Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Доходы территориальных бюджетов




Российской Федерации за 1999 г. (млн. руб.)

 

Наименование показателей Территориальные бюджеты Региональные бюджеты Местные бюджеты
Доходы без внутренних оборотов      
I. Налоговые доходы      
из них      
1. Налог на прибыль      
2. Подоходный налог с физических лиц      
3. Налог на добавленную стоимость      
4. Акцизы      
5. Налог с продаж      
6. Налоги на совокупный доход      
7. Налоги на имущество      
8. Платежи за использование природных ресурсов      
9. Прочие налоги и сборы      
II. Неналоговые доходы      
из них      
1. Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности или деятельности      
2. Административные платежи и сборы      
3. Штрафные санкции, возмещение ущерба      
III. Безвозмездные перечисления от бюджетов других уровней      
из них      
1. Дотации      
2. Субвенции    
3. Средства, полученные по взаимным расчетам      
4. Трансферты      
IV. Доходы целевых бюджетных фондов      

 

Кроме того, в местные бюджеты поступило из региональных бюджетов 82648 млн. руб. в виде дотаций, субвенций, трансфертов, средств, полученным по взаимным расчетам.

Собственные доходы территориальных бюджетов включают следующие налоги и сборы:

1. Налоги, сборы и другие поступления, включающие местные налоги и сборы. Из них наиболее крупные налоги и сборы:

• поступления по административным штрафам и санкциям;

• сборы, взимаемые автомобильной инспекцией;

• сборы за регистрацию предприятий, общественных организаций, банков и их филиалов;

• транспортный налог;

• налог на рекламу;

• налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров;

• сбор за право торговли;

• целевые сборы с граждан и предприятий всех организационно-правовых форм на содержание милиции, благоустройство и другие цели;

• регистрационный сбор с физических лиц. Занимающихся предпринимательской деятельностью;

• сбор со сделок, произведенных на товарных биржах и при продаже и покупке валюты;

• сбор за уборку территорий населенных пунктов;

• поступления от лицензирования отдельных видов деятельности;

• сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц;

• налог на содержание жилищного фонда и объектов социальной сферы;

• лицензионный сбор за право производства и торговли спиртными напитками и пивом.

2. Налоги на имущество, в том числе:

• налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;

• налог на имущество предприятий;

• налог на имущество физических лиц.

3. Доходы от приватизации собственности, принадлежащей субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, в том числе;

• доходы от приватизации объектов государственной и муниципальной собственности;

• доходы от продажи земли;

• доходы от продажи квартир гражданам.

4. Земельный налог, включающий:

• земельный налог и арендную плату за земли сельскохозяйственного назначения, включая сельхозугодья в составе лесного фонда;

• земельный налог и арендную плату за земли несельскохозяйственного назначения;

• доходы от централизации средств земельного налога и арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения, земли городов и других населенных пунктов;

• возмещение потерь сельскохозяйственного производства, связанных с изъятием сельхозугодий.

5. Средства обязательного медицинского страхования, средства внебюджетных и отраслевых фондов.

6. Платежи за пользование недрами и природными ресурсами, в том числе:

• платежи за пользование недрами;

• лесные подати, включая арендную плату и плату за земли лесного фонда;

• плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем;

• плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов;

• отчисления на воспроизводство, охрану и защиту лесов.

Территориальные органы власти заинтересованы в собственных источниках доходов. Они позволяют шире проявлять хозяйственную инициативу, добиваться увеличения платежей в бюджет.

Постоянно увеличивающиеся расходы территориальных бюджетов при недостаточном росте объема собственных доходов вызывали необходимость наделения средствами этих бюджетов. Это осуществлялось главным образом за счет регулирующих источников, т.е. средств, поступивших из источников вышестоящих бюджетов.

В число главных регулирующих доходов территориальных бюджетов входят отчисления:

1) от налога на добавленную стоимость;

2) от акцизов;

3) от налога на прибыль (доход) предприятий;

4) от подоходного налога с физических лиц.

Нормативы отчислений регулирующих доходов утверждаются вышестоящими территориальными органами власти в зависимости от общей суммы расходов территориального бюджета и объема их собственных доходов.

По объему и экономическому значению ведущее положение в доходах территориальных бюджетов занимают отчисления от регулирующих налогов. Их роль заключается не только в обеспечении финансовыми ресурсами территориальных органов власти, но и в повышении их заинтересованности в мобилизации средств в вышестоящий бюджет.

Регулирование территориальных бюджетов. Существующая система регулирования территориальных бюджетов имеет ряд достоинств: 1) позволяет обеспечить необходимыми средствами территориальные бюджеты независимо от производительности местных источников; 2) создает предпосылки к выравниванию уровней развития отдельных территориальных единиц; 3) стимулирует территориальные органы власти к выполнению планов мобилизации федеральных и региональных налогов.

В то же время используемый метод регулирования территориальных бюджетов имеет недостатки. Главный из них — наличие элементов субъективности при формировании регулирующих доходов территориальных бюджетов, что выражается в не всегда объективном установлении величины нормативов отчислений от регулирующих налогов и выборе их состава. Этот недостаток будет установлен введением в практику бюджетного планирования государственных минимальных социальных и финансовых норм. Речь идет о том, чтобы разработать и утвердить нормы минимальной обеспеченности каждого жителя набором социальных благ, в том числе по народному образованию, здравоохранению, жилищно-коммунальному обслуживанию и т.д. Эти нормы должны быть дифференцированы по отдельным регионам страны с учетом климатических, исторических, этнических особенностей и уровня обеспеченности населения этими услугами.

Так как темпы роста расходов территориальных бюджетов превышают темпы роста их доходов (несмотря на отчисления от регулирующих налогов), иногда возникает необходимость в дотациях, субвенциях и субсидиях из вышестоящего бюджета.

С 1994 г. в Российской Федерации в качестве регулирующих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации стали использовать трансферты, т.е. средства, полученные из фонда финансовой поддержки регионов, созданного за счет источников федерального бюджета.

Позже подобные фонды были созданы в регионах за счет средств региональных бюджетов для оказания финансовой помощи муниципальным образованиям.

Новизна и преимущества этого способа регулирования территориальных бюджетов заключаются в том, что средства территориям выделяются на основе единой для всех бюджетов методики, учитывающей 1) территориальные бюджетные доходы (налоговый потенциал территории), то есть бюджетные доходы, поступившие в бюджетную систему с соответствующей территории; 2) численность населения, проживающего на соответствующей территории.

Тем самым выделение средств территориям осуществляется па объективной основе — общей для всех формуле расчета выделения средств из общего фонда финансовой поддержки.

Расходы территориальных бюджетов. Развитие экономического потенциала страны, увеличение населения, расширение процесса урбанизации являются основными факторами увеличения числа и объема территориальных бюджетов.

Рост территориальных бюджетов непосредственно связан с процессом урбанизации, следовательно, расширением социально-бытовой инфраструктуры. В общем объеме территориальных бюджетов постоянно увеличивается удельный вес городских и поселковых бюджетов.

Рост городских поселений, увеличение числа городских жителей, рост крупных городов, где бюджетные расходы на одного жителя в пять-семь раз выше, чем в малых городах, влекут за собой увеличение расходов городских бюджетов, темпы роста которых опережают темпы роста звеньев местных бюджетов.

Направление использования средств территориальных бюджетов характеризуют данные табл. 8.2.

Следует отметить, что структура расходов отдельных видов территориальных бюджетов не одинакова и зависит от объема хозяйства и подведомственности его территориальным органам различного уровня. Так, республиканским, краевым, областным и городским органам власти подчинена подавляющая часть предприятий местной промышленности, жилищно-бытового хозяйства и торговли, поэтому удельный вес ассигнований на народное хозяйство в расходах этих бюджетов наиболее значителен и превышает 40%. В ведении же районных, поселковых и сельских органов власти находятся в основном социально-культурные учреждения, в этих бюджетах подавляющая часть расходов приходится на финансирование социально-культурных мероприятий.

Территориальным органам подведомственна подавляющая часть социально-культурных учреждений, и в первую очередь учреждения народного образования и здравоохранения. Поэтому в территориальных бюджетах значительно преобладают расходы на социально-культурные мероприятия. Если в краевых, областных и городских бюджетах они составляют от 30 до 50% всех расходов, то в районных, поселковых и сельских бюджетах — от 60 до 80%.

Таблица 8.2






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных