Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ БУКВ, ИМЕЮЩИХ КИНЕТИЧЕСКОЕ СХОДСТВО




 

Работа начинается с уточнения оптико-пространственных дифференцировок на действиях с картинками, геометрическими фигурами, мозаикой, для упражнений в конструировании и реконструировании букв алфавита можно использовать счетные палочки или картонные элементы букв. Дети упражняются в анализе состава и структуры графического знака; в синтезе его из элементов; в сравнительном анализе букв (от более грубых дифференцировок — к более тонким). Поначалу реконструкция букв происходит в наглядно-действенном плане, а затем — отвлеченно, т.е. по представлению.

Переходя к рукописному шрифту, дети упражняются в записи чередующихся элементов букв, смешиваемых по кинетическому сходству: по образцу, по исходной инструкции, под команду — с постепенным убыстрением темпа. При дифференциации таких букв основная задача логопеда — научить детей выделять «опорные», сигнальные признаки, отличающие смешиваемые буквы (и, соответственно, обозначаемые ими звуки).

Последовательность операций такова:

 

 

Поэлементная запись смешиваемых букв проводится с негромким проговариванием в двух вариантах: а) расчлененно, б) целостно, например:

 

Во всех упражнениях этой темы главной целью является закрепление связи" между фонемой — артикулемой — графемой — кинемой. Для контроля правильности включаются все четыре анализатора.

Полезен устный диктант слогов, слов — когда дети в ответ выписывают букву в воздухе либо пальцем — на поверхности стола.

 

 

§ Показ предметной картинки.

§ Выделение начального звука (Б). Уточнение артикуляции — звонкий согласный, взрывной; преграда — сомкнутые губы (губы).

§ Показ второй предметной картинки; выделение начального звука — Д.

§ Уточнение его артикуляции (согласный звонкий, взрывной, преграда — кончик языка упирается в десны верхних резцов (Д — десны).

§ Сопоставление звуков по артикуляции.

Общее: звонкие, взрывные, мгновенные согласные. Разное: место преграды: Б - гуБы, Д — десны. Наблюдение за особенностями артикуляции этих звуков, за изменением места образования звуков: Б — Д, Б — Д...

§ Соотнесение звука с буквой. Сравнение буквы

с очертаниями белки, хвост которой направлен вверх. Буква вписывается в силуэт белки.

 

 

Соотнесение буквы

с очертаниями дятла (когда дятел «лечит» деревья, хвост его для опоры направлен вниз — упирается в ствол).

Буква вписывается в силуэт дятла.

Вывод: запоминаем наши «опоры»:

звук Б — «взрываются» губы; буква - хвост белки (вверх);

звук Д - язык упирается в десны; буква - хвост дятла (вниз).

1. Чтение слогов хором (таблица выполнена в рукописном шрифте).

 

 

2. Поэлементная запись букв с проговариванием.

3. Выборочный диктант слогов:

а) диктовка серии (не более 1-го — 2-х раз);

б) отраженное проговаривание хором;

в) запись серии.

4. По окончании диктанта проводится проверка хоровым чтением. (Логопед без труда определит на слух ошибки детей; в этом случае надо уточнить: это ошибка чтения или письма? То и другое подлежит исправлению. При многочисленных ошибках логопеду не следует переходить к дифференциации на материале слов. Надо продолжить работу на слоговом материале.)

5. На доске записаны слова с пропущенными буквами:

— елил -ал про—ел

Вопросы к детям: сколько слов записано на доске? Прочтите их, вставив нужные буквы. Кто увидел здесь шжжжжжжжжжжжжлщзьатруднениях вызываются ученики, которые подставляют вместо черточки одну и другую букву, получая слова-паронимы. Устно составляются с каждым из них предложения или словосочетания. Затем ученики записывают в тетрадь самостоятельно три пары слов, выделив буквы б и д цветным карандашами. (На доске не должно быть осстановленной записи, иначе работа будет сведена к механическому списыванию.)

6. Рассмотреть ряд предметных картинок. Назвать их последовательно, запомнить названия. При повторном назывании выделить в словах искомые звуки. Такой ряд может включать до 12–16 картинок, например:

Обезьяна

Сундук

Булка

, барабан

Радуга

Дедушка

Бублики

Затем выполняется самостоятельно графическая запись в тетрадях:

б, д, б, бб, д, дд, бб... (т.е. все картинки «шифруются»).

(Логопед обращает внимание на особенности работы каждого ученика: выдержана ли последовательность и количество «слов»; есть ли смешения букв, каков темп работы?).

Проверка ошибок проводится коллективно — чтением и расшифровкой записи.

7. ставить все эти картинки в два ряда - по наличию звука Б или Д.

8. Запись под диктовку слов в 2 столбца - по наличию звука Б - Д:

дорога, работа, прибежал, загадал, ребро, добрый (СНОСКА: Слова, содержащие оба звука, дети догадываются записать посередине строки:), рубль, денёк, дважды, однажды, везде, брызги, убрал, здесь, одежда, бубен.

9. От данных слов образовать новые с помощью приставки до-, например:

бежал – добежал

брёл —...

Брал —...

Белил —

Бил —...

Брил —...

Устно составить словосочетания:

10. Прочитать, вставляя пропущенные буквы б или д:

а)

У Ли-ы голу-ой -ант.

Ва-им -ал -ругу -улку.

Весь -ень и-ёт -ождь.

У -а-уижи наря-ная -лузка.

На -иване -елая по-ушка.

Завтра -у-ет холо-ная пого-а.

б)

-о-авка-о-рый-орь-аса-ово-ы-о-рался

-оро-а-рига-а-у-ильникпо-ерёзовик-лю-це






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных