Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ИНИЦИАЛЬНОЕ ЗАИКАНИЕ




Резниченко Т. С.

Чтобы ребенок не заикался.Книга для родителей / Т.С. Резниченко. — М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2007.

 

Растерянность, чувство вины, отчаяние охватывает родителей заикающихся детей. Почему еще недавно малыш говорил хорошо, даже лучше многих ровесников, а сейчас и слова не может произнести? Чем можно помочь ребенку? Когда лучше начать лечение? Как улучшить внимание, научить читать в 3 года? И главное, как воспитать спокойного, уравновешенного ребенка?

Ответы на эти и многие другие вопросы дает опытный логопед Резниченко Т. С. — консультант детского отделения Центра патологии речи и нейрореабилитации г. Москвы, работающий более 20 лет с заикающимися детьми. — Для широкого круга читателей.

ВВЕДЕНИЕ

Заикание — такое нарушение плавности речи, когда запинки, повторение и растяжение слогов и звуков сопровождаются мышечным напряжением — судорогой произносительного аппарата (органов артикуляции, дыхания, голоса). Говорящий с трудом передает сообщение, а собеседник испытывает напряжение, слушая его речь. Попытка преодолеть запинки обычно усиливает заикание.

Большинство современных исследователей сходятся в мнении, что заикание — внешнее проявление невротических, эмоциональных, речевых нарушений.

В некотором смысле заикание можно считать айсбергом, вершина которого — неплавность речи, а подводная часть — различные причины, приведшие к этому.

 

 
 

Возникает заикание в возрасте от 2 до 5 лет. Это период становления фразовой речи, во время которого запинки (внезапные остановки в речи) отмечаются у большинства детей. Они называются физиологическими. Кроме того, в данном возрасте дети могут повторять или растягивать отдельные звуки, слоги, слова, а иногда вставлять эмболы (лишние звуки и слова: «а», «ну», «вот» и т.п.). Это нормальный процесс становления ритмичной речи. Когда ребенок научится лучше выражать свои мысли, запинки будут проявляться реже. Если же они становятся настолько частыми, что затрудняют общение, появляется основание для беспокойства. Не думайте, что такие запинки пройдут сами по себе, тем более, если заметно, как ребенок старается скрыть их. Не откладывайте свой визит к логопеду и психиатру.

Заиканием страдает примерно 3% детей. Его распространенность зависит от такой особенности языка, как темп речи. У французов заикается 5-7%, у немцев — 2% населения, американские индейцы не заикаются вообще. Заикание у мальчиков отмечается в 3-4 раза чаще, чем у девочек.

 

Вероятность возникновения заикания увеличивается:

• если заикается кто-то из родственников;

• у аллергиков;

• при частых респираторных заболеваниях;

• при нарушении внимания[1].


Заикание может возникнуть остро, то есть внезапно, вследствие психической травмы — испуга, конфликта, неожиданного изменения образа жизни (начало посещения детского сада, рождение младшего брата или сестры, переезд и т.п.) или нарастать постепенно, иногда в течение нескольких месяцев. В целом это весьма индивидуально.

 

Алина испугалась собаки и сразу после этого начала заикаться. Дима пришел из детского сада с заиканием, а ведь утром все было в порядке. Алеша вообще начал говорить много позже, чем сверстники, и сразу с запинками. Марина вдруг стала почти перед каждым словом говорить «А». Родители останавливали ее, просили не произносить этого звука. «А» исчезло, но появились запинки. Наташа занималась с логопедом, наблюдалась у психиатра. Последние два года речь девочки не вызывала беспокойства. Но вот она пошла в школу, и заикание опять появилось.

 

Состояние речи заикающихся детей может меняться. Временами ребенок говорит хорошо, и вдруг наступает ухудшение. Обычно родители

связывают его со временем года (весной и осенью запинки усиливаются) или временем суток (некоторые дети, просыпаясь, капризничают и больше заикаются, потом разгуливаются, настроение у них улучшается, запинки становятся реже; другие же наоборот, с утра говорят хорошо, а к вечеру заикаются). Есть дети, у которых ухудшение в речи наступает после перенесенного заболевания. По-разному может ребенок говорить дома и в школе или в детском саду.

 

«Он прекрасно говорит, когда мы вдвоем, — сердится Алешина мама, — но стоит прийти моей подруге, он нарочно заикается, чтобы я обратила на него внимание».

 

И, наконец, речь ребенка может ухудшаться и улучшаться без видимых причин. Это отмечает большинство родителей.

Но ведь волнообразность характерна для течения заикания. Даже когда лечение успешно, бывают периоды ухудшения. Важно, чтобы они наступали реже и не были такими сильными, как предыдущие, тогда можно сказать: «Да, ухудшение, но в процессе улучшения».

Меры, принимаемые для восстановления нарушенной плавности речи, определяются в первую очередь тем, когда возникло заикание. Если заикание отмечается не более двух месяцев, оно считается инициальным (начальным), если больше — закрепившимся. Мы знаем, что вначале на сломанную конечность накладывают гипс, а потом, когда кость срастается, назначают массаж, физкультуру. И никому не приходит в голову держать ногу в гипсе вечно. Так и рекомендации при инициальном заикании существенно отличаются от тех, которые даются при заикании закрепившемся.

ИНИЦИАЛЬНОЕ ЗАИКАНИЕ

vikidalka.ru - 2015-2018 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных