Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Самостоятельная художественная деятельность детей




Самостоятельная художественная деятельность может быть различной по содержанию, однако все аспекты проблемы в дан­ном случае рассматриваются применительно к изобразительной деятельности.

Самостоятельную изобразительную деятельность детей можно противопоставить изобразительной деятельности на занятии. Она осуществляется в свободное от занятий время и как игра возника­ет по инициативе ребенка. Ребенок свободен в выборе тем, материала, начала и окончания работы.

Возникая под влиянием тех или иных мотивов, она представляет собой одну из форм самодеятельности дошкольника, и уже в этом ее ценность. Ребенок проявляет себя как субъект деятельности: он самостоятельно ставит цель (определяет тему изображения), сред­ства ее достижения, выполняет работу и получает результат.

Если соотнести самостоятельную изобразительную и изобра­зительную деятельность детей на занятии, то смысл последней в конечном счете заключается в формировании у ребят способности к самостоятельному отражению своих впечатлений. Именно в условиях самостоятельной деятельности идет процесс саморазви­тия, становления личности.

Однако уровень самостоятельной деятельности детей различен в разные возрастные периоды. Это связано с объективными воз­растными психофизическими возможностями дошкольников в овладении деятельностью и субъективными условиями, в которых идет ее развитие (отношение взрослых, качество обучения и т.п.).

При создании благоприятных условий к 7 годам у дошкольни­ка оформляется довольно высокий уровень самостоятельной изо­бразительной деятельности.

В чем это проявляется? Во-первых, в наличии специфических мотивов этой деятельности. Ребенком, как и художником, движет стремление выразить мысли и чувства, свои впечатления о мире в данном виде деятельности, т.е. неравнодушие к миру и желание выразить свое отношение. Маленький художник, как и взрослый, в своем творчестве хочет быть понятым и принятым взрослыми и детьми, стремится получить их одобрение, адресует им свою ра­боту, т.е. деятельность вызывается общественно направленными мотивами. Интерес, склонность к данному виду деятельности - не менее важный и часто встречающийся побудитель самостоятель­ной деятельности. Интерес и склонность, в свою очередь, вызы­ваются разными причинами: ощущением успеха и наличием соот­ветствующих способностей, неосознанной, но уже формирующей­ся потребностью в творчестве (в придумывании разнообразного содержания, образа, поиске способов его воплощения). Итак, к концу дошкольного возраста могут сложиться весьма ценные и специфические мотивы деятельности. Ценность этих мотивов не только и не столько в том, что они близки высоким мотивам зре­лой деятельности, сколько во влиянии их на формирование общей направленности личности. Такие мотивы входят в общую струк­туру мотивационно-потребностной сферы дошкольника и влияют на его поведение в целом.

Относительно высокий уровень самостоятельной деятельности проявляется в постановке ребенком все более разнообразных це­лей (определении тем изображения) согласно впечатлениям, кото­рые его волнуют. Ребенок, восхищенный вечерним закатом солн­ца, стремится рассказать об этом в рисунке (другой ребенок - в стихах, музыке и т.п.). Под влиянием яркого циркового представ­ления он может отразить впечатления в лепке или других видах деятельности. Для личностного развития важно, что у ребенка появляются самостоятельные устремления такого рода.

Если дошкольник относительно свободно владеет способами изображения и при этом не боится поисковой деятельности при отсутствии каких-то изобразительных решений, тогда детское «хочу» объединяется с «могу» и ребенок испытывает радость от деятельности. Очень важно, чтобы операционально-техническая сторона деятельности, реализующая это «могу», выполнялась не на чисто репродуктивном, а на творческом уровне. Например, мальчик был поражен новой машиной, увиденной на дороге, и решил нарисовать ребятам такой автомобиль. Нарисовал «наизусть» то, что хорошо умел рисовать, но удовлетворения не получил, так как не смог передать то, что видел. Это и есть репродуктивный способ реализации замысла. Что надо для его творческого воплощения?

Яркое впечатление, осмысленное, анализирующее восприятие, способность к переносу, варьированию, поиску способов изображе­ния при соответствующем контроле (сравнение получаемого ре­зультата с представлением и корректировка образа) - это все и есть моменты творческого поиска в деятельности. Такой ребенок, если чувствует недостаток информации (нечеткость представле­ния), при всей эмоциональной захваченности темой может по сво­ей инициативе вернуться к восприятию предмета и т.д. То есть способность под влиянием действенных мотивов искать и находить средства для достижения цели (отобрать материал, ярко представить образ, находить способы изображения, комбинируя известные, видоизменяя-дополняя их и изобретая новые) - очень важное, помимо мотива и целеполагания, проявление высокого уровня развития самостоятельной деятельности.

И, наконец, получение нужного, удовлетворяющего ребенка ре­зультата и отношение к нему: стремление применить его в соот­ветствии с первоначальным смыслом деятельности (подарить, привлечь зрителей к восприятию и сопереживанию содержания; бескорыстное удовлетворение от удачного поиска и исполнения задуманного) - также свидетельствует о высоком уровне само­стоятельности детей. Одним из ярких проявлений такого отноше­ния ребенка к результату деятельности является возвращение к теме или, что более ценно, к одной и той же работе, стремление улучшить ее; длительное, иногда в течение нескольких дней, заня­тие одним делом, темой (лепил клоуна, потом зверей, с которыми он выступает, потом других персонажей и т.п.).

Таким образом, в контексте самостоятельной художественной деятельности проявляется и формируется мотивационно-потребностная сфера личности ребенка. Под ее влиянием рождается инициатива в выборе тем, разработке замыслов, активном поиске способов изображения и самооценка получаемого результата в соответствии с замыслом и предназначением работы (применение результата в общении или других видах деятельности). Это и есть подлинное творчество. В условиях самодеятельности проявляется и наиболее успешно развивается творчество.

В данном случае изложен возможный уровень и основной смысл развития изобразительной деятельности в дошкольном возрасте.

Однако самостоятельная художественная деятельность в силу даже объективных причин не сразу становится таковой. Но в лю­бом возрасте, будучи не столь развитой по объективным возмож­ностям, она должна быть самостоятельной и иметь место вне занятий. В противном случае она не будет самостоятельной и в старшем возрасте. Возможный уровень самостоятельной художественной деятельности (характер мотивов, наличие целеполагания, уровень действий) изложен при характеристике развития деятельности в онтогенезе. Это позволяет воспитателю определить не только со­держание обучения на занятиях, но и возможный уровень само­стоятельной деятельности, так как все то, что усваивается на заня­тии, должно проявляться вскоре и на самодеятельном уровне.

Любая деятельность, возникающая по инициативе ребенка, требует особенно внимательного отношения и тонкого руково­дства, так как инициативу ребенка легко нейтрализовать, более того, можно невольно разрушить замыслы детей и даже разрушить деятельность. Дети не всегда принимают взрослого в свою игру, часто не позволяют вмешиваться в изобразительный замы­сел. Поэтому в целях сохранения самостоятельности и активиза­ции творчества детей руководство такой деятельностью должно быть косвенным.

Самостоятельной деятельности детей должно быть отведено место и время в режиме дня. Специфика руководства самостоя­тельной деятельностью такова:

1. Обучение на занятиях и развитие при этом самостоятельных способов действий.

2. Ознакомление детей с окружающим миром и формирование ярких впечатлений, в том числе и художественных, от восприятия произведений искусства, предметов народного творчества, празд­ников и развлечений.

3. Работа с семьей с целью создания благоприятных условий для этой деятельности в домашнем кругу.

4. Создание материальной среды, стимулирующей и обеспечи­вающей самостоятельную художественную деятельность.

Изобразительная деятельность наряду с игрой - одна из наибо­лее предпочитаемых детьми в свободное время. Однако анализ массовой практики показывает, что при отсутствии развивающего обучения самостоятельная деятельность нередко носит репродук­тивный характер: дети рисуют наизусть то. что умеют. Если про­анализировать рисунки детей, выполненные в свободное время, то, как правило, по тематике и способу изображения они сходны с темами занятий. Таким образом, обучение, ориентированное на развитие самостоятельности и творчества, - непременное условие становления самостоятельной художественной деятельности. Иначе ребенок остается в лучшем случае на уровне эмоциональ­ного побуждения к деятельности, но ограниченный в средствах, перестает ставить соответствующие цели.

Другое необходимое условие - обогащение детей впечатления­ми и, как результат, наличие эмоционально-интеллектуального опыта. Чем богаче опыт, тем разнообразнее по тематике и содер­жанию детские рисунки, поделки. Дети могут рисовать на самые разнообразные темы (природа, космос, деятельность людей, транс­порт и т.п.).

Однако дошкольник может долгое время не догадываться о возможности воплощения своих впечатлений в изобразительной деятельности. Такие помыслы и побуждения рождаются при общении с произведениями искусства и в процессе общения со взрослыми. Педагог, ежедневно общаясь с детьми, может форми­ровать у них позицию активного отражения впечатлений. Так, наблюдая, отмечая с детьми яркие события, явления и т.п., он может подсказать им идею: рассказать об увиденном в рисунке. «Какой чудесный закат сегодня... давайте посмотрим... Как не­обычны краски неба... Сейчас это все исчезнет, а как хочется, что­бы и другие люди заметили, увидели эту красоту. А что, если нам попробовать нарисовать такой закат?»

Наблюдая с детьми необычные явления, переписывая яркие чувства, воспитатель безотносительно к занятию может спросить: «Дети, а как это можно нарисовать?» Так дети приучаются к мыс­ли о том, что волнующие события могут быть отражены в стихах, танцах, музыке, рисунках, придуманных ими самими. В нужный момент такие подсказки, идеи могут актуализироваться в дея­тельности детей. Очень часто педагог ведет беседы с детьми о том, что они видели в воскресные дни, куда ходили, как провели от­пуск с родителями и т.п. А ведь можно предложить дошкольни­кам рассказать об интересных событиях в рисунке, а потом вместе с другими детьми посмотреть их.

Рисунки, поделки, выполненные детьми вне занятий, дают бо­гатую информацию воспитателю об интересах ребенка, о том, что его волнует, о способах изображения, которыми он владеет. Такая информация позволяет педагогу более точно планировать работу на специальных занятиях: отбирать любимые темы, более точно определять задачи, характер методов обучения и т.п.

Анализ содержания самостоятельной изобразительной дея­тельности существенным образом помогает воспитателю опреде­лить характер познавательной деятельности детей на занятиях. Проявляемый в самостоятельной деятельности индивидуальный опыт детей может быть таким, что позволит организовать изо­бразительную деятельность на занятии на репродуктивно-вариативном и даже творческом уровне, минуя этап сообщения детям готовых знаний и способов деятельности. Возможно, на­оборот, в самостоятельной деятельности обнаружится полная беспомощность детей в изображении каких-то явлений при одно­временно ярко выраженной потребности воплотить эти впечатле­ния в рисунке (лепке). Это послужит основой постановки соответ­ствующих учебных задач на занятии.

vikidalka.ru - 2015-2018 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных