Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Летне -осенний цикл.




Празднично-обрядовый календарь кубанского казачества летне-осеннего цикла составляют: Вознесение, Троица, Иван Купала, Покров Пресвятой Богородицы. Песенный репертуар имеют только два праздника – «Троица» и «Иван Купала».

Песни, исполнявшиеся на Троицу всегда были музыкальным сопровождением к троицким обрядам или же приуроченными непосредственно к самому празднику:

«Рэли, нынчи Троица» - троицкая, во время кумления.

«Пасажу я калинушку на край бережочка» - троицкая хороводная, пели во время выполнения обряда «хождения с кукушкой»

«Кукушичка, мая душичка» - лирическая, пели на Троицу во время «похорон кукушки», когда сажали на ветку

«Ей-войе, вы садочки» - лирическая, приуроченная к Троице.

 

Фольклорные произведения, связанные с праздником Иван Купала немногочисленны. Песенный репертуар праздника, если судить по купальским обрядам, первоначально бал более разнообразен, и каждому очередному этапу соответствовала своя песня. Купальские песни в ХХ веке во многом были утрачены. Как правило, это были песни, исполнявшиеся у костра или, реже, во время гадания на венках: «Купался Иван, доведется и нам», «Ивана Купала, сама в воду упала» (ст. Ахметовская), «Ой, да на лугу было, на лужочке» (ст. Зассовская), «Ой, плыла з рожи квитка» (ст. Васюринская).

«Марына ризова» - купальская обрядовая. Пели, когда шли к речке.

 

  • Н. И Бондарь «Календарные праздники и обряды кубанского казачества», г. Краснодар «Традиция», 2011г
  • cossacksmusic.ru

 

Казачьи танцы

Как сказал Н. В. Гоголь «В танце – душа народа» и это не трудно проследить. С казачеством связана тема борьбы и воин, непримиримость к врагам, вольнолюбии, жизнерадостности.

 

Воспитывали через танец координацию движений, силы, ловкости. Это было одной из важнейших функций танца в культуре казачества.

В связи с этим следует выделить наиболее самобытную форму танцевальной культуры казаков – военные танцы, или так называемые «шермиции». В духовной культуре казаков шермиции занимают особое место: они выступают механизмом трансляции культурного опыта. В этих своеобразно и красочно обставленных обрядах и обрядовых играх отрабатывались многие элементы техники и тактики ведения боев, в них казаки демонстрировали жизнестойкость и жизнеутверждающее начало. В настоящее время шермиции являются эталоном традиционной воинской культуры казаков, включающие в себя старинные воинские обряды. Шермиции помогают сохранить исторические корни, ценности и традиции казаков.

 

Обряды, народные праздники, игрища - имеют славянские корни, поэтому они очень похожи с праздниками и обрядами русского населения, но имеют определенные особенности.

В связи с этим, основу танцевальной культуры казаков составляет русский народный танец, но со своими стилистическими особенностями и особым характером исполнения, свойственным духу казачества.

Таким образом, казачьи танцы можно разделить на две группы:

Одну составляют общерусские танцы, другую – самобытные военные танцы.

Первая группа - представлена разными жанрами, их специфика и манера исполнения определяется региональными особенностями русского народного танца.

Вторая - представлена преимущественно военной пляской.

 

Начнём с основы основ; положений рук и ног.

Основные положения рук.

Руки в русском танце очень выразительны и разнообразны. В сочетании с движением головы и корпуса они передают характер, настроение исполнителя, придают танцевальному движению национальную окраску. "По рукам узнают душу твою" - писал Л.Толстой

 

1. Подготовительное положение - обе руки свободно опущены вдоль корпуса, кисти свободны и повернуты ладонью к корпусу.

2. 1-е положение - обе руки согнуты в локтях, кисти с кулачками на талии.

3. 2-е положение - обе руки подняты вперед на уровне груди, локти свободны, ладони слегка повернуты вверх, пальцы вытянуты и собраны вместе.

4. 3-е положение - обе руки раскрыты в стороны на уровне груди, локти свободны, ладони слегка повернуты вверх, пальцы вытянуты и собраны вместе.

 

Характерные положения рук у девушек.

1. Руки скрещены ниже груди – правая рука поверх левой руки – свободно прикасаются к корпусу. Кисти рук находятся с внутренней стороны локтя разноимённых рук, пальцы собраны вместе и полусогнуты.

2. Руки скрещены ниже груди и свободно прикасаются к корпусу; пальцы собраны вместе и поддерживают локоть разноимённой руки.

3. Правая рука в первом основном положении. Пальцы левой руки лежат на тыльной стороне правой кисти, локоть не прижимается к корпусу.

Характерные положения рук у юношей.

1. Правая рука согнута в локте на уровне груди и сжата в кулак, направленный тыльной стороной кисти от корпуса. Левая рука, согнутая в локте, сжата в кулак, заведена за спину и направлена тыльной стороной кисти к корпусу. Руки не прикасаются к корпусу. Голова повёрнута вправо и слегка приподнята вверх.

2. Левая рука широко раскрыта ладонью вверх. Голова повёрнута по направлению руки. Правая рука, согнутая в локте, прикасается кончиками пальцев к затылку, как бы поддерживая шапку.

 

Основное положение ног.

Положений и сочетаний ног, встречающихся в момент пляски, очень много. Они различны и порой неповторимы. Мы выделяем из этих многообразных положений и сочетаний такие положения, с которых чаще всего начинается то или иное движение, либо заканчивается им. Такие положения и являются основными. В русском народном танце выделяются три таких основных положения:

1-е свободное положение – ноги свободно, без напряжения стоят на полу, пятки вместе, носки развёрнуты под небольшим углом.

2-е свободное положение – ноги стоят свободно, носки развёрнуты под небольшим углом, пятки находятся на расстоянии стопы друг от друга.

3-е свободное положение – левая нога стоит свободно, правая нога ставится также, но так, чтобы её каблук прикасался к середине стопы левой ноги.

Основные позиции ног.

1. Пять прямых позиций:

1-я - обе ноги поставлены рядом и соприкасаются внутренними сторонами стоп;

2-я - обе ноги поставлены параллельно на расстоянии друг от друга;

3-я - обе ноги поставлены рядом и соприкасаются внутренними сторонами стоп, каблук одной ноги находится на середине стопы другой;

4-я - обе ноги поставлены по одной прямой линии друг перед другом на расстоянии стопы;

5-я - обе ноги поставлены по одной прямой линии друг перед другом, каблук одной ноги соприкасается с носком другой.

2. Четыре свободные позиции: аналогичны 1,2,3 и 4 закрытым позициям, лишь с той разницей, что носки стоп слегка разведены в стороны.

3. Две закрытые:

1-я - обе ноги повернуты внутрь и поставлены носками вместе, пятки разведены в стороны;

2-я - обе ноги повернуты внутрь и поставлены друг от друга на расстоянии стопы между носками, пятки разведены в стороны.

Педагог: Давайте перейдём к станку.

 

Основы русского народного танца.

Упражнения у станка

 

1. Приседания резкие и плавные по 1-й, 2-й и 3-й открытым позициям и 1-й и 2-й прямым позициям, полуприседания и полные приседания

2. Скольжение стопой по полу с одновременным опусканием с полупальцев на всю стопу опорной ноги.

3. Маленькие броски:

а) с одновременным ударом каблуком опорной ноги, вперед, в сторону и назад

б) сквозные по 1-й открытой позиции.

4. Подготовка к "веревочке" с поворотом колена работающей ноги в закрытое положение и обратно.

5. Подготовка к "чечетке" в открытом положении вперед, в сторону, назад.

6. Плавные повороты на обеих ногах по 3-й открытой позиции в полуприcедании и на вытянутых ногах

7. Подготовка к "качалке" и "качалка".

8. Большие броски по 3-й открытой позиции вперед, в сторону и назад.

9. Наклоны и перегибы корпуса по 1-й прямой позиции вперед, в сторону и назад.

10. Растяжка из 1-й прямой позиции в полуприседании и полное приседание на опорной ноге, стоя лицом к станку.

 

Педагог: переходим к Элементам русского народного танца, характерным для казачьих плясок.

Упражнения на середине

1. Танцевальный бег

а) бег с отбрасыванием согнутых ног назад.

б) бег с поднятием согнутых ног вперед.

2. Боковые перескоки

а) с ударами полупальцами в пол.

б) с ударами каблуком впереди стоящей ноги.

3. Боковое припадание с двойным ударом полупальцами сзади опорной ноги.

4. Перескоки с ноги на ногу по 3-й свободной позиции и продвижением в сторону.

5. "Моталочка":

а) на полупальцах (для девочек),

б) на всей стопе (для мальчиков).

6. "Ковырялочка" с подскоком.

7. "Молоточки"

8. "Ключ" с двойной дробью.

9. Дробная "дорожка.

10. Дробь с подскоком.

11. Тройные поочередные выстукивания.

12. Хлопушки:

а) на подскоках с ударом по голенищу сапога перед собой,

б) на подскоках с ударом по голенищу сапога сзади,

в) поочередные удары по голенищу сапога спереди и сзади на подскоках,

г) удары двумя руками по голенищу одной ноги,

13. Присядки:

а) присядка с "ковырялочкой,

б) присядка с ударом по голенищу,

в) присядка "мячик",

г) "ползунок" вперед.

14. Вращения:

а) на каблуках,

б) с движением моталочки,

в) с откидыванием ног назад.

 

  • cossacksmusic.ru
  • www.mgutm.ru

https://kopilkaurokov.ru






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных