Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Результаты образования. 6 страница




— способность отыскания причин происхождения культурно-
исторического объекта или явления, умение определять его
структуру и строение, находить связи с родственными иде­
альными объектами, строить систему идеальных объектов,
выстраивать их иерархию на основе сформулированных
принципов и критериев; умение отыскивать системы связей
культурно-исторического явления с соответствующими ре­
альными объектами;

— способность воплощать добываемые знания в духовные и
материальные формы, строить на их основе свою последую­
щую деятельность.

Креативные качества обеспечивают условия создания учени­ком творческого продукта в общеобразовательном процессе:

— эмоциально-образные качества: вдохновленность, одухо­
творенность, эмоциональный подъем в творческих ситуаци­
ях; образность, ассоциативность, созерцательность, вооб­
ражение, фантазия, мечтательность, романтичность, чув­
ство новизны, необычного, чуткость к противоречиям,
склонность к творческому сомнению, способность испыты­
вать внутреннюю борьбу, способность к эмпатии, знако-
творчество, символотворчество;

— инициативность, изобретательность, смекалка, готовность
к придумыванию; своеобразность, неординарность, нестан­
дартность, самобытность, ассертивность;

— способность к генерации идей, их продуцированию как ин­
дивидуально, так и в коммуникации с людьми, текстом,
другими объектами познания;



Глава IV


Психологические основы эвристического обучения



 


обладание раскованностью мыслей, чувств и движений, со­
четающееся с умением выдерживать нормы поведения, ко­
торые задаются в школе, в семье, в иной социальной среде;

— проницательность, умение видеть знакомое в незнакомом и
наоборот; преодоление стереотипов, способность выхода в
иную плоскость или пространство при решении проблемы;

— умение вести диалоге изучаемым объектом, выбирать мето­
ды познания, адекватные объекту; умение определять струк­
туру и строение, находить функции и связи объекта с родст­
венными объектами; прогнозирование изменений объекта,
динамики его роста или развития; создание новых методов
познания в зависимости от свойств объекта;

— прогностичность, предсказательность, формулирование ги­
потез, конструирование версий, закономерностей, фор­
мул, теорий;

— владение нетрадиционными эвристическими процедурами:
интуиция, инсайт, медитация;

— независимость, склонность к риску; наличие личностных
результатов образования, отличающихся от образователь­
ных стандартов глубиной, тематикой, мнением, отличным
от общепринятого;

— наличие опыта реализации наиболее творческих своих спо­
собностей в форме выполнения и защиты творческих работ,
участия в конкурсах, олимпиадах и др.

Оргдеятельностные {методологические) качества проявляются при организации образовательной деятельности ученика в двух предыдущих ее проявлениях — в познании и творчестве:

— знание учеником своих индивидуальных деятельностных
особенностей, черт характера, оптимальных темпов и форм
занятий каждым из учебных предметов и образовательных
областей;

— осознание и умение пояснить цели своих занятий теми или
иными учебными предметами, отчетливое понимание того,
в чем он себя в них реализует;

 

— наличие достойной цели, программы ее достижения, упор­
ство в доведении дела до конца, верность цели; целеполага-
ние (умение ставить цели), целеустремленность (направлен­
ность на достижение цели), устойчивость в достижении
целей;

— умение поставить учебную цель в заданной области знаний
или деятельности, составить план ее достижения; выпол­
нить намеченный план исходя из своих индивидуальных


особенностей и имеющихся условий, получить и осознать свой результат, сравнить его с аналогичными результатами одноклассников;

— способность нормотворчества, выражающаяся в умении
сформулировать правила деятельности, систему ее законов,
спрогнозировать результаты; смысловое видение изучаемых
процессов;

— навыки самоорганизации: планирование деятельности, про­
граммирование действий, коррекция этапов и способов дея­
тельности, гибкость и вариативность действий, упорядо­
ченность деятельности, реализуемость планов; комбинатор-
ность подходов к деятельности, одновременное удержание в
сознании разных альтернатив;

— самосозерцательность, самоанализ и самооценка; владение
методами рефлексивного мышления — остановкой, припо­
минанием деятельности, анализом ее этапов, вычленением
использованных способов, поиском противоречий, «сняти­
ем» структуры выполненной деятельности; умение выявлять
смысл деятельности, выстраивать дальнейшие планы, со­
поставлять полученные результаты с поставленными целя­
ми, корректировать дальнейшую деятельность;

— способность взаимодействия с другими субъектами образо­
вания и с окружающим миром; умение отстаивать свои
идеи, выносить непризнание окружающих, «держать удар»;
автономность, независимость, устремленность, решитель­
ность, коммуникативность;

— способность организовать творчество других (организацион­
но-педагогические качества); совместное с другими учени­
ками познание и генерация идей; умение организовать моз­
говой штурм, участвовать в нем; сравнение и сопоставление
идей, спор, дискуссия.

Перечисленные группы качеств учащихся являются открытыми для расширения и уточнения. В то же время эти группы представ­ляют минимальный комплексный набор ориентиров для обеспече­ния всестороннего образовательного процесса. Так, например, ориентация на развитие только креативных качеств затруднит общее образовательное движение ученика, поскольку без сформи­рованной организационной основы его творчество останется спон­танным и неоформленным.

Эвристические качества ученика используются для формулиро­вания целей образовательного процесса на различных его этапах по отношению к изучаемым курсам и отдельным темам. А сформули­рованные цели могут быть выражены с помощью конкретных зада-



Глава IV


Психологические основы эвристического обучения



 


ний. Например, цель по развитию способности обозначать свое понимание или непонимание по любым возникающим вопросам может лечь в основу такого задания для учеников начальной школы: «Посмотрите внимательно на лежащий у каждого из вас на парте камешек и запишите: 1) что вы увидели и поняли в нем; 2) какие вопросы у вас возникли».

Качества ученика имеют внешнее проявление через соответст­вующие виды деятельности. Определение функциональных ролей ученика — условие адекватной диагностики и оценки его образова­тельных продуктов. В соответствии с тремя группами эвристичес­ких качеств назовем следующие функциональные роли учащегося в эвристической учебной деятельности и соответствующие им интег-ративные виды деятельности:

Ученик-специалист: математик, физик, геолог, биолог, пере­водчик, сказочник, поэт, писатель, ремесленник, художник, музыкант, инженер и т.д. Вид деятельности соответствует реаль­ной профессиональной деятельности и выбранному объекту дея­тельности. Творчество учащегося в этой роли сопрягается с усвое­нием стандартов образовательной области, полученная продукция — с культурными аналогами. Основная задача интегрировать роль творца в специальные предметные области, создавая в них направ­ленные образовательные продукты.

Ученик-творец: фантазер, сочинитель, выдумщик, генератор идей, изобретатель, ученый, критик. Вид учебной деятельности — создание образовательных продуктов; основная задача — откры­тие, создание, конструирование знаний и опыта с опорой на лич­ностный потенциал и технологию эвристической деятельности.

Ученик-организатор: методолог, проектировщик, разработчик образовательных программ, автор учебника, педагог, руководи­тель, координатор, эксперт, рецензент, аналитик. Вид деятель­ности — организация процесса и содержания образования. Основ­ная организационная задача — создание и разработка необходимых условий для образования и определение его основных компонентов.

В завершение назовем несколько отличий креативного, ког­нитивного и методологического видов деятельности.

Креативная образовательная деятельность ориентирована на создание учеником творческого образовательного продукта. В от­личие от когнитивной эвристической деятельности создаваемый продукт здесь не обязательно выступает результатом познания ка­кого-либо объекта. Этот продукт может появиться как результат достижения творческой цели и иметь форму идеи, версии, подел­ки, сочинения, теории, игры и т.п. Роль учителя состоит в свое-


временном обеспечении деятельности ученика необходимой обра­зовательной средой и технологией соответствующего вида деятель­ности.

Креативная образовательная деятельность может происходить одновременно с когнитивной, включать ее в качестве элемента. Конечная и основная цель креативной деятельности — создание (образование) продукта, тогда как когнитивная деятельность имеет задачу познания объекта. Отсюда меняется характер органи­зации педагогом происходящих у ученика образовательных процес­сов. В креативной деятельности содержание задаваемой педагогом образовательной среды имеет целью создание учеником нового объекта, т.е. носит характер строительных материалов; в когни­тивной деятельности образовательная среда состоит, в основном, из методов и технологий деятельности, позволяющих найти неиз­вестный смысл изучаемого объекта.

Методологическая деятельность учащегося определяется созда­нием условий, при которых он осваивает отдельные элементы орг-деятельностных процедур, таких, как целеполагание, планирова­ние, проектирование, нормотворчество, рефлексия. Педагог вносит эти элементы для усвоения учеником либо выявляет их вместе с ним при помощи рефлексивного анализа уже проделан­ной деятельности.

§ 3. Динамика развития эвристических способностей






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных