимущественно военной пляской.
Начнём с основы основ; положений рук и ног. Основные положения рук. Руки в русском танце очень выразительны и разнообразны. В сочетании с движением головы и корпуса они передают характер, настроение исполнителя, придают танцевальному движению национальную окраску. "По рукам узнают душу твою" - писал Л.Толстой
1. Подготовительное положение - обе руки свободно опущены вдоль корпуса, кисти свободны и повернуты ладонью к корпусу. 2. 1-е положение - обе руки согнуты в локтях, кисти с кулачками на талии. 3. 2-е положение - обе руки подняты вперед на уровне груди, локти свободны, ладони слегка повернуты вверх, пальцы вытянуты и собраны вместе. 4. 3-е положение - обе руки раскрыты в стороны на уровне груди, локти свободны, ладони слегка повернуты вверх, пальцы вытянуты и собраны вместе.
Характерные положения рук у девушек. 1. Руки скрещены ниже груди – правая рука поверх левой руки – свободно прикасаются к корпусу. Кисти рук находятся с внутренней стороны локтя разноимённых рук, пальцы собраны вместе и полусогнуты. 2. Руки скрещены ниже груди и свободно прикасаются к корпусу; пальцы собраны вместе и поддерживают локоть разноимённой руки. 3. Правая рука в первом основном положении. Пальцы левой руки лежат на тыльной стороне правой кисти, локоть не прижимается к корпусу. Характерные положения рук у юношей. 1. Правая рука согнута в локте на уровне груди и сжата в кулак, направленный тыльной стороной кисти от корпуса. Левая рука, согнутая в локте, сжата в кулак, заведена за спину и направлена тыльной стороной кисти к корпусу. Руки не прикасаются к корпусу. Голова повёрнута вправо и слегка приподнята вверх. 2. Левая рука широко раскрыта ладонью вверх. Голова повёрнута по направлению руки. Правая рука, согнутая в локте, прикасается кончиками пальцев к затылку, как бы поддерживая шапку.
Основное положение ног. Положений и сочетаний ног, встречающихся в момент пляски, очень много. Они различны и порой неповторимы. Мы выделяем из этих многообразных положений и сочетаний такие положения, с которых чаще всего начинается то или иное движение, либо заканчивается им. Такие положения и являются основными. В русском народном танце выделяются три таких основных положения: 1-е свободное положение – ноги свободно, без напряжения стоят на полу, пятки вместе, носки развёрнуты под небольшим углом. 2-е свободное положение – ноги стоят свободно, носки развёрнуты под небольшим углом, пятки находятся на расстоянии стопы друг от друга. 3-е свободное положение – левая нога стоит свободно, правая нога ставится также, но так, чтобы её каблук прикасался к середине стопы левой ноги. Основные позиции ног. 1. Пять прямых позиций: 1-я - обе ноги поставлены рядом и соприкасаются внутренними сторонами стоп; 2-я - обе ноги поставлены параллельно на расстоянии друг от друга; 3-я - обе ноги поставлены рядом и соприкасаются внутренними сторонами стоп, каблук одной ноги находится на середине стопы другой; 4-я - обе ноги поставлены по одной прямой линии друг перед другом на расстоянии стопы; 5-я - обе ноги поставлены по одной прямой линии друг перед другом, каблук одной ноги соприкасается с носком другой. 2. Четыре свободные позиции: аналогичны 1,2,3 и 4 закрытым позициям, лишь с той разницей, что носки стоп слегка разведены в стороны. 3. Две закрытые: 1-я - обе ноги повернуты внутрь и поставлены носками вместе, пятки разведены в стороны; 2-я - обе ноги повернуты внутрь и поставлены друг от друга на расстоянии стопы между носками, пятки разведены в стороны. Педагог: Давайте перейдём к станку.
Основы русского народного танца. Упражнения у станка
1. Приседания резкие и плавные по 1-й, 2-й и 3-й открытым позициям и 1-й и 2-й прямым позициям, полуприседания и полные приседания 2. Скольжение стопой по полу с одновременным опусканием с полупальцев на всю стопу опорной ноги. 3. Маленькие броски: а) с одновременным ударом каблуком опорной ноги, вперед, в сторону и назад б) сквозные по 1-й открытой позиции. 4. Подготовка к "веревочке" с поворотом колена работающей ноги в закрытое положение и обратно. 5. Подготовка к "чечетке" в открытом положении вперед, в сторону, назад. 6. Плавные повороты на обеих ногах по 3-й открытой позиции в полуприcедании и на вытянутых ногах 7. Подготовка к "качалке" и "качалка". 8. Большие броски по 3-й открытой позиции вперед, в сторону и назад. 9. Наклоны и перегибы корпуса по 1-й прямой позиции вперед, в сторону и назад. 10. Растяжка из 1-й прямой позиции в полуприседании и полное приседание на опорной ноге, стоя лицом к станку.
Педагог: переходим к Элементам русского народного танца, характерным для казачьих плясок. Упражнения на середине 1. Танцевальный бег а) бег с отбрасыванием согнутых ног назад. б) бег с поднятием согнутых ног вперед. 2. Боковые перескоки а) с ударами полупальцами в пол. б) с ударами каблуком впереди стоящей ноги. 3. Боковое припадание с двойным ударом полупальцами сзади опорной ноги. 4. Перескоки с ноги на ногу по 3-й свободной позиции и продвижением в сторону. 5. "Моталочка": а) на полупальцах (для девочек), б) на всей стопе (для мальчиков). 6. "Ковырялочка" с подскоком. 7. "Молоточки" 8. "Ключ" с двойной дробью. 9. Дробная "дорожка. 10. Дробь с подскоком. 11. Тройные поочередные выстукивания. 12. Хлопушки: а) на подскоках с ударом по голенищу сапога перед собой, б) на подскоках с ударом по голенищу сапога сзади, в) поочередные удары по голенищу сапога спереди и сзади на подскоках, г) удары двумя руками по голенищу одной ноги, 13. Присядки: а) присядка с "ковырялочкой, б) присядка с ударом по голенищу, в) присядка "мячик", г) "ползунок" вперед. 14. Вращения: а) на каблуках, б) с движением моталочки, в) с откидыванием ног назад.
https://kopilkaurokov.ru Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|