Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Рисование: предметное, сюжетное, декоративное




Выделение в методике обучения детей предметного, сюжетно­го, декоративного рисования (лепки, аппликации) связано с про­блемой определения содержания изобразительной деятельности.

Чем же следует руководствоваться педагогу при определении тем изображения?

Первый принцип отбора тем - учет эмоционально-интеллек­туального опыта, который складывается у детей в процессе их жизни и деятельности в детском саду и в семье. Опыт дошкольни­ков формируется в процессе освоения мира природы, рукотвор­ных вещей, в том числе искусства. На основе опыта формируется мотивационно-потребностная сфера личности дошкольника. Один из доминирующих мотивов жизнедеятельности дошкольни­ка - потребность «пережить значимые для него стороны действи­тельности» - реализуется в игре. Он является одним из ведущих мотивов в детской изобразительной деятельности.

В связи с этим следует помнить о доминирующих отношениях ребенка в том или ином возрасте: преимущественные ориентиры на мир предметов и желание действовать с ними или мир взрослых, стремление включиться в систему «взрослых» действий и отношений. Эти доминирующие ориентации реализуются в со­держании, в темах изобразительной деятельности.

Если смысл изобразительной деятельности открывается ребен­ку взрослым и он ее принимает, осваивает, то у него рано возни­кает желание передать свои впечатления о мире в рисунке (лепке). Ребенок ставит соответствующие цели. (Нарисую...) Этот эмоциональный порыв - рассказать в рисунке о том, что волнует, очень искренен. Ребенок сам ставит цель, он выступает как субъект сво­ей деятельности, что является одним из показателей личностного развития. Однако за постановкой задачи должен следовать сле­дующий шаг - отбор и применение средств достижения цели, полу­чение результата. А это ребенок делает не всегда. Такое поведение характерно для необученного ребенка, у которого под влиянием критичных оценок и самооценок иссякло собственное спонтанное творчество. Постепенно, понимая свою неумелость, он перестает ставить и цели. Это значит, что исчезает деятельность, важная для развития человека. Следовательно, надо помочь дошкольнику овладеть способами, средствами достижения цели, надо учить его изобразительной деятельности, но так, чтобы он мог относитель­но свободно изобразить любой предмет, явление, воплотить лю­бой свой замысел. Речь идет о втором принципе отбора содержа­ния: формировании обобщенных способов изображения, пригодных для воплощения образов целой группы сходных по внешнему виду, форме и строению предметов, т.е. типичных.

Н.П. Сакулина предложила все предметы, которые изображает ребенок, разделить на большие типовые группы: растения (овощи, фрукты, деревья и т.п.), животные (рыбы, птицы, четвероногие), человек, транспорт, здания. Все конкретные предметы, входящие в ту или иную группу, сходны между собой по внешнему виду, так как имеют общее назначение или условия жизни. В процессе спе­циального обучения дети могут усвоить общие знания о связях между внешним видом и функцией предмета. Внешнее сходство предметов одной группы определяет и сходство в способах изо­бражения. Было предложено обучение детей изображению по циклам. Для усвоения такого рода знаний необходимо вместе с Детьми (на основе сенсорного анализа конкретного предмета) выявить внешние особенности (форму, строение, цвет, величину, пропорции) и по возможности их объяснить. Таким образом, происходит ознакомление с «предметом-эталоном» - первым из той или иной группы.

Процесс познания следующего предмета из типовой группы также опосредуется применением сенсорных эталонов и специальных перцептивных (обследующих) действий. Таким же образом происходит вычленение и определение особенностей внешних свойств следующе­го предмета. Процесс сенсорного анализа и осмысления каждого последующего предмета из группы сочетается со сравнением его по этим признакам с подобными (предыдущими) предметами этой же группы, которые дети уже изображали. В процессе сравнения уста­навливается и объясняется внешнее сходство предметов их одинако­вым назначением. На основе сравнения предметов по признакам (определяемым взрослым) постепенно происходит процесс обобще­ния этих предметов. У дошкольников формируется обобщенное представление. В дальнейшем у детей появляется представление и о сходстве, общности способа их изображения. При таком подходе к отбору содержания изображения и обучению способам познания и изображения предметов нет нужды в рисовании (лепке) всех пред­метов. При ознакомлении и изображении нескольких из них до­школьники, освоив обобщенные знания и способы действия, поль­зуются ими как способами познания относительно самостоятельно. Они переносят знания и способы изображения на другие подобные предметы. Сначала это делается с помощью взрослых, а затем дети делают это самостоятельно. При этом постепенно достигается же­лаемая свобода в реализации замыслов.

В практике, к сожалению, в процессе сенсорного обследова­ния предметов теряется, упускается момент сравнения предметов по определенным признакам. Без сравнения невозможно подвес­ти детей к обобщению предметов и к обобщению способов их изображения.

Таким образом, при сохранении первого принципа отбора со­держания изображения - учета знаний и интересов детей, их эмо­ционально-интеллектуального опыта - следует одновременно ру­ководствоваться и вторым принципом - отбором того содержания, которое не только интересно, но и системно.

Третий принцип (основание) для отбора содержания - учет по­следовательности освоения изобразительных умений и навыков. Это означает, что отбор системных знаний, содержания, вопло­щенного в тематике, подчиняется специфике деятельности и дос­тупным детям задачам изображения. При отборе тем и ознаком­лении с соответствующими предметами для изодеятельности важны не все доступные связи, а те, что выявляют внешние при­знаки предмета и могут быть переданы детьми в рисунке.

Четвертый принцип объединяет в себе два предыдущих: учет необходимости повторения сходных тем при одновременном ус­ложнении характера познавательной деятельности детей в на­правлении повышения их самостоятельности и все большей акти­визации творчества в процессе познания, а затем и в процессе об­разного отражения впечатлений. Это выражается в повторении одной темы, но в разных вариантах («Рыбки в аквариуме», «Пустим красивых рыбок в озеро»); в подборе разных тем изображения, но сходных по внешним призна­кам, а значит, и способам изображения предметов (огурцы, кабач­ки, овальные бусинки на нитке; цыплята, утята, воробьи и т. п.).

Пятый принцип - учет сезонных явлений, местного окруже­ния - природного и социального, социальных явлений, кален­дарных дат и т.п.

Шестой принцип - по возможности учет индивидуального эмо­ционально-интеллектуального опыта детей как условие актуализа­ции ценных и действенных мотивов деятельности, активизации соот­ветствующих чувств, воображения, целенаправленности деятельно­сти, а следовательно, и творческих проявлений дошкольников.

vikidalka.ru - 2015-2018 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных