Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Художники и меценаты




Художники и меценаты На протяжении практически всего XV в. республиканской Флоренцией правили представители династии Медичи - банкиры и торговцы, привыкшие жить с королевским размахом. Они не жалели денег для прославления родного города и своего семейства. От мастеров им, подобно другим буржуа, был в первую очередь нужен декор - богатый яркими красками и бросающийся в глаза хорошо прописанными деталями. Наверное, величайшим продолжателем этой традиции был Сандро Боттичелли (ок. 1445-15Ю), творения которого отличают четкость линий, насыщенность цвета и отточенность фигур. Боттичеллиево "Поклонение волхвов", написанное по библейскому сюжету, впервые содержит изображение покровителей художника: довольные и самоуверенные лица Медичи весьма любопытно контрастируют с преисполненными нежности Мадонной и младенцем Иисусом. Наиболее известные работы Боттичелли ("Весна" и "Рождение Венеры") свидетельствуют о другой стороне ренессансного искусства - о страстном поклонении классическим мифам и мистической философии. Среди художников раннего Возрождения, работавших не во Флоренции, выделялись Андреа Мантенья (ок. 1431-1506) «Парнас» 1497, «Святой Себастьян»,1470) и Пьеро делла Франческа (ок. 1415-92), с точностью математика овладевший перспективой; в "Бичевании Христа">>> глубина изображения и удивительное спокойствие персонажей создают ощущение вечности. Первые три десятилетия XVI в. вошли в историю как Высокое Возрождение. Мастера, чья творческая зрелость пришлась на эти годы, в совершенстве овладели перспективой, игрой света и тени (т. н. кьяроскуро) и другими живописными приемами, придающими черты подлинности персонажам и предметам. Во время Высокого Возрождения центром итальянского искусства стал Рим, хотя все великие художники, работавшие в этом городе, были родом из других мест. В Рим их манило не знавшее границ меценатство, и, в частности, щедрость и внимание таких высокопоставленных служителей церкви, как папа Лев X и папа Юлий II, стремившихся возродить величие Рима и заодно увековечить свои имена. Гении эпохи Во время Высокого Возрождения три величайших мастера достигли подлинных высот художественного творчества. Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэль в глазах современников превосходили всех своим мастерством; возможно, именно с той поры в искусстве стали видеть высокое призвание художника, а не просто выполнение заказа за деньги. Леонардо (1452-1520), старший из них, обладал недюжинными талантами в разных областях, редко останавливался подолгу на одном предмете и в одном месте и оставил по себе лишь несколько полотен. Его полные жизни, но при этом таинственные <<<" Мадонна в скалах. ок. 1495-98. " и "Мона Лиза" как нельзя лучше отвечают классическим идеалам. «Дама с горностаем», «Тайная вечеря»>>>> Великий скульптор и художник флорентиец Микеланджело Буонаротти (1475-1564) четыре года расписывал потолок Сикстинской капеллы библейскими сюжетами, начиная от сотворения человека. («Изгнание из рая», «Сотворение Адама», статуя Давида) Творения Рафаэля (1483-1520) отличаются удивительной чистотой, гармонией и безмятежностью, даже если наполнены действием. Его изображения Девы Марии - нежные, женственные, и при этом идеальные в своей непорочности - заложили традицию на века. Среди известнейших работ Рафаэля - фрески в папских покоях Ватикана и, в частности, "Афинская школа">> - вершина Высокого Возрождения. <<< «Святое семейство с ягненком», «Сикстинская Мадонна». Самым известным зодчим той поры был Донато Браманте (1444-1514), придавший черты античной классики симметричным сооружениям (как Темпьетто в Риме>>) и первым представивший чертежи расходящихся лучами капелл и купола <<<собора св. Петра (который строился почти сто лет с участием Микеланджело и многих других мастеров). Возрождение в Венеции город каналов и гондол, отделенный морем от остальной Италии, Возрождение пришло позже. Но уже во второй половине XV в. Венеция явила миру великих Джованни Беллини (ок. 1430-1516) (<<<«Распятие», «Мадонна с Младенцем») Картина «Мадонна в лугах» необычна своим горизонтальным форматом. Как правило, живописцы изображали Мадонну с Младенцем на полотнах вертикального формата. Кроме того, не характерна для Беллини и поза Богоматери, сидящей на земле. Чаще всего художник писал Мадонну либо по пояс, либо на троне. Поза спящего Младенца Христа предвосхищает ту позу, в которой будет лежать на коленях Матери Его мертвое, снятое с креста тело. Пространство картины наполнено символическими деталями, вселяющими в душу зрителя грусть и тревогу. Самый пейзаж кажется окутанным печальной дымкой.>>> Джорджоне (ок. 1476-1510) <<< «Юдифь», «Спящая Венера» и Тициана (ок. 1487-1576). Венецианских художников от большинства современников отличали большая чувственность и меньший интеллектуализм в трактовке сюжетов, а выдающемуся мастеру портрета Тициану не было равных в передаче цвета и фактуры. «Венера и Адонис», «Флора», мужской портрет, «Венера перед зеркалом» Архитектор Андреа Палладио (1508-80) по образцам римской классики разработал стиль небольшого жилого дома (виллы), несколько столетий применявшийся другим и зодчими. <<Андреа Палладио. Вилла Мальконтента (Вилла Фоскари). 1550-е гг. ПАЛАЦЦО КЬЕРИКАТИ (1550) в Виченце, Северная Италия ЦЕРКОВЬ РЕДЕНТОРЕ (1576) на канале Джудекка в Венеции.

Архитектура Италии

Архитектура эпохи Возрождения в Италии (XIV-XVI вв.). Итальянская архитектура Раннего Возрождения открыла новую эпоху в истории европейского зодчества: она отказалась от господствующей в Европе готической системы и утвердила новые принципы, основанные на ордерной системе. Но при всей радикальности перемен в архитектуре она сохранила связь с богатейшим наследием старого итальянского зодчества. Архитектура Раннего Возрождения была еще архитектурой отдельного здания, а не архитектурой ансамбля, хотя замечательные попытки упорядочить облик целого города уже были, например, в Ферраре (архитектор Россетти). Треченто. XIV в. Собор в Орвьето. >> (начат в 1290 г.) — лучшее создание итальянской культовой архитектуры XIV в. Обширное здание продолжало традиции раннехристианских базилик в планировке и открытых стропильных конструкциях. В интерьере господствуют полуциркульные аркады, карнизами и декором подчеркнуты горизонтали. Готические элементы в наибольшей степени наполнили фасад, над которым в 1310—30 гг. работал сиенец Лоренцо Майтани, однако они были восприняты в чисто декоративном аспекте: остроконечные щипцы, башни, окно-роза — всего лишь графический рисунок на плоскости. Появившиеся позднее мозаики еще больше подчеркнули плоскостно-живописный характер фасада Майтани. (Трехчастное деление, перспективные порталы). Дворец Дожей (XIV-XV вв.). Открытая аркада нижнего этажа. Романские, готические и восточные элементы. Квадроченто. XV в. Начало новой эпохи в архитектуре связывают с именем Филиппе Брунеллески (1377-1446). Он был первым архитектором, который осознал необходимость реформы и ясно сформулировал идеи нового художественного мировоззрения. Теоретические размышления Брунеллески сыграли большую роль в переломе стиля. Предшествие теории практике характерно для искусства Ренессанса. Художники Возрождения понимали теорию искусства не в виде суммы полезных советов, они хотели видеть задачи и законы художественного творчества вообще. Брунеллески посвятил все свои силы изучению перспективы — основы всех художественных построений. Только в 1419 году он получил заказ, в котором мог воплотить свои новые архитектурные идеи. Это было светское здание — Воспитательный дом во Флоренции. >> Его считают первым зданием стиля Ренессанс, оно послужило образцом для всей архитектуры Возрождения. Художественный образ Воспитательного дома был необычен — открытая аркада, широкая лестница почти во всю ширину фасада. Совершенно новых форм не было, но Брунеллески сочетал их по-новому в точную гармоническую систему несомых и несущих частей. Простота, изящество, легкость постройки пленяли не одно поколение архитекторов. Творчество Брунеллески проникнуто глубоким пониманием гармонии античной архитектуры и в то же время связано с традициями тосканской архитектуры ХII-ХIV веков. Его смелое новаторство проявилось уже в первой крупной работе — грандиозном куполе собора Санта Мария делъ Фьоре >> (1420-1436). Он должен был осуществить проект, принятый задолго до его рождения,— соорудить гигантский купол, достигающий 42 метров в диаметре, не на круглом, а на восьмигранном основании. Принципиальная новизна его решения в том, что он предложил соорудить легкий пустотелый купол из двух оболочек. Второй после Брунеллески крупнейшей фигурой в итальянской архитектуре XV века был Леон Батиста Альберти (1404-1472). Разносторонне образованный, блестящий философ-гуманист, увлекающийся музыкой, математикой, правом, экономикой, поэзией, живописью, скульптурой, архитектурой. Ему принадлежит архитектурная энциклопедия Возрождения, названная в подражание Витрувию «10 книг о зодчестве». Альберти подробно разработал теорию идеального храма, в основе которого должен быть круг или приближающийся к нему многогранник как самая совершенная из природных форм. Альберти — энциклопедист-теоретик. В отличие от своих предшественников Альберти не руководил строительством, как средневековые мастера, а лишь составлял проекты зданий и наблюдал за ходом работ. Он творил в Ферраре, Флоренции, Римини и других городах Италии. Алъберти создал, новый тип архитектурного мышления. Он. преобразил облик городского дворца — палаццо. Альберти смело вводит элементы архитектуры античности в современное ему строительство. Образцом для фасада церкви Сант Андреа >> послужила римская триумфальная арка. Фасад флорентийского палаццо Руччелаи >> (проект осуществлен архитектором Росселино) разделен на три этажа ордером, прототипом, которого был ордер римского Колизея. Руст заменен гладко шлифованными блоками. Массивную арку ворот он заменил на прямоугольные двери, открывающиеся прямо на улицу, стены расчленил пилястрами, карнизами — облик светского здания очень изменился. Новый архитектурный стиль Ренессанса по-разному проявлялся в городах Италии под воздействием местных традиций и местного строительного материала. В Болонье, Ферраре, Вероне, Падуе появлялись разные варианты нового типа богатого жилого дома, загородной виллы, антикизированного храма. Со 2-ой пол. XV в. проявляет себя Венецианская школа. лишь к кон. XV в. складываются ренессансные ордерные принципы. Осн. особенность венецианской архитектуры: богатство арх. декора (полихромная мраморная облицовка, резьба и скульптура) Время Высокого Возрождения в архитектуре Италии было очень недолгим. Этот стиль ограничен пределами одной римской школы. Немногочисленные здания в чистом стиле Кватроченто выстроены в Риме и его окрестностях в основном по проектам Донато Браманте (1444-1514).Ему удалось осуществить мечту всех итальянских архитекторов начиная с Брунеллески — возвести сакральное здание центрического плана. Это небольшая капелла при церкви Сан Пъетро Монторио,(Ватикан) построенная в 1502 г. Она имеет форму цилиндра, расчлененного пилястрами и полукруглыми нишами, окруженного периптером с 16 колоннами. Здание обладает такими совершенными пропорциями, что кажется подлинным античным храмом. Темпьетто>>. («Маленький храм», Ватикан) В плане этот маленький храм представляет собой ряд концентрических кругов. Он стал разрешением проблемы центрического здания, проблемы равновесия всех пропорций, над которой работали архитекторы Возрождения. Темпьетто — высшее достижение ренессансной архитектуры в Риме. Папа Юлий II поручил Браманте разработку собора Св. Петра >> и создание новой огромной архитектурной композиции Ватикана. Чтобы соединить летнюю папскую резиденцию — виллу Бельведер — с Сикстинской капеллой, папским дворцом и строящимся собором, Браманте спроектировал длинные неширокие здания-коридоры, оставив между ними широкий двор с тремя понижающимися террасами. Принципиальная новизна работы Браманте в Ватикане в том, что он впервые после античности создал единый архитектурный ансамбль. Проектируя собор Св. Петра, Браманте хотел создать величественное крестово-купольное здание с применением римской бетонной конструкции; он хотел водрузить купол Пантеона на своды базилики. Строительство собора началось в 1506 г., но велось оно очень долго, план постройки неоднократно менялся. Смерть помешала Браманте довести до конца задуманную им постройку. Он успел только поставить массивные столбы, поддерживающие купол, и тем определил его диаметр. После его смерти встал вопрос, быть ли центрическому зданию или вернуться к идее продольной базилики. По плану великого Микеланджело купол был закончен только в 1593 г. Церковь Санта-Мария делле Грацие >> – церковь эпохи Возрождения в Милане, архитектор Джуинфорте Солари в1466 –1490 гг. Последующие модификации были сделаны архитектором Донато Браманте в1492–1497 гг. Браманте снес первоначальную полукруглую апсиду и соорудил на ее месте огромный куб с тремя апсидами и куполом,и пристроил портик с коринфскими колоннами. фреска Леонардо да Винчи «Тайная вечеря», Почти одновременно с работами над собором Св. Петра Микеланджело получил еще одно очень важное поручение — проект застройки Капитолийского холма. >> Его проект открыл новые перспективы архитектурного творчества в области создания ансамбля зданий. Раньше рассматривалось каждое здание в отдельности; Микеланджело впервые задумал площадь как целое, все элементы которого (лестницы, конная статуя Марка Аврелия, боковые фасады) ведут к центру — господствующему над городом и площадью дворцу Сенаторов. Площади Ренессанса были замкнуты со всех сторон, Микеланджело раскрывает углы и оставляет совершенно свободной одну сторону — с широким видом на город. Благодаря этому площадь делается частью городского пейзажа, сливается с окружающим простым убранством.

Живопсиь Италии

Живопсиь эпохи Возрождения в Италии: XIV-XVI вв. Началом ренессансной живописи считают эпоху Дученто, т.е. конец XIII века. Проторенессанс еще тесно связан со средневековыми романскими, готическими и византийскими традициями. Художники конца XIII — начала XIV вв. еще далеки от научного изучения окружающей действительности. Они выражают свои представления о ней, еще используя условные образы византийской изобразительной системы — скалистые горки, символические деревья, условные башенки. Но иногда облик архитектурных сооружений так точно воспроизведен, что это указывает на существование зарисовок с натуры. Мастера этого времени возрождают известный античности принцип светотеневой моделировки форм. Благодаря ей фигуры и здания приобретают плотность и объем. По-видимому, первым, кто применил античную перспективу, был флорентиец Ченни ди Пепо (сведения с 1272 по 1302), прозванный Чимабуэ. К сожалению, самая его значительная работа — серия росписей на темы из Апокалипсиса, жизни Марии и апостола Петра в церкви Сан Франческо в Ассизи дошла до нас почти в разрушенном состоянии. Лучше сохранились его алтарные композиции. Они тоже восходят к византийским прототипам, но в них отчетливо проступают черты нового подхода к религиозной живописи. Чимабуэ. Мадонна с ангелами. (Маэста – тронное изображение Марии) >> Влияние Византиских традиций – золотой фон. Трактовка объемов. Творчество Чимабуэ было исходным пунктом тех новых процессов, которые определили дальнейшее развитие живописи. Джотто ди Бондоне (1266-1337). Он создатель новой живописной системы, великий преобразователь всей европейской живописи, истинный родоначальник нового искусства. Самая знаменитая из дошедших до нас работ Джотто — цикл росписей в капелле дель Арена в Падуе, посвященный евангельским сказаниям о жизни Христа. Этот уникальный живописный ансамбль — одно из этапных произведений в истории европейского искусства. Вместо разобщенных отдельных сцен и фигур, свойственных средневековой живописи, Джотто создал единый эпический цикл. 38 сцен из жизни Христа и Марии («Встреча Марии и Елизаветы», «Поцелуй Иуды» >> «Оплакивание» и др.). Вместо привычного золотого византийского фона Джотто вводит пейзажный фон. Фигуры уже не парят в пространстве, а обретают твердую почву под ногами. И хотя они еще малоподвижны, в них видно стремление передать анатомию человеческого тела и естественность движения. Джотто придает формам почти скульптурную ощутимость, тяжесть, плотность. Он моделирует рельеф, постепенно высветляя основной красочный фон. Этот принцип светотеневой моделировки, позволявший работать чистыми, яркими красками без темных теней, стал господствующим в итальянской живописи вплоть до XVI века. Из многочисленных поздних фресковых циклов Джотто, сохранились лишь росписи двух капелл флорентийской церкви Санта Кроче. Они посвящены святому Франциску Ассизскому, основателю ордена нищенствующих монахов, жившему в конце XII — начале XIII вв «Благовещегье». Капелла дельи Скровеньи Падуя. >> «Изгнание». Капелла дельи Скровеньи Падуя. >> Влияние Джотто приобрело свою силу и плодотворность только через столетие. Художники Кватроченто осуществили те задачи, которые были поставлены Джотто. Этап Раннего Возрождения называют триумфальным периодом в истории искусства. Щедрость, размах художественного творчества в Италии XV века создает впечатление небывалой творческой активности скульпторов и живописцев. Слава основоположника живописи Кватроченто принадлежит флорентийскому художнику Мазаччо, умершему совсем молодым (1401-1428). Он первым решил главные проблемы живописи Возрождения — линейной и воздушной перспективы. На его фресках в капелле Бранкаччи флорентийской церкви Санта Мария делъ Кармине фигуры, написанные по законам анатомии, связаны между собой и с пейзажем. Его холмы и деревья уходят вдаль, образуя естественную воздушную среду. «Троица». 1427. >> Церковь Санта Мария Новелла. Событие помещается в пространство правильной линейной перспективы. Программа Ренессанса. << «Мадонна» 1426. Иисус облизывает виноградный сок с пальцев – символ крови. Флорентийская школа долгое время оставалась ведущей в искусстве Италии. В нем существовало и более консервативное течение. Некоторые художники этого направления были монахами, поэтому в истории искусства они получили название монастырских. Одним из самых известных среди них был Фра Биато Анжелико (1387-1455). Его образы библейских персонажей написаны в духе средневековых традиций, они полны лиризма, спокойного достоинства и созерцательности. Его пейзажные фоны пронизаны чувством жизнерадостности, характерным для эпохи Возрождения. В раннем творчестве – готические традиции. Затем: пластические поиски, открытие перспективы, утверждение радостного мироощущения. Фрески монастыря Сан-Марко. (Яркий, светлый колорит. Мягкая пластика.) «Сретение» (Мария 40 дн. принесла младенца в храм на посвящение богу), (справа). «Явление Христа Марии» (слева). Мон. Сан-Марко, 1440. >> Характерная черта живописи позднего Кватроченто — многообразие школ и направлений. В это время складываются флорентийская, умбрийская (Пьеро делла Франческа, Пинтуриккъо, Перуджино), североитальянская (Андреа Мантенъи), венецианская (Антонелло да Мессина, Джованни Беллини) школы. Один из самых выдающихся художников Кватроченто — Сандро Ботичелли (1445-1510). В искусстве Боттичелли происходит своеобразный синтез средневекового мистицизма с античной традицией, идеалов готики и Возрождения. Он изображает прекрасных античных богинь не в чувственных обликах земной красоты, а в романтических, одухотворенных, возвышенных образах. Две прославившие его картины — «Рождение Венеры» (1480) и «Весна» (1477-1480). Главная тема – античный миф. Открыл обнаженное тело. Прозрачные, легкие краски. Декоративная изысканна линия. Весна: божества любви и весеннего обновления располагаются вереницей на фоне апельсиновой рощи. Рождение Венеры: очертания зефиров и нимф напоминают занавес. Линия горизонта – простор. Ранний Ренессанс длился около столетия. Его завершает период Высокого Ренессанса, на который приходится всего около 30 лет. Главным центром художественной жизни в это время становится Рим. Если искусство Кватроченто—это анализ, поиски, находки, свежесть юношеского мироощущения, то искусство Высокого Ренессанса (Чинквиченто, XVI в.) — это итог, синтез, мудрая зрелость. Поиски художественного идеала в период Кватроченто привели искусство к обобщению, к раскрытию общих закономерностей. Главное отличие искусства Высокого Ренессанса в том, что оно отрешается от частностей, деталей, подробностей во имя обобщенного образа. Весь опыт, все поиски предшественников сжаты у великих мастеров Чинквеченто в грандиозном обобщении. Эта характеристика, может быть, больше, чем к другим деятелям Возрождения, подходит к Леонардо да Винчи (1452-1519). Он объединил в себе художественный и научный гений. Леонардо был ученым, изучающим природу не ради искусства, а ради науки. Поэтому до нас дошло так мало законченных произведений Леонардо: несколько гениальных достоверных картин его кисти, знаменитая сильно разрушившаяся фреска «Тайная вечеря» 1498 в Милане, множество рисунков и набросков. Леонардо был переполнен замыслами и ограничивался тем, что намечал в записях и эскизах пути решения той или иной задачи, оставляя потомкам их осуществление. Когда же он ставил цель создания законченного произведения, ему хотелось добиться предельного совершенства, и он работал долгие годы над одним произведением. Но каждое из созданных им произведении было открытием в искусстве. Его «Мадонна в гроте» (1483-94, Лувр (слева); второй вариант — 1487-1511, Национальная галерея (справа)) — первая монументальная алтарная композиция Высокого Ренессанса. Это большая картина распространенного в ренессансной живописи формата, который напоминает окно, закругленное наверху. Она стала образцом станкового решения композиции. Фигуры Марии, маленького Христа, маленького Иоанна Крестителя и ангела не просто расположены на фоне пещеры, а действительно внутри нее, в определенной среде, в которой ощущается реальное расстояние, воздушное пространство между фигурами. Это особое качество живописи Леонардо получило название «сфуматто» — воздушная дымка, обволакивающая все предметы, смягчающая контуры. На картине представлен скальный грот, в центре которого сидит Дева Мария. Возле нее расположились два младенца — Иисус и Иоанн Креститель и Ангел справа, за Иоанном. Новым этапом в искусстве была роспись стены трапезной монастыря Санта Мария делле Грацие на сюжет «Тайной вечери», который писали многие художники Кватроченто. Леонардо работал над этим произведением 16 лет. Громадная фреска, где фигуры написаны в полтора раза больше натуральной величины. Отразила размышления Леонардо о пространстве, линейной перспективе и выражении разнообразных эмоций в живописи. Он изобразил тот момент, когда Христос сказал: "Истинно говорю вам, что один из вас предаст меня", как психологический взрыв. Христос - центр композиции, вокруг которого собирается буря эмоций. Все средства использованы для того, чтобы привести глаз к фигуре Христа: основные цвета одежды (красный и синий), силуэт, выделяющийся на фоне окна. Фигура Иуды (четвертый справа от Христа) передвинута со своего обычного места с внешней стороны стола; его изображение вместе с остальными апостолами еще более усиливает драматизм происходящего. Двенадцать апостолов распределены на четыре группы по трое и изображены склоненными к Христу или отпрянувшими от него. Поскольку расположение тринадцати человек по одну сторону стола несколько неестественно, их прямое сопоставление поднимает эмоциональный накал, а уходящая в глубь перспектива (комната изображена в виде трапеции) создает эффект выталкивания фигур на зрителя. Одной из самых знаменитых картин в мире стала работа Леонардо «Джоконда». Этот портрет стал шедевром ренессансного искусства. Впервые в истории мирового искусства портретный жанр встал на один уровень с композициями на религиозную тему. Идеи монументального искусства Возрождения нашли яркое выражение в творчестве Рафаэля Санти. (1483-1520). Леонардо создал классический стиль, Рафаэль его утвердил и популяризовал. Искусство Рафаэля часто определяют как «золотую середину». Разносторонний художник, архитектор, монументалист, мастер портрета и многофигурной композиции, талантливый декоратор. После смерти архитектора Браманте он стал главным архитектором собора Св. Петра, ведал археологическими раскопками в Риме, охраной античных памятников. Но больше всего он известен в истории мирового искусства как создатель дивных «Мадонн» — «Мадонна Коннестабиле» 1504 >> «Мадонна в зелени», «Мадонна со щегленком» 1507 >> «Мадонна в кресле». Вершиной его мастерства стала «Сикстинская мадонна», написанная в 1516 г. для бенедиктинского монастыря в Пьяченце. Эта алтарная композиция в течение веков воспринимается как формула красоты и гармонии. Трагическим чувством веет от поразительно одухотворенных лиц Мадонны и младенца-Бога, которого она отдает во искупление человеческих грехов. Взгляд Мадонны направлен как бы сквозь зрителя, он полон скорбного предвидения. В этом образе воплощен синтез античного идеала красоты с духовностью христианского идеала. Фигура Сикста – слева, тяжелее, ниже. Справа – Варвара. Над Варварой тяжелее занавес – равновесие. Самые выдающиеся из монументальных работ Рафаэля — это росписи ватиканских апартаментов папы. Многофигурные крупномасштабные композиции покрывают все стены трех залов. В росписи Рафаэлю помогали ученики. Лучшие фрески, как, например, «Афинская школа», он исполнял собственноручно. Сюжеты росписи включали фрески-аллегории основных сфер духовной деятельности человека: философии, поэзии, богословия и правосудия. Во фреске «Афинская школа» Рафаэль изобразил Платона и Аристотеля в окружении философов. Микеланджело Буанорроти (1475-1564) проявился в архитектуре, живописи, поэзии, но ярче всего в скульптуре. Тело человека кажется ему самым достойным предметом изображения. Но это человек особой, могучей, героической породы. Искусство Микеланджело посвящено прославлению человека-борца, его героической деятельности и страданиям. Его искусству свойственны гигантомания, титаническое начало. Это искусство площадей, общественных сооружений, а не дворцовых залов, искусство для народа, а не для придворных аристократов. Самым грандиозным из его трудов стала роспись свода Сикстинской капеллы. Средний пояс свода украшают девять сцен из Книги Бытия. «Сотворение Адама». Потолок. >> «Создание звезд и планет» >> Также «Разделение земли и воды», «Тьмы и света» и т.д. Написанные Микеланджело могучие гиганты, старики, женщины, младенцы объемно пластичны как скульптурные изваяния. Сильное движение человеческого тела в сильных поворотах. В старости Микеланджело вернулся к работе в Сикстинской капелле, где он создал произведение — «Страшный суд». (1536-1541) Западная стена Сикстинской капеллы. Для ее создания пришлось отказаться от двух фресок, написанных Перуджино, и замуровать два огромных стрельчатых окна. Центром идущего по кругу стреми-тельного движения Микеланд-жело делает фигуру Христа, который выразительным дра-матическим жестом осуждает грешников. Он поднял правую руку и отмахивается от них. Справа внизу грешники на ладье Харона, проваливаю-щиеся в ад; в небе ангелы, трубный глас которых при-зывает встать умерших. У ног Христа Святой Лаврентий и Святой Варфоломей с кинжалом в руке, в лике которого ху-дожник изобразил самого себя. Рядом с Христом изображена Мадонна. Она смиренна и безропотна в час приговора. Первым мастером Высокого Возрождения в Венеции был Джорджоне (1477-1510). Он первый обратился не только к мифологическим сюжетам, но и к литературным темам. Его знаменитые картины — «Гроза» (1505-1510) >> «Сельский концерт», «Юдифь» >> «Спящая Венера». Лиричность и содержательность. Фрески Большого дворца в Венеции вместе с Тицианом. Высокое Возрождение искало свои идеалы не в небе, а на земле и сталкивалось с несоответствием >> скоротечность этого периода. Шел процесс потери идеалов. В 1519 умирает Леонардо, в 1520 – Рафаэль. Они оставляют после себя школу, не способную развиваться самостоятельно. Божественная красота новым поколением подменялась осязательной ценностью. Происходит изобретение вариативности в уже известных формах (маньеризм). Венецианская школа испытывала влияние готики, Византии, Мавританского искусства, Ренессанса, элементы раннего Барокко. Отсутствие интереса к античному прошлому и слабое развитие гуманистических тенденций. Позднее Возрождение (кон. XVI в.). С 20-х годов XVI века самым знаменитым художником Венеции становится Тициан (1477-1576). По заказу богатых патрициев он писал огромные алтарные образа, такие, как «Вознесение Марии», «Мадонна Пезаро». Тициан много писал на античные темы, мифологические сюжеты — «Вакханки», «Даная», «Венера и Адонис» 1554 >> К концу жизни он обращается к трагическим темам христианского мученичества и покаяния — «Кающаяся Магдалина» 1560-е >> «Оплакивание», «Св. Себастиан». Изменилась и техника его живописи. Золотистый светлый колорит и легкие лессировки сменяются густым месивом красок. Художник лепит цветом широкими мазками, сильными ударами кисти, часто прямо пальцами, предвосхищая экспрессивную манеру живописи некоторых школ XIX в. Тициан внес принципиальное изменение в живопись Возрождения, заменив господство линии господством цветового пятна. Паоло Веронезе (1528-1588) Его многолюдные композиции «Брак в Канне Галилейской» (1562-1563) (справа), «Тайная вечеря» (слева), «Пир в доме Левия» — это огромные декоративные картины народной толпы на фоне архитектурного пейзажа, пышных обедов в богатых венецианских палаццо. Якопо Робусти (1518-1594), прозванный Тинторетто. Последний корифей венецианского Чинквеченто. В его динамических композициях царит стремительное движение, энергичное чувство жизни, головокружительные ракурсы «Благовещение», «Битва архангела Михаила с сатаной». Венецианская любовь к колориту соединяется у него с интересом к необычному освещению. Причудливые световые эффекты, призрачный клубящийся свет, яркие вспышки в полумраке, игра теней Северное возрождение. Новые черты ренессансного искусства проявились прежде всего в Нидерландах. Нидерланды были одной из самых богатых промышленно развитых стран Европы. Стиль возрождения в Нидерландах открыл Ян Ван Эйк (1390-1441). Самое знаменитое его произведение – Гентский алтарь. Он начал работу над ним вместе со своим старшим братом Губертом Гентский алтарь представляет собой двухъярусный складень, в 12 досках которого — картины повседневной будничной жизни (на наружных створках, которые были видны, когда складень закрыт) и жизни праздничной, ликующей (на внутренних створках, заставали в открытом виде во время праздников). Братья Ван Эйки раскрыли богатство возможностей масляной живописи; с этого времени начинается постепенное вытеснение ею темперы. Во второй половине столетия, полного политических и религиозных раздоров, в искусстве Нидерландов выделяется своеобразное сложное искусство Иеронима Босха (1450?-1516). Это очень самобытный художник с необыкновенной фантазией. В его композициях, не имеющих центра, нет главного действующего лица пространство в несколько слоев заполняется многочисленными группами фигур и предметов чудовищно преувеличенные пресмыкающиеся, жабы Пауки, страшные твари, в которых соединены части разных существ и предметов. Цель композиции Босха - моральное назидание. «Страшный суд», «Сад земных наслаждений», «Воз сена». Центральная часть полиптиха >> Уже зрелым Босх создал «Воз сена» - трёхстворчатый алтарь, предназначенный скорее для раздумий, чем для молитвы. Выбор сюжета Босху подсказала старая нидерландская пословица: «Мир — стог сена, и каждый старается ухватить с него сколько может». Среди мирного и вполне реального пейзажа разворачивается совершенно бессмысленная жизнь людей, гонимых жаждой наживы и удовольствий. Все человечество оказывается во власти злых сил, и за повозкой с сеном спешат не только простые люди. В этом алтаре обнаженное чувство реальности сплавляется с аллегоричностью. Люди на виду целуются и музицируют между ангелом и каким то дьявольским созданием; фантастические существа влекут повозку, а за ней радостно и покорно следуют папа, император, простые люди: забегают вперед, мечутся между колесами и гибнут, раздавленные. Пейзаж же вдали не фантастический и не баснословный. А надо всем – на облаке – маленький, воздевший руки Христос. Питер Брейгель (старший) (1525-1569). Его искусство выросло на почве нидерландских традиций, оно связано с народным фольклором. Одна из его картин так и называется «фламандские пословицы». Картины Брейгеля вовсе не создавались для крестьян, его искусство рассчитано на образованных знатоков. Он никогда не писал картин для общественных зданий, для церквей, его картины висели в домах коллекционеров. Для народа предназначалась только гравюра. С именем Брейгель связано развитие жанра пейзажа. На его полотнах множество мелких фигур изображаются на бескрайних просторах природы. Особенность композиций Брейгеля – необычный для того времени взгляд сверху («зимний пейзаж» или «охотники на снегу» >> «падение икара», «детские игры»). «Вавилонская башня» >> Черты Возрождения в искусстве Германии появляются позднее, чем в Нидерландах. Альбрехт Дюрера (1474-1528) — самый крупный художник немецкого Возрождения. Дюрер — типичный художник Ренессанса, он был и живописцем, и гравером, и математиком, и инженером. Он много путешествовал, ездил в Италию, Нидерланды, был хорошо знаком с работами итальянцев. Но в искусстве он шел собственным путем, вырабатывал свой оригинальный стиль. Его творческие силы развивались в борьбе старых форм с новыми задачами искусства. Он хотел не только подражать итальянским образам, но овладеть законами художественного творчества, новых пропорций. Его теоретические труды посвящены изучению перспективы и Пропорций человеческого тела. Дюрер — один из самых крупных мастеров гравюры в Европе. Его знаменитый «Апокалипсис» включает 15 больших гравюр на дереве. Лист «Четыре всадника» (справа) символизирует ужасные бедствия – войну, мор, голод, неправедный суд. «Ангел с ключом от бездны» (в центре), «Множество людей стоящих пред престолом и Агнцем» (слева). Реформация нанесла ущерб изобразительному искусству северных стран Европы. Нидерландские мастера значительно ограничили свою деятельность. Количество картин на светские, мифологические и аллегорические сюжеты было ничтожным, а бытовой и пейзажный жанры только зарождались. Хуже всего оказалось положение скульпторов, чья работа почти полностью предназначалась для украшения храмов. Интерьеры протестантских храмов должны были быть голыми, простыми, непохожими на богато убранные католические храмы. Искусство малых форм. От аристократа к простому человеку, жизни города. Создаются новые жанры: пейзаж, натюрморт, изображение бытовых сцен.

Скульптура Италии

. Скульптура эпохи Возрождения в Италии: XIV-XVI вв. Архитектура, скульптура и живопись эпохи Возрождения были тесно увязаны в единую систему. Ее важнейшим детищем был не собор и даже не дворец, а надгробный памятник. Возведение и украшение небольших семейных часовен становится главным делом архитектуры и скульптуры Х1V-ХV вв. В эпоху Возрождения с ее пышными торжественными церемониалами обычай требовал устройства последнего праздника — перехода в другой мир,— как по случаю свадьбы или въезда в город коронованной особы. Как только семейство достигало определенного благосостояния, оно заказывало семейную усыпальницу. Ее следовало, по возможности, украсить изображениями усопших, лежащими на возвышениях в парадном одеянии, при оружии, если это рыцарь, или коленопреклоненными перед Богородицей в образе кающегося грешника, как в церкви. Формы капелл напоминали соборы в миниатюре. Во всех городах были зажиточные корпорации изготовителей надгробий. Лучшие создания знаменитых архитекторов, скульпторов, художников украшали погребения эпохи Возрождения. Погребальная капелла падуанского ростовщика Энрико Скровеньи украшена фресками величайшего художника мира — Джотто. Гробница папы Юлия II (в центре – Моисей) и гробница Медичи Микеланджело (скульптуры «Ночь», «День», «Утро», «Вечер» - 1520-1534, «Пьета»). XV век — время расцвета в Италии монументальной скульптуры. Она выходит из интерьеров на фасады церквей и гражданских зданий, на площади города, становится частью городского ансамбля. Она еще сохраняет связь с архитектурой, но уже не подчинена ей, как в средние века. Скульптура получает художественную самостоятельность и идейную значительность. Одна из ранних и самых знаменитых работ Микеланджело,— пятиметровая статуя Давида на площади Сеньории во Флоренции, символизирующая победу юного Давида над великаном Голиафом. Скульпторы Возрождения обращались не только к традиционным христианским образам, но и к живым людям, современникам. С этим стремлением увековечить образ реального современника связано развитие жанра скульптурного портрета, надгробного монумента, портретной медали, конной статуи. Эти скульптуры украшали площади городов. Скульптором, который открыл историю Раннего Возрождения наряду с архитектором Брунеллески и художником Мазаччо, был Донателло (1367-1466). Он был новатором почти во всех видах пластики, его творчество определило развитие европейской скульптуры в последующие века. Донателло создал тип самостоятельной, не связанной с архитектурой, круглой статуи, положил начало новому скульптурному портрету-бюсту, напоминающему римские портреты, создал новый тип надгробия, был автором; первого конного монумента в эпоху Возрождения, разработал новые виды рельефа, покрывающего фризы ренессансных зданий. Он возродил античное изображение обнаженного человеческого тела, вызывающего чувство восхищения своим совершенством. В творчестве Донателло сочетаются обращение к античным законам пластики и глубокая религиозность, готическая традиция и реалистические идеалы Возрождения. Статуи Св. Георгия (слева), Св. Марка (справа), Давида, образы пророков для колокольни Джотто, конный монумент кондотьера Эразмо ди Нарни, прозванного Гаттамелатой. Фигуры самого Донателло и его последователей еще зависели от архитектурного заднего плана. Они были предназначены почти всегда для фронтального рассмотрения, их движение развивалось только в плоскости. Изучение форм было важной проблемой Ренессанса. Этот шаг сделал Андреа дель Вероккио (1435-1483). «Дама с цверами». Он соединил фигуры в группу. Скульпторы его школы много и успешно работали над проблемой композиции. Козимо де Медичи, мраморный барельеф, ок. 1464 г. Уверение Фомы, Флоренция, собор св. Михаила, вост.стена >> Сравнивая развитие скульптуры и живописи Ренессанса, можно сказать, что они идут параллельно: от, изображения фигур на плоскости к передаче движения тело, и чувства пространства. Не было расхождения в путях архитектуры, живописи и скульптуры. Зодчий, проектируя здание, уже обдумывал его украшение. Сама система формирования мастеров искусств способствовала этому. Целостный подход к искусству — характерная черта Возрождения. Художественное освоение действительности шло в прочном союзе архитектурных, скульптурных, живописных и литературных форм. Именно поэтому искусство Возрождения представл

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных