Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Национальное единение.




В 1926 г. к власти пришла парламентская коалиция – Национальное единение (правые силы и радикалы). Лидером ее стал Раймон Пуанкаре. Главная задача правительства – финансовая стабилизация.

В середине 20-х гг. XX в. французская экономика вышла из состояния довоенного кризиса и вступила в период стабилизации. С 1924 г. по темпам промышленного развития (в среднем 5% в год) Франция опережала Англию и Германию. Этому во многом способствовали присоединение Эльзаса и Лотарингии, восстановление разрушенных войной районов и получение немецких репараций.

По сравнению с довоенным периодом в экономике Франции произошли существенные изменения. В 20-е гг. возросло значение тяжелой промышленности, особенно металлургии и машиностроения. Быстрыми темпами развивались автомобилестроение, авиация, радиотехника, киноиндустрия. Благодаря достаточно быстрому росту промышленности Франция к началу 30-х гг. превратилась из аграрно-индустриальной в индустриально-аграрную державу. Однако, несмотря на то что значение крупных предприятий постоянно возрастало, в целом в стране еще преобладало среднее и мелкое производство.

Хотя Франция потеряла часть своих капиталовложений за рубежом, она в послевоенное время оставалась государством-рантье. Французский капитализм сохранил свой ростовщический характер. В 1929 г. доход от промышленности составлял 10,5 млрд., тогда как от ценных бумаг — 28,3 млрд. франков.

В первой половине 20-х гг. уровень инфляции в стране оставался достаточно высоким. Поэтому кабинет Пуанкаре провозгласил важнейшей задачей своей внутренней политики борьбу с инфляционными процессами и за стабилизацию франка. Правительство ввело новые налоги на предметы широкого потребления, на передвижения железнодорожным и водным транспортом, на почтовые отправления. Одновременно было проведено снижение заработной платы рабочих и служащих и сокращение пенсий. В то же время прямые налоги на торговые и промышленные прибыли повысили незначительно, а подоходный налог на крупный капитал даже снизили.

В результате этих мероприятий во Францию вернулись деньги, вывезенных при кабинетах Левого блока «бегством капитала». Банкиры США и Англии предоставили Пуанкаре крупные займы. В 1926 г. доходы государства впервые за военное и послевоенное время превысили расходы. С 1926 по 1929 г. государственный бюджет не знал дефицита. Опираясь на экономический подъем и рост бюджетных доходов, правительство Пуанкаре сумело стабилизировать франк на уровне 20% его довоенной стоимости. В 1928 г. золотое содержание франка было уменьшено в 5 раз. Девальвированный «франк Пуанкаре» стал устойчивой монетой, а сам глава Совета министров приобрел репутацию «спасителя франка».

Большое внимание правительство Пуанкаре уделяло социальному законодательству. В 1926 г. впервые были введены пособия для безработных. В 1928 г. вступил в действие закон, предоставлявший пенсии по старости низкооплачиваемым категориям рабочих и служащих, а также пособия по болезни, инвалидности, беременности за счет 5-процентного налога на заработную плату и взносов

предпринимателей. Однако действие социального законодательства пока распространялось не на всех трудящихся.

Выборы в Палату депутатов 1928 г. Очередные выборы в нижнюю палату парламента принесли успех правым партиям и группировкам. Председателем Совета министров вновь стал Раймон Пуанкаре. Вплоть до очередных выборов в Палату депутатов правительства возглавляли также политики правого толка: Аристид Бриан, Андре Тардье и Пьер Лаваль. Экономическая политика кабинетов «национального единения» была направлена в первую очередь на защиту интересов крупных предприятий и банков, занимавших ключевые позиции в стране. В начале 30-х гг. были утверждены законы об обязательном государственном страховании рабочих и семейных пособиях.

Правительства «национального единения» стремились проводить миролюбивую политику по отношению к Германии, ставшей в 1926 г. членом Лиги Наций. Франция согласилась на дальнейшее сокращение репараций.

В 1929—1930гг. «план Дауэса» был заменен «планом Юнга». После принятия «плана Юнга» летом 1930 г. Франция вывела свои войска с левого берега Рейна. Вскоре французское правительство в целях обеспечения безопасности страны приняло решение о строительстве мощной фортификационной линии вдоль всей франко-германской границы. Эти укрепления получили название «линия Мажино» — по имени инициатора их возведения военного министра Андре Мажино. Начало строительства фортификационных укреплений ознаменовало переход французской армии к оборонительной доктрине. Сооружение «линии Мажино» продолжалось вплоть до Второй мировой войны. На него были затрачены огромные финансовые средства, но завершить строительство так и не удалось. Из-за протеста Бельгии вдоль франко-бельгийской границы укреплений вообще не воздвигли.

В рамках своей миролюбивой политики Франция подписала пакт Бриана — Келлога. В июле 1929 г. Аристид Бриан выступил с новой международной инициативой -создания пан-Европы — объединения европейских капиталистических государств, связанных политическим, экономическим и военным сотрудничеством. В конкретном проекте «Европейского федерального союза», выдвинутом французским правительством, европейским государствам предлагалось постепенно снижать таможенные барьеры между ними в целях создания «Общего рынка» и согласовывать свою политику в духе «европейского единства». План Бриана исключал вхождение в состав «пан-Европы» СССР и носил антисоветский характер.

Проект главы французского Совета министров вызвал критику со стороны Соединенных Штатов, Англии, Италии и некоторых других европейских стран, считавших, что его осуществление приведет к преобладанию Франции в Европе. Замысел Бриана не был поддержан и Германией, проект «пан-Европы» так и остался нереализованным.

6. «Второе издание» Картеля левых.

Радикалы и социалисты добились на выборах в Палату депутатов, прошедших в мае 1932 г., большого успеха. Партия радикалов получила 160 мест, СФИО — 131. Коммунисты смогли провести в нижнюю палату парламента лишь 10 депутатов. Правительство сформировал лидер радикалов Эдуар Эррио. СФИО и радикалы предоставили единую программу «второе издание» Картеля левых. Идеи – сокращение военных расходов, введение социального страхования, 40-часовая рабочая неделя, национализация важных отраслей и предприятий. Мировой экономический кризис, начавшийся в США и некоторых европейских странах в 1929 г., во Франции наступил позднее. Там в конце 1930 г. лишь наметилось падение промышленного производства и внешней торговли. Своего максимума оно достигло в 1932 и 1935 гг. Объем промышленного производства в 1932 г. сократился на 44% по сравнению с 1930 г. После слабого оживления экономики в 1933 — 1934 гг. кризис снова обострился. В 1935 г. промышленное производство на 46% отставало от уровня 1930 г. Импорт сократился на 44%, а экспорт — на 90%.

Падение производства сопровождалось быстрым ростом безработицы и сокращением заработной платы. Доходы рабочих, занятых в промышленности и торговле, уменьшились с 1930 по 1934 г. на 30%, доходы служащих — на 15—18%. Кроме того, многие работники переводились на неполную занятость.

Тяжелейший удар кризис нанес сельскому хозяйству Франции. Резкое падение цен на сельскохозяйственную продукцию. Цены на производимые французскими крестьянами мясо, зерно, вино упали в среднем в 2 раза. Наиболее серьезно от кризиса пострадали средние слои населения. Доходы мелкой городской буржуазии с 1929 по 1934 г. снизились на 30%. За этот же период обанкротились более 100 тыс. мелких торговцев и даже некоторые крупные предприниматели.

Кабинет Эррио направил основные усилия на борьбу с экономическим кризисом. Правительство пошло по пути сокращения жалованья государственных служащих и пенсий фронтовиков, повышения налогов (подоходного, на движимое имущество, на биржевые операции, почтовых тарифов) и выпуска различных займов. Крупным предприятиям общественного пользования кабинет Эррио предоставил кредиты и государственные заказы, обеспечил налоговые и таможенные льготы. Были также приняты меры по ограничению сельскохозяйственного производства: крестьянам выплачивали премии за сокращение посевных площадей, уничтожение части урожая, ликвидацию виноградников.

Чтобы уменьшить дефицит бюджета, правительство сократило военные и административные расходы. Тем не менее оно отклонило предложение социалистов и коммунистов о покрытии дефицита за счет частичной национализации промышленности и введения дополнительных налогов на крупных собственников. В декабре 1932 г. кабинет Эррио ушел в отставку. До января 1934 г. правительства, опирающиеся на «второе издание» Левого блока, возглавляли также главным образом радикалы Эдуард Даладье, Альбер Сарро, Камиль Шотан.

Важнейшим направлением внешней политики Франции в период правления кабинета Эррио оставалось урегулирование отношений с Германией. Сразу после наступления мирового экономического кризиса немецкое правительство отказалось от уплаты репараций Мало того, Германия начала настойчиво выдвигать требование «равенства прав» в области вооружений. Сначала Эррио пытался противодействовать таким притязаниям. Однако вскоре под давлением США и Англии ему пришлось изменить свою позицию В июле 1932 г на конференции в Лозанне Франция дала согласие на отсрочку, а затем на окончательное прекращение платежей по репарациям. В декабре того же года на совещании в Женеве Франция вместе с Соединенными Штатами, Великобританией и Италией признала за Германией «равенство прав» в вооружениях и, таким образом, отказалась от соответствующих статей Версальского договора Отныне в своей международной политике
Франция все чаще ориентировалась на США и Англию. Между тем экономическое и военное преимущество в Европе постепенно переходило к Германии.

Еще одним направлением внешней политики Франции было налаживание отношений с СССР. В ноябре 1932 г в Париже Эдуар Эррио и посол СССР В.С. Довгалевский подписали советско-французский договор о ненападении. Пакт был заключен на неопределенный срок с возможностью денонсации одной из сторон по истечении двух лет со дня вступления его в силу.

Фашистское движение. В начале 30-х гг. XX в. в политической жизни Франции заметную роль начинают играть крайне правые, или фашистские организации. В отличие от Германии и Италии, во Франции не было создано единой партии фашистского типа с четкой программой. Тем не менее многие установки французских крайне правых повторяли лозунги немецких, итальянских и испанских фашистов: «уничтожение коммунизма», ликвидация «прогнившего парламентаризма», захват власти и установление диктатуры, расизм, антисемитизм. Главным объектом нападок французских фашистов стал парламентаризм, «режим партий».

Еще в конце 20-х гг. во Франции насчитывалось более десяти фашистских организаций. Самой крупной из них были «Огненные кресты («Круа де фё»), образованные в 1927 г. в качестве объединения бывших фронтовиков. Возглавлял лигу полковник Казимир де ля Рок. Центральное место в пропаганде «Огненных крестов» занимала тема поддержания боевого товарищества, чести, порядка и уважения собственности. Однако активисты организации постоянно внушали ветеранам Первой мировой войны, что пролитая ими кровь и гибель их товарищей оказались напрасными, потому что плоды победы «растрачены» бездарными продажными политиками, благосостояние Франции подорвано, ее безопасность вновь под угрозой, а материальное состояние бывших фронтовиков все время ухудшается.

Второе известное профашистское объединение Франции – лигу «Французское действие» («Аксьон франсэз») – основал Шарль Моррас еще в самом конце XIX в. В 20-е — начале 30-х гг. лидер объединения обличал французский парламентаризм за продажность депутатов и их причастность к финансовым скандалам.

Помимо «Огненных крестов» и «Французского действия», в стране существовало еще несколько достаточно крупных фашистских организаций («Патриотическая молодежь», «Франсисты», «Французская солидарность»), а также ряд мелких лиг. Практически все профашистские объединения отличались строгой дисциплиной. Основными формами их деятельности были массовые слеты и митинги, иногда сопровождаемые факельными шествиями. Поддержку, включая финансовую, лигам оказывали представители крупного капитала, правых политических партий, католической церкви, армии. Крайне правое движение во Франции особенно активизировалось в 1933 г., после того как в Германии пришли к власти фашисты во главе с Адольфом Гитлером.

7. Вторая коалиция «Национального единения».

С зимы 1934 до весны 1936 г. правительства Франции возглавляли «независимые» правые политические деятели Гастон Думерг и Пьер Лаваль, представитель Демократического альянса Поль-Этьен Фланден и правый радикал Альбер Сарро.

Придя к власти, глава правительства Гастон Думерг выдвинул проект реформы конституции. Его основные положения касались облегчения процедуры роспуска Палаты депутатов, расширения полномочий председателя Совета министров и лишения депутатов права предлагать новые расходы. Однако эти планы вызвали резкое недовольство в парламентских кругах, поэтому от проекта пришлось отказаться.

Главным направлением внутренней политики правительств «Национального единения» оставалась борьба с экономическим кризисом. Кабинет Думерга первым делом потребовал от парламента предоставления ему на определенный срок чрезвычайных полномочий в финансово-экономической области. Палата депутатов дала правительству право принимать меры по сокращению бюджетного дефицита путем издания декретов-законов — правительственных распоряжений, имевших силу законов и подлежащих одобрению парламентом впоследствии. В результате в апреле 1934 г. кабинет Думерга обнародовал 14 декретов-законов. В них было объявлено об увольнении 10% государственных служащих. Оставшимся на работе на 5 – 10% сокращалось жалованье. Были снижены заработная плата железнодорожников, бюджетные субсидии гарантийной кассе социального страхования, кредиты на промышленное оборудование. Еще ранее были введены дополнительные налоги на газ, электроэнергию и повышен на 10% подоходный налог. Тем не менее даже такие жесткие меры не привели к уменьшению бюджетного дефицита. К концу 1934 г. он только возрос.

Правительство Пьера Лаваля также предпринимало попытки преодолеть финансово-экономические трудности. В основу политики кабинета министров был положен тезис о том, что снижение издержек производства во Франции за счет заработной платы даст возможность снизить цены до уровня мировых и улучшить шансы французских товаров на внешнем рынке, а сокращение государственных расходов — уменьшить бюджетный дефицит и предотвратить девальвацию франка. Именно такие меры были предприняты согласно новым декретам-законам. Большинству государственных служащих опять на 10% урезывалось жалованье. Снижалась заработная плата работников общественных служб, пенсии, выплаты по облигациям

государственных займов, субсидии гарантийной кассе социального страхования. Однако и эти жесткие меры не дали желаемых результатов. Хотя правительство объявило о снижении на 10% квартаны, цен на хлеб, сахар, уголь, газ и электроэнергию, стоимость жизни заметно не снизилась. Налоги для большинства населения оставались крайне обременительными, транспортные тарифы — высокими. Поэтому разрыв между французскими и мировыми ценами сохранился, оживления промышленного производства не произошло, а дефицит бюджета держался на прежнем уровне.

Правящие круги Франции были обеспокоены ситуацией в Германии. Кабинет Думерга направил свои внешнеполитические усилия на обеспечение безопасности страны. Министр иностранных дел, представитель правых Луи Барту взял курс на сближение с СССР и Италией. По предложению французского министра Советский Союз в 1934 г. был принят в Лигу Наций. Барту выступил инициатором заключения так называемого Восточного пакта, гарантировавшего безопасность Франции, Германии, Польши, Чехословакии, Литвы, Латвии, Эстонии и Финляндии. Однако такой пакт не был заключен из-за отказа Германии и Польши участвовать в нем. Французский министр ратовал также за подписание соглашения Франции с Италией, которое, как он полагал, могло бы способствовать ограничению и сдерживанию агрессивных планов Германии в Балкано-Дунайском регионе. Наконец, Барту был сторонником заключения советско-французского договора о взаимопомощи, призванного обеспечить безопасность обеих стран. Он начал предпринимать активные дипломатические шаги по сближению с СССР. Советское правительство с готовностью откликнулось на них. Однако в октябре 1934 г. в Марселе во время встречи югославского короля Александра I, прибывшего с визитом во Францию, Барту был убит вместе с королем хорватскими террористами.

Политика Барту была продолжена правительствами Фландена и Лаваля. Формально она проводилась в том же русле, хотя оба главы кабинета в отличие от Барту, не считали нужным сдерживать агрессивные замыслы итальянского диктатора Бенито Муссолини и не были убежденными сторонниками развития отношений Франции с СССР. Мало того, ни Фланден, ни Лаваль не испытывали неприязни к гитлеровской Германии, видя в ней воплощение «установившегося порядка» и «оплот против коммунизма».

В конце 1934 г. дипломатические усилия Франции были направлены главным образом на завершение переговоров с Италией, начатых Барту. В результате в январе 1935 г. между Муссолини и Лавалем, занимавшим тогда пост министра иностранных дел в правительстве Фландена был заключен так называемый Римский пакт. Согласно ему, Франция уступала Италии часть французских владений в Африке – в Сомали и ни границе с Ливией. Подписанный тогда же секретный франко-итальянский протокол, по существу, предоставлял Италии свободу действий в Эфиопии (Абиссинии), т. е. открывал Муссолини путь для нападения на эту страну.

Советско-французский договор о взаимной помощи был ратифицирован Палатой депутатов в феврале, а Сенатом – в марте 1936 г. Использовав этот факт в качестве предлога, гитлеровская Германия ввела свои иска в демилитаризованную Рейнскую зону. Тем самым она нарушила положения Версальского и Локарнского договоров. Французское правительство, возглавляемое Альбером Сарро, не предприняло в ответ никаких действенных мер. Оно лишь передало вопрос на рассмотрение Лиги Наций, которая отказалась применить к Германии какие-либо санкции.

Народный фронт.

Активизация фашистских сил в ряде государств Европы и, как следствие, угроза новой войны явились толчком для зарождения антифашистского и антивоенного движения. Уже в 1932 г. по инициативе известных французских писателей Анри Барбюса и Ромена Роллана в столице Голландии Амстердаме состоялся Международный антивоенный конгресс. В нем участвовали коммунисты, социалисты, пацифисты, члены профсоюзных организаций, беспартийные почти из всех европейских стран, а также США, Китая, Индии, Индокитая. На конгрессе был создан Международный комитет борьбы против империалистической войны. Во многих странах стали действовать его филиалы. Во Франции начал работать Национальный комитет против фашизма и войны.

В 1933 г. Скорее после прихода Гитлера к власти, в Париже в зале Плейель, открылся Европейский антифашистский конгресс. В его работе участвовали коммунисты, социалисты и профсоюзные организации. Вскоре антивоенное и антифашистское движения, начало которым было положено конгрессами в Амстердаме и зале Плейель объединились в общее движение «Амстердам – Плейель». Во Франции его возглавил I Национальный комитет против фашизма и войны, в который вошли писатели Анри Барбюс, Ромен Роллан, Поль Вайан-Кутюрье, известный ученый физик Поль Ланжевен, один из основателей Французской коммунистической партии, Марсель Кашен. Комитет принял манифест, призывавший к союзу рабочего класса, интеллигенции, средних слоев населения в борьбе против войны и фашизма. По инициативе движения по всей Франции проводились митинги и демонстрации.

Выступление французских фашистов в Париже 6 февраля 1934 г. вызвало не только мощный подъем антифашистского движения в стране, но и способствовало его консолидации. В ответ на февральские события Центральный комитет ФКП и УВКТ решили провести массовую антифашистскую демонстрацию. Она была намечена на 9 февраля 1934 г.

Правительство Думерга запретило проведение демонстрации 9 февраля. Тем не менее на улицы Парижа вышло около 50 тыс. человек. ФКП и УВКТ призвали своих сторонников присоединиться и ко всеобщей стачке 12 февраля, организованной СФИО и ВКТ. В результате в ней участвовало 80 – 90% трудящихся: работу одновременно прекратили 4,5 млн. человек. Бастующие выступали под лозунгами «За единство действий!», «Фашизм не пройдет!». К антифашистским демонстрациям присоединились представители партии радикалов и массовая демократическая организация Лига прав человека.

С призывом к единству выступила большая группа деятелей культуры, в том числе поэт Поль Элюар, писатель Андре Мальро, художники Фернан Леже и Поль Синьяк. В марте 1934 г. по инициативе трех известных ученых этнографа Поля Риве, философа Алена (Эмиль-Огюста Шартье) и физика Поля Ланжевена – был создан Комитет бдительности интеллигентов-антифашистов.

Вопрос о единстве действий в борьбе против фашизма стал главным для левых политических партий Франции. На очередном съезде СФИО, состоявшемся в мае 1934 г. в Тулузе, было принято решение об организации массового антифашистского движения.

Новая стратегия и тактика была разработана и французскими коммунистами. Прежние лозунги ФКП и Коминтерна, согласно которым главными противниками коммунистического движения считались социал-демократия и буржуазная республика, не соответствовали новой ситуации. В июне 1934 г. на партийной конференции в парижском предместье Иври генеральный секретарь ФКП Морис Торез выступил с программной речью, в которой была намечена новая политическая линия французских коммунистов. Он заявил, что на данном этапе революционной борьбы главной стала задача организации отпора фашизму, для которой требуется объединение всех антифашистских сил.

В результате летом 1934 г. началось сближение Коммунистической и Социалистической партий перед лицом общей опасности. Оно закончилось подписанием 27 июля 1934 г. Пакта о единстве действий. Обе партии обязались совместно добиваться запрещения фашистских организаций, защищать демократические свободы, выступать против военных приготовлений и фашистского террора, бороться против чрезвычайных декретов правительства Думерга. ФКП и СФИО договорились о проведении совместных митингов и демонстраций, а также об организации защиты рабочих собраний. Партии отказывались от взаимной критики, но сохраняли полную независимость в средствах пропаганды. Для выработки совместных действий создавался Координационный комитет.

Одной из важнейших вех в деле объединения антифашистских сил стала подготовка празднования Дня взятия Бастилии в 1935 г. Манифестация 14 июля 1935 г. имела огромный успех. В Париже в ней участвовало около 500 тыс. человек. Во главе демонстрантов шли лидеры ведущих партий: коммунистов – Морис Торез, социалистов – Леон Блюм и радикалов – Эдуар Даладье. По существу демонстрация 14 июля 1935 г. символизировала создание Народного фронта. Организационный комитет по подготовке демонстрации был преобразован в Национальный комитет Народного фронта. Он состоял из представителей 10 самых крупных организаций, участвовавших в демонстрации 14 июля. В их числе находились ФКП, СФИО, партия радикалов, движение «Амстердам – Плейель», Лига прав человека, Комитет бдительности интеллигентов-антифашистов, ВКТ, УВКТ.

Практически параллельно с консолидацией антифашистских сил шел процесс сближения двух крупнейших профсоюзных организаций Франции. В конце 1934 г. руководство УВКТ обратилось к руководителям ВКТ с предложением создать единую профсоюзную организацию. В результате в сентябре 1935 г. одновременно состоялись съезды УВКТ и ВКТ, принявшие решение об объединении. В марте 1936 г. в Тулузе был созван объединительный съезд, который оформил слияние ВКТ и УВКТ в единую организацию, принявшую старое название – Всеобщая конфедерация труда (ВКТ).

Выборы в Палату депутатов 1936 г. Победа Народного фронта. На очередных парламентских выборах коммунисты, социалисты, радикалы и другие организации Народного фронта решили выступить совместно, на основе общей программы. Программа была обнародована в январе 1936 г. и состояла из разделов – «Политические требования» и «Экономические требования».

В политическом разделе программы выдвигались требования разоружить и распустить фашистские лиги, отменить все законы, ограничивавшие свободу печати; соблюдать профсоюзные свободы; уважать светский характер школы: продлить срок обязательного обучения до 14-летнего возраста. Специальная парламентская комиссия должна была обследовать экономическое и моральное состояние французских колониальных владений. В области внешней политики предусматривалось: «международное сотрудничество в рамках Лиги Наций с целью обеспечения коллективной безопасности»; сокращение вооружений; национализация военной промышленности; «распространение, в особенности в Восточной и Центральной Европе, системы пактов, открытых для всех согласно принципам франко-советского договора».

Экономические требования предполагали сокращение рабочей недели без уменьшения заработной платы, создание национального фонда помощи безработным, организацию для них общественных работ. Учитывая тяжелое положение части мелкой и средней буржуазии. Народный фронт предлагал отменить чрезвычайные декреты правительств Думерга и Лаваля, снизить плату за торговые помещения, запретить распродажу имущества за долги, чтобы облегчить положение крестьян, намечалось введение твердых цен на продукты сельского хозяйства и создание государственного посреднического бюро по продаже зерна.

Выборы в Палату депутатов, прошедшие в апреле – мае 1936 г., принесли победу партиям Народного фронта. На первое место вышла Социалистическая партия, получившая 149 мандатов, на второе — радикалы, которые провели в нижнюю палату парламента 109 депутатов. На третьем месте оказались коммунисты, получившие 72 мандата. Вместе партии Народного фронта располагали абсолютным большинством мест — 337 из 559. Председателем палаты был избран один из руководителей партии радикалов — Эдуар Эррио. Его заместителем впервые в истории Франции стал коммунист — Жак Дюкло. Коммунисты вошли также в состав главных парламентских комиссий.

Политика правительства Блюма. Матиньонские соглашения. Новое правительство возглавил лидер социалистов Леон Блюм, так как именно фракция СФИО была самой многочисленной в Палате депутатов. В кабинет помимо социалистов, вошли также радикалы. Предложение ввести в правительство своих представителей получила и ФКП. Однако коммунисты решили не входить в состав кабинета, но поддерживать его при условии выполнения им программы Народного фронта.

В первой половине июня 1936 г. в резиденции председателя Совета министров в Матиньонском дворце, прошли переговоры между Всеобщей конфедерацией предпринимателей и Всеобщей конфедерацией труда. Они завершились подписанием так называемых Матиньонских соглашений. По их условиям заработная плата повышалась в среднем на 7 – 15%, самая низкая заработная плата – в 2 – 3 раза. Коллективные договоры становились обязательными для всех предприятий, где этого требовали профсоюзы. Для контроля за их выполнением рабочие избирали особых делегатов. В течение лета 1936 г. кабинет Блюма подготовил и провел через Палату депутатов более 100 законов.

Правительство запретило деятельность фашистских военизированных организаций. Рабочий день на предприятиях сокращался с 48 до 40 часов в неделю без уменьшения заработной платы. Каждому проработавшему на предприятии не менее одного года гарантировался оплачиваемый двухнедельный отпуск. Были увеличены пенсии бывшим фронтовикам, отменены чрезвычайные декреты, направленные против государственных служащих. Для безработных организовали общественные работы. Улучшилось также и положение средних слоев населения. Правительство ввело отсрочку платежей по долгам в промышленности, торговле и сельском хозяйстве. Мелкие торговцы получили льготные кредиты. Созданное кабинетом Национальное зерновое бюро осуществляло закупки зерна у крестьян по твердым ценам.

Правительство продлило срок обязательного обучения до 14 лет, выделило дополнительные ассигнования на развитие образования, науки и культуры.

Законодательство Народного фронта в области банковской деятельности и промышленности явилось первым серьезным вмешательством государства в экономику. Реформа Французского банка поставила его под контроль государства. Центральный банк страны отныне управлялся Генеральным советом, большинство членов которого назначались правительством. Кабинет Блюма объявил о частичной национализации новых отраслей военной промышленности (авиации, танкостроения), полностью национализировал железные дороги и частично – угольные шахты.

Правительство улучшило положение трудящихся во французских колониях. Они стали пользоваться свободой слова, печати, собрании. На них также было частично распространено социальное законодательство, принятое кабинетом.

Противоречия Народного фронта. Первые серьезные проблемы в коалиции Народного фронта возникли уже летом 1936 г. после начала гражданской войны в Испании. В этой стране фашисты но главе с генералом Франко в июле 1936 г. подняли мятеж против законного республиканского правительства. Фашистские государства Европы — Германия, Италия и Португалия — встали на путь открытой поддержки мятежников. Они предоставили Франко вооружение и инструкторов, а затем послали в Испанию свои войска.

Французская коммунистическая партия сразу же предложила кабинету Блюма оказать всю возможную помощь законному испанскому правительству. Однако глава кабинета отказался от такой идеи. В августе 1936 г. после консультаций с правительством Великобритании, Блюм провозгласил политику «невмешательства» по отношению к Испании. В своей внешней политике в целом Франция также встала на путь единства
действий с Англией. По существу, обе державы взяли курс на «умиротворение» фашистских агрессоров.

Радикалы и социалисты одобрили политику кабинета Блюма по отношению к Испании. Коммунисты, наоборот, осудили «постыдное невмешательство». ФКП организовала сбор средств для законного испанского правительства, приняла деятельное участие в формировании интернациональных бригад, сражавшихся в Испании против фашизма.

Еще одной серьезной проблемой, вызвавшей разногласия в Народном фронте, стал вопрос об использовании демократических свобод фашистскими группировками во Франции. Согласно букве закона о запрещении фашистских лиг, ликвидировались только военизированные, а не политические организации фашистов. Пользуясь этим, лиги провели целый рад провокационных митингов. ФКП решительно потребовала от правительства положить конец фашистским выступлениям. Однако кабинет Блюма не пошел по этому пути. Руководство партии радикалов заявило, что «Франция хочет свободы для всех граждан, которые уважают ее законы».

Серьезные разногласия внутри Народного фронта вызывала и социально-экономическая политика. Социальные мероприятия правительства мучительно увеличили дефицит государственного бюджета. Крупная буржуазия организовала «бегство капиталов» за границу, скрывала свои доходы, отказывалась платить налоги в полном размере. ФКП считала, что для покрытия бюджетного дефицита необходимо в первую очередь установить чрезвычайный налог на капитал. Социалисты и радикалы отклонили это предложение.

В сентябре 1936 г., вопреки программе Народного фронта, кабинет Блюма принял решение о девальвации франка. Эта мера привела к удешевлению французских товаров за границей, снижению покупательной способности франка на внутреннем рынке и падению реальной заработной платы. Против девальвации, естественно, также выступили коммунисты.

В феврале 1937 г., ссылаясь на тяжелое финансовое положение в стране и утверждая, что в проведении реформ необходима пауза, Блюм объявил «передышку» в осуществлении программы Народного фронта. В июне 1937 г. правительство представило в парламент законопроект «оздоровления финансов», предусматривавший повышение косвенных налогов на доходы трудящихся, увеличение прямых налогов на крупный капитал и введение правительственного контроля за валютными операциями за рубежом. Законопроект был отвергнут Сенатом, и кабинет Блюма ушел в отставку. По существу, это означало, что Народный фронт вступил в полосу кризиса.

Следующие два правительства возглавлял правый радикал Камиль Шотан. Первый кабинет состоял из социалистов и радикалов, во второй социалисты уже не вошли. В области внутренней политики правительство продолжало начатую Блюмом «передышку». Оно увеличило налоги на 10 млрд. франков и провело новую девальвацию национальной валюты. Кабинет Шотана предложил отказаться от 40-часовой рабочей недели и взялся за поддержание «социальной дисциплины», выступив против забастовок. Такая политика явно свидетельствовала об отходе от программы Народного фронта. Внешнеполитический курс правительства Шотана заключался в продолжении совместно с Англией проведения политики «невмешательства и умиротворения» агрессора. Франция практически никак не отреагировала на создание в октябре 1936 г. «оси Берлин – Рим», а в ноябре 1937 г. - «треугольника Берлин – Рим – Токио». Никаких решительных действий не было предпринято и в марте 1938 г., когда Германия осуществила аншлюс Австрии.

Франция накануне второй мировой войны. В апреле 1938 г. главой кабинета стал радикал Эдуар Даладье. В состав правительства не вошли ни коммунисты, ни социалисты. Кроме радикалов, в него были включены представители Демократического альянса и других правых группировок. Коалиция Народного фронта практически распалась. О полном отходе от ее программы свидетельствовала и внутренняя политика нового кабинета.

Под предлогом оздоровления финансов правительство Даладье увеличило все государственные налоги на 8% и провело третью с 1936 г. девальвацию франка. Ссылаясь на нужды «национальной обороны», кабинет предоставил предпринимателям право устанавливать продолжительность рабочего дня свыше 40 часов в неделю. Рабочие должны были в обязательном порядке отрабатывать время, потерянное в результате забастовок. Осенью 1938 г. правительство обнародовало новые чрезвычайные декреты, которые продлевали рабочую неделю с 40 до 48 часов и повышали налоги.

На международной арене кабинет Даладье продолжал вести политику «умиротворения» фашистской Германии и ее союзников. В сентябре 1938 г. глава французского правительства подписал в Мюнхене вместе с премьер-министром Великобритании Невиллом Чемберленом, Адольфом Гитлером и Бенито Муссолини, так называемое Мюнхенское соглашение о расчленении Чехословакии. Соглашение предусматривало «уступку», а по существу, насильственное отторжение от Чехословакии и передачу Германии Судетской области и ряда других районов, в которых проживало большое число этнических немцев. В результате эта центрально-европейская страна потеряла 20% своей территории, где проживала четверть населения и размещалась примерно половина мощностей тяжелой промышленности.

Правящие круги Франции, Англии и США приветствовали Мюнхенский сговор. Во Франции против него выступила лишь Коммунистическая партия. Английское и французское правительства, предав Чехословакию, рассчитывали, что теперь фашистская агрессия будет направлена на восток. Вместе с тем Англия и Франция все же стремились заручиться обязательством со стороны Германии об отказе от агрессивных действий на западе.

В конце 1938 г. Гитлер и Чемберлен подписали англо-германскую декларацию, в которой говорилось, что стороны рассматривают Мюнхенское соглашение «как символ желания наших обоих народов никогда более не вести войну друг против друга».

В декабре 1938 г. глава французского правительства Даладье и министр иностранных дел Германии Иоахим Риббентроп подписали франко-германскую декларацию, в которой заявлялось, что правительства обеих стран будут прилагать все усилия, чтобы обеспечить «мирные и добрососедские отношения между Францией и Германией».

Подписав декларации, Англия и Франция, по существу, заключили с Германией пакты о ненападении. Однако на деле фашистская Германия не скрывала своих агрессивных замыслов в отношении западных держав. Обеспокоенные Франция и Англия в марте 1939 г. обменялись нотами, содержащими взаимные обязательства об оказании друг другу помощи в случае нападения на одну из них. Так был официально оформлен англо-французский союз. Генеральные штабы обеих стран начали разработку координированных планов на случай войны с Германией. Французские военные рассчитывали главным образом на неприступность «линии Мажино». Англия и Франция торжественно объявили, что они предоставляют гарантии независимости Польше, Румынии, Греции и Турции.

В свою очередь, Германия в марте 1939 г. оккупировала территорию всей Чехословакии, а в мае 1939 г. заключила с Италией так называемый Стальной пакт, согласно которому стороны обязывались оказывать друг другу военную помощь в случае войны с третьей державой.

Весной и летом 1939 г. представители Англии и Франции вели в Москве переговоры с руководителями СССР в целях заключения тройственного договора о взаимной помощи и военной конвенции. Однако они закончились неудачей. После провала трехсторонних переговоров в августе 1939 г. народный комиссар иностранных дел СССР В. М. Молотов подписал в Москве с Риббентропом советско-германский пакт о ненападении.

3 сентября 1939 г. Франция вступила в войну. 10 мая 1940 г. – военный крах режима Третьей республики.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных