Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЛЕКЦИЯ 5. КЛАССИФИКАЦИЯ И ТИПОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ




Так, в научной литературе описаны и широко применяются в практике образовательные, информационные технологии, технологии разрешения конфликта, адаптации личности и др. Если социальные технологии строятся на недостаточно выверенной базе данных социальных наук и социальной статистики и трудно проверяемых прогнозах, то в таких случаях правомерно говорить о квазитехнологиях. Различие между подлинной технологией и квазитехнологией, по мнению П. Ленжьела, проводится по двум критериям.

Подлинная технология — есть продукт закрытых, изолированных систем и пользуется абсолютным преимуществом. Не соблюдая технологии производства, невозможно получить искомый результат с такой же эффективностью каким-либо другим путем.

Квазитехнология социальных наук действует в совершенно другой форме. Ее функционирование обычно нацелено на изменение или исправление определенных условий, чтобы придать процессу нужное направление или определить такое направление. Этот критерий можно обозначить как предсказуемость.

Инновационные, традиционные, социальные технологии, квазитехнологии и антитехнологии раскрывают уровень научности в управлении социальными процессами, показывают востребованность науки в обществе, ее независимый статус, концептуальную и интеллектуальную власть. Если суть научно-технического прогресса составляют наукоемкие высокие технологии, то уровень социального прогресса определяется наличием наукоемких социальных технологий.

Многообразие социальной жизни и социальных объектов, постоянно возникающих социальных задач и возможностей их решения формируют условия, в которых становится возможным появление и существование разнообразных социальных технологий. Для упорядочивания этого множества может быть осуществлена их классификация. Социальные технологии могут быть классифицированы по ряду оснований. К числу наиболее значимых оснований относятся:

1. По масштабам решаемых социальных проблем: универсальные социальные технологии; частные социальные технологии.

К универсальным технологиям можно отнести технологии социальной диагностики состояния какого-либо социального явления, а к частным - конкретную технологию, используемую при решении конкретной задачи, например, технологию педагогического воздействия.

2. По уровню социальной деятельности: глобальные социальные технологии, используемые в масштабах всего человечества; национальные социальные технологии, основанные на особенностях национальных традиций, психологии менталитета и т. п.; государственные, позволяющие решать социальную проблему в пределах конкретного государства; региональные социальные технологии, дающие эффект при решении проблем в условиях конкретного региона; муниципальные технологии, функционирующие в рамках муниципального образования.

3. По характеру решаемых задач: функциональные социальные технологии, предназначенные для обеспечения оптимального и результативного функционирования существующих социальных систем в различных сферах общественной жизни; инновационные социальные технологии, направленные на обеспечение оптимального перехода различных социальных систем в иное качество; технологии разрешения социальных противоречий и конфликтов, позволяющие найти и реализовать наиболее оптимальные пути и методы решения подобных проблем.

4. По характеру воздействия на социальные процессы: формирующие социальные технологии, позволяющие создать новый социальный объект; стимулирующие социальные технологии, предметом воздействия которых являются отдельные стороны процесса функционирования данного объекта; сдерживающие социальные технологии, определенным образом регулирующие процесс функционирования социального объекта; разрушающие социальные технологии, результатом действия которых становится исчезновение социального объекта в целом или какой-либо его части.

5. По характеру и содержанию используемых средств: организационно-распорядительные и административные социальные технологии; социально-правовые технологии; медико-социальные технологии; психологические технологии; педагогические технологии и т. п.

Представляется целесообразным классифицировать социальные технологии и по другим важнейшим основаниям: по времени действия (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные); по видам деятельности (промышленно-трудовые, учебные, научные, внедренческие и др.); по результатам (конструктивные, деструктивные); по стимулирующему воздействию (материальные и нематериальные); по уровню воздействия (высокоэффективные, среднеэффективные, низкоэффективные); по источникам (внутренние, внешние); по изменениям в социальной системе

(прогрессивные, регрессивные); по инвестициям в человеческий капитал (подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников, поддержание их здоровья и культурного развития, предоставление социальной помощи и поддержки).

Социальная технология всегда детерминирована общественной проблемой и направлена на ее решение, вначале в процессе социодиагностики, познания, затем технологизации. Поэтому, выдвигая задачу фундаментального или прикладного социологического исследования, социолог вначале ориентируется на технологию диагностики общественной проблемы (программа исследования), а затем на технологию получения конечного результата. Поэтому социальные технологии не могут быть абстрактными и их построение обычно исходит из логики самого социологического исследования и отражает суть конкретных явлений. Чем выше уровень этого совпадения, тем обычно эффективнее социальные технологии, которые призваны решать общественные проблемы адаптивными методами, воздействовать на процессы в соответствии с целями управления.

Различают несколько видов технологий: многозвенные, под которыми понимается серия взаимосвязанных задач, выполняемых последовательно; посреднические - как оказание услуг одними группами людей другим в решении конкретных задач; индивидуальные с конкретизацией приемов, навыков и услуг применительно к отдельному работнику. Несмотря на отмеченное выше многообразие социальных технологий, общим для всех технологий является обязательное наличие у них определенной цели. Без четко поставленной цели нет и не может быть социальной технологии. По результату управленческой деятельности выделяют инновационные социальные технологии, квазитехнологии, антитехнологии.

В современной социологической науке нет системного видения всего многообразия социальных технологий, т. е. заметна некоторая пестрота различных их классификаций. Если же попытаться обобщить современный этап развития теории и практики социальных технологий, полагая при этом, что социально-технологический подход характеризуется такими параметрами, как тип социального процесса, масштаб технологизации социальных объектов, степень новизны технологий, тип выполняемой ими функции, степень их жесткости и способность технологий к саморазвитию, то можно предложить такую классификацию социальных технологий:

 

Основание классификации Разновидности социальных технологий и их характеристика
По типу социального процесса • экономические, моделирующие хозяйственно-экономическую деятельность; • экологические, ориентированные на моделирование взаимодействия человека с природой; • собственно социальные, регулирующие социальную сферу общества; • политические, оперирующие политическими процессами; • культурологические, представляющие явления и процессы в сфере культуры; • духовно-идеологические, моделирующие идеологические и духовные процессы; • информационные, отражающие информационные процессы; • управленческие, ориентированные на оптимизацию управленческих процессов; • комплексные, отражающие явления во всех сферах их проявления
По масштабу объекта технологизации • глобальные, направленные на регулирование глобальных проблем современной цивилизации; • континентальные, ориентированные на решение проблемы континента; национальные, решающие проблемы в пределах страны; • технологии обновления общественной системы, ориентированные на изменение социально-экономической системы общества; • технологии трансформации подсистем общества, моделирующие изменение конкретных подсистем; • технологии трудовой ассоциации, регулирующие различные аспекты жизнедеятельности трудового коллектива; • технологии человеческого капитала, ориентированные на развитие личности, человеческих ресурсов
По степени новизны • инновационные (новаторские), представляющие собой нововведения; • традиционные, представляющие собой известные апробированные и устоявшиеся формы деятельности; • ретро (рутинные), т. е. заимствованные из прошлого
По типу выполняемой функции • познавательные, представляющие собой некоторые алгоритмы познания; • диагностические, обеспечивающие диагностику социальных проблем; • информационные, ориентированные на получение, передачу, хранение и переработку информации; • обучающие, осуществляющие процесс обучение в аспекте той или иной педагогической доктрины; • игровые, являющиеся средством имитации реальнойдеятельности; • управленческие, осуществляющие процесс управления; • деятельностные, представляющие собой модели тех или иных видов деятельности; • технологии противоборства, обеспечивающие победу в борьбе; • миротворческие, ориентированные на мирное решение социальных проблем
По характеру воздействия • формирующие, направленные на формирование определенных социальных процессов; • стимулирующие, ориентированные на поддержание или развитие социальных процессов; • сдерживающие, или препятствующие, задающие определенные границы социальных процессов; • деструктивные, или разрушающие, направленные на подрыв и устранение определенных процессов
По степени жесткости и способности к саморазвитию • жесткие, детерминистские, схемы которых представляются однозначными; • адаптивные, т. е. приспосабливающиеся к изменяющимся условиям; • развивающиеся, т. е. обладающие способностью к саморазвитию, кардинальному обновлению структур и функций
По типу целевой ориентации • стратегические, ориентированные на достижение дальних целей на относительно длительных этапах развития; • тактические, ориентированные на достижение ближних целей в конкретных ситуациях; • оперативные, ориентированные на достижение текущих целей и решение возникающих при этом задач

 

Таким образом, социальная технология, как правило, создается, апробируется и адаптируется для решения конкретного типа практических проблем организации, обусловленных состоянием ее основных элементов - целей, структуры, системы управления, особенностей персонала и материально-технического обеспечения. Как и всякая технология, она представляет собой стандартизированное средство поведения и деятельности человека по решению задач в рамках его преобразующей деятельности, ориентированного на получение заданного результата.

Структурирование социальных технологий может быть по многим основаниям. Например, в основу типологизации могут быть положены исследовательские задачи и гипотезы, социальный заказ, границы социального процесса и т.п. Так, например, глобальная модель выживания человечества, разработанная американскими учеными по заказу Римского клуба, была рассчитана но критерию конечности, истощаемости ресурсов.

По критерию целостности социальных систем различаются универсальные технологии освоения социального пространства на уровне общества, нации, национально-этнической группы, трудовой ассоциации, контактной группы, личности. Важность этого критерия для освоения, например, социального пространства России не вызывает сомнения. Целостность государственных границ, сохранение и укрепление российского государства, поиск технологии социального согласия, разрешение межнациональных .конфликтов, государственного устройства, разделения властей - все это имеет для теории и практики первостепенное значение. Одно можно сказать - профессиональное владение этими технологиями людьми, принимающими государственные решения, соответствующая времени информационная и технологическая культура могли бы явиться важными факторами укрепления российской государственности освоения социального пространства России в условиях мира и национального согласия.

По основаниям иерархичности управления различают мировые (ООН), континентальные (Европа, Азия, Австралия и т.п.), государственные (федеральные), региональные, территориально- отраслевые, местного самоуправления, технологии трудовых ассоциаций. Речь прежде всего идет о сквозных проблемах: права человека, загрязнении окружающей среды, обеспечении качества жизни, обеспечении продовольствием, здоровье людей, их болезнях, обустройстве и т.д.

В связи с этим особое внимание в нынешней ситуации должно быть уделено глобальным технологиям предотвращения кризисов, катастроф, конфликтов: техногенных (Чернобыль), экологических (аварии на нефтепроводах, танкерах, подводных лодках ("Комсомолец")), военных, продовольственных, демографических и др., которые существенно корректируют усилия по оптимальному освоению социального пространства.

По сферам жизнедеятельности людей различают экономические, политические, духовно-культурные, технологии управления социальными процессами.

По видам деятельности людей различают технологии: промышленно-трудовые, аграрные, учебные, внедренческие, семейно-бытовые и др.

По значимости принято выделять два класса технологий: универсальные и частные.

 

vikidalka.ru - 2015-2018 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных