Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Порядок исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях органами внутренних дел




Стать ёй 2 Закона № 3-ФЗ от 07.02.2011 г. «О полиции», п.1 пп. 5 установлено, что полиция осуществляет производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний. Таким образом, возможно сделать вывод о непосредственном участии данного органа внутренних дел в исполнительном производстве, как минимум, в той части, которая состоит в прямом воздействии на лиц, в отношении которых реализуется исполнительное производство.

На это напрямую указывает ст. 62 Закона № 229-ФЗ, которая гласит, что «…Сотрудники органов внутренних дел в пределах предоставленных им федеральным законом полномочий оказывают содействие судебным приставам-исполнителям в ходе исполнительного производства, в том числе при осуществлении розыска должника, его имущества или розыска ребенка, в порядке, установленном совместным нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.» [40]

Органы внутренних дел имеют право на самостоятельное исполнение отдельных дел по административными правонарушениям. Оно может осуществляться в следующих случаях:

а) согласно ст. 28.6 КоАП РФ, должностные лица органов внутренних дел, принимая решение в пределах своей компетенции о назначении правонарушителю административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа, налагаемого на месте совершения правонарушения (без составления протокола), сами же их исполняют;

б) согласно статей 32.1 и 32.2 КоАП РФ, должностные лица органов внутренних дел, рассмотревшие протокол по делу об административном правонарушении, организуют деятельность уполномоченных субъектов по исполнению вынесенных ими постановлений о назначении административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа;

в) согласно ст. 32.3 КоАП РФ, должностные лица органов внутренних дел организуют исполнение вынесенных судьей постановлений о назначении административных наказаний в виде возмездного изъятия или конфискации оружия и боевых припасов, лишения права управления транспортными средствами, административного ареста.

Регламентация порядка взаимодействия органов внутренних дел и службы судебных приставов по организации взаимодействия осуществляется «Положением о взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Министерства внутренних дел Российской Федерации и их территориальных органов», утверждённое совместным Приказом Минюста РФ и МВД РФ № 208/1003 от 09.12.2005 г.

Согласно п. 4.3 данного Положения, подразделения Федеральной службы судебных приставов (ФССП) информируют МВД России, его территориальные органы об исполнении направленных в ФССП России, её территориальные органы постановлений органов внутренних дел Российской Федерации по делам об административных правонарушениях, в том числе о случаях ненадлежащего оформления исполнительных документов.

Кроме того, в обязанность подразделениям ФССП вменено сообщение МВД России, его территориальным органам о случаях возбуждения исполнительного производства в отношении органов внутренних дел Российской Федерации (п. 4.4 Положения).

Также, подразделения ФССП обязаны представлять в территориальные органы МВД России по месту совершения исполнительных действий копии постановлений о наложении (снятии) запрета на снятие с учёта, изменение регистрационных данных, проведение государственного технического осмотра автотранспортных средств должника (п. 4.5 Положения).

Кроме этого, подразделения ФССП направляют в территориальные органы МВД России копии документов, ограничивающих право граждан Российской Федерации на выезд из Российской Федерации в связи с их уклонением от исполнения обязательств, наложенных на них судом для выдачи уведомлений в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также информируют о снятии этих ограничений (п. 4.6 Положения).

Однако, следует отметить тот факт, что Законом № 229-ФЗ устанавливается лишь вспомогательная роль по отношению к судебным приставам-исполнителям. При этом, основной причиной использования функций органов внутренних дел при взаимодействии с судебными приставами-исполнителями является препятствие им в совершении исполнительных действий или в случае, если их жизни и здоровью угрожает опасность.

На оказание содействия указывает и п. 1 пп. 41 ст. 12 Закона № 3-ФЗ от 07.02.2011 г. «О полиции», который прямо устанавливает требование оказания содействия судебным приставам с целью «…исполнения судебных актов и актов других органов, при осуществлении розыска гражданина - ответчика по гражданскому делу, а также должника, имущества должника или розыска ребенка по исполнительным документам».

Следует указать на то, что порядок данного взаимодействия установлен Методическими рекомендациями по осуществлению привода лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю, утверждёнными Федеральной службой судебных приставов РФ (документ без номера, без даты). [41]

Согласно п. 2.12 данного документа, «… В целях обеспечения исполнения привода или устранения причин, препятствующих его исполнению, старший судебный пристав или старший группы судебных приставов, в необходимых случаях обращаются за содействием к администрации предприятия, командованию воинской части, организации, в учреждения по месту работы или учебы лица, подлежащего приводу или в органы внутренних дел».

В соответствии с Приказом Минюста РФ № 208, МВД РФ № 1003 от 09.12.2005 г. «Об утверждении Положения о взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Министерства внутренних дел Российской Федерации, их территориальных органов», ФССП России и МВД России, их территориальные органы организуют регулярный обмен информацией в порядке, установленном названным Положением.[42]

Следует отметить, что в наибольшей степени роль органов внутренних дел в исполнении постановлении по делам об административных правонарушениях проявляется при исполнении дел, по которым проходят граждане, имеющие автотранспортные средства. Основной причиной этого является, прежде всего, наличие централизованной базы автотранспортных средств, ведущейся ГИБДД МВД РФ. Кроме того, обращение взыскания на автотранспортные средства часто бывает более эффективным, нежели на другое имущество правонарушителя, так как оно может использоваться как инструмент заработка (например, в виде такси).

По информации С.Н. Чмырёва и Е.В. Щёголевой, «… осуществление розыскных мероприятий в отношении автотранспортных средств начинается с установления факта наличия их в собственности должника. Для этого направляется соответствующий запрос в региональный орган Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России».[43]

С целью обеспечения обращения взыскания необходимо, с одной стороны, не допустить отчуждения автотранспорта должником-правонарушителем, а также – описать данное имущество и арестовать его. Следует отметить, что ввиду ограниченности ресурсов службы судебных приставов самостоятельная реализация данного исполнительного процесса без привлечения органов внутренних дел, невозможна, что свидетельствует, как минимум, о равнозначности усилий органов внутренних дел и службы судебных приставов в данной ситуации.

С свою очередь, с целью обеспечения обращения взыскания на автотранспорт должника-правонарушителя, в ГИБДД службой судебных приставов направляется соответствующее постановление.

Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утверждёнными Приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. №1001 (ред. от 13.02.2015 г.) «О порядке регистрации транспортных средств», установлено, что «… снятие с учёта транспортных средств на основании постановления судебных приставов-исполнителей об обращении на них взыскания может производиться только судебными приставами-исполнителями в порядке, установленном п. 44 данных Правил».[44]

Когда место нахождения автотранспорта неизвестно, производится вынесение постановления о его розыске, в котором указываются данные о транспортном средстве, куда входят:

– модель транспортного средства;

– год выпуска;

– номер государственного регистрационного знака и регион регистрации;

– цвет по установленной классификации;

– номера кузова и двигателя, шасси;

– VIN-код.

Необходимо отметить, что вышеприведённая информация имеется у подразделений ГИБДД и может предоставляться по запросу из подразделения ФССП, осуществляющего розыск. Постановление о розыске также содержит порядок информирования подразделения ФССП о задержании автотранспортного средства. Далее, осуществляется передача данного постановления в орган внутренних дел по месту нахождения подразделения ФССП, возбудившего исполнительное производство.

Сотрудниками ГИБДД производится задержание автотранспортных средств в случае:

– попытки регистрации отчуждения автотранспортного средства должником-правонарушителем в пользу третьих лиц – при ведении автоматизированных баз данных, содержащих информацию о автотранспортных средствах;

– в случае выявления автотранспортного средства в транспортном потоке – при работе на посту.

Далее, осуществляется доставка автотранспортного средства в территориальные ОВД, после чего осуществляется информирование соответствующего органа ФССП, возбудившего исполнительное производство.

Далее, подразделение ФССП при получении информации о задержании автотранспортного средства, в лице судебного пристава-исполнителя прибывает на место задержания (нахождения) данного объекта. Им составляется опись и арест данного автотранспортного средства.

Автотранспортное средство, на которое наложен арест, как правило, изымается из владения должника и передаётся на ответственное хранение третьему лицу, с одновременным запрещением его эксплуатации, ввиду того, что транспортные средства являются источниками повышенной опасности. При этом, их эксплуатация сопряжена с существенной вероятностью их повреждения или гибели в её процессе.[45]

В соответствии с совместным Приказом Минюста РФ и МВД РФ № 280/1003 от 09.12.2005 «Об утверждении Положения о взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Министерства внутренних дел Российской Федерации, их территориальных органов», п. 4.5, территориальные органы МВД России «… информируют ФССП России, её территориальные органы о случаях обращения в подразделения Госавтоинспекции для проведения регистрационных действий, государственного технического осмотра автотранспортных средств, в отношении которых судебными приставами-исполнителями введены запреты и (или) ограничения».[46]

По данным С.Н. Чмырёва и Е.В. Щёголевой «… в службе судебных приставов Читинской области активно используются данные областного батальона ДПС ГИБДД об административных правонарушениях, совершенных водителями автотранспорта, имеющими в собственности автотранспортные средства, зарегистрированные на подставных лиц.

В Республике Карелия достигнута договоренность об оборудовании в помещении Управления ГИБДД рабочего места с установкой ПЭВМ за счет службы судебных приставов, где сотрудник розыскного подразделения может входить в базу данных ГИБДД и получать необходимую информацию на должников – владельцев автотранспортных средств.

В Приморском крае с целью организации взаимодействия подразделений службы судебных приставов и органов внутренних дел по розыску автотранспортных средств разработан совместный приказ, определяющий порядок работы и обязанности обеих сторон. Данным приказом с целью упрощения процедуры проверки и повышения эффективности использования автоматизированного банка данных транспортные средства, находящиеся в розыске по постановлению судебных приставов-исполнителей, включаются в базу данных угнанного транспорта. Это решение отличается от общепринятого в органах внутренних дел порядка постановки транспортных средств в федеральную базу разыскиваемого транспорта. Обычно такая постановка осуществляется соответствующими органами только при возбуждении уголовного дела по признакам состава преступления, однако принятые меры позволили существенно повысить результативность обращения взыскания на автотранспортные средства». [47]

Однако, только автотранспортными средствами не исчерпывается взаимодействие органов внутренних дел и ФССП. Представляется, что основа такого взаимодействия – наличие у органов внутренних дел объективной информации о составе имущества, на которое может быть наложен обеспечительный арест. Как показывает практика, в качестве такого имущества могут выступать, например, недвижимость.[48]

Таким образом, можно сделать вывод о том, что роль органов внутренних дел в исполнительном производстве двоякая. С одной стороны, они имеют право самостоятельного производства по делам об административных правонарушениях согласно норм КоАП РФ, а с другой – они выполняют роль помощника ФССП РФ, предоставляя данной организации как силовую, так и организационно-информационную поддержку при реализации исполнительного производства.

vikidalka.ru - 2015-2018 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных